Специфика работы телерепортера — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Специфика работы телерепортера

2020-06-05 295
Специфика работы телерепортера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Специфика работы телерепортера

(Н. Зверева. Школа регионального тележурналиста»)

 

Сюжет – это изложение события в творческой версии автора. Телерепортер работает максимально профессионально, если:

· излагает факты;

· всегда знает больше, чем отражено в сюжете;

· показывает разные точки зрения, оставаясь при этом над схваткой;

· знает три основных требования к сюжету:

– содержание сюжета должно напрямую затрагивать интересы всех зрителей в целом и каждого в отдельности;

– каждая деталь, каждое слово в сюжете должны быть абсолютно понятны;

– сюжет должен быть интересен от начала и до конца.

Другими словами, каждый сюжет обязательно должен отвечать трем принципам: касаться всех и каждого, быть интересным и понятным. Даже наличия двух составляющих недостаточно.

Перед съемками желательно спросить себя:

· Стали бы ваши близкие и вы сами смотреть этот сюжет?

· Почему люди должны это смотреть? (Если это касается всех и каждого, то вопрос снят).

· Будут ли зрители на следующий день рассказывать друг другу об этом сюжете? (Если да, значит это интересно).

· Представим себе человека, который приехал в ваш город в командировку на один день. Поймет ли он все детали сюжета? (Если поймет, значит, это действительно сделано понятно).

Каждый корреспондент программы «Москва: инструкция по применению» (о новостях потребительского рынка) имеет короткую памятку, в которой содержится шесть пунктов:

· Объективность – Уверены ли вы, что информация, которую вы сообщаете, соответствует действительности?

· Полезность – Насколько ценна, практически применима и полезна информация, которую вы сообщаете?

· Уникальность – Насколько уникален ваш сюжет? Это можно увидеть только в нашей программе или про это часто говорят в других программах?

· Широта – Не слишком ли узок круг зрителей, в котором будет ценен и интересен ваш репортаж?

· Ясность – Насколько ясно формулируется совет/инструкция по данной теме?

· Своевременность – Насколько актуальна данная тема сейчас? (например, тема уборки снега летом?)

 

Роль видеоряда на телевидении

Главное на телевидении – картинка, т.е. видеоряд. Именно он несет на себе основную нагрузку при передаче информации. Картинка также должна быть понятной, интересной и затрагивать всех и каждого.

Нет лучшего способа показать ценность и важность картинки, чем просматривать новостные сюжеты без звука. Исследователи доказали, что содержание текста на экране занимает не больше 10% зрительского внимания. 90% – это картинка! Нет картинки – нет сюжета.

Региональные телекомпании часто снимают, так называемые, «заседаловки» – заседания Областной, Городской Дум. Выключите звук и попробуйте угадать, о чем говорят депутаты. Если они говорят о школах, надо показывать эти школы. Бывает, что в одном выпуске два, а то и три заседания. Картинка сливается в одну сплошную болтовню, якобы передающую настоящую жизнь города. Встает вопрос, как эти «заседания» можно сделать «живыми», не скучными.

Итак, вопрос: что можно сделать, чтобы ваш сюжет о заседании был интересным аудитории? Ответ: Внимательно изучите пресс-релиз и постарайтесь обратить внимание на те моменты, которые реально касаются жителей вашего города. Попробуйте найти ответ на вопрос: что изменилось бы, если бы не было этого заседания? Или по-другому: зачем и во имя чего собирались депутаты? Интересные факты и цифры можно использовать не только в сюжете, но и в подводке к нему. Например: если заседание касалось реформы ЖКХ, то в подводке к сюжету вы можете сообщить зрителям, что именно сегодня было определено, сколько должен платить каждый из нас за свою квартиру. Люди обязательно будут смотреть ваш сюжет.

Журналист должен посещать заседания депутатов для того, чтобы потом придумать сюжет и снять его в другом месте. Кроме того, уже до заседания можно сделать пару звонков и знать немного больше, чем в повестке дня.

 

Герой и его история

Сюжет – умение рассказать историю в картинках. История – всегда подразумевает наличие драматургии, когда есть завязка, кульминация, развязка.

НАПРИМЕР:

Редактор дает вам задание информировать население о социальной реформе, о монетизации льгот. У вас есть вариант взять интервью у хорошего эксперта, который все подробно объяснит.

С большой долей уверенности можно предположить, что мало кто будет это слушать и мало кто поймет, даже из тех, кто будет слушать. Дело в том, что в этом случае нарушается один из трех принципов – это не интересно, хотя понятно и нужно.

Другой вариант. Конкретная Мария Ивановна – инвалид 2 группы. Она узнала о новом законе и, как многие льготники, ничего не поняла. Хорошо бы выбрать такую старушку, которая владеет разговорным слогом и не боится камеры. В этом случае у нас, как минимум, будет эмоциональный синхрон по поводу реформы и растерянности перед реформой.

Затем журналист делает героиню ближе к зрителю, рассказывая коротко ее историю: работала с 15 лет, имеет медаль «Ветеран труда», пенсию делит с детьми и внуками.

Возникает ситуация узнавания и сопереживания. Хорошо бы подчеркнуть историю жизни фотографиями из семейного альбома (не ленитесь в поисках картинок, особенно если хотите сделать настоящую историю). Какая же сумма будет выплачена Марии Ивановне, всех ли льгот она лишается? Здесь самое время дать слово нашему эксперту (синхрон – свидетельские показания). Но вопрос ему задать надо от лица нашей героини конкретный. У нее такая-то группа инвалидности, такие-то льготы она имела и что она будет иметь?

Даже внешне эксперт в этот момент будет выглядеть иначе, чем в официальном интервью. Здесь он будет мягче, тон менее официальный, объяснения более конкретные и понятные.

 

Самый сложный сюжет – заседание Гордумы или Законодательного собрания. Можно подать этот сюжет через конкретного депутат, который, например, собирается голосовать «против», наперекор всем. Журналист может рассказать подробнее об этом человеке, о его принципах. Зрителю уже более понятна позиция этого депутата, а само заседание стало лишь эпизодом этого сюжета. Далее можно дать слово оппонентам, проголосовавшим «за», выслушать их доводы. Вот она – коллизия, конфликт, драматургия. Зритель обязательно встанет на чью-то сторону, поймет то, что происходит в Думе.

 

 

Драматургия сюжета.

 

Каждый информационный сюжет должен быть построен по правилам драматургии, иными словами в нем должны быть завязка, кульминация и развязка.

Чтобы проверить, существует ли драматургия в сюжете, достаточно попробовать поменять местами начало и финал, выкинуть середину. Если сюжет разваливается, теряются связи, значит он построен по правилам. Ружье, которое висит на стене (т.е. ваш ввод в сюжет и завязка), должно обязательно выстрелить в финале. Нельзя повествовательно, друг за другом выкладывать факты – надо обязательно выстроить закономерную цепочку.

Помните принцип Штирлица: «Всегда запоминается первая и последняя фразы». Финал сюжета – это как печать и подпись на последнем листе документа (не случайно после последней фразы автор называет свое имя и имя оператора). Лучше снять несколько вариантов и выбрать лучший. В финале может быть остроумный стендап, гениальный синхрон. Можно придумать афористичную последнюю фразу, которая продемонстрирует ваше понимание темы.

Пример:

Сюжет о пожаре. Репортерам повезло: съемочная группа приехала вовремя, кругом дым, работают пожарные, машины «скорой помощи». За кадром зрителям сообщают, какая группа сложности присвоена этому пожару, сколько людей пострадало и т.д. На эту информацию уходят первые полторы минуты. А потом на экране возникает маленькая девочка, которая прижимает к себе своего кота и кричит прямо на камеру: «Я сама его спасла!» Забыть этот кадр невозможно.

На самом деле для зрителей именно с этого момента начинается сюжет, потому что это, как говорится, цепляет. Полторы минуты текста и картинки про машины, категорию пожара можно и нужно давать после эпизода с девочкой, потому что градус восприятия после этого становится совсем другим. Эмоции другие.

Поэтому – избегайте стереотипов, абстрагируйтесь, не бойтесь экспериментировать.

Еще одно правило. Не старайтесь вместить в сюжет как можно больше информации. Ответ на вопрос: «О чем мой сюжет?» должен состоять всего из одной фразы. Сюжет не может быть о том-то и о чем-то еще. Сюжет должен раскрывать одну проблему, проводить одну идею журналиста. Лучше разделить эту тему на несколько разных сюжетов, чем стараться делать два или три в одном. Иначе – пирог с повидлом, капустой и мясом.


Закадровый текст

И. Фэнг «Теленовости, радионовости»: «Процесс написания текста – это процесс сокращения текста».

Правила: «писать коротко», «писать точно», «писать разговорным языком» известны каждому журналисту, но почему-то на практике все оказывается иначе. Главная болезнь регионального ТВ – Многословие в эфире, ложная пафосность и многозначительность.

Пример: Проблемы ЖКХ. За кадром звучит голос журналиста:

– Как может жить человек без тепла? Тепло души. Тепло сердец. Тепло человеческого дома. Это равнозначные понятия. Когда в доме нет тепла, человеку трудно быть добрым.

И далее начинается сам сюжет. Вроде красивые и справедливые слова, но… Лишняя пафосность. Гораздо сильнее будет воздействие на зрителя, если на фоне замерзающих людей, за кадром достаточно спокойно журналист сообщит только один факт: – Вот так эти люди живут уже три месяца.

Дайте зрителю возможность самому оценить (в том числе и эмоционально) тот сюжет, содержание которого вы считаете важным и актуальным и поэтому предлагаете посмотреть его в новостях. Нельзя давить на психику человека. А многословие – это неуважение и недоверие к зрителям.

Совет: после приезда со съемок и отсмотра материала во время написания текста постарайтесь написать все, что придет в голову. Гораздо легче зачеркнуть лишнее из того, что вы написали. Первый абзац, как правило, приходится зачеркивать, в нем слишком много эмоций. А в тексте должно быть больше фактов, а не эмоций.

Язык должен быть разговорный, но литературный. Есть формула: Пишем, как говорим, говорим, как пишем. При этом надо избегать вводных слов, таких как «вот», «итак», «впрочем», «кажется», «например», «кстати» и др.

Стройте текст короткими фразами. В одном предложении должно быть не более 12 слов. Надо уметь ставить точки.

Не перегружайте сюжет фактической информацией. Особенно трудно запоминать на слух цифры, имена, должности, названия фирм. Цифры обязательно должны быть такими понятными, чтобы их можно было, как говорится, потрогать руками. Они должны вызывать реакцию зрителей.

Сообщение: «Миллион людей сидит в тюрьмах в России». Цифра большая, но мы в состоянии понять, как это много, только тогда, когда появляется возможность узнать, что реально в тюрьме сидит один из ста взрослых людей России и по количеству заключенных мы идем впереди планеты всей. Иными словами, цифры всегда нужно преподносить в необычном ракурсе, делая тем самым доступнее понимание их смысла.

Старайтесь выработать индивидуальность и узнаваемость своего стиля. Есть журналисты, которых можно узнать с первой фразы. Настоящий стиль всегда опирается на прекрасное знание языка, эрудицию, огромную работоспособность. Бесспорно свой стиль есть у Познера, Шендеровича, Парфенова. Их манера узнаваема.

Закадровый текст должен строиться на использовании существительных и глаголов. Прилагательные – описывают картинку, но не дополняют ее. Деепричастия всегда делают фразу длинной и плохо воспринимаемой на слух.

Избегайте канцеляризмов и прочих лишних слов. «В настоящее время», «эта проблема является», «в свете предстоящих событий» и др. Они создают ощущение доклада, отчета, но никак не разговора со зрителем.

Упражнение. «Звонок другу». Фраза закадрового текста: «Сегодня распахнула свои двери новая школа, которая является в настоящее время лучшей в районе по техническому оснащению» (подобные фразы приходится слышать постоянно с экранов регионального ТВ). А теперь представьте, что во время съемок вам на мобильный звонит друг/подруга и спрашивает «Что ты сейчас снимаешь». А теперь прочитайте свой ответ. Забавно. Все оттого, что журналисты не имели возможности общаться со зрителями напрямую. Чтение текста за кадром – процесс, который многие журналисты ложно понимают как процесс самовыражения. Процесс усвоения этой информации зрителями абсолютно не учитывается. После зачитывания текста, мы сразу чувствуем фальшь и неоправданность выбранного стиля. Пробуйте делать это, когда появляются сомнения. Многим журналистам требуется перевод текста с русского письменного на русский разговорный. Вариант: «Наконец открылась в нашем районе новая школа. Школа на уровне требований 21 века». Повтор одного и того же ключевого слова – хороший прием, который можно использовать при написании закадрового текста. Читайте книги по ораторскому искусству.

Рабочий материал

 

Каким по времени должен быть рабочий материал, если снимается обычный информационный сюжет? Рабочий материал должен длиться не более 15 минут! В эти 15 минут входят стендап, интервью (синхроны) и все необходимые картинки. Скажите – это невозможно? Возможно, если не снимать все подряд и не разговаривать с людьми часами, когда надо задать всего один вопрос. Требование ограничить объем рабочего материала – хороший тренинг для корреспондентов новостей.

Видеокамера расслабляет. Оператор снимает, журналист записывает один дубль, второй, чтобы разговорить собеседника задает ему вопросы о погоде, природе. Помните, что вы тратите не только свое время и нервы, вы тратите еще средства телекомпании, ставите в сложное положение оператора, затем монтажера и самих себя. Надо будет все снятое отсмотреть, расписать по минутам, потом крутить снятое туда-сюда в монтажной.

Когда снято 15 минут рабочего материала, как правило, в работу идут все планы, все оказывается необходимым. Если вы снимаете больше, значит вы плохо подготовлены, у вас еще четкого плана и вы снимаете про запас, надеясь потом в монтажной все исправить. Не получится! Главного так и не будет, если изначально не было никакого замысла, если вы не спрашивали себя: «О чем сюжет? Что нового я хочу сказать людям? Кто конкретно должен ответить на ваш вопрос? Зачем я должен появиться в кадре и как?». Оператор также не должен снимать все подряд. Нужно сначала увидеть кадр, а затем снять его.

 

Конфликт в каждом сюжете. Драматургический конфликт – не «склока на коммунальной кухне», не «драка в подворотне», а обостренное столкновение интересов, столкновение двух «Я хочу».. В основе любого конфликта лежит борьба идеи и контридеи. В профессиональной терминологии эти сталкивающиеся абстрактные понятия принято называть объектами борьбы. Конфликт идей должен материализоваться в конкретных объектах съемки. В режиссуре они называются субъектами борьбы. Причем субъекты – это все наши персонажи, принадлежащие им предметы, места действия и даже индустриальные и природные пейзажи. Ни одни попавший в кадр объект не должен оставаться за рамками конфликта.

Как это сделать? Просто. На экране все – вещи, природа, погода – либо помогают, либо препятствуют герою в достижении цели.

Если у нас получается создать в сюжете некую борьбу, то зрители должны четко понимать, за что борется герой. Таким образом, третья составляющая конфликта – предмет борьбы. Предмет должен быть материальным, конкретным, иначе его сложно будет визуализировать. Так, пенсионер борется не за абстрактную прибавку к пенсии и справедливость, а за конкретные деньги. Персонажей лишних, которые борются не за идею нашего сюжета, здесь быть не должно.

Специфика работы телерепортера

(Н. Зверева. Школа регионального тележурналиста»)

 

Сюжет – это изложение события в творческой версии автора. Телерепортер работает максимально профессионально, если:

· излагает факты;

· всегда знает больше, чем отражено в сюжете;

· показывает разные точки зрения, оставаясь при этом над схваткой;

· знает три основных требования к сюжету:

– содержание сюжета должно напрямую затрагивать интересы всех зрителей в целом и каждого в отдельности;

– каждая деталь, каждое слово в сюжете должны быть абсолютно понятны;

– сюжет должен быть интересен от начала и до конца.

Другими словами, каждый сюжет обязательно должен отвечать трем принципам: касаться всех и каждого, быть интересным и понятным. Даже наличия двух составляющих недостаточно.

Перед съемками желательно спросить себя:

· Стали бы ваши близкие и вы сами смотреть этот сюжет?

· Почему люди должны это смотреть? (Если это касается всех и каждого, то вопрос снят).

· Будут ли зрители на следующий день рассказывать друг другу об этом сюжете? (Если да, значит это интересно).

· Представим себе человека, который приехал в ваш город в командировку на один день. Поймет ли он все детали сюжета? (Если поймет, значит, это действительно сделано понятно).

Каждый корреспондент программы «Москва: инструкция по применению» (о новостях потребительского рынка) имеет короткую памятку, в которой содержится шесть пунктов:

· Объективность – Уверены ли вы, что информация, которую вы сообщаете, соответствует действительности?

· Полезность – Насколько ценна, практически применима и полезна информация, которую вы сообщаете?

· Уникальность – Насколько уникален ваш сюжет? Это можно увидеть только в нашей программе или про это часто говорят в других программах?

· Широта – Не слишком ли узок круг зрителей, в котором будет ценен и интересен ваш репортаж?

· Ясность – Насколько ясно формулируется совет/инструкция по данной теме?

· Своевременность – Насколько актуальна данная тема сейчас? (например, тема уборки снега летом?)

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.