Теоретическое обоснование проблемы формирования временных представлений у детей дошкольного возраста — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Теоретическое обоснование проблемы формирования временных представлений у детей дошкольного возраста

2020-06-05 188
Теоретическое обоснование проблемы формирования временных представлений у детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Формирование базовых представлений о времени является важной частью познавательного развития ребенка дошкольного возраста, повышает качество и уровень его адаптации к окружающему миру,  оказывает позитивное влияние на развитие интеллектуальной сферы. Умение ориентироваться во времени является жизненно необходимым навыком для ребенка. Дошкольник должен уметь определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Это в своей совокупности является необходимой базой для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни [28, 29].

Таким образом, можно отметить, что время воспринимается ребенком чрезвычайно конкретно и опосредованно, то есть через косвенные признаки и действия. Косвенными показателями времени для ребенка служит деятельность, связанная с определенным временем, режимом дня, постоянно чередующаяся во времени, а также действия, природные явления и прочее. «День - это обед», «Вечер - это когда все приходят домой», - говорят дети.

 

1.2 Задачи и содержание работы по формированию временных представлений у дошкольников

Совершенствование познания временной стороны действительности происходит по мере развития ребенка, накопления жизненного опыта, усвоения слов, обозначающих определенные отрезки времени.

Основные этапы формирования временных представлений в разных возрастных группах представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Основные этапы формирования временных представлений в разных возрастных группах

2-я младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Учить ориентироваться в конкретных частях суток: день-ночь, утро-вечер. Расширять представления детей о частях суток, их последовательности. Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определить, какой день был вчера, какой сейчас, какой завтра Закреплять представление о последовательности дней недели, месяцев года.

 

Таким образом, дети дошкольного возраста проявляют ярко выраженное стремление сориентироваться во времени, используя общепринятые временные эталоны, опосредующие его восприятие. Однако такие особенности времени, как его текучесть, необратимость, отсутствие наглядных форм, а также относительность словесных обозначений его временных интервалов и отношений, затрудняют процесс стихийного формирования представлений о времени, что актуализирует необходимость осуществления целенаправленного обучения. 

 

  1.3 Особенности организации процесса ознакомления дошкольников с временными представлениями в условиях ДОУ

 

В дошкольном периоде происходит становление и развитие основных познавательных процессов. Происходит это благодаря участию взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребёнка, выступают в роли источника многообразной информации. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребёнка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития.

Восприятие времени у детей дошкольного возраста вырабатывается сложнее, чем все другие виды восприятий. Самым сложным видом является восприятие длительности явлений. Детям трудно делить время на определенные отрезки, поэтому они не могут более или менее точно воспринимать длительность тех или иных явлений и событий. Время воспринимается ребёнком опосредованно, через конкретные признаки, но и они часто нестабильны, зависят от времени года, состояния погоды. Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность детей, деятельность взрослых в различные части суток, через оценку объективных показателей (положение солнца, освещенность, погодные явления).

 

 

 

2. Методика организации процесса формирования временных представлений у детей средней группы в условиях детского дошкольного учреждения


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.