Теоретические основы конкурентоспособности — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Теоретические основы конкурентоспособности

2020-07-07 273
Теоретические основы конкурентоспособности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней ее иерархии: продукции (товаров и услуг), предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность приобретает конкурентоспособность предприятия как основного звена экономики. Несмотря на большое количество факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, все же основным и определяющим из них остается его способность производить конкурентоспособную продукцию и создавать условия для ее продвижения на рынок. [4, стр.68]

Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках. [5, стр.74]

Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества, который в значительной степени определяет формы хозяйственной деятельности людей и наиболее ярко проявляется в такой экономической категории, как конкуренция.

Конкуренция возникает в том случае, если на одном и том же рынке продается много близких по своим потребительским свойствам товаров. Суть конкурентной борьбы состоит в улучшении или сохранении позиции предприятия на рынке, что достигается благодаря отличию поставляемых предприятием товаров от товаров-конкурентов как по степени соответствия конкретной потребности клиентов, так и по затратам на ее удовлетворение.

Рыночный механизм предложения и спроса доводит пожелания потребителей до предприятий-изготовителей продукции, а через них до поставщиков ресурсов. Именно конкуренция заставляет предприятие-изготовителя и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять пожелания потребителей. При этом конкуренция вызывает расширение производства и снижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства. [9, стр.91]

Однако этим не ограничивается положительное воздействие конкуренции на экономику предприятия и ее результативность. Конкуренция заставляет предприятия наиболее полно воспринимать научно-технические достижения, применять эффективные технику и технологию, современные методы организации производства и повышать качество выпускаемой продукции. Поэтому на современном этапе для успеха в конкурентной борьбе большое значение приобретают теоретические аспекты понятия конкуренции и раскрытие ее экономической сущности как основы рыночной экономики и движущей силы развития хозяйствующих субъектов. Конкуренция и конкурентная борьба в настоящее время являются главным содержанием функционирования экономической системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми категориями в общей схеме категорий рыночного хозяйства.

Наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы сформулировали только в середине XVIII века ученые классической политической экономики, которые рассматривали конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами.

Изначально слово «конкуренция» вошло в экономическую теорию из бытового языка и в течение длительного времени обозначало только независимое соперничество двух или более лиц. Именно поведенческий подход к трактовке категории конкуренции изначально установился в экономической литературе. [13, стр.125]

Конкуренция рассматривалась как внутреннее свойство человека, присущее ему по натуре, которое естественным образом проявляется и в экономическом поведении людей, стремящихся к соперничеству.

Английский экономист, философ, выдающийся представитель классической школы в экономической теории Адам Смит в работе "Исследование о природе и причине богатства народов" провел анализ конкуренции. В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма.

А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция – это та самая "невидимая рука" рынка, которая координирует деятельность его участников. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического производства. Цель конкуренции – борьба за получение возможно большей прибыли. [14, стр.135]

Новизна теории конкуренции А. Смита состоит в том, что он впервые:

1) сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены при сокращении предложения и уменьшающего цены при избытке предложения;

2) обозначил главный принцип конкуренции – принцип "невидимой руки", в соответствии с которым, "дергая" за ниточки марионеток-предпринимателей, "рука" заставляет их действовать согласно с неким "идеальным" планом развития экономики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции;

3) разработал теоретически очень тонкий и гибкий механизм конкуренции, который объективно уравновешивает отраслевую норму прибыли, приводит к оптимальному распределению ресурсов между отраслями. Тонкость механизма конкуренции заключается в том, что при сокращении спроса на товар наибольшие трудности испытывают фирмы, выпускающие некачественную или излишне дорогую продукцию. Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки во внешней среде. Быстро адаптируются к среде мобильные фирмы;

4) определил основные условия эффективной конкуренции, включающие наличие большого количества продавцов и покупателей, исчерпывающую информацию, мобильность используемых ресурсов, невозможность каждого продавца оказывать существенное влияние на изменение рыночной цены товара (при сохранении его качества или качества сервиса);

5) разработал модель усиления и развития конкуренции, доказал, что в условиях рыночных отношений возможно максимальное удовлетворение потребностей потребителей и наилучшее использование ресурсов в масштабе общества в целом.

Определенный вклад в развитие теории конкуренции Адама Смита внесли: Д. Рикардо, Дж. С. Милль, Дж. Робинсон, Дж. Кейнс, Й. Шумпетер, П. Хайне, Ф.А. Хайек, Ф. Найт, К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, М. Портер, Г.Л, Азоев, Ю.И. Коробов, Л.П. Кураков, Л.Г. Раменский, РА. Фатхутдинов, А.Ю. Юданов и др. [16, стр.147]

"Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам", – считает современный американский экономист П. Хайне.

Представитель неоклассической школы американский экономист Фрэнк Найт определяет конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы.

Макконнелл К.Р. и Брю С.Л. считают, что конкуренция – это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его.

Выдающийся австрийский экономист, создатель эволюционной теории экономического развития, синтезировавший равновесный и неравновесный методы анализа рыночного хозяйства Й. Шумпетер определял конкуренцию как соперничество старого с новым, с инновациями.

Австрийский ученый экономист и социолог, виднейший представитель неолиберализма Ф.А. Хайек отмечал, что конкуренция – процесс, посредством которого люди получают и передают знания. По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции, скрытое становится явным. Конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания, конкуренции. [17, стр.247]

В своей книге "Международная конкуренция" М. Портер отмечает, что конкуренция – динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.

На современном этапе развития экономики еще не сложился единый методологический подход определения конкуренции. Так, одни авторы под конкуренцией понимают соперничество отдельных юридических или физических лиц (конкурентов), заинтересованных в достижении одной цели.

С точки зрения предприятий такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя. Другие авторы понимают конкуренцию как соперничество или борьбу между двумя более или менее четко обозначенными соперниками, способность обеспечить предложение по сравнению с конкурирующей компанией. [18, стр.115]

Лунев В.Л. рассматривает конкуренцию как форму взаимного соперничества (с победителями и побежденными) субъектов рыночной экономики. В своей работе он отмечает, что конкуренция обусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет ущемления интересов деловых людей.

Кураков Л.П. рассматривает конкуренцию: [20, стр.313]

− как соперничество, борьбу за достижение лучших результатов на каком-либо поприще;

− борьбу между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли;

− состязание экономических субъектов на товарном рынке, при котором ни один из них не в состоянии оказать решающего влияния на общие условия реализации однородного товара на данном рынке.

Фатхутдинов Р.А. предлагает следующее определение: "Конкуренция – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и/или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция – состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции как объективного процесса "вымывания" некачественных товаров в рамках антимонопольного законодательства, соблюдения Закона "О защите прав потребителей". [22, стр.105]

Юданов А.Ю. утверждает, что рыночная конкуренция – борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка. Вместе с тем А.Ю. Юданов считает, что до сих пор в мире отсутствует единое понятие конкуренции, и в монографии "Конкуренция: теория и практика" констатирует, что устоявшейся и общепризнанной во всем мире терминологии в теории рыночной конкуренции пока нет. [23, стр.95]

Дополнил модель совершенной конкуренции, но с позиции закона стоимости немецкий экономист, социолог, политический деятель, основоположник научного коммунизма К. Маркс в "Капитале".

Исследователи также придерживаются одной из трех трактовок конкуренции: поведенческой, структурной, функциональной.

Поведенческая трактовка конкуренции – борьба за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей. [24, стр.301]

Структурная трактовка конкуренции – анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке (формы рынка) и способа выхода из него.

Функциональная трактовка конкуренции – соперничество старого с новым, с инновациями, когда скрытое становится явным.

Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Особенно важно изучить механизм конкуренции в условиях российской экономики, только начинающей осваивать этот механизм.

Конкуренция может происходить на следующих уровнях: местном, региональном, национальном, межнациональном, глобальном.

Конкуренция – элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. Конкуренция в условиях рынка способствует формированию хозяйственных пропорций и санации экономики. [25, стр.214]

Конкурентоспособность, как обобщенная экономическая категория, характеризует складывающуюся экономическую ситуацию на товарном рынке в условиях свободной конкуренции, включая отношения между двумя субъектами – товаропроизводителем и потребителем по поводу объекта – товара (услуги).

Конкурентоспособность присуща только двум элементам экономической системы – объекту и хозяйствующему субъекту в условиях свободного рынка. Она выявляется и проявляется всегда, независимо от времени, а исследуется степень конкурентоспособности объекта или хозяйствующего субъекта только в ситуациях, результатом которых может стать перераспределение того или иного сегмента рынка продовольственных товаров. [19, стр.88]

Конкурентоспособность предприятия можно охарактеризовать как его потенциальное качество, которое включает:

1. Способность предприятия получать реальную оценку ожиданий целевой группы потребителей, а также прослеживать тенденции потребительского поведения. Другими словами, предприятие должно быть способно своевременно, объективно и точно оценивать потребительский спрос, как в настоящее время, так и прогнозировать его динамику на будущее. Такая оценка возможно только на базе научной модели целевой потребительской группы, учитывающей ее экономические социально-культурные и психологические факторы, разработанной методами современной социологии и маркетинга.

2. Способность организовывать производство, результаты которого будут соответствовать ожиданиям целевой группы потребителей. Говоря о результатах, имеется в виду не только потребительские качества выпускаемого товара, но и его маркетинговые качества (цена, гарантии, послепродажное обслуживание и т.д.)

3. Способность проводить эффективную текущую маркетинговую политику.

4. Способность изыскивать и создавать условия для снижения затрат на обеспечение факторами производства – капиталом, рабочей силой, сырьем и материалами, энергией на единицу продаваемой продукции.

5. Способность к созданию и удержанию технологического производства над другими членами отраслевого сообщества, что требует своевременного обновления применяемых технологий. Это может относиться к производству, сбыту, управлению. 

6. Способность планировать, организовывать и проводить эффективную стратегию в сферах производства и маркетинга на основе инноваций.

7. Создание и развитие высокого кадрового потенциала, как на исполнительном, так и на управленческих уровнях. Качество исполнительского персонала проявляется в его способности эффективно использовать существующие на предприятии производственные технологии и готовности к освоению более перспективных технологий.

Качество специалистов проявляется в их способности ставить и решать функциональные задачи, увязывая их со стратегическими целями предприятия, способные обеспечить ему ключевые компетенции в технических, технологических, дизайнерских и др. областях для усиления рыночных позиций предприятия. Качество управленческого персонала проявляется в его способности обнаруживать и эффективно использовать рыночные возможности для защиты и развития конкурентных позиций предприятия на отраслевых рынках в тактическом и стратегическом планах.

Реализация перечисленных качеств на продолжительном временном интервале создаёт предприятию реальные преимущества над конкурентами в виде роста его рыночной стоимости, укрепления его торговых марок, наращивание дополнительной устойчивости по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней среды, включая атаки конкурентов.

Всё вместе это расширяет возможности предприятия и снижает его удельные затраты на финансовом, сырьевом других рынках, что отражается на цене продукции и приносимой ею прибыли.

Таким образом, отношение конкурентоспособности предприятия и конкуренции на рынке можно характеризовать как отношение «потенциал и его использование».

С учетом всего вышеперечисленного можно определить, что конкурентоспособность предприятия – это комплексная характеристика предприятия, характеризующая его возможность в любой момент времени подтверждать свои конкурентные преимущества и обеспечивать прибыльность, а также в кратчайшие сроки адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

Государственные деятели и ученые России считают, что в нашей стране не все еще понимают ценность конкуренции, общественный запрос на нее чрезвычайно низок. Профессор Е. Ясин отмечает, что в технологической отсталости России повинна слабая конкуренция, и приводит следующие данные:

• 20% предприятий в Российской Федерации вообще не ощущают конкуренции в своей отрасли;

• около 30% соревнуются исключительно с отечественными производителями;

• только 13% конкурируют с зарубежными производителями;

• 37% сражаются по настоящему, поскольку конкурируют как с отечественными, так и с иностранными производителями.

По данным Министерства экономического развития РФ, россияне переплачивают от 20 до 40% от стоимости товаров и услуг, а все потому, что в стране плохо развита конкуренция.

 

2.3Факторы и принципы конкурентоспособности предприятия

 

К основным факторам внутренней среды конкурентоспособного предприятия, обеспечивающим долгосрочное и устойчивое развитие, относятся:  [21, стр.75]

1. Адаптивная организационная структура, способная выстраивать определенную упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, создавать условия для осуществления деятельности организации и достижения установленных целей, быстро и с минимальными потерями для предприятия реагировать на изменения во внешней среде.

2. Технические ресурсы, оборудование, обеспечивающие производство товара, в наибольшей степени удовлетворяющего спрос, а также технологические ресурсы, современные технологии, используемые в организации для производства конкурентоспособного товара, увеличивающие производительность труда и снижающие издержки производства.

3. Маркетинг, постоянное отслеживание внешней среды, а также разработка конкурентоспособного товара и политики продвижения.

4. Финансовые ресурсы, позволяющие осуществлять оборот товарной массы.

5. Информационные ресурсы, представляющие совокупность данных и знаний, позволяющие выстраивать систему управления предприятия.

6. Конкурентная стратегия, позволяющая успешно достигать поставленных целей предприятия.

7. Персонал предприятия — все работники, выполняющие производственные или управленческие операции и занятые переработкой предметов труда с использованием средств труда.

В экономической литературе активно используются такие понятия, как ресурсы и факторы. С позиции экономики фирмы ресурсами являются техника и технология, финансы, информация, персонал и материалы, но в рамках теории конкурентоспособности предприятия они рассматриваются в качестве факторов.

Наряду с этим к факторам конкурентоспособности относят организационные факторы, такие как стратегия, адаптивная организационная структура, система стимулирования труда, контроль, координация и т. д. Таким образом, все факторы конкурентоспособности предприятия можно разбить на две группы: ресурсные и организационные (рис.6). [25, стр.194]

Рисунок 6– Факторы конкурентоспособности предприятия

Однако нужно заметить, что все перечисленные факторы могут, как повышать, так и понижать конкурентоспособность предприятия. И, что очень важно, за каждым фактором стоит деятельность персонала предприятия, отвечающего за успешное функционирование и развитие предприятия. Практически все авторы, исследующие вопрос конкурентоспособности предприятия, упускают из вида персонал. Однако качество продукции и издержки предприятия напрямую зависят от компетенции работников, изготовивших эту продукцию. Производственные мощности и технологии невозможно применить без персонала. Финансовые ресурсы нуждаются в рациональном управлении, которое также зависит от квалификации персонала, ответственного за это управление. Инновационные возможности во многом определяются творческим потенциалом персонала предприятия. Разработку, внедрение и непосредственно деятельность, согласно конкурентной стратегии, осуществляет персонал предприятия. Формирование политики распределения и дилерской сети, согласно разработанной стратегии, является функцией персонала (менеджмента) предприятия. Обслуживание клиентов, формирующее репутацию (имидж), опять-таки всецело зависит от персонала. То обстоятельство, что за каждым фактором стоит персонал предприятия, как правило, упускается из вида.

Следует отметить, что обычно исследуется степень конкурентоспособности товара того или иного производителя тогда, когда нужно либо выйти с этой продукцией на новый рынок, либо изменить свою долю на данном рынке товаров.

Исходя из этих положений, для понимания конкурентоспособности как экономической категории выделим семь основополагающих принципов: [16, стр.115]

1. Конкурентоспособность может проявляться только на свободном рынке товаров и услуг.

2. Понятие «конкурентоспособность» может распространяться как на объект рыночных отношений (товар, услуги), так и на хозяйствующий субъект (производитель, продавец).

3. Конкурентоспособность учитывает отношение к качеству товара (услуги) как со стороны товаропроизводителя, так и со стороны потребителя.

4. При определении уровня конкурентоспособности обязательно учитывают уровень денежных доходов потребителя на данном рынке товаров.

5. Конкурентоспособность производителя определяется как экономическими, технологическими и другими параметрами, так и его долей на свободном рынке.

6. Конкурентоспособность товаров и услуг имеет динамическое, постоянно корректирующееся состояние.

7. Управляет конкурентоспособностью товара на свободном рынке только конкуренция и конкурентная среда, складывающаяся на том или ином свободном товарном рынке.

Конкурентоспособность товара – это совокупность свойств реализованного объекта, удовлетворяющих ту или иную потребность человека в данный период времени в условиях конкуренции на свободном рынке. [14, стр.143]

Конкурентоспособность предприятия – это совокупность свойств субъекта, имеющего определенную долю соответствующего динамичного рынка, которая характеризует степень соответствия вырабатываемых им объектов требованиям потребителей в условиях конкуренции на свободном рынке.                                  

Рассматривая конкуренцию необходимо показать как положительные ее стороны, так и отрицательные.

Положительные стороны конкуренции: [25, стр.97]

-конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

-конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;

-конкуренция стимулирует повышение качества товара;

-конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);

-конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар либо материалы;

-конкуренция ориентирует на ассортимент товара повышенного спроса;

-конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

-конкуренция вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции: [25, стр.99]

-при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;

-многочисленность "жертв" в виде банкротств и безработицы.

 

2.4 Разработка вариантов управленческих решений по повышению конкурентоспособности организации

 

Для разработки вариантов управленческих решений по повышению конкурентоспособности организации требуется построить «дерево проблем» (см. рис.7)

Низкая конкурентоспособность магазина «Beyond shop»
Замедление темпов роста выручки и показателей прибыли
Увеличение затрат магазина на 1 руб. проданных товаров
Снижение показателей рентабельности деятельности и продаж

 


Рисунок 7 – «Дерево проблем» магазина «Beyond shop»

 

 

Низкая конкурентоспособность магазина порождает ухудшение эффективности его деятельности. Это отражается в сокращении темпов роста выручки и показателей прибыли магазина, в увеличении затрат на 1 руб. проданных товаров и в снижении показателей рентабельности.

Разработка управленческих решений выражена в «дереве решений» повышения конкурентоспособности и представлена на рис. 8:

Проблема повышения конкурентоспособности магазина «Beyond shop»
Увеличение доли рынка магазина «Beyond shop» за счет увеличения объема продаж
Повышение рейтинга магазина за счет увеличения деловой известности
Расширить ассортимент товаров за счет введения в продажу обуви
Сдача товара в аренду для проведения выставок и показов одежды
Разработать интернет-сайт магазина
Организовать услугу доставки до покупателя
Проведение рекламной компании

 


Рисунок 8 – «Дерево решений» повышения конкурентоспособности магазина «Beyond shop»

Согласно данным рисунка 8, проблему повышения конкурентоспособности магазина «Beyond shop» предлагается решать в двух направлениях:

1) Увеличить долю рынка магазина за счет увеличения объема продаж;

2) Повысить рейтинг магазина за счет увеличения его деловой известности.

Увеличить долю рынка магазина предлагаем осуществить за счет следующих мероприятий:

- расширить ассортимент товаров путем введения в продажу обуви;

- осуществить сдачу товара в аренду для проведения выставок и показов одежды.

Анализ конкурентоспособности магазина «Beyond shop» показал, что у лидеров рынка ассортимент товаров представлен гораздо шире. Введение в продажу обуви позволит магазину расширить ассортимент товаров, привлечь новых клиентов, увеличить объем продаж.

Сдача товара в аренду для проведения выставок и показов одежды позволит магазину заработать дополнительные средства. Помимо этого, появится возможность дополнительной рекламы товара.

Однако следует учитывать сложившуюся в мире и в нашей стране обстановку. В условиях пандемии опасно вкладывать средства в расширение ассортимента и в проведение общественных мероприятий, поскольку существует большой риск убыточности данных мероприятий.

Поэтому остановим внимание на втором направлении – повышении рейтинга магазина за счет увеличения деловой известности. В рамках данного направления предлагаем осуществить следующие мероприятия:

- разработать интернет-сайт магазина;

- организовать услугу доставки до покупателя;

- провести рекламную компанию.

 

3. Выбор и обоснование решения (проекта) по повышению конкурентоспособности организации

3.1 Расчет потребности в ресурсах для реализации предлагаемых решений

 

В качестве мероприятий по повышению конкурентоспособности магазина «Beyond shop» было предложено:

- разработать интернет-сайт магазина;

- организовать услугу доставки до покупателя;

- провести рекламную компанию.

Разработку интернет-сайта можно осуществить двумя путями:

- самостоятельно;

- обратиться к разработчикам сайтов.

В настоящее время существует большое количество сайтов и программ для самостоятельного создания сайта. При этом существует возможность бесплатного доступа к сервису разработчика на 10 дней. Последующий доступ будет стоить 500 руб. в месяц. В случае, если у предпринимателя нет возможности затрачивать время на создание сайта, он может обратиться к разработчикам сайтов. В этом случае сайт будет запущен уже через пару дней. Однако стоимость услуг разработчиков начинается от 5000 руб. При этом после создания сайта нужно будет дополнительно оплачивать услуги обновления и поддержки сайта – около 1000 руб. в месяц. Считаем целесообразным потратить время на самостоятельное создание сайта и сэкономить часть средств. Учитывая необходимость наличия постоянного качественного доступа в Интернет, требуется найти надежного оператора связи. Услуги доступа в Интернет в среднем стоят 350 руб. в месяц.

Для организации службы доставки потребуется потратить время на поиск сотрудника – курьера. Для этого предлагаем воспользоваться возможностями сайта «авито». Стоимость объявления о предложении работы курьера составит 500 руб. в месяц. Учитывая сложившуюся обстановку на рынке труда в нашем городе, считаем, что поиск сотрудника будет осуществлен достаточно быстро. Помимо услуг курьера потребуется аренда автомобиля, которая составляет 1000 руб. в сутки. С учетом комплектации заказов предлагаем осуществлять доставку покупателям один раз в три дня. Соответственно, в среднем за месяц брать автомобиль в аренду потребуется 10 раз.

Следующим мероприятием, позволяющим повысить конкурентоспособность магазина, является умелая реклама, доступность информации. Магазин «Beyond shop» существует на рынке около 3-х лет. Многие покупатели не знают о существовании и месторасположении данного магазина. Поэтому достаточно эффективно будет проведение рекламной компании. Как было сказано ранее, реклама в компании осуществляется, но очень слабо. Основной рекламой магазина «Beyond shop» является баннер, размещенный в одном из торговых центров г.Ижевска. С учетом временного закрытия торговых центров, наличие данной рекламы было неэффективно.

В настоящее время реклама представлена в различных формах. Наиболее популярной является реклама на телевидении. При этом стоимость рекламы будет зависеть от канала, на котором она предоставлена, от длительности ролика, от вида передачи, в перерыве которой она будет проходить. Предлагаем остановить свой выбор на двух каналах: «Россия», «ТНТ». При этом время выхода рекламы должно быть после 19:00. На канале «Россия» рекламный ролик можно выпускать в эфир в перерыве между новостями и телепередачами. На канале «ТНТ» рекламный ролик будет выходить между показом сериалов. Стоимость рекламного ролика составляет 20 тыс. руб.

Дополнительным эффективным вариантом рекламы является реклама на радио. При этом, выбирая время выхода рекламы магазина в радиоэфир, остановим выбор на промежутке 7:00-13:00. В данный промежуток времени жители г.Ижевска добираются до работы и проводят обеденный перерыв. Что повышает вероятность того, что они прослушивают радио в своем автомобиле. При выборе радиостанций остановимся на «Радио Energy» и «Русское Радио». Затраты на запись рекламного аудио ролика составляют 5000 руб.

Сгруппируем все вышеперечисленные затраты на мероприятия по повышению конкурентоспособности магазина «Beyond shop» в табл.:

Таблица 10 – Затраты на реализацию мероприятий по повышению конкурентоспособности магазина «Beyond shop»

Мероприятие по повышению конкурентоспособности Состав затрат Сумма затрат, руб./мес. Колич-во месяцев Сумма затрат, руб./год
Разработка интернет-сайта Доступ к сервису разработчика сайта 500 12 6 000
  Услуги связи 350 12 4 200
Итого

10 200

Услуга доставки до покупателя Поиск курьера через сайт «авито» 500 1 500   Услуги курьера 10 000 12 120 000   Аренда автомобиля 10 000 12 120 000   Топливо 3000 12 36 000 Итого

276 500

Проведение рекламной компании Рекламный ролик для телевидения (2мин.) 20 000 1 20 000   Показ ролика на телевидении 1200р./ролик*30роликов=36 000 3 108 000   Рекламный ролик для радио (30 сек.) 5 000 1 5 000   Абонемент на 1 месяц на «Радио Energy» (выход 5 раз в сутки) 10 000 3 30 000   Выход аудио ролика на «Русском Радио» 300р./ролик*30роликов= 9 000 3 27 000 Итого

190 000

Всего

476 700

 

Как видно из таблицы, общие затраты на реализацию мероприятий по повышению конкурентоспособности магазина «Beyond shop» составят 476,7 тыс. руб. в год. При этом годовые затраты на создание интернет-сайта составят 10,2 тыс. руб., организация услуги доставки покупателям – 276,5 тыс. руб., проведение рекламной компании – 190 тыс. руб.

Представим структуру затрат на реализацию предложенных мероприятий на рис.9:

 

Рисунок 9 – Структура затрат на реализацию мероприятий по повышению конкурентоспособности магазина

Таким образом, наиболее затратным мероприятием является организация доставки товара покупателям. Создание интернет сайта магазина составляет лишь 2% в общей структуре затрат на реализацию мероприятий.

 

3.2 Источники формирования ресурсов для реализации предлагаемых решений

 

Ресурсы предприятия – это совокупность материальных и финансовых средств, которые потенциально могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей.

 

Ресурсы предприятия классифицируются на пять групп:

1) природные – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают неисчерпаемые и исчерпаемые;

2) материальные – все созданные человеком средства производства, которые являются результатом производства;

3) трудовые – население в трудоспособном возрасте;

4) интеллектуально-информационные – интеллектуальный продукт и информация, созданные творческим трудом человека и используемые непосредственно в процессе производства и в процессе принятия управленческих решений;

5) финансовые – денежные средства, которые выделяются на организацию производства продукта и его реализацию. Финансовые ресурсы занимают особую роль. На практике различают долгосрочные финансовые ресурсы в виде основных фондов и краткосрочные финансовые средства

Рассмотрим источники формирования ресурсов для реализации разработанных управленческих решений по повышению конкурентоспособности магазина «Beyond shop». Следует отметить, что для реализации разработанных мероприятий требуются финансовые и трудовые ресурсы.

Источником трудовых ресурсов для реализации предлагаемых мероприятий является трудовой коллектив магазина (обязанности отдельных сотрудников будут расширены), а также рынок труда г.Ижевска (для поиска курьера). Для проведения рекламной компании потребуется привлечение специалистов, которые помогут создать рекламные ролики.

Однако для всех разработанных решений основным источником формирования ресурсов являются финансовые ресурсы. П


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.