Тема: Досадное недоразумение. (Непроверяемые безударные гласные). — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Тема: Досадное недоразумение. (Непроверяемые безударные гласные).

2020-07-03 301
Тема: Досадное недоразумение. (Непроверяемые безударные гласные). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: отрабатывать навык распознавания орфограмм: проверяемые и непроверяемые безударные гласные; навык работы с орфографическим словарем.

 

- Ребята, послушайте, какую интересную историю я вчера прочитала.

«Трудное слово»

Ребята писали словарный диктант. Учительница назвала последнее слово – помидор. Света написала правильно, а потом задумалась и решила к своему соседу Виталику заглянуть. У него написано памидор. Света взяла ручку и исправилаО на А.

- А теперь ещё раз проверьте слова и сдайте тетради, - сказала учительница.

Света на всякий случай решила сверить с Вовой и посмотрела в его тетрадь. А у него было написано памедор. Света взяла ручку и исправила И на Е.

На следующий день Света узнала, что у неё в этом слове две ошибки.

- Так всегда получается, когда человек на себя не надеется, - сказала учительница.

- Чему учит эта история?(Каждый человек должен надеться только на свои знания).

- Ребята, как вы думаете, почему сомневалась Света? (Она не запомнила, как пишется это словарное слово).

С какой орфограммой мы работали на предыдущем занятии?

Русский язык наш многогранен и разнообразен и в нём есть слова, написание которых мы не можем проверить.

Какая тема занятия будет сегодня? (Слова с непроверяемыми безударными гласными).

Поможет ли правило, которое мы с вами используем для написания безударных гласных?

Если у вас возникают трудности с написанием непроверяемой безударной гласной, обращайтесь к орфографическому словарю. Чем чаще вы пользуетесь орфографическим словарем, тем лучше вы запомните написание так называемых словарных слов.

 

1 задание. Пользуясь своими словариками, найдите спрятавшиеся слова с непроверяемыми гласными.

 

е

 

е

 

 

е

 

е

 

 

е

 

е

 

 

е

 

е

 

 

е

 

е

 

 

е

 

е

 

Ключ: север, ветер, мебель, семена, деревня, серебро.

 

2 задание. Вспомните и напишите названия птиц с двумя буквами о.

 

о

 

о

 

 

о

 

о

 

 

о

 

о

 

 

о

 

о

 

 

о

 

о

 

Ключ: ворона, сорока, воробей, соловей, сокол.

 

3 задание. Впишите в ряды первую букву и последнюю, чтобы получились слова.

Ключ: фазан, базар, казак, сазан, казан.

 

а

з

а

 

 

а

з

а

 

 

а

з

а

 

 

а

з

а

 

 

а

з

а

 

 

4 задание. Напишите цепочку из 10 словарных слов так, чтобы первая буква последующего слова была такой же, как последняя буква предыдущего.

Ключ: вокзал, лестница, адрес, сегодня, январь, рисунок, кастрюля, язык, комбайн, ноябрь, растение и т.д. (Цепочка может быть другой).

 

5 задание. Выпишите в первый столбик слова с проверяемой безударной гласной в корне, во второй - слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Вставьте пропущенные буквы.

Л..пата, п..нал, в..левой, б..лить, гр..бник, х..р..шо, в..дро, ж..ра, к..р..ндаш, б..льной, ч..тверг, п..том, л..жат, ст..лица.

Какое слово записали в оба столбика? (хорошо)

 

6 задание. Придумайте и запишите по 5 слов с непроверяемой безударной гласной на темы «Зима» и «Овощи».

 

7 задание. Перепишите слова, подчеркивая непроверяемые безударные гласные. Объясните значения данных слов и составьте с ними предложения.

Аплодировать, интеллигентный, конфликт, интеллект, компетентность, лаконичный, дискриминация, референдум.

Образец: Альманах — сборник произведений различных авторов. Вскоре был выпущен альманах.

 

8 задание. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте по словарю написание слов с пропущенными гласными.

Ав…кадо, алг…ритм, б…калавр, гл…диатор, д…ндрарий, к…н…патый, м…ринист, прокл…мация, в…н…грет, г…рельеф, заб…тонировать, к…л…нча, к…рогаз, к…мп…новать, люм…н…сценция,ф…соль, б…кл…жан,г…рпун,гр…м…здить, зак…ченелый, л…кв…дировать, м…золь, об…гренный, п…рл…мутр, форв…рд, акв…рель, б…атлон, в…трушка, в…рн…саж.

 

9 задание. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только непроверяемые безударные гласные корня?

1) несг..раемый, впеч..тление, вел..сипед

2) к..сающийся, изл..жение, п..стух

3) выр..сла, декл..рировать, опр..вдать

4) медик..менты, к..нтинент, мини..тюра

 

10 задание. Дано толкование, запишите слово.

Всё существующее во вселенной, все живое и неживое в мире. (Природа)

Топкое место со стоячей водой. (Болото)

Выражать благодарность кому-нибудь. (Благодарю)

Возглас при расставании на неопределенный срок, до встречи. (До свидания)

Крупное одногорбое или двугорбое жвачное животное, отличающееся большой выносливостью и обитающее в сухих степях и пустынях. (Верблюд)

 

 

Занятие 15.

Тема: Иногда согласные играют с нами в прятки.

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые согласные).

Цель: совершенствование навыка правописания слов с непроизносимыми согласными в корне.

Ход занятия.

Занятие можно провести в форме игры «Поле чудес». Сначала проходит отборочный тур, на котором нужно выбрать 9 учеников для игры.

Вступительная беседа.

Не все согласные в словах произносятся; некоторые из них исчезают, как, например, звук [т] в слове лестница. Могут скрываться и другие звуки.

Если слово с непроизносимой согласной нельзя проверить –его написание следует запомнить.

А почему все-таки исчезают отдельные звуки?

Дело в том, что три согласных подряд очень трудно произносить, вот мы и упрощаем их произношение. Но написание упрощать нельзя. Непросто так существуют непроизносимые согласные. У них есть своя история. Например, в древнерусском языке было слово лъствица (лъзтва), которое образовалось от слова лезти, лезть с помощью суффикса – тв (а). Вот оно-то и превратилось в лестницу. А [т] в этом существительном - остаток суффикса – тв (а).

Так знание этимологии помогает не делать ошибок в словах.

Отборочный тур.

Задания для отбора первой тройки игроков. Напишите отгадки вместе с проверочными словами.

  1. Раскинут ковёр,

Рассыпан горох,

Ни ковра не поднять,

Ни гороху собрать. (Звездное небо)

  1. День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. (Сердце)

  1. Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт? (Солнце)

 

Задания для отбора второй тройки игроков. Объясните значение устойчивых выражений:

  1. У меня на сердце камень – (плохо, тяжело на душе).
  2. Сердце кровью обливается – (переживаю за кого-то, очень больно за кого-то).
  3. Уйти с тяжелым сердцем – (уйти сильно расстроенным).

 

Задания для отбора третьей тройки игроков. Учитель читает слова, ученики поднимают руку, если услышат слово с непроизносимой согласной и называют проверочное слово. (Задание можно усложнить – для того, чтобы попасть в третью тройку, надо найти 3 таких слова).

Бескорыстный, безынтересный, вирусный, властный, возрастной, вкусный, гласный, доблестный, жалостный, живописный, запасной, известный, интересный, искусный, корыстный, лестный, ненавистный, ненастный, небесный, опасный, поверхностный, поздний, прихвастнуть, редкостный, согласный, страстный.

 

Игра «Поле чудес». (На слайдах буквы закрыты, при отгадывании – открываются).

  1. Веселый (радостный).

 

  1. Нечестный человек (бессовестный)

 

 

  1. Любящий повелевать (властный).

 

 

  1. Очаровательный (прелестный)

 

 

  1. Люди одинакового возраста (сверстники).

 

 

  1. Ощущать (чувствовать).

 

  1. Смелый (доблестный).

 

 

  1. Белая бабочка (капустница).

 

 

  1. Всадник (наездник).

 

 

Финал.

Большая морская птица (буревестник).

 

Супер-игра.

 

 

1

 

2

 

 

3

 

 

4

 

  1. Что обогревает Землю? (Солнце.)
  2. Как называется ряд ступенек, идущих вверх? (Лестница.)
  3. Как называется растение, растущее на болоте? (Тростник.)
  4. Как называют того, кто принес весть? (Вестник.)

Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.