Глава 2. Иследования развития физических качеств младших школьников на уроках физической культуры посредствам игры. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глава 2. Иследования развития физических качеств младших школьников на уроках физической культуры посредствам игры.

2020-07-07 94
Глава 2. Иследования развития физических качеств младших школьников на уроках физической культуры посредствам игры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2.1 Диагностика развития физических качеств младших школьников

Целью экспериментального исследования выступало диагностика развития физических качеств младших школьников.
Исследование проводилось с детьми младшего школьного возраста с 1 по 4 класс МБОУ СОШ №14  «Киселёвского городского округа».

Уровень развития физических качеств у детей младшего школьного возраста, необходимо использовать следующие показатели:

1) Силовые возможности:
а)результаты подтягивания на низкой перекладине высотой 90 см;
б) результаты удержания в висе на перекладине;
в) результаты подъема и опускания туловища из положения лежа, руки за голову, ноги закреплены (максимальное число раз);
г) результаты подъема и опускания туловища из положения лежа, руки за голову, ноги закреплены (максимальное число раз в течение 30 с);
д) результаты подъема ног из положения лежа (максимальное число раз);
е) результаты подъема ног из положения лежа (максимальное число раз в течение 30 с);
ж) результаты удержания туловища под углом 40°;

2) Скоростно-силовые возможности:
а) результаты метания малого мяча правой рукой;
б) результаты метания малого мяча левой рукой;
в) результаты броска набивного мяча весом 1 кг;
г) результаты прыжка в длину с места;
д) результаты прыжка в высоту по Абалакову;

3) Скоростные возможности:
а) результаты в беге на 30 м;
б) результаты в беге на месте в течение 10 с;
в) результаты в челночном беге 3 × 10 м;
г) результаты прыжков на скакалке в течение 20 с;

4) Выносливость:
а) результаты теста «пульс/скорость»;

5) Гибкость:
а) результаты теста «наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке»;
6) «выкрут рук»;

6) Координация :
а) результаты теста «падение палки»;
б) теппинг-тест на максимальное количество касаний в четырех квадратах (кол-во раз) – квадрат;
в) теппинг-тест для правой и левой руки (кол-во раз) – правая рука, левая рука;
г) теппинг-тест для правой и левой ноги (кол-во раз) – правая нога, левая нога;
д) тест на перекрестную работу рук и ног (кол-во раз) – перекрестная работа;
е) стойка на 1 ноге.

Все перечисленные тесты предлагаются разными авторами: К. Р. Фокс, С. Д. Бидл, 1993; В. И. Лях, 1998; Л. В. Волков, 2002.
И  описаны в соответствующих пособиях по теории и методике детского и юношеского спорта и в учебных программах, предназначенных для общеобразовательных школ (В. И. Лях, 1998) в качестве критериев, позволяющих оценивать соответствующие физические качества у детей данного возрастного диапазона.

В каждом возрастном диапазоне существует ряд зависимостей между критериями физической подготовленности детей, которые не всегда легко и однозначно поддаются объяснению с традиционных позиций теории и методики физической культуры и спорта, рассматривающих отдельные физические качества как отражение конкретных энергетических потенций организма.

В целом у девочек и мальчиков 7 лет собственно скоростные возможности мало дифференцированы; на выполнение упражнений, призванных отражать качество скорости, заметное влияние оказывают их скоростно-силовые кондиции, а также уровень развития координационных способностей. В связи с этим, по-видимому, выделение в данном возрасте указанного физического качества мало обосновано, а приоритет при выборе тестирующих процедур следует отдавать скоростно-силовым упражнениям.

Структура выявленных статистически значимых зависимостей довольно значительно изменяется при анализе матриц корреляций физических качеств по признаку пола и с переходом от одной возрастной группы к другой.

У школьников младших классов, по сути, не существует дифференциации их двигательных возможностей в соответствии с общепринятой градацией физических качеств. В этом случае результаты едва ли не любой предложенной им тестирующей процедуры можно было бы принять в качестве интегрального критерия их физической подготовленности.

Силовые возможности детей младшего школьного возраста определяются целым рядом причинных факторов. В связи с этим их тестирование у указанного контингента лиц должно носить комплексный характер и включать различные упражнения для основных мышц и мышечных групп. В то же время разные виды упражнений для одной и той же мышечной группы (например, в нашем случае подъем и опускание туловища из положения лежа, руки за голову, ноги закреплены, выполняемые в двух вариантах, максимально возможное число раз и количество повторений за 30 с, а также поднимание ног из положения лежа в подобном исполнении) только дублируют друг друга, в связи с чем в качестве тестирующей процедуры следует использовать лишь одно из них.

Что касается скоростно-силовых и скоростных возможностей, то здесь подтвердилось наше предположение о том, что их развитие довольно сильно взаимообусловлено и переплетается с уровнем развития координации. Набор тестирующих процедур должен формироваться отдельно для лиц, сгруппированных по полу и возрасту.

Среди тестов на координацию сохраняют свои позиции значимых (вклад причинных факторов первого порядка) «правая рука» и «левая рука».

Учитывая, что при подобном подходе результаты факторного анализа не всегда могут быть объяснимы и логичны с точки зрения и педагогической, и физиологической, мы решили проанализировать их несколько другим путем. При этом мы исходили из того, что в наибольшей степени требованию избирательности будет отвечать та тестирующая процедура, которая статистически достоверно взаимосвязана с наибольшим числом иных тестов, призванных отражать одно и то же двигательное качество. Результаты проведения сравнительного анализа показали, что комплексная процедура для тестирования уровня развития у детей младшего школьного возраста отдельных физических качеств должна быть различна

Девочки 7 лет: бег на месте 10 с, подтягивание, прыжок в длину с места, выкрут рук, «правая рука», пульс/скорость.

Девочки 8 лет: прыжки на скакалке 20 с, удержание в висе, прыжок в длину с места, наклон вперед, «правая нога», пульс/скорость.

Девочки 9 лет: бег на месте 10 с, наклон вперед, подъем туловища, метание правой и левой руками, падение палки, пульс/скорость.

Девочки 10 лет: прыжки на скакалке 20 с, подъем туловища, бросок мяча весом 1 кг, выкрут рук, «квадрат», пульс/скорость.

Мальчики 7 лет: прыжки на скакалке 20 с, подъем туловища, бросок набивного мяча весом 1 кг, выкрут рук, «квадрат», «правая рука», пульс/скорость.

Мальчики 8 лет: 3 х10 м, удержание в висе, прыжок в высоту с места, выкрут рук, «квадрат», пульс/скорость.

Мальчики 9 лет: бег на месте 10 с, подъем туловища, прыжок в длину с места, наклон вперед, перекрестная работа, пульс/скорость.

Мальчики 10 лет: 3 х10 м, удержание в висе, бросок набивного мяча весом 1 кг, выкрут рук, «квадрат», пульс/скорость.

Для определения эффективности предложенной методики в эксперименте применялось тестирование физической подготовленности:

1. Общая выносливость (бег 6 минут, м);

2. Координационные способности (челночный бег 4х9 м, сек);

3. Скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см);

4. Скоростно-силовые способности (метание набивного мяча (1 кг), м);

5. Силовые способности (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз);

6. Активная гибкость (наклон вперед, см);

7. Силовые способности (поднимание туловища за 1 минуту, кол-во раз);

8. Скоростные способности (бег 30 м, сек)

Измерение скоростных способностей у мальчиков начальной школы измеряли тестом бег на 30 метров. Выявлено, что на начало эксперимента мальчики второго класса преодолевают дистанцию за 6,01±0,18 секунд, мальчики третьего класса за 5,72±0,16 секунд, а четвертого класса за 5,71±0,10 секунд соответственно. Темпы снижения времени на преодоление дистанции составили во втором классе - 0,5 секунды, в третьем классе и 0,3 секунды, в четвертом классе - 0,4 секунды соответственно. Возрастная динамика скоростных способностей у девочек со второго по четвертый классы оказалась менее значительной. Так девочки на начало эксперимента второго класса преодолели дистанцию 30 метров за 6,41±0,26 секунды, девочки третьего класса – за 6,3±0,20 секунды, а четвертого класса за – 5,9±0,11 секунды соответственно. Девочки четвертого класса преодолели дистанцию 30 метров медленнее, чем девочки второго и третьего класса, что соответствует снижению времени на 0,6 и 0,8 секунды.

Скоростно-силовые качества ног у мальчиков начальных классов определяли тестом прыжок в длину с места. Результаты исследования показали, что мальчики второго класса выполнили прыжок в начале эксперимента на 133,29±4,66 сантиметров, мальчики третьего класса - на 138,20±3,57 сантиметров, а мальчики четвертого класса - на 146,00±3,73 сантиметра.
Вывод: у учащихся темпы прироста спортивного результата оказались одинаковыми во всех трех классах.

Развитие скоростно-силовых качеств у девочек оказались следующими. Второклассницы в среднем смогли выполнить прыжок на момент начала эксперимента на 123,7±5,94 сантиметров, девочки третьего класса – на 126,38±6,37 сантиметров, а четвертого - на 141,67±6,26 сантиметров соответственно. По окончании эксперимента произошло увеличение показателей во всех трех классах во втором классе показатели улучшились до 130,7±2,90 сантиметров, в третьем классе - 133,38±2,41 сантиметров, в четвертом классе – до 146,38±2,21 сантиметров.
 Вывод: неоднозначное развитие скоростно-силовых качеств у школьников, так у девочек они оказались выше, чем у мальчиков.


 

Для определения силы рук мальчики выполняли тест подтягивание на высокой перекладине. Во втором классе мальчики в среднем подтянулись 3,63±0,37 раза, в третьем классе - 4,55±0,32 раза, а в четвертом – 5,54±0,30 раза соответственно. Установлено, что различия в спортивных результатах оказались несущественными. В данном тесте индивидуальные высокие результаты отдельных школьников оказали существенное влияние на средние групповые значения. Возможно, такой результат получился из-за недостаточной нагрузки на развитие силы.



У девочек начальных классов силу рук определяли тестом подтягивание на нижней перекладине в висе лежа. Во втором классе девочки смогли выполнить данное упражнение в среднем 8,01±1,37 раз, в третьем классе в среднем только 9,05±0,50 раз, а в четвертом классе – 12,50±2,36 раз. Однако по окончанию эксперимента динамика изменила, так девочки второго на 4 раза, тогда как третьего и четвертого классов улучшили результат на 3 раза. Такая неоднозначная динамика развития силы рук у девочек больше всего обусловлена индивидуальными особенностями развития данного качества.
 
Динамика подтягивания на низкой перекладине в висе лежа у девочек. Для определения силовой выносливости выполнялся тест сгибание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту. Во втором классе мальчики показали результат 14,18±0,97 раз, в третьем классе – 16,83±0,86 раз, в четвертом – 17,38±1,19 раз соответственно.

 


 

Для определения силовой выносливости выполнялся тест сгибание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту. Во втором классе мальчики показали результат 14,18±0,97 раз, в третьем классе – 16,83±0,86 раз, в четвертом – 17,38±1,19 раз соответственно. На конец эксперимента показатели изменились и составили во втором классе 17,18±0,17 раз, в третьем классе – 18,23±0,46 раз, в четвертом – 19,38±2,09 раз соответственно

 

У девочек начальной школы уровень развития силовой выносливости мышц туловища имеет следующие значения во втором классе изменился до 14,50±2,72 раза, в третьем классе – до 16,26±1,11 раза, тогда как в четвертом классе изменений не наблюдалось.

 

Для определения гибкости выполнялся тест наклон туловища в положении сидя, ноги вместе. На момент окончания эксперимента показатели мальчиков изменились одинаково во всех трех классах, прирост составил по 1 сантиметру.
 Судя по результатам эксперимента теста на наклон туловища в положении сидя, ноги вместе девочки показатели изменение результата во втором и третьем классе, как и у мальчиков на 1 сантиметр. Тогда как в четвертом классе этот показатель вырос на 2 см.



 


 

 

 Опытно-экспериментальная работа показала на важность и значимость решения проблемы развития физических качеств учащихся начальных классов на уроках физической культуры.

2.2 Развитие физических качеств младших школьников посредствам игры

По мнению В.С. Черник, в младшем школьном возрасте воспитание физических качества осуществляется преимущественно в игровой деятельности. Когда различные игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с наступающим утомлением.
К таким играм относятся:
 а) игры, требующие удержания внешних объектов (например, эстафеты с набивными мячами);
б) игры с преодолением сопротивления (например, перетягивание каната);
в) игры с чередованием режимов напряжения разных мышечных групп (например, эстафеты с переноской грузов различного веса).
 В данном возрасте используются следующие подвижные игры:
 - «Кошечка» (развитие гибкости с помощью физических упражнений в игровом варианте, игра тренирует мышцы спины, особенно поясницы);
 - «Жираф» (Перед игроками раскладывают предметы. Задача игрока – стоять прямо, не сгибая ног достать все предметы. В данной игре развивается гибкость поясницы, мышцы рук и ног);
 - «Гигантские шаги» (Игра развивает гибкость; игра нацелена на улучшение растяжки и заставляет работать группы мышц ног. Кроме того, игра улучшает глазомер). Игры для развития быстроты движений:
 - «День и ночь» (развивает быстроту реакций); - «Пятнашки» (развитие быстроты реакций и прыгучести);
 - «Меняйся местами» (развитие быстроты движений
Подбирая подвижные игры и упражнения к ним, с целью использования их для воспитания двигательных качеств, мы исходили из того, что основной компонент действия рассматривался с позиции двигательной установки, где качественные характеристики избираемых игр и упражнений находятся в изолированном соответствии с характером двигательных качеств. Поэтому нами была избрана специфика качественной направленности подвижных игр в виде некоторых правил, которые позволили более точно определить соответствие игр, направленных на воспитание двигательных качеств.

На основании педагогических наблюдений нами были отобраны и сгруппированы подвижные игры по преимущественному воздействию на те, или иные двигательные качества.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.