Развитие произносительной стороны речи — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Развитие произносительной стороны речи

2020-07-07 145
Развитие произносительной стороны речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Форма проведения занятий (индивидуально, парами, малыми группами) ______________

Первая четверть - количество часов, вторая четверть – количество часов.

Содержание обучения, примерное количество часов Темы   Речевой материал Характеристика деятельности обучающегося Ориентировочные сроки

Оценивание планируемых результатов обучения

Стартовая диагностика восприятия и воспроизведения устной речи обучающимися (на начало обучения в 1 год обучения в основной школе) включает проведение следующих проверок:

обследование восприятия слов разными сенсорными способами (слухозрительно и на слух при использовании индивидуальных слуховых аппаратов) при использовании контрольных списков, разработанных Л.В. Нейманом; по результатам обследования определяется количество воспринятых слов и количество слов, воспринятых приближенно, устанавливается соотношение разных способов восприятия, определяется участие слухового анализа в комплексном слухозрительном восприятия устной речи обучающегося; 

обследование восприятия фраз разными сенсорными способами (слухозрительно и на слух), отработанных на индивидуальных занятиях в начальных классах – составляются сбалансированные списки по 10 фраз (сообщения, вопросы, поручения); по результатам обследования определяется количество воспринятых фраз точно и приближенно (смысл понят), анализируется сформированность естественного речевого поведения, грамотность ответов, устанавливается соотношение разных способов восприятия, определяется участие слухового анализа в комплексном слухозрительном восприятия устной речи обучающегося; 

обследование восприятия текста – используется текст, близкий к отработанным в начальных классах; выявляются возможности обучающихся в точном восприятии текста (текст воспринят точно или приближенно (смысл понят), или текст не воспринят), а также анализируются ответы на вопросы по тексту;

обследование произносительной стороны речи, которая включает аналитическую проверку произношения, обследование ритмико-интонационной структуры речи, а также обследование произносительной стороны самостоятельной речи при составлении обучающимся рассказа по одной картинке или по серии картинок (три – четыре картинки); по результатам обследовании составляется характеристика произносительной стороны речи обучающегося

обследование возможностей учеников вступать в устную коммуникацию с незнакомым диктором; анализируются возможности обучающихся вступать в устную коммуникацию с незнакомым человеком, воспринимать обращенную речь, говорить достаточно внятно и естественно, понятно для окружающих.

Результаты обследования каждого обучающегося учитываются при разработке рабочих программ данных занятий. 

Текущий учет достижения планируемых результатов проводится на каждом занятии.

Мониторинг достижения планируемых результатов проводится в конце каждого полугодия, включает в 1 год обучения в основной школе:

обследование восприятия разными сенсорными способами (слухозрительно и на слух) слов (при использовании контрольных списков, разработанных Леонгард Э.И.); положительно оцениваются результаты проверки, если обучающийся слухозрительно воспринял большинство слов; при восприятии слов на слух точно повторил часть слов, большинство слов воспринял приближенно (т.е. точно воспроизвел слогоритмическую структуру слова и отдельные звукокомплексы); при оценке полученных результатов учитывается, что при правильной организации образовательно-коррекционного процесса у глухих обучающихся выявляется положительная динамика в развитии речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, что выражается не только в увеличении количества слов, точно воспринятых на слух, но и количества близких замен, а также в увеличении количества случаев правильного восприятия слов с первого предъявления;

обследование восприятия разными сенсорными способами (слухозрительно и на слух) фраз, отработанных на занятиях – используются сбалансированные списки по 20 фраз (вопросы, поручения, сообщения); при анализе полученных результатов учитывается количество точно воспринятых фраз (с первого и второго предъявления), а также количество фраз воспринятых неточно, но смысл передан или неточно, смысл не передан, количество невоспринятых фраз; важное значение придается учету правильных и грамотных ответов; правильных, но неграмотных ответов; неправильных и неграмотных ответов; а также количеству случаев, когда не было речевого ответа; анализируются также особенности выполнения заданий – количество точных действий, с ошибками и случаи невыполнения задания; отмечается количество речевых ответов при выполнении заданий; оценивается воспроизведение учеником речевого материала (внятность и естественность речи, грамотность речевых высказываний); учитывается, что планируемые результаты достигнуты, если обучающийся точно воспринял не менее 60% фраз, дал правильные, грамотные ответы, выполнил задания, говорил внятно, достаточно естественно и выразительно, реализуя произносительные возможности; желательно, чтобы большинство фраз ученик воспринял после первого предъявления.

обследование слухозрительного восприятия текста, включающего отработанный речевой материал; при анализе слухозрительного восприятия текста определяется, с какого предъявления ученик воспринял текст точно или приближенно, смысл понял; а также случаи, когда текст воспринят приближенно, смысл не понят, или восприняты только отдельные слова в тексте; оцениваются также ответы учащегося на вопросы: их точность и грамотность (точно и грамотно; точно, но с аграмматизмами; неточно); пересказ текста (правильно, полно; правильно, неполно; обучающийся испытывает существенные затруднения в самостоятельном пересказе); программа считается усвоенной, если обучающийся точно воспринял текст и ответил на вопросы по тексту, говорил грамотно, достаточно внятно и естественно, реализуя произносительные возможности; 

обследование произносительной стороны - аналитическая проверка произношения, обследование ритмико-интонационной структуры речи, обследование самостоятельной речи при составлении обучающимся монологического высказывания по одной или по серии картинок (три – четыре картинки); по результатам обследования составляется характеристика произносительной стороны речи, анализируется достижение обучающимся планируемых результатов;

обследование возможностей глухих детей вступать в устную коммуникацию с незнакомым диктором; анализируются возможности обучающихся вступать в устную коммуникацию с незнакомым человеком, воспринимать обращенную речь, говорить достаточно внятно и естественно, понятно для окружающих; сопоставляются количественные результаты с данными на предыдущим этапе (количество правильно воспринятых фраз обучающимся и количество точно воспринятых его ответов незнакомым взрослым, определяется наличие положительной динамики результатов);

Проверки развития восприятия и воспроизведения устной речи у обучающихся проводятся индивидуально в часы занятий «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи». При проведении большинства проверок диктором является учитель – дефектолог (сурдопедагог), который проводил занятия; исключение составляет обследование возможностей ученика вступать в устную коммуникацию с незнакомым диктором (например, незнакомым обучающемуся учителем школы). Результаты всех проверок фиксируются в протоколах.

По результатам мониторинга учитель – дефектолог (сурдопедагог) проводит анализ развития восприятия и воспроизведения устной речи у каждого обучающегося, выполнения им программы и достижения планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Отчеты по результатам мониторинга предоставляются администрации образовательной организации. В конце учебного года составляется характеристика устной речи каждого обучающегося.

 


Примерный учебный план

АООП ООО (вариант 1.2)

 (первый год обучения на уровне основного общего образования)

 

Примерный учебный план 1 год обучения в основной школе при реализации АООП ООО (вариант 1.2) (далее – учебный план) определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки глухих обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности.

Учебный план соответствует действующему законодательству РФ в области образования, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС ООО и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях.

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов с учётом особых образовательных потребностей обучающихся и исходя из их психофизических особенностей развития, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с нарушениями слуха.

Учебный план основного общего образования, включающий план внеурочной деятельности, в том числе, специальных (коррекционных) предметов в соответствии с Программой коррекционной работы, является основным организационным механизмами реализации АООП ООО (вариант 1.2).

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации данного варианта адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования определяет образовательная организация.

Учебные планы обеспечивают в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования[24] возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.

Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная (инвариантная) часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы в 1 год обучения в основной школе во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП ООО (вариант 2.2), и учебное время, отводимое на их изучение.

Обязательная (инвариантная) часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение обучающимися важнейших целей основного общего образования с учетом их особых образовательных потребностей: готовность к продолжению образования на последующих уровнях образования, в том числе, профессионального; наиболее полноценное личностное развитие в соответствии с индивидуальными особенностями; формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие, а также интеграцию в социальное окружение; формирование здорового образа жизни.

В АООП ООО (вариант 1.2) предусматривается, что предметная область «Филология» представлена учебными предметами «Русский язык», «Литература»» и специальным предметом «Развитие речи», включенным в учебный план в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с нарушениями слуха.

Специальный предмет «Развитие речи» направлен на развитие у обучающихся всех видов речевой деятельности, потребности и мотивации речевого общения, развитие связной монологической и диалогической речи, достижение уровня коммуникативно-речевого развития, позволяющего понимать, воспроизводить и самостоятельно строить речевые высказывания, соответствующие по содержанию и лексико-грамматическому оформлению теме и цели общения при соблюдении языковых норм и правил речевого этикета. Овладение содержанием дисциплины способствует речевому развитию обучающихся – расширению лексического состава, усложнению грамматической и синтаксической структуры речи, закреплению умений логично строить высказывания, вносить уточнения в сообщения, выражать согласие и несогласие, аргументировать собственную точку зрения, вводить доказательства, предлагать темы для обсуждения, а также развитию умений создавать устные и письменные высказывания на разные темы, составлять деловые бумаги, необходимые в жизни, активно участвовать в диалогах и полилогах. Включение в учебный план учебного предмета «Развитие речи» способствует не только качественной подготовке к итоговой аттестации по русскому языку (с учетом особенностей и возможностей обучающихся), но и качественному освоению содержания всех учебных дисциплин, предметные результаты которых включают самостоятельные высказывания обучающихся по изучаемой теме (устные и письменные), активное участие в устном обсуждении темы (проблемы).

Учебный предмет «Развитие речи» планирует и проводит учитель –дефектолог (сурдопедагог). Проектирование содержания учебных предметов образовательной области «Филология» - «Русский язык», «Литература» и «Развитие речи» осуществляется на основе преемственности и предусматривает постепенный переход от практического усвоения речевых средств и действий - к анализу, синтезу и обобщению языковых явлений.

Общие характеристики, направления, цели и задачи учебных предметов приведены в разделе «Рабочие программы учебных предметов».

Образовательная организация самостоятельна в организации образовательного процесса, в выборе деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические занятия и т.д.).

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых образовательных потребностей глухих обучающихся, получающих образование на основе АООП ООО (вариант 1.2), а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано следующим образом:

на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

на введение учебных предметов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей разных категорий обучающихся с нарушениями слуха, получающих образование на основе АООП ООО (вариант 2.2), преодоление нарушений в их психическом и физическом развитии; 

на введение учебных предметов для факультативного изучения;

на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе, этнокультурные.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях.

В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и внеурочная деятельность [25]. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательных организациях, предоставляющих обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их наиболее полноценное развитие.

План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации АООП ООО. Внеурочная деятельностьорганизуется по направлениям развития личности (общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное) в таких формах как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования, проектная деятельность, общественно полезные практики и др.

Во внеурочную деятельность входят обязательные специальные занятия по «Программе коррекционной работы», поддерживающие процесс освоения содержания АООП ООО: «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» и «Образовательно-реабилитационные занятия». При проектировании и проведении данных занятий учитываются рекомендация ПМПК и ИПР каждого обучающегося, его индивидуальные особенности, выявляемые в процессе комплексного психолого-педагогического обследования на начало обучения на уровне основного общего образования, результаты систематического мониторинга достижения планируемых результатов образования.

В 1 год обучения в основной школе обязательные специальные занятия «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» проводятся индивидуально с каждым обучающимся; в учебном плане указано количество часов на одного обучающегося – два часа в неделю; часы, отводимые на данные занятия на класс, определяется в зависимости от количества обучающихся. При составлении расписания учитывается необходимость равномерного распределения времени, отведенного на занятия в течение учебной недели; рекомендуется проведение трех занятий в неделю по 30 минут.

Обязательные специальные занятия по программе коррекционной работы «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» планирует и проводит учитель – дефектолог (сурдопедагог).

Специальные занятия по программе коррекционной работы «Образовательно-реабилитационные занятия» направлены на обеспечение наиболее полноценного личностного развития обучающихся, коррекцию и развитие их познавательной сферы, социальную адаптацию, преодоление существенных трудностей в обучении, вызванных, в том числе, недостаточным учетом особых образовательных потребностей обучающихся на уровне начального общего образования. Эти занятия могут проводиться в разных формах – индивидуально, парами, малыми группами. Решение о задачах, содержании и планируемых результатах «Образовательно-реабилитационных занятий», организационных формах их проведения (индивидуально, парами, малыми группами) определяет психолого-педагогический консилиум образовательной организации в соответствии с Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы с обучающимся, разработанным с учетом рекомендаций ПМПК и ИПР каждого обучающегося, результатов комплексного психолого-педагогического обследования, проводимого на начало обучения на ступени основного общего образования (или при переводе в данную образовательную организацию) и систематического мониторинга достижения детьми планируемых результатов образования. Занятия могут проводить (в зависимости от индивидуального плана коррекционно-развивающей работы обучающегося) педагог – психолог, социальный педагог, учитель – предметник, учитель – дефектолог (сурдопедагог), тьютор, другие педагогические работники. При составлении расписания учитывается необходимость равномерного распределения времени, отведенного на данные занятия в течение учебной недели.

Виды специальных занятий по «Программе коррекционной работы» АООП ООО могут быть дополнены образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей каждого обучающегося, в том числе, его слухоречевого развития, на основании рекомендаций ПМПК и ИПР.

Рекомендации к разработке примерных рабочих программ специальных занятий по программе коррекционной работы, а также примерные рабочие программы коррекционно-развивающего курса «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» представлены в разделе «Программа коррекционной работы» АООП ООО.

При организации образовательного процесса на уроках и во внеурочной деятельности реализуется его коррекционно-развивающая направленность в соответствии с особыми образовательными потребностями и индивидуальными особенностям глухих обучающихся. Включение в учебный план специальных занятий по «Программе коррекционной работы» АООП ООО является необходимым условием преодоления нарушений в психофизическом и слухоречевом развитии обучающихся, дополняет и расширяет возможности детей в качественном достижении планируемых результатов образования.

Время, отведённое на внеурочную деятельность, в том числе, на специальные занятия по «Программе коррекционной работы» АООП ООО, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию адаптированной основной образовательной программы.

План внеурочной деятельности образовательной организации определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности с учетом интересов обучающихся и возможностей общеобразовательной организации.

Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности, определяя формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП ООО. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП ООО определяет образовательная организация.

Для развития потенциала тех обучающихся, которые в силу особенностей психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов или, наоборот, проявляют особые способности (одаренность) в их овладении, могут разрабатываться с участием родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, формы образования).

График учебного процесса. Учебный план образовательной организации обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и предусматривает срок обучения на ступени основного общего образования 6 лет.

Для обучающихся с ограничеными возможностями здоровья (в том числе с нарушениями слуха) возможна организация образования только по 5-ти дневной учебной неделе в первую смену (Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).

Расписание в образовательной организации строится с учётом изменения уровня работоспособности в течение дня в течение учебного дня и учебной недели с соблюдением режима ранжирования предметов по баллам. В течение учебного дня проводятся и трудные, и более «лёгкие» для восприятия обучающимися предметы, что снижает утомляемость обучающихся и не допускает их перегрузки (в соответствии с Локальным актом образовательной организации). Расписание уроков, обязательных специальных занятий по «Программе коррекционной работы» АООП ООО и занятий по различным направлениям внеурочной деятельности составляется отдельно.


 

 

Примерный учебный план

 

Примерный недельный учебный план основного общего образования (максимальный в расчете на 7224 часа за весь уровень образования – из расчета 6020 за пять лет для нормативно развивающихся обучающихся)

 

Предметные области

Учебные

предметы

Классы

Количество часов в неделю

  V

VI

VII VIII IX X

Всего

    Обязательная часть

 

 

 

Филология

Русский язык 5

5

 5  4  4 4

27

  Литература 4

4

3 3 3  3

20

  Иностранный язык  

 

  2 2 2

6

  Развитие речи[26]   4  

 

3

 

  3     1   1 1

13

 

Математика и информатика

Математика 5

5

       

10

  Алгебра  

 

4 4  4 4

16

  Геометрия  

 

2 2 2 2

8

  Информатика  

 

1 1 1 1

4

 

Общественно-научные предметы

История России. Всеобщая история 2

2

2 2 2 2

12

  Обществознание  

1

1 1 1 1

5

  География 1

1

1 1 1 1

6

 

Естественно-научные предметы

Физика  

 

2 2 3 3

10

  Химия  

 

  2 2 2

6

  Биология 1

1

1 1 1 1

6

  Искусство Изобразительное искусство 1

1

       

2

  Технология Технология 2

2

2 2 2 2

12

 

Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности

Основы безопасности жизнедеятельности  

 

  1 1  

2

  Адаптивная физическая культура 2

2

2 2 2 2

12

 

Итого

27

27

29 31 32 31

177

 

 

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

5

5

4 4 4 5

27

 

Максимально допустимая недельная нагрузка

32

32

33 35 36 36

204

Внеурочная деятельность: обязательные специальные занятия по «Программе коррекционной работы» АООП ООО;

занятия по различным направлениям внеурочной деятельности.

 

    10 10

10

10 10 10 50  

Обязательные специальные занятия

по «Программе коррекционной работы» АООП ООО

 

Развитие восприятия и воспроизведения устной речи

2[27] 2

2

2 2 2 12  

Образовательно-реабилитационные занятия

2[28] 2

2

2 2 2 12  

Занятия по различным направлениям внеурочной деятельности

 

Занятия по направлениям внеурочной деятельности

6 6

6

6 6 6 36  
                       

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования (первый год обучения/1 год обучения в основной школе) слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2)


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.