Раздел 1. Деньги и денежные отношения — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Раздел 1. Деньги и денежные отношения

2020-06-02 121
Раздел 1. Деньги и денежные отношения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Российской Федерации»

Уфимский филиал

Кафедра «Финансы и кредит»

  УТВЕРЖДАЮ Директор филиала _____________ Р.М. Сафуанов «______»____________ 2019 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Деньги, кредит, банки

 (указать наименование дисциплины)

 

Направление подготовки 38.03.01 Экономика

 

Профиль Финансы и кредит

 

Авторы рабочей программы дисциплины М.А. Абрамова, О.В. Захарова

Год утверждения рабочей программы дисциплины 2018

 

Актуализация проведена Фоминой Е.А. доцент каф. «Финансы и кредит» Уфимского филиала

 

 

Одобрено кафедрой «Финансы и кредит»

протокол №___ от «___»             ____ 2019 г.

 

Заведующий кафедрой    ___________ / Белолипцев И.А.

Уфа 2019

1. Содержание Приложения

 

Наименование разделов РПД (в соответствии с приказами Финуниверситета от 02.03.2015 № 334/о, от 13.04.2017 № 0782/о, от 01.12.1017 № 2131/о) Стр.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы/Перечень планируемых результатов освоения образовательной программы (перечень компетенций) с указанием индикаторов их достижения и планируемых результатов обучения (при необходимости) 3
Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся 5
Учебно-тематический план 15
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся/ Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 17
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 20
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 25
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины 26
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 28

 


 

2. Разделы рабочей программы дисциплины с внесенными изменениями и дополнениями:

2. Перечень планируемых результатов освоения образовательной программы (компетенций) с указанием индикаторов их достижения, соответственных с планируемыми результатами обучения по дисциплине

 

Данная дисциплина реализуется ОС ВО ФУ первого поколения и ФГОС ВО 3+

Таблица 1

Код компе-

Наименование

Индикаторы

   

Результаты обучения (владе-

 
тенции

компетенции

достижения

   

ния, умения и знания), соотне-

 
       

компетенции

    сенные   с  

компетенция-

 
                 

ми/индикаторами достижения

 
                 

компетенции

       
ПКН-1 владение   основ- 1.

Демонстрирует

Знать:            
  ными

научными

знание

современных

основные

дискуссионные

во-  
 

понятиями и кате-

экономических

кон- просы

современной теории

 
 

гориальным

аппа-

цепций, моделей, ве-

денег, кредита, банков;

   
 

дущих

школ

и

   
 

ратом современной

позицию

российской эконо-

 
 

направлений

разви-

 
 

экономики

и их

мической науки по вопросам

 
 

тия

экономической

 
 

применение

при

их сущности, функциям, зако-

 
 

науки,

использует

 
 

решении

приклад-

нам и

роли

в

современном

 
 

категориальный

и

 
 

экономическом

развитии

 
 

ных задач

   
   

научный аппарат при

 
   

национальной и мировой эко-

 
         
       

анализе

экономиче-

 
       

номик;

           
       

ских явлений и про-

           
       

Уметь:

           
       

цессов.

                 
             

анализировать научную и пе-

 
       

2.

Выявляет

 

сущ-

 
         

риодическую

литературу

по

 
       

ность и особенности

 
       

вопросам состояния и отдель-

 
       

современных

эконо-

 
                     
                               

     

мических процессов,

ным проблемам

денежно-
      их

связь с

другими

кредитной сферы экономики.

     

процессами,

 

проис-

Владеть:    
     

ходящими

в

обще-

навыками систематизации и

     

стве, критически пе-

оценки различных

явлений и
     

реосмысливает

те-

закономерностей в

денежно-
     

кущие

социально-

кредитной сфере экономики.

     

экономические про-

     
     

блемы.

             
     

3. Грамотно и ре-

     
     

зультативно

 

пользу-

     
     

ется российскими и

     
     

зарубежными

источ-

     
     

никами

знаний

и      
     

экономической

ин-      
     

формации, знает ос-

     
     

новные

направления

     
     

экономической

по-      
     

литики государства.

     
ПКН-2

способность на ос-

1.Применяет

норма-

Знать:    
  нове существую-

тивно-правовую ба-

специфику функций, задач,

 

щих методик, нор-

зу,

регламентирую-

направлений

деятельности,

 

мативно-правовой

зщую порядок расче-

основных операций централь-

 

базы и новых ин-

та  

финансово-

ных и коммерческих банков;

 

новационных ре-

эконормических

по- основные

макроэкономиче-

  шений разрабаты-

казателей.

     

ские показатели, характери-

  вать и рассчиты-

2. Производит расчет

зующие особенности развития

  вать финансово-

финансово-

     

денежно-кредитной сферы, ее

 

экономические по-

экономических пока-

состояние;    
 

казатели на микро-

зателей

на  

макро-

Уметь:    

22. мезо и макро-,мезо и микроуров- анализировать статистические

  уровнях  

нях.

   

материалы по денежному об-

      3.

Анализирует и

ращению, расчетам, состоя-

     

раскрывает

природу

нию денежной сферы, банков-

     

экономических

про-

ской системы;

   
     

цессов на основе по-

анализировать

и интерпрети-

     

лученных

финансо-

ровать данные отечественной

     

во-экономических

и зарубежной

статистики о

     

показателей

на мак-

процессах протекающих в де-

     

ро-,мезо и микро-

нежно-кредитной сфере, вы-

     

уровнях.

   

являть тенденции изменения,

             

характеризующих ее экономи-

             

ческих показателей.

 
              Владеть:      
              методами

экономического

              анализа

денежно-кредитной

             

сферы, монетарных процессов

             

в современной экономике.

ПКН-6

способность пред-

1.

Понимает содер-

Знать:      
  лагать решения

жание и логику про-

основы организации и регули-

 

профессиональных

ведения анализа дея-

рования

денежного

оборота,
 

задач в меняющих-

тельности

экономи-

банковской системы,

особен-
                     

  ся финансово- ческого

субъекта,

ности реализации политики в

 

экономических

приемы обоснования

области развития

  банковской
 

условиях

оперативных, такти-

деятельности,

деятельности

     

ческих и стратегиче-

небанковских

кредитных ор-

     

ских управленческих

ганизаций и финансовых не-

      решений.    

кредитных организаций в раз-

     

2. Предлагает

вари-

личных странах;

   
     

анты решения

про-

применяемые методы и ин-

     

фессиональных задач

струменты регулирования де-

      в условиях

неопре-

нежно-кредитной сферы, ан-

      деленности.    

тиинфляционной политики;

            риски  

денежно-кредитной

            сферы.          
            Уметь:          
           

анализировать

исходные дан-

           

ные необходимые для расчета

           

экономических,

  социально-
           

экономических

 

показателей,

           

характеризующих

  деятель-
           

ность кредитной системы;

           

осуществлять мероприятия по

           

снижению

рисков

денежно-
           

кредитной

сферы,

оценивать
           

эффективность использования

           

финансовых инструментов для

           

минимизации потерь на мак-

           

ро- и микроуровнях;

           

использовать

 

зарубежный

           

опыт в целях совершенствова-

            ния

финансово-кредитного

           

механизма в Российской Фе-

           

дерации

       
           

Владеть:

       
           

приемами анализа и прогнози-

           

рования процессов в сфере де-

           

нежно-кредитных отношений;

           

приемами подготовки мотиви-

           

рованные обоснования приня-

           

тия эффективных решений по

            кругу

выполняемых профес-

           

сиональных операций.

4.    Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся

Таблица 2

Вид учебной работы по дисциплине Всего (в з/е и часах) Семестр 3 (в часах)
Общая трудоемкость дисциплины 5/180 180
Аудиторные занятия 16 16
Лекции 4 4
Се минары, практические занятия 12 12
Самостоятельная работа 164 164
Вид текущего контроля   Реферат
Вид промежуточной аттестации   Экзамен

 

5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разде-

 

лам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и ви-дов учебных занятий

 

5.1. Содержание дисциплины «Деньги. Кредит. Банки»

 

Тема 2. Функции денег

 

Понятие функций денег и их значение для определения сущности денег. Деньги как мера стоимости. Проблема внутренней стоимости денег и

 

функция денег как меры стоимости. Современные трактовки функции денег

 

как масштаба цен, единиц счета, счетных денег. Значение функции меры стоимости. Использование счетных денег в экономическом анализе и учете. Функция меры стоимости и либерализация цен. Функция меры стоимости и устойчивость денег. Инфляция и мера стоимости.

 

Деньги как средство обращения. Условия выполнения деньгами функции сред-ства обращения. Закон Грэшема и выполнение деньгами функции средства об-ращения. Взаимодействие функции денег как меры стоимости и средства об-

 

ращения. Деньги как средство сохранения стоимости и накопления. Покупа-тельная способность денег. Ликвидность денег, инфляция и выполнение деньга-ми функции средства сохранения стоимости и накопления. Взаимодействие функции денег как средства обращения и средства сохранения стоимости. Виды денежных накоплений и значение функции денег как средства накоп-ления на микро- и макроуровне.

 

Функция денег как средства платежа. Виды денежных обязательств. Вза-имодействие денег как меры стоимости, средства сохранения стоимости, средства обращения и денег как средства платежа.

 

Деньги в сфере международного экономического оборота. Функция ми-ровых денег. Понятие резервных валют, коллективных валют и выполнение ими функции мировых денег.

 

Модификация функций денег в современных условиях. Тема 3. Эволюция форм и видов денег

 

Понятие форм и видов денег и хронология их использования.

 

Полноценные (действительные) деньги, их виды и основные свойства. Понятие товарных денег. Свойства товара как денег. Товарные деньги и тех-нические возможности общества. Особенности выполнения товарными день-гами функций денег. Золото и серебро как особый вид товарных денег. До-стоинства и недостатки полноценных денег. Автоматизм регулирования де-нежного обращения при использовании полноценных денег.

 

Особенности перехода к неполноценным деньгам. Бумажные и кредитные деньги, закономерности их обращения. Бумажные деньги и их эволюция.

 

Понятие и виды кредитных денег, их сравнительная характеристика, сопо-ставление с бумажными деньгами государства.

 

Депозитные деньги как основной вид современных денег, достоинства и недостатки. Депозитные деньги и электронные деньги: общее и особенное. Сход-ства и отличия полноценных и неполноценных денег.

 

Дискуссионные вопросы функционирования электронных денег, крипто-валют. Экономические и правовые концепции в сфере определения юридиче-ского статуса использования цифровых денег в современной экономике. Анализ преимуществ и рисков распространения цифровых валют, в том чис-ле, криптовалют.

 

В условиях рынка

 

Природа ссудного процента. Функции и роль ссудного процента в условиях рыночной экономики. Современная роль ссудного процента в эко-номике России.

 

Экономические основы формирования уровня ссудного процента. Факто-ры, определяющие уровень ссудного процента. Рынок ссудных капиталов и его особенности. Предложение ссудного капитала. Спрос на ссудный капитал и факторы, его определяющие.

 

Механизм формирования уровня рыночных процентных ставок. Инфля-ционные ожидания и ставка процента.

 

Система процентных ставок. Учетная ставка процента и его роль как ин-струмента денежно-кредитного регулирования. Виды и особенности форми-рования банковских процентных ставок. Временная структура процентных ставок. Процентная маржа по операциям банка: значение и основные факто-ры, ее определяющие. Минимальная процентная маржа как индикатор без-убыточности активных операций коммерческого банка

 

Раздел 3. Банки

 

Трудоемкость в часах

 

Формы те-

п/п

темы (раздела)

Всего

Аудиторная работа

 

Са-

Кущего

 

 

дисциплины

 

Общая

 

Лек-

Практи-

Занятия

Мо-

Контроля

 

 

 

 

 

ции

ческие и

в интер-

Стоя-

Успеваемо-

 

 

 

 

 

 

семи-

актив-

Тель-

сти  

 

 

 

 

 

 

 

нарские

ных

Ная

   

 

 

 

 

 

 

 

занятия

формах

Рабо-

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

та

   

 

 

Контролю

 

6.2. Перечень вопросов, заданий, тем для подготовки к текущему кон-тролю

 

Примерные темы рефератов

 

1. Товарная и кредитная природа денег.

 

2. Неизменность сущностных свойств денег при различных функциональных формах и видах денег.

 

3. Кредитная природа современных неполноценных денег.

 

4. Имеют ли современные неполноценные деньги стоимостное содержание?

 

5. Вещная и обязательственная составляющая современных денег.

 

6. Понятие «частных денег», проблемы их использования и регулирования.

 

7.Понятие «финансовых денег», «финансовых инструментов»: правомер-ность отнесения их к деньгам.

 

8. Депозитные деньги как форма стоимости кредита.

 

9. Марксистская теория как ключ к пониманию процесса воспроизводства в условиях рыночной экономики.

 

10. Электронные деньги и процесс дематериализации денег - изменения фор-мы денег или приобретения деньгами новой формы денег.

 

11. Понятие нормы сбережений. Соотношение между нормой сбережения и инвестициями.

 

12. Общество без наличных денег. Трансакционный и ликвидный подходы к оценке денежной массы.

 

13. Частные деньги или коллективные валюты?

 

14. Предсказуемость стоимости денег. Соотношение между спросом и пред-ложением денег.

 

15. Теоретические и практические основы понятия дефляции.

 

16. Определение уровня монетизации ВВП и ее влияние на макроэкономиче-ские показатели.

 

17. Темпы роста денежного и депозитного мультипликатора, их анализ.

 

18. Достаточность обеспечения денежного оборота платежными средствами.

 

19. Влияние скорости обращения денег на процессы монетизации ВВП.

 

20. Влияние кредитной рестрикции кредитной экспансии на монетизацию ВВП.

 

21. Валютные интервенции ЦБ, их влияние на кредитный характер денежной эмиссии и ее оптимальность.

 

22. Проблемы перехода в России к таргетированию инфляции.

 

23. Оптимальность денежной эмиссии. Проблемы инфляции, дефляции.

 

24. Проблемы гибкости и величины денежной эмиссии в переходный период, в период кризиса и в стабильной экономике.

 

25. Стабильность связи между величинами денежной массы, процентной ставкой и инвестициями.

26. Роль денежной базы в денежной эмиссии.

 

27. Проблемы устойчивости и эластичности денежной системы.

 

28. Сравнительная характеристика венчурного финансирования и проектного кредитования.

 

29. Конкурентные преимущества кредита по сравнению с современными формами финансирования.

 

30. Роль потребительского кредита в развитии реального сектора экономики.

 

31. Ипотечный кредит: проблемы и перспективы развития в России (на примере любой из стран).

 

32. Проблемы ссудной задолженности в банковской системе.

 

33. Развитие государственных ипотечных программ в современной России.

 

34. Ломбарды – как специализированные коммерческие организации.

 

35. Особенности выполнения банковских операций микрофинансовыми ор-ганизациями.

36. Проблемы капитализации российской банковской системы.

 

37. Развитие программ выдачи образовательных кредитов.

 

38. Соотношение категорий ссуда, кредит, заем.

 

39. Тенденции и проблемы регионального развития банковской системы.

 

40. Сколько банков необходимо для банковской системы России?

 

41. Как определить статус государственных коммерческих банков?

 

42. Реформирование структуры банковской системы России в условиях гло-бальной нестабильн6ости.

 

43. Проблемы привлечения долгосрочного капитала в банковский сектор.

 

44. Выход банков на рынок IPO.

 

45. Развитие системы рефинансирования коммерческих банков в современ-ных условиях.

 

46. Совершенствование инструментов среднесрочного кредитования банков.

 

47. Совершенствование долгосрочных целевых инструментов кредитования коммерческих банков.

 

48. Превращение ставки рефинансирования в реально действующий инстру-мент денежно-кредитной политики.

 

49. Совершенствование системы рефинасирования как гаранта развития дол-госрочного кредитования и защиты от спекулятивного трансграничного капитала.

50. Анализ банков с иностранным капиталом в Российской Федерации.

 

51. Понятие и проблемы функционирования иностранных банков в Россий-ской Федерации.

 

52. Проблемы организационного и правового статуса Банка России.

 

53. Влияние Банка России на становление и развитие банковской системы.

 

54. Сохранение устойчивости банковской системы в современных условиях.

 

55. Центральные банки: правовой статус, цели деятельности, функции, опера-

 

ции (по любой из стран).

 

56. Сравнительная характеристика сущности центрального и коммерческого

 

банка.

 

№ Влияние мегарегулятора на состояние и развитие банковской инфра-

 

структуры в современных условиях (по любой из стран).

 

58. Влияние Банка России на состояние и развитие микрофинансовых органи-

 

заций.

 

59. Влияние Банка России на состояние и развитие кредитной кооперации в

 

современных условиях.

 

60. Проблемы независимости центральных банков.

 

61. Роль Банка России в повышении надежности банковской системы России.

 

62. Переход от регулируемого плавающего курса к плавающему курсу в эко-

 

номике России.

 

63. Переход к управлению денежным предложением через процентные став-ки: необходимость, проблемы, перспективы в России.

 

64. Меры по повышению конкурентоспособности национальной банковской системы.

 

65. Банк Развития: задачи, функции операции.

 

66. Современные неметаллические денежные системы и денежный эталон.

 

67. Инфляционное таргетирование как метод борьбы с инфляцией.

 

68. Развитие электронных платежных технологий.

 

69. Границы кредита и их использование в практике современных российских коммерческих банков.

 

70. Кредит и околокредитные отношения.

 

71. Банковские кризисы в современной экономике: общее и особенное.

 

72. Особенности и проблемы денежно-кредитной политики в современных условиях.

 

73. Современная институциональная теория денег. Вопросы сущности, функ-ций и роли кредита в современной отечественной экономической литера-туре (краткий обзор).

 

74. Трактовка вопросов теории кредита в зарубежной экономической литера-туре.

 

75. Ликвидность банковской системы: проблемы регулирования.

7.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

 

Перечень компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины, содержится в разделе 2. «Перечень планируемых результатов освоения образовательной программы с указанием индикаторов их достижения, соотнесенных с планируемыми результатами обучения по дисциплине».

 

 

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые

 

Нормативные правовые акты

 

1. Конституция Российской Федерации. – М. -12.12.1993.

 

2. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федера-ции (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002.(последняя редакция)

 

3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» №395-1 от 02.12.1990. (последняя редакция)

 

4. Основные направления единой денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов.

 

Основная литература:

1. Деньги, кредит, банки: учебник и практикум для академического бакалавриата/под ред. В.Ю. Катасонова, В.П. Биткова – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт. 2019. – 499 с.

2. Деньги, кредит, банки и денежно-кредитная система: тесты, задания, кейсы: учебное пособие / коллектив авторов; под общ. ред. М.А. Абрамовой, Л.С. Александровой. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2019. – 326 с. 

Дополнительная литература:

3. Янкина И.А. Деньги, кредит, банки. Практикум: учебник / И.А. Янкина. – М.: КОНРУC, 2016. – 190 с.

4. Рахматуллина Ю.А., Мажара Е.Н. Современная денежно-кредитная политика. Учебное пособие, Аэтерна, 2019-178 с.

9.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети интернет, необходимых для освоения дисциплины

 

 

1. Интернет-ресурсы Банка России www.cbr.ru: Обзор банковского секто-ра Российской Федерации, Обзор финансовой стабильности, Бюлле-тень банковской статистики, Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора.

 

2. Европейскаясистема центральных банков ЕСЦБ: http://www.globfin.ru/articles/banks/eu.htm

 

3. Сайт Правительства


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.