Языковая личность. К истории вопроса. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Языковая личность. К истории вопроса.

2020-07-06 244
Языковая личность. К истории вопроса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

*Определяя взаимосвязь человека, языка и
культуры, исследователи вводят понятие “языковая личность”, которое связывает воедино язык, культуру и личность говорящего. Первое обращение к языковой личности связано с именем немецкого ученого И. Вайсгербера. В книге «Родной язык и формирование духа» (1927)
Й.Л. Вайсгербер пишет: «…язык представляет собой наиболее всеобщее культурное достояние. Никто не владеет языком лишь благодаря своей собственной языковой личности; наоборот, это языковое владение вырастает в нем на основе принадлежности к языковому сообществу…».
  2. Языковая личность. В русской лингвистике.
1) В русской лингвистике первые шаги в этой области сделал В.В. Виноградов в 1930 году в работе «О художественной прозе»; выработал два пути изучения ЯЛ - личность автора и личность персонажа.
2) Отдельные вопросы теории ЯЛ рассматривались в трудах: А.А. Леонтьева (проблемы языковой способности и словарь ассоциативных норм), Т.Н. Ушаковой (лингвистический онтогенез и вербальная сеть), Г.И. Богина, начавшего разрабатывать само понятие ЯЛ и создавшего модель ЯЛ, в которой человек рассматривается с точки зрения его «готовности производить речевые поступки, создавать и принимать произведения речи» (лингводидактический аспект владения языком и структура языковой способности), А.А. Залевской (индивидуальный лексикон и его ассоциативная база), Ю.Н. Караулова, который ввёл это понятие в широкий научный обиход и разработал структуру ЯЛ), Халеевой И.И., Фурмановой В.П., В.И. Карасика, Л.П. Крысина, О.Б. Сиротининой и др.

 

3. Языковая личность. К определению понятия.
*В отечественной лингвистике 90-х годов языковой личностью (ЯЛ) называли любую коммуникативную и языковую характеристику, выступающую отличительной особенностью текста, профессии, возраста, литературного произведения, стиля и т.д. [Караулов 1987:28]. Понятие ЯЛ остаётся одним из концептуальных понятий современной лингводидактики. Многообразные теории ЯЛ совпадают в определении этого феномена как совокупности способностей человека использовать язык.

3. Языковая личность. К определению понятия.
В.И. Карасик определяет ЯЛ как обобщенный образ носителя культурно-языковых коммуникативнодеятельных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций [Карасик 1992:46]. «совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых произведений, которые различаются степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности, определенной целевой направленностью» Ю.Н. Караулов

3. Модели, структура и содержание ЯЛ.

На современном этапе развития науки сложилось понимание ЯЛ как модели, объединяющей вербально-когнитивные структуры, реализующиеся в ряде способностей. Для конструирования модели ЯЛ необходимо учитывать:
1) уровень развития языка в соответствующий исторический период;
2) психические, социальные и прочие особенности личности.
Существует несколько моделей ЯЛ.

 

*1. Структура языковой личности (по Ю.Н. Караулову)
Вербально-семантический (отражает степень владения языком) Лингвокогнитивный («понятия, идеи, складывающиеся у каждой языковой индивидуальности в более / менее упорядоченную картину мира») Прагматический (отражает цели, мотивы, интересы)

Ю. Н. Караулов разработал уровневую модель ЯЛ, в которой он выделяет три уровня: Первый уровень – вербально-семантический (семантико-строевой, инвариантный), единицами которого являются отдельные слова как единицы вербально ассоциативной сети; отражает степень владения обыденным языком.

Второй уровень — когнитивный (лингвокогнитивный), единицами которого являются понятия, идеи, концепты, складывающиеся у каждой ЯЛ в более или менее упорядоченную картину мира, отражающую иерархию ценностей; т.е. на этом уровне происходит актуализация и идентификация релевантных знаний и представлений, присущих социуму (ЯЛ) и создающих коллективное и (или) индивидуальное когнитивное пространство. Этот уровень предполагает отражение языковой модели мира личности, ее тезауруса, культуры. Тезаурус - некая универсальная система, обеспечивающая хранение коллективного знания о мире в вербальной форме (Халеева И.И., 1989, с. 61).
И третий — высший уровень — прагматический (мотивационный), единицы которого ориентированы на прагматику и проявляются, по мнению Ю.Н. Караулова, «в коммуникативно-деятельностных потребностях личности». Он включает в себя выявление и характеристику мотивов и целей, движущих развитием ЯЛ.

 

Успешность коммуникации

1) Кодирование и декодирование информации происходит при взаимодействии 3-х уровней «коммуникативного пространства личности»: вербально-семантического, когнитивного, прагматического.
2) Концепция трехуровневого устройства языковой личности определенным образом коррелирует с 3-мя типами коммуникативных потребностей: контактоустанавливающей,
информационной, воздействующей.
3) С 3-мя сторонами процесса общения: коммуникативной, интерактивной (англ. interactive —взаимодействующий), перцептивной (лат. perceptio - представление, восприятие, от percipio ощущаю, воспринимаю)

 

Типы языковой личности

Виктория Владимировна Красных – доктор филологических наук, профессор кафедры общей теории словесности, почетный профессор Шанхайского университета иностранных языков (КНР), почетный профессор Хейлунцзянского университета КНР (г. Харбин)

 

2. Структура языковой личности (по В.В. Красных)
1) человек говорящий - личность, одним из видов деятельности которой является речевая деятельность;
2) собственно языковая личность - личность, проявляющая себя в речевой деятельности, обладающая совокупностью знаний и представлений;
3) речевая личность - это личность, реализующая себя в коммуникации, выбирающая и осуществляющая ту или иную стратегию и тактику общения, репертуар средств;
4) коммуникативная личность - конкретный участник конкретного коммуникативного акта, реально действующий в реальной коммуникации.

Богин Георгий Исаевич (23.12.1929, Ленинград -10.10.2001, Тверь) - российский филолог, лингвист, педагог; доктор филологических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, автор более 300 научных работ, основатель Тверской герменевтической школы.
Главный редактор журнала «Герменевтика в России»/«Hermeneutics in Russia», инициатор международных конференций «Понимание и рефлексия в коммуникации, культуре и образовании».

 

3. Модель языковой личности (по Г.И. Богину)
1. Уровень правильности, критикуемый в быту по формуле “Он русского языка (еще) не знает”.
2. Уровень интериоризации, критикуемый в быту по формуле “Он еще говорить как следует не научился”.
3. Уровень насыщенности, критикуемый в быту по формуле “У него бедная речь”.
4. Уровень адекватного выбора, критикуемый в быту по формуле “Он не те слова говорит”.
5. Уровень адекватного синтеза, критикуемый в быту по формуле “говорит он то, да получается что-то не то”.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.