Истоки социальности и духовности — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Истоки социальности и духовности

2020-11-03 132
Истоки социальности и духовности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если проследить становление человека как социального существа, то необходимо констатировать, что он изначально формировался как социальное животное, следовательно, формировался под влиянием двух доминирующих начал: сохранения вида и сохранения индивида при доминировании инстинктов сохранения вида.

С точки зрения А.Бергсона, который доказал, что, наделив человека умом, природа внесла дисбаланс в гармонию инстинктов индивидуального и видового сохранения. Ум всегда эгоистичен, ум посоветует вначале стать эгоистом и именно в эту сторону пойдет умное существо, если его ничто не oстановит. Ум изобретает орудия труда, благодаря уму человек ос­ваивает процесс их изготовления и учится применять орудия тру­да. Ум усиливает возможности человека в борьбе за существова­ние, обеспечивает прогресс обществу. Но в то же время ум уг­рожает нарушить в некоторых пунктах сплочённость общества, и если общество должно сохраниться, то необходимо, чтобы су­ществовал противовес уму, точнее, его индивидной ориентации. В качестве такого противовеса природа выбрала общественную мораль, воплощённую в обычаях и религии.

В определённой мере обычай занял место инстинкта, это со­циальный инстинкт общества. Инстинктивная мораль устанавли­вает поведение человека в его интересах и интересах сообщества.

Принимая условия сообщества, индивид получает у него свою безопасность и жизнеспособность. Инстинктивная мораль решает одновременно задачи индивида и социального самосохранения. На начальных этапах развития человеческого сообщества мораль исчерпывается обычаем. В основе моральных обязанностей лежат общественные требования близкого для индивида сообщества. В мораль включены не только обязан­ность, но и некоторое эмоциональное состояние, обусловливаю­щее принятие морального требования, сопровождающее его выполнение или невыполнение. Возникнув как реакция на эгоис­тичность ума, правила морали не выполняются автоматически. Следование обычаю, традициям, норме всегда связано с напря­жением сил, так как всегда выступает как борьба социального требования и личностного интереса.

Вырастая из интересов сообщества, совокупность моральных требований характеризуется взаимосвязью, системностью. Поэто­му противоречие личного интереса и одной из моральных обя­занностей вызывает системную реакцию. Это противоречие пе­реживается как личностный конфликт с обществом в целом. Подобная реакция резко усиливает действенность каждого из мо­ральных требований.

И все же ум постоянно вступает в конфликт с социальностью человека. Ум в своих следствиях, в том числе и негативных, может завести человека как угодно далеко.

В стремлении обезопасить общество и повысить моральную си­лу запрета, последний воплощается в образе. Переход морального запрета в образ (Божества) осуществляется в процессе мифо­творчества. Природа предусмотрела возможность мифотворчест­ва в процессах воображения и на этой основе — переход мораль­ного запрета в божественный образ. Бог возник для того, чтобы запрещать, предупреждать или наказывать за моральное зло, которое индивид может нанести обществу. Индивид останавли­вается в стремлении нарушить обычай религиозным страхом на­казания, которому он будет подвергнут один. Первоначальный обы­чай — это вся мораль, а поскольку религия запрещает от него ук­лоняться, мораль совпадает по объему с первобытной религией. Таким образом, первобытная религия, совпадающая по объ­ему с моралью, выступает как мера предосторожности против опас­ности, которой подвергается общество, как только индивид на­чинает думать исключительно о себе. В религиоз­ном страхе наказания скрыта охранительная функция религии по отношению к обществу.

Соблюдение или нарушение моральных запросов, обычаев и норм, связанных с табу, религиозным запретом, оказывает ог­ромное эмоциональное воздействие на субъекта.

Человек, прежде всего, должен жить. Поэтому организация его психики порождается необходимостью сохранения и развития ин­дивидуальной и социальной жизни, т.е. той функцией, которую психика должна реализовать в целях сохранения и развития жиз­ни. Природа функций учитывает и тот факт, что они должны осу­ществляться в обществе. Поэтому мышление человека одновременно индивидуально и социально. Социальное детерминирует­ся моралью. Можно сказать, что мышление человека индивиду­ально и моральное (21).

 Теперь позволительно поставить вопрос: «Можно ли на дан­ном этапе развития человечества говорить о духовности?»

Очевидно, истоки духовности необходимо искать в факте со­циальной сущности человека, в противопоставлении и единстве общественного и личного интересов. Именно эта борьба рожда­ет понятия морального добра и зла. Социальность человека про­является, прежде всего, в совместной деятельности, частным, но очень важным аспектом которой выступает борьба. В проти­воборстве с другими обществами (в военном проти­воборстве) требуется сплочённость, дисциплинированность, един­ство воли, взаимоподдержка.

Социальная сплочённость продиктована необходимостью за­щищаться от других. И общество высоко оценивает социальную сплочённость и качества, её обеспечивающие. Ум человека, с од­ной стороны, ведёт к изобретению новых орудий борьбы (оружия), совершенствует военное искусство, но, с другой стороны, в ми­нуты критической опасности выдает решения для индивиду­ального спасения. Именно в этой области начинают проявлять­ся социальная норма и обычай, реализующие поведение челове­ка. Именно в этой области общество создает культ героя и культ военного божества, покровительствующего войне. Общество культивирует такие черты, как смелость, бойцовское мастерст­во, жертвенность. Разум, действие которого направлено на спа­сение индивида, побеждается нравственными качествами, спо­собствующими сохранению общества. Смелость, героизм, жерт­венность и культ героя становятся ареной глубоких внутренних переживаний всех членов общества и каждого в отдельности. Во­енный подвиг, особенно если он сопряжён с жертвенностью во имя других, обусловлен борьбой инстинкта и морали, эмоций и разума. Поступок для других есть выражение морального добра есть победа душевных сил, проявление духа.

Победа морального добра, подчиняющего разум, сопряжённая с жертвенностью, сопровождается глубоким эмоциональ­ным потрясением, мобилизацией всех сил организма. Это состояние внутренней борьбы морального добра или зла и разума, сопровождающееся эмоциональным переживанием, можно назвать ду­ховным состоянием (21).

Огромную роль в формировании духовности личности игра­ет духовная культура: искусство, наука, религиозные верования. Являясь в своих лучших образцах проявлением духа создателя, проникая в тайны человеческих отношений, отображая борьбу страстей, реальные жизненные конфликты и пути их разреше­ния, раскрывающие высоту человеческого духа и низость паде­ния человека, они показывают жизнь в динамике, позволяют за­глянуть за внешнюю картину жизни и созерцательно прикоснуть­ся к внутренней психической жизни. Но это особая созерцатель­ность, она будит эмоции, заставляет погрузиться в контекст, пе­режить с героями горе и радость. Духовная культура представ­ляет собой квазиреальность, которая переводит мораль в чувственную форму, создаёт условия, чтобы она стала личностно значимой. Но это только условия, которые могут помочь пре­одолеть пропасть между знанием и поведением, определить направления свободы выбора личности: идти ли к своей духовно­сти или отдать предпочтение эгоистическому интересу.

Духовная культура, ее переживание (проживание) помогает человеку определиться в поступке, а поступок — путь к лично­сти, путь к добру, к формированию собственной духовности.

Освоение духовной культуры определяет формирование лич­ностных качеств, способствующих проявлению духовности. К ним отнесем в первую очередь совесть, честь, веру в людей, добродетель, волю, свободостремление (стремление выйти за со­циальную норму), стремление к творчеству, желание выйти за временные рамки бытия. Освоение духовной культуры опреде­ляет содержание морального сознания (21).

Выводы: 1. Общест­венная мораль и религия возникли практически одновременно на заре исторического становления человеческого сообщества.

2. В этот период мораль по объему совпадает с первобыт­ной религией.

3. Общественная мораль и религия выпол­няют охранительную функцию по отношению к обществу.

4. В основу психики природа заложила функциональную организацию, которая позволяет реализовывать различные дей­ствия (практические и идеальные).

5. Воображение высту­пает как природный механизм мифотворчества, перевода мораль­ного запрета в образ (Бога).

6. Мышление человека, как и другие психические функции, одновременно индивидуально и мо­рально.

7. Моральное поведение связано с эмоциональ­ным переживанием.

8. Приведённый анализ показывает, что духовность как свой­ство личности является фундаментальным качеством человека. Формируясь уже в первобытном обществе, духовность развива­ется на основе единства морали и религии. Это двуединое осно­вание духовности прослеживается до настоящего времени.

 

3.2.2. Основные периоды и факторы развития духовности

В основу духовного становления человека можно положить несколько факторов: творчество, свободу, сознание, саморегуляцию, игру, учёбу, социальную детерминацию, смысловую детерминацию, моральную детерминацию, половое чувство, смерть. Стремясь сохранить существующую периодизацию: детство, отрочество, юность, посмотрим, каким содержанием духовности ха­рактеризуется каждый из этих периодов, какова феноменология дyxa на разных этапах развития человека.

Детство отличается свободой и творчеством. Овладевая сво­им телом, ребенок накапливает волевой опыт, который раскры­вает перед ним путь свободы. На этом этапе у него ещё отсутст­вует моральное сознание и его диктат. Он делает, что хочет, а не что должен. В произвольных действиях постепенно формируется воля ребёнка — залог будущих свободных поступ­ков. Без произвольных поступков нет воли, нет свободной лич­ности.

В овладении своим телом, а в дальнейшем и произвольными действиями формируется не только воля, но и интеллект — ин­теллект практического действия. В совокупности знаний и ум­ственных действий интеллект совместно с волей создают усло­вия для проявления человека в качестве самостоятельной лич­ности (субъекта деятельности и общения). На этом этапе закла­дываются основы личности ребенка, которые будут проявлять­ся на всём жизненном пути.

Постепенное развитие интеллекта и воли проявляется в твор­честве ребенка и, прежде всего, в игре, которая выступает в ка­честве ведущего фактора развития в детстве. Исключительно важ­но, что объект игры частично берется из реального мира, а ча­стично (в большей степени) творится воображением (7). В игре ребенок свободен, действительность не подавляет его, он достаточно произвольно обращается с предме­тами внешнего мира. Игра есть свободное творчество, в котором ребёнок реализует себя и развивает свои способности. В игре ре­бёнок творит мир и социальные отношения, но одновременно ус­ваивает социальные отношения внешнего мира.

 В игре ребенок включается в систему человеческих отноше­ний. Но для межличностных отношений в игре характерны во­ображение и творчество, и вместе с тем эти отношения достаточ­но жёсткие. Соблюдение правил игры обязательно. Здесь мы на­блюдаем сочетание произвольности и детерминированности, сво­боды и ограничения, творчества и реализма (7).

Важнейшим фактором формирующейся духовности ребёнка является стремление к проникновению в сферу смыслов. В иг­ре ребёнок узнает смысл и роль предметов внешнего мира. Он осо­знаёт значение других детей, межличностных отношений и свою роль вначале в конкретной игровой ситуации, а в дальнейшем и в жизни. В общении ребёнок узнает значения отдельных слов и выражений и таким образом осваивает язык. От конкретного значения ребенок переходит к познанию сущности, предназна­чения, а затем ценности для себя и других определенных пред­метов, отношений, явлений.

Познание смысла, предназначения, ценности предметов и яв­лений мира и себя в этом мире является важнейшей частью духовного становления личности. Начавшись в детстве, процесс по­знания продолжается всю жизнь. При этом смысл предметов мо­жет меняться, они могут переосмысливаться, раскрываться в си­стеме новых отношений. Ребёнок переосмысливает и своё пове­дение, и свои личностные качества. Можно сказать, что сущность духовного становления есть процесс постоянного переосмысливания себя, своего поведения, своих качеств и своих действий, поступков и отношений.

Значением и смыслом наделяются не только предметы и явления внешнего мира, но и эмоции и эстетические восприятия ребёнка.

Одновременно с раскрытием сферы значений и смыслов начинает формироваться моральное мироощущение. И если в раннем детстве ребенок свободен от диктата действительности, то освоение значений и смыслов влияет на его поведение, оно начинает детерминироваться этими значениями. Особенно следует вы­делить моральную сферу, которая по мере взросления ребенка играет всё большую роль. Поведение ребенка определяется уже не только свободой творчества, но и моральной нормой, которая может перерасти в нравственный закон внутри личности (21). Вместе с моральным сознанием в жизнь ребенка приходит и чувство ответственности за свои поступки.

С формированием морального сознания ребенок начинает понимать, что такое добро и что такое зло. В нём пробуждает вкус к добру и злу. Духовное становление личности предполагает возможность творения не только добра, но и зла. Причинение зла может доставлять удовлетворение субъекту злодеяния. Зло, как и добро, составляет часть духовной жизни ребёнка.

Развитие морального сознания приводит к тому, что ребёнок начинает понимать наказание за дурной поступок. Вне морального сознания ребёнок понимает, что его наказали за такой поступок, но он еще не осознаёт, что это дурной поступок, что это зло. Понимание наказания за дурной поступок не предполагает понимания наказания и за дурную мысль, за стремление к совершению зла. За намерение проступка не наказывает и право­судие. Но по мере развития духовности человек может достичь такой ступени нравственного сознания, когда будет способен осудить сам себя за дурные мысли, только за стремление к злу (21).

В подростковом возрасте продолжают развиваться основные тенденции духовности, заложенные в детстве: подросток стремит­ся все глубже проникнуть в сферу смыслов и ценностей, форми­руются моральное сознание, чувство ответственности за поступ­ки, развивается интеллектуальная сфера; интересы, влечения, вку­сы и запросы составляют определенную систему, складывается характер подростка. На смену игре в качестве ведущего факто­ра приходит учеба. В школе ребенок осваивает систему знаний, у него создается научное мировоззрение. Чрезвычайно важно от­метить, что научное мировоззрение вытесняет все другие подхо­ды к осознанию мироздания, в частности религиозный.

Важнейшим фактором в отроческий период является поло­вое созревание. В этот период снижается продуктивность основ­ных психических функций, в яркой форме проявляется негати­визм и критицизм по отношению к окружающим, особенно взрослым. Происходит оформление вторичных половых призна­ков, у девочек начинаются менструации, на некоторое время при­останавливается обычный рост различных органов тела. Но са­мые значительные перемены происходят в духовной жизни под­ростка. У подростка ру­шится устоявшийся порядок мира, меняются сложившиеся вку­сы и привычки. Духовный мир подростка снова становится эго­центричным, всё вращается вокруг его личности. Вся жизнь под­ростка освящается мечтательностью.

Лишь в этот период начинается настоящее самосознание, вкус и влечение к своему внутреннему миру, острое самоподчинение сво­их желаний и порывов. Внутренний мир, оказывающийся бесконеч­ным и бездонным, иррациональным и непостижимым для самого же подростка, выдвигает различные «мечты» чувства, желания, пла­ны — совершенно не считаясь с тем, насколько они реализуемы. Острый и упорный иррационализм, нежелание считаться с реаль­ностью, уверенность в праве жить своим миром и придаёт всем за­мыслам и желаниям характер мечты, которая изолирует подрост­ка от социального мира. Этот период имеет большой вкус к асоциальности — к уединению и одиночеству, к трагическому чувст­ву непонятости и ненужности никому, вообще оторванности от всего и от всех.

Важно подчеркнуть ещё раз, что именно в этот период чело­век начинает в полной мере ощущать свой внутренний мир, его безграничность, иррациональность, эмоциональную активность и моральную конфликтность, свою противопоставленность соци­альному миру. И это имеет важнейшее значение для формиро­вания его духовности.

Юность — период жизненного определения и самоопределе­ния, пора завершения учебы и вступления в самостоятельную жизнь. Это время творческих планов, героических решений, вре­мя увлечений и вдохновения, энтузиазма и доверчивого отно­шения к миру и людям. Юность характеризуется сложившим­ся характером, моральной чистотой, определённым мировоззре­нием, в большинстве случаев школьным, не прошедшим через столкновение с эмпирической действительностью. Духовная жизнь этого периода во многом идеализирована. Юность стре­мится делать добро. Юность устремлена в будущее, она не зна­ет границ, стремится познать всё, стремится к Абсолюту. Юность не думает о смерти и о вечности жизни. Она вся в делах и по­ступках. Юность нерасчётлива, ибо она богата и ей легко жерт­вовать всем. В интеллектуальном отношении человек в этот период достигает значительного расцвета. Мир кажется ясным, а человеческие отношения простыми. В юности в наибольшей степени проявляется стремление к свободе, самовыражению и самоутверждению. В юности формируются идеалы и вера в идеалы (героя, революцию, перестройку, свободное общество и т.д.), и эта вера воспламеняет души, насыщает жизнь высокой духовностью.

В зрелой жизни человек достигает пиков духовности в момен­ты наивысших творческих достижений или жертвенных по­ступков, исполненных любви к другим, во имя веры в свои иде­алы. Важнейшим фактором духовной жизни в зрелом возрасте является смерть, осознание конца жизни. В детстве смерть воспринимается как отвлечённое событие, не затрагивающее лич­ность ребенка, даже когда из жизни уходит близкий человек. Она переживается скорее через состояния отца и матери, братьев и се­стер, чем в своей сущности. Ребенок не связывает смерть с со­бой, своим жизненным путем. В отроческом и юношеском воз­расте смерть насыщается глубокими эмоциональными пережи­ваниями, связанными с уходом близких. Она воспринимается как невосполнимая утрата.

В зрелом возрасте смерть заставляет задуматься о конечно­сти жизненного пути. Смерть ставит вопрос: что будет за ней? И это наполняет духовную жизнь человека новым содержанием, приводит к переосмысливанию и переоцениванию предшеству­ющей жизни. Многое из того, что казалось важным, теряет зна­чение. Другие ценности и смыслы начинают определять поведе­ние человека. Изменяется строй духовности личности. Смерть усу­губляет тайну бытия человека, по-новому освещает смысл жиз­ни, иерархию задач, разрешаемых жизнью.

Выводы: 1. Эмоциональность и творчество, присущие детству, являются основой его духовности, которая базируется на свободе ребёнка, понимаемой как внутренний источник, как жизненная сила. Сво­бода эта сочетается с формирующейся саморегуляцией.

2. Познание смысла, предназначения, ценности предметов и яв­лений мира и себя в этом мире является важнейшей частью духовного становления личности.

3.Сущность духовного становления есть процесс постоянного переосмысливания себя, своего поведения, своих качеств и своих действий, поступков и отношений.

4. По мере развития духовности человек может достичь такой ступени нравственного сознания, когда будет способен осудить сам себя за дурные мысли, только за стремление к злу.

5. Важнейшим фактором духовной жизни в зрелом возрасте является смерть, осознание конца жизни.

 

4. Межличностные отношения в зрелом возрасте

Фрейд считал, что благополучие человека во взрослой жизни определяется его спо­собностью любить и трудиться. Большинство психологов пользуются иными терминами в своих определениях, но смысл последних остается неизменным.

Основы современного исследования психологии взрослых заложил Э. Эриксон.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.