Закономерности восприятия информации реципиентом в рамках тезаурусной модели коммуникации. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Закономерности восприятия информации реципиентом в рамках тезаурусной модели коммуникации.

2020-11-02 144
Закономерности восприятия информации реципиентом в рамках тезаурусной модели коммуникации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обратимся в этой связи к модели семантической информации, в основе которой лежит понятие тезау­руса. Основы этой модели, состоят в следующем. Знания предлагается рассматривать в виде совокупности смысловыражающих элементов и смысловых связей между ними - тезауруса. Информация есть то, что воз­действуя на тезаурус, изменяет его. Отсутствие изменений в тезаурусе при получении сообщения означает отсутствие информации в сообщении - для данного реципиента. Зависимость информации, воспринимаемой получателем из сообщения, от величины тезауруса имеет примерно такой вид:

Приведенная зависимость, выражающая ключевую идею " тезаурусной" модели коммуникации, позво­ляет отметить важное обстоятельство: предварительное увеличение запаса знаний в тезаурусе ("операция расширения тезауруса) может не только уменьшать, но и увеличивать величину информации, извлекаемой из сообщения. Эта особенность модели семантической теории информации существенно отличает ее от классиче­ской теории информации.

Понятие тезауруса в приведенной модели семантической информации не определено строго (понятия "смысловыражающий элемент", "смысл"}, однако его введение позволяет:

  • оперировать с новой единицей информации - понятием (смысловыражающим элементом, отношени­ем) как элементом тезауруса;
  • учитывать релятивность (сопоставление) семантической информации как функцию объемов тезаурусов источника и реципиента.

Принятие единицы семантической информации - понятия - делает заманчивым понятие энтропии. В этой связи обращает на себя внимание внешнее сходство представленной на рис.1кривой с графиком энтро­пии для двух зависимых случайных событий.

В семантической модели информации вероятность появления того или иного понятия в сообщении -достаточно важная характеристика процесса коммуникации, но принципиальное значение имеет другое: из­вестно ли это понятие реципиенту информации, иными словами, содержится оно уже в его тезаурусе, или нет. По этому, основному для тезаурусной модели признаку множество понятий, составляющих сообщение, разбивается на два подмножества - известных и не известных реципиенту до коммуникации, и существенны именно вероятности появления понятий из этих подмножеств. Тогда коммуникация (в рамках семантической ее модели!) может рассматриваться как традиционный для теории информации опыт с двумя возможными исходами (появление известного или не известного реципиенту элемента), причем случайные события, соот­ветствующие этим исходам - зависимы. Это означает, что сумма вероятностей их появления равна единице.

Эту аналогию можно интерпретировать следующим образом. До коммуникации существует некоторое характерное именно для данной пары "источник - реципиент" соотношение известных и не известных реци­пиенту элементов источника. Математическим ожиданием этой вероятности и является энтропия. Энтропия максимальна при равновероятности появления известных или неизвестных элементов. Сопоставим теперь этот результат с зависимостью эффективности коммуникации от соотношения тезаурусов источника и ре­ципиента. Воспользовавшись тем, что в тезаурусной модели коммуникации фигурирует единица информации ("элемент" тезауруса - понятие), можно сделать шаг к формализации этой зависимости, характеризуя относи­тельную "величину" тезаурусов, их "объем" вероятностями появления в них тех или иных элементов (поня­тий).

Прежде чем перейти к формальным рассуждениям, сделаем несколько замечаний, касающихся содержа­тельности самого понятия тезауруса Перейдем теперь к анализу тезаурусной модели коммуникации

В первом случае коммуникация невозможна {источник и реципиент информации не располагают об­щими для них понятиями), в третьем - бессмысленна (информация источника уже имеется у реципиента). Полезная коммуникация соответствует второй из перечисленных ситуаций, когда тезаурусы источника и реципиента пересекаются (Рис. 2).

1) 2) 3)

Возможным способом измерения эффективности коммуникации является степень изменения тезауруса реципиента при получении некоторого сообщения.

Итак, количество семантической информации может определяться долей "новых" для реципиента эле­ментов тезауруса сообщения,

Как известно, в классической теории информации понятие информации связано со снятием неопреде­ленности, которая существовала до сообщения.

 

 

4. ТИПОЛОГИЯ, ОБЩИЕ СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, В ЧАСТНОСТИ НАУЧНОЙ


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.