Методика для изучения проявлений борьбы мотивов — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Методика для изучения проявлений борьбы мотивов

2020-07-03 213
Методика для изучения проявлений борьбы мотивов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Борьба мотивов вызывается путем отвлечения внимания от выполняемой не очень интересной для испытуемых деятельности и привлечения внимания к более интересной для них. Детям 6 лет дается задание по рисованию. Когда все приступали к выполнению задания, педагог начинает рассматривать игры и игрушки в кукольном уголке, при этом громко рассуждая: "Какая красивая кукла! Ее можно уложить спать. Вот и кроватка есть. Вот эту куклу мы посадим обедать. Вот и посуда есть, и столик. Какая интересная игра! Это что-то для мальчиков, здесь должны машины ездить, здесь светофор стоит".

Анализируется поведение детей: смог ли ребенок завершить задание по рисованию; прекратил рисование и сразу же приступил к играм; формально как бы завершил работу (отдал неаккуратный рисунок, сказал, что он уже закончил рисование) и приступил к играм.

 

 

Методика «Выкладывание узора по образцу

Задача, предлагаемая ребенку, при внешней привлекательности и простоте имеет единственное решение.

Оно состоит в том, чтобы ребенок самостоятельно открыл принцип составления, способ выкладывания узора-образца и выложил его точно так же. Принципом составления узора было наложение одной геометрической фигуры на другую ("слоеный пирог").

Ребенку давали набор необходимого количества фигур разного цвета и размера, вырезанных из бумаги. Геометрические фигуры подбирались так, чтобы между ними было много схожих по форме и цвету фигур. Однако в общей картине узора каждая фигура занимала строго определенное место. Если ребенок допускал ошибку и выбирал сходную фигуру, то выложить узор полностью было уже невозможно.

Внешний вид узора не совпадал с теми геометрическими, из которых он состоял. Трогать же образец во время выполнения не разрешалось, можно только было смотреть на него.

Рассмотрим два элемента узора: треугольники и квадраты, и их сочетание. Например, одинаковый внешний вид имели два следующих фрагмента узора. В первом случае на квадрат желтого цвета был наложен треугольник красного цвета. Во втором случае - на квадрат красного цвета был наложен треугольник желтого цвета. Если ребенок ошибочно брал два треугольника (желтый и красный) и прикладывал их друг к другу, то следующую фигуру он уже не мог выложить, так как у него оставалось два квадрата. Ребенок должен проявлять волевые усилия, исправлять ошибки, предпринимая новые попытки достичь цели.

Ребенок получает следующую инструкцию: "Посмотри, какой красивый узор. Ты должен сделать такой же. Вот здесь, в пакетике, есть все необходимое. Достань все и рассмотри. Образец будет перед тобой, его нельзя трогать и переворачивать. А вот на этом листике попробуй выложить такой же". По времени работу ребенка не ограничивают. Закончив работу, ребенок самостоятельно говорит: "Я все сделал".

Оценивается время выполнения задания /15, 30 или 45 минут/. Учитывается результат достижения цели, количество совершенных попыток, наличие внешней речи, умение решать задачу "в уме".

Методика для изучения борьбы мотивов

Ребенку предлагают альбом, на четных страницах которого наклеены интересные цветные картинки (иллюстрации к сказкам, изображения животных), а на нечетных - малоинтересные изображения геометрических фигур. Ребенок получает инструкцию, в которой говорится о том, что в альбоме можно рассматривать только картинки, на которые укажет взрослый. Альбом открывается по сигналу. Дошкольнику предлагается рассмотреть геометрические фигуры, отвечать на вопросы, связанные с содержанием изображенного на этой странице, и запрещают смотреть на страницу с изображением сказочных героев. Педагог наблюдает, совершает ли ребенок усилие, чтобы не отвлекаться от цели, бросает ли ребенок взгляды, хотя бы мельком, на запрещенные страницы.

Для младших дошкольников характерно без колебаний отходить от основной цели и рассматривать привлекательные, но запрещенные картинки. Для средних по возрасту дошкольников характерно противостояние импульсам актуальной потребности, желанию рассмотреть привлекательные картинки (закрывают лицо руками, отворачиваются).

Для старших дошкольников характерна способность не отвлекаться от поставленной цели.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.