Зарождение феминизма в россии — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Зарождение феминизма в россии

2020-07-03 399
Зарождение феминизма в россии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 История феминизма берет начало в 18 в. и коренится во влиянии на русское общество идей Великой Французской революции 1789 и идей Просвещения. Передовое русское общество следило за событиями во Франции, где в общем хоре требований освобождения от деспотизма свой голос подняли женщины. Возникновение нового отношения к женщине в обществе, зародившись в эпоху Петра Великого, подкрепило появление женщин нового типа – готовых и стремящихся участвовать в общественной жизни (Екатерина II, Е.Р.Дашкова, графини М.Г.Разумовская, А.К.Воронцова, М.А.Нарышкина). Появление на литературном небосклоне женщин-писательниц и поэтесс (Е.А.Княжниной, Е.А. Вельяшевой-Волынцевой, В.А.Волковой, Е.С.Меньшиковой), рождение женской литературы и женской автобиографической и мемуарной прозы свидетельствовало о появлении социального женского самосознания.
Целям «усиления социализации» женщин способствовало Женское патриотическое общество – «первая на русской почве организация для достижения общественных целей». Созданное в 1812, оно положило начало истории организованной женской политической активности в России. В известной степени, его деятельность была продолжена последовавшими за своими мужьями и братьями в Сибирь «декабристками» (Е.И.Трубецкой, М.Н.Волконской, Е.А.Уваровой, А.Г.Муравьевой и др.). Через этих женщин осуществлялась переписка заключенных, некоторые брались за передачу из Сибири в столицу и распространение в Москве и Петербурге вынесенных из острога политико-философских произведений. Создавая в Сибири публичные библиотеки, пункты медицинской помощи населению, организовывая лекции и концерты, «декабристки» сплачивали тех, кто оказался на поселении. Самой своей жизнью они выстраивали модель возможной для женщины внесемейной (публичной) инициативы.

Аналогичный пример являют современницы декабристок из числа писательниц начала 19 в. (А.В.Зражевская, К.К.Павлова, А.П.Зонтаг, Е.А.Тимашева и др.). Отстаивая идеи женского равноправия, они также шли нелегким путем самопознания и самоопределения и, рассказывая о своем несогласии со стереотипами общепринятого, выступали против общегосударственного принципа «благонамеренности». Так же свою роль в поиске россиянками сфер применения их внесемейной активности сыграла Крымская война 1853–1856, с которой связано появление русской санитарной службы. Женщины в ней играли большую роль (Е.Будберг, А.Травина, сестры Е.Бакунина и Е.Хитрово – внучатые племянницы М.И.Кутузова и др.), олицетворяя пути «самоэмансипации», без которой была бы невозможна постановка вопроса об освобождении женщин в России. Начало женского движения в России (1859–1904) связано с попытками, во-первых, обеспечить женщин возможностями профессиональной занятости, а через нее – экономической независимости, а во-вторых – борьбой за их доступ к высшему образованию. После Октябрьской революции большевики вначале сотрудничали с женским движением и осуществили те реформы, которые феминистки до этого готовили и продвигали десятилетиями. При этом советская власть не одобряла существование независимого женского движения, считая его буржуазным. Она реализовывала собственный проект эмансипации, направленный на политическую и экономическую мобилизацию женщин в интересах государства. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1) zen.yandex.tm

Хоть и говорят, что советская власть даровала женщинам избирательные и прочие политические права, в действительности к этому достижению не имела отношения ни советская власть, ни партия большевиков, а временное правительство, и сделано это было под давлением женских организаций. Если на первом этапе интересы женского движения и советской власти совпадали, то в дальнейшем они разошлись: в советской

идеологии на первый план вышло восприятие женщин не как

самостоятельных субъектов, а как объектов государственного воздействия, воспитания и заботы, а женская активность была возможна только в рамках и направлениях, заданных государством. Все самостоятельные женские организации были признаны «буржуазными» и фактически прекратили своё существование уже к 1918 году. Советская власть рассматривала феминистскую идеологию как противоречащую целям классовой борьбы и приписывала себе «дарование женщинам всей полноты гражданских прав» — именно поэтому, как отмечают исследователи, имена российских феминисток   их идеи и сведения об их деятельности были исключены из советской историографии. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

zen.yandex.com                                                                     (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)    

 

   1.2. СХОДСТВА в истории Русского и Западного феминизма

 

Наверное главное сходство Русского и Западного феминизма в том что у того и другого феминизма стояли столичные обеспеченные женщины. Так же социальный состав участниц женского движения в России, как и в Европе, постепенно модифицировался от богатых, образованных и зажиточных женщин к средним, а затем и к бедным, но а возраст там и там не отличался везде была молодежь, которая хотела быть свободной. Феминистки и там и там видели только один путь к обретению гражданские и политические прав это с помощью получения образования и свободный выбор профессия. Но есть и множество различий в этих феминизмах. В Русском феминизме немало особенного и самобытного. Например особенности имущественное положение массы россиянок в отличие от их западноевропейских современниц было весьма прочным а потому перед русскими женщинами стояли не столько задачи борьбы за фиксацию того или иного права или привилегии в законах, сколько за то, чтобы многое из предписанного и написанного выполнялось. В любой русской семье согласно писаному праву жена имела права владения своим личным имуществом, имела собственнические права в отношении не менее чем седьмой части движимостей и 1/4 части недвижимого имущества семьи, если оставалась вдовой. Лишь в области наследственных прав существовал ряд ограничений, хотя даже дочери также имели право на фиксированную часть наследства. Перечисленных прав у европейских женщин того же времени либо вообще не существовало, либо они были меньшими. Западные феминистки с самого начала стремились отделиться от мужской иерархической системы мироустройства и создать свою, свободную от иерархий и авторитаризма. Эту линию они продолжают, кстати говоря, и сейчас. Русские же деятельницы женского движения

не противопоставляли себя мужчинам и с самого начала полагали необходимым использовать в своих целях общественные структуры и движения, инициированные и созданные мужчинами. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

 

zen.yandex.ru                                                                                                 (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

 


 

ГЛАВА 2


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.