Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-06-02 | 170 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
МОДУЛЬ «ЭПИДЕМИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»
ГИГИЕНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности
Экология
Профилизация «Медицинская экология»
2019 г.
Учебная программа составлена на основе образовательного стандарта и типового плана специальности 1-33 80 01 Экология №__________/тип.
СОСТАВИТЕЛИ:
В.А.Стельмах, доцент кафедры иммунологии и экологической эпидемиологии учреждения образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д. Сахарова БГУ», кандидат медицинских наук, доцент;
Н.Е.Порада, доцент кафедры иммунологии и экологической эпидемиологии учреждения образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д. Сахарова БГУ», кандидат медицинских наук, доцент;
А.Г.Сыса, доцент кафедры иммунологии и экологической эпидемиологии учреждения образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д. Сахарова БГУ», кандидат химических наук, доцент.
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Кафедра экологической медицины и радиобиологии учреждения образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д. Сахарова БГУ»;
А.А.Михеев, заведующий кафедрой менеджмента спорта и туризма Белорусского государственного университета физической культуры, доктор биологических наук, доктор педагогических наук, доцент
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой иммунологии и экологической эпидемиологии учреждения образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д. Сахарова» БГУ(протокол № ___ от ____________);
|
Советом факультета экологической медицины учреждения образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д. Сахарова» БГУ (протокол № ___ от ____________).
Пояснительная записка
«Гигиена окружающей среды» – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания о влиянии вредных факторов среды обитания на здоровье человека, системе медико-профилактических мероприятий, обеспечивающих сохранение здоровья и благоприятные эколого-гигиенические условия жизни населения.
Цель преподавания учебной дисциплины «Гигиена окружающей среды» для студентов II ступени обучения (магистратура) по специальности 1-33 80 01 «Экология» (биологические науки) – формирование у магистрантов устойчивых академических, социально-личностных и профессиональных контентов для приобретения ими научных знаний об основных направлениях обеспечения медицинского, санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия человека, и биосферы, современных подходах к гигиеническому и экологическому нормированию вредных факторов, оценке эколого-гигиенических рисков, ведению социально-гигиенического и экологического мониторинга, об осуществлении гигиенической диагностики, способах разработки и внедрения нормативов безопасности факторов окружающей среды для организма человека
Задачи преподавания учебной дисциплины состоят в формировании у студентов научных знаний о факторах среды обитания и особенностях их влияния на здоровье населения и экологический статус среды обитания, умений и навыков, необходимых для:
- гигиенической оценки качества воды и систем питьевого водоснабжения, канализации и очистных сооружений, охраны водных объектов, гигиены почвы, гигиены атмосферного воздуха, гигиены питания;
- оценки причин, механизмов и важнейших проявлений типичных воздействий факторов среды обитания человека на его здоровье и экологический статус;
|
- использования принципов гигиенического нормирования факторов окружающей среды и методических подходов к разработке гигиенических нормативов с экологической составляющей;
- применения гигиенических и экологических требований к планировке и застройке населенных мест;
- разработки системы профилактики неблагоприятного воздействия факторов среды обитания человека на здоровье населения и экологически значимые объекты.
Преподавание и успешное изучение учебной дисциплины «Гигиена окружающей среды» профиля магистратуры «Экология» осуществляется на основе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих учебных дисциплин:
Экологическая генетика. Генетическая опасность загрязнения среды обитания человека (мутагены, тератогены, канцерогены). Мутационная изменчивость, физические, химические и биологические мутагенные факторы.
Гигиена труда и профпатология. Физиологические особенности трудовой деятельности (классификация форм труда, упражнение и тренировка, утомление, виды, причины и пути борьбы). Физическая характеристика звука, шум, аудиометрия. Ультразвук, инфразвук. Спектр электромагнитных излучений, биологическое действие излучений различной частоты. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Лазерное излучение.
Экологическая биохимия. Механизмы обезвреживания ксенобиотиков в организме. Механизмы повреждающего действия ультрафиолетового излучения и молекулярные основы защиты. Механизмы перекисного окисления липидов.
Иммунология. Иммунотоксические и аллергические эффекты. Особенности действия микроорганизмов на организм человека. Аллергия.
Экологическая эпидемиология. Показатели здоровья и факторы его определяющие. Методы диагностики здоровья и донозологических состояний на индивидуальном и коллективном уровнях. Компоненты здорового образа жизни. Базовые принципы разработки и организации мероприятий, направленных на формирование у населения мотиваций, умений и навыков здорового образа жизни.
Общественное здоровье и доказательная медицина. Медицинская статистика, ее содержание, задачи. Статистический метод. Доказательная медицина. Параметрические и непараметрические статистические методы обработки данных в доказательной медицине. Организация медицинских исследований.
|
В результате изучения учебной дисциплины «Гигиена окружающей среды» магистрант должен быть способным проводить гигиеническую диагностику, разрабатывать и внедрять нормативы по безопасности факторов окружающей среды для организма человека, а также
знать:
– основные положения технических нормативных правовых актов, регламентирующие экологические и гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха, питьевой воды, продуктов питания, почвы, физическим факторам на селитебных территориях;
– гигиенические и экологические требования к организации сбора и удаления, обезвреживанию отходов производства и потребления;
– требования к организации лабораторного контроля в области гигиены окружающей среды;
– эколого-гигиенические требования к планировке и застройке населенных мест;
− методы оценки риска жизни и здоровью населения и экологически значимым объектам среды обитания;
уметь:
– давать гигиеническую оценку факторам среды обитания человека (воде, почве, атмосферному воздуху) с учетом их экологической значимости;
– давать оценку результатам лабораторных исследований физических факторов;
– на основе оценки риска предлагать профилактические мероприятия по снижению и/или предупреждению неблагоприятного влияния природных, антропогенных и техногенных факторов на здоровье населения;
владеть:
– методами гигиенической и экологической оценки результатов лабораторных и инструментальных исследований факторов среды обитания человека;
– методами валеологии при обучении и воспитании, формировании здорового образа жизни населения и его отдельных когорт.
Всего на изучение учебной дисциплины отводится 90 академических часов, их них 42 часа аудиторных и 48 часов самостоятельной работы магистранта. Распределение аудиторных часов по видам занятий: 20 часов лекций и 22 часа лабораторных/практических занятий.
Среди эффективных педагогических методик и технологий, которые способствуют вовлечению магистрантов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить:
|
- технологию учебно-исследовательской деятельности;
- проблемно-ориентированный междисциплинарный подход;
- моделирование проблемных ситуаций и их решение.
В целях формирования современных и социально-профессиональных компетенций магистранта в практику проведения занятий целесообразно внедрять методики активного обучения и дискуссионные формы.
Контроль знаний проводится путем устных и письменных (в том числе самоконтроль с помощью тестовых заданий) опросов на текущих занятиях. Формой итогового контроля знаний по дисциплине является зачет.
Самостоятельная работа магистрантов включает решение задач по обработке медико-биологических данных и построению статистических моделей.
Форма получения образования – дневная/заочная.
Содержание учебного материала
ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ С ДРУГИМИ
ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Название дисциплины, с которой требуется согласование | Название кафедры | Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине | Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указание даты и номера протокола) |
1. Иммунология | Иммунологии и экологической эпидемиологии | Материал достаточен | Протокол № от 2019 г. |
2. Гигиена труда и профпатология | Иммунологии и экологической эпидемиологии | Материал достаточен | Протокол № от 2019 г. |
3. Экологическая микробиология | Иммунологии и экологической эпидемиологии | Материал достаточен | Протокол № от 2019 г. |
4. Экологическая эпидемиология, доказательная медицина | Иммунологии и экологической эпидемиологии | Материал достаточен | Протокол № от 2019 г. |
5.Экологическая биохимия | Экологической химии и биохимии | Материал достаточен | Протокол № от 2019 г. |
6.Экологическая генетика | Общей экологии, биологии и экологической генетики | Материал достаточен | Протокол № от 2019 г. |
Заведующий кафедрой иммунологии
и экологической эпидемиологии
д. м. н., доцент _______________ М.М. Зафранская
МОДУЛЬ «ЭПИДЕМИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»
ГИГИЕНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности
Экология
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!