Камни Большие Глухие - город Чусовой - 13 км, от турбазы 345 км — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Камни Большие Глухие - город Чусовой - 13 км, от турбазы 345 км

2020-06-02 135
Камни Большие Глухие - город Чусовой - 13 км, от турбазы 345 км 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

После Больших Глухих камней уже чувствуется дыхание города, виден первый ледорез. Река поворачивает влево и подходит к камню Гребешку (правый берег). Перед ним и на противоположном берегу поляны. Против Гребешка в Чусовую впадает река Вашкур. Рулевому нельзя ослаблять внимание, тем более что из города в город постоянно следуют жители на лодках с подвесными моторами. От них идут крупные волны. Чтобы волна не захлестывала лодку через борт, рулевой должен ставить нос перпендикулярно к волне.

За камнем Гребешок река Чусовая как бы раздвигает надоевшие ей узкие берега и, сделав два пологих поворота, выносит лодки в пределы города. Справа выстроились дома деревни Архиповки. Там же устье светлой речки Архиповки. На левом берегу раскинулась деревня Чунжино, почти слившаяся с городом. Обе части города соединяет большой мост, перекрывающий почти 250-метровую, уже равнинную здесь Чусовую. Перед мостом, справа, нужно найти место для остановки и закончить путешествие. На правом берегу видна железнодорожная станция Чусовская.

Город Чусовой

Чусовой - один из крупнейших промышленных центров Пермской области. В 1878 году была построена Уральская горнозаводская железная дорога, соединившая главные города Урала (Пермь с Екатеринбургом) через Нижний Тагил. В это время Франко-Русское Уральское общество стальных и железобетонных заводов начало строить Чусовской завод в районе железнодорожной станции Чусовская. Достраивало завод уже Камское акционерное общество.

Завод длительное время пользовался водным путем. По реке доставлялась значительная часть готовой продукции. Условия работы на заводе были каторжными. Это вызывало протесты и выступления рабочих. 1 мая 1918 года завод был национализирован. В декабре его захватили колчаковцы, семь месяцев город был оккупирован. В 1919 году поселок был освобожден от Колчака. Началась мирная жизнь. В 1933 году рабочий поселок стал городом. Годы первых пятилеток превратили завод в современное промышленное предприятие. Во время Великой Отечественной войны завод варил чугун и сталь, давал прокат для победы. Более восьми тысяч жителей города погибли на фронтах Великой Отечественной.

В настоящее время это современный индустриальный город, в нем живет более 100 тысяч человек, работают 45 школ, 3 профессионально-технических училища, медицинское училище, индустриальный техникум, 43 библиотеки, 33 клуба, 4 кинотеатра, филиал Лысьвенского драматического театра, большой дом культуры Чусовского металлургического завода. На левом берегу реки Чусовая вырос практически второй город. В городе лучшая в стране санная трасса. Город Чусовой - крупнейший железнодорожный узел, он соединен с Пермью, Свердловском, Тагилом, Соликамском и Москвой.

Из истории реки Чусовая

Археологи считают, что именно на берегах реки Чусовая обнаружены наиболее древние следы жизни человека на Урале. Первое упоминание Чусовой в русских летописях относится к 1396 году. Тогда ее берега заселяли мансийские племена. Первое русское поселение на Чусовой - Нижнечусовские Городки - появилось в 1568 году. С 1579 года гарнизон Нижнечусовских Городков состоял из казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем. Именно отсюда и начался в сентябре 1581 года поход дружины Ермака в Сибирь. Вверх по Чусовой дружина поднималась до реки Серебрянки, проникла в ее верховья, а затем переправилась в бассейн реки Тагил. После разгрома Ермаком сибирского хана Кучума, Чусовая стала активно заселяться русскими людьми. Но особенно ожили берега Чусовой в XVIII веке, когда на Урале выросли крупные металлургические заводы. Река Чусовая стала главной транспортной магистралью, по которой с Урала в Европейскую Россию сплавляли на коломенках металл и другую продукцию.

Начало весеннего сплава - самое важное событие года на Чусовой: "Понятно то оживление, какое охватило всю Каменку, когда по улице пронесся крик: - Вода пришла!.. Вода... Лед тронулся! Это был глубоко торжественный момент. Все, что было живо и не потеряло способности двигаться, высыпало на берег. В серой, однообразной толпе бурлаков, как маки, запестрели женские платки, яркие сарафаны, цветные шугаи. Ребятишкам был настоящий праздник, и они метались по берегу, как стая воробьев. Выползли старые-старые старики и самые древние старушки, чтобы хоть одним глазом взглянуть, как нынче взыграет матушка Чусовая". Весенний сплав по Чусовой был опасен. Бурные воды нередко выбрасывали коломенки и барки на 6ереговые скалы - бойцы. Чусовая - писал Д. Н. Мамин-Сибиряк, одна из самых капризных горных рек... Начать с того, что падение Чусовой превосходит все сплавные русские реки... в самом гористом месте течения Чусовой это падение достигает двадцати двух сотых сажени на версту. Поэтому сплав по Чусовой требовал особого искусства. Тип чусовского сплавщика вырабатывался в течение многих поколений путем самой упорной борьбы с бешеной горной рекой, причем ремесло сплавщика переходило вместе с кровью от отца к сыну.

...Всю зиму к пристаням подвозились железо, пушнина, хлеб. Многие пристани одновременно были и верфями. Обычно в течение зимы одна или две семьи строили на плотбище (так называлась судоверфь) барку или коломенку из "коломенных" - столетних сосен. На каждую барку уходило до 300 бревен, и стоила она, вместе с работой, по тем временам 500 рублей. По форме барка напоминала громадную черепаху и была длиной 35-40 м, шириной 6-8, грузоподъемностью до 200 тонн. На реке Чусовой применялось несколько типов судов, аналогичных по конструкции и форме, но различных по габаритам и пропорциям: коломенка, гибежная лодка, барка, полубарок.

Конструкция этих судов довольно оригинальна. В основе ее вертикальные борта и плоское дно, суживающееся у носа и кормы. Четыре боковых закругления на участках перехода прямых бортов к носу и корме получили название плеч. Носовые плечи делались шире кормовых на 15-20 см. При укладке груза больше нагружали носовые плечи. Таким образом, центр тяжести смещался к носу. Носовые плечи раздвигали струю воды, что удерживало судно на курсе, и, как говорили сплавщики, "барка не вертелась на ходу". В носовой и кормовой части укрепляли лыжи - большие бревна. Поперек барки на днище укладывали средней величины бревна, так называемые кокоры или корчи. К кокорам деревянными гвоздями пришивали днище и борта. Рядом с лыжами вертикально ставили березовые столбы - огнива, до 30 см. диаметром, на которые впоследствии наматывался толстый канат при остановке барки. Вся внутренность барки - это сплошной трюм для укладки груза. Сверху в носу и корме устраивались палубы для бурлаков. Середина закрывалась конем - крышей на два ската, в центре которой сооружалась высокая скамейка для сплавщиков. Руля у барки не было. Его заменяли огромные весла - потеси, или поносные (весной четыре, а летом при низком уровне воды - два). На конце потеси, называемом губой, ставился сильный и опытный подгубщик, остальные бурлаки держались за специальные колышки - кочетки. Наиболее распространенным типом судна была коломенка. Особой прочностью отличались суда Гороблагодатских и Верх-Исетских заводов. Барки Верх-Исетских заводов обивались изнутри полосовым железом. Подобные барки могли ходить до 10 навигаций. История реки Чусовой XVIII и XIX веков - это сотни погибших коломенок и тысячи загубленных человеческих жизней.

Транспортное значение Чусовой упало после 1878 года, когда на Урале построили первую железную дорогу, связавшую Екатеринбург с Пермью через Нижний Тагил. У реки Чусовая и своя революционная история. На Ревдинском, Васильево-Шайтанском и других причусовских заводах еще в XVIII веке происходили крупные волнения работных людей. А в знаменитом ревдинском восстании 1841 года принимало участие несколько тысяч мастеровых и приписных крестьян. В 1905 году чусовские металлурги организовали забастовку, а затем начали вооруженное восстание. В годы гражданской войны на берегах Чусовой шла ожесточенная борьба Красной Армии с белогвардейцами и интервентами. Об этом рассказывают памятники красным героям, погибшим на чусовских берегах.

В верхнем и нижнем течении Чусовой расположены крупные промышленные города: Полевской, Ревда, Первоуральск, Чусовой, Пермь. В средней части находятся сравнительно небольшие рабочие поселки и деревни. Общее направление развития сельского хозяйства долины Чусовой - откорм молодняка крупного рогатого скота и выращивание злаковых и корнеплодов. Кроме того, в ряде поселков и деревень местное население работает на лесоучастках леспромхозов Кашкинского, Висимо-Утинского и Коуровского. В рабочем поселке Староуткинске примерно четверть населения работает на металлургическом заводе и в тресте Ижевскнеруд. Некоторые деревни оказались вдалеке от головных сел и жители их переехали в более крупные селения (в деревнях Пермякова, Волегова, Усть-Серебрянка, Чизма и других сейчас никто не живет). Но в целом река течет по довольно населенному району. Достаточно сказать, что слева от Чусовой на расстоянии 15-40 км. почти параллельно реке проходит железная дорога. От станции Калино можно проехать в город Чусовой или в Пермь. Минимальное расстояние между железной дорогой и Чусовой около села Кын - 15 км. Кроме того, имеется автобусное сообщение: село Чусовое - город Екатеринбург.

Транспортное значение Чусовой в настоящее время невелико. После окончания сплава "железных караванов" по реке стали сплавлять плоты с лесом. С 30-х годов начался молевой сплав (одиночных деревьев), и только в 1973 году прошел последний сплав. Сейчас берега реки очищены, и ничто не мешает наслаждаться их красотой. Однако волей человека пейзаж Чусовой может измениться. Начиная с прошлого века, было предложено много проектов по соединению бассейнов Волги и Оби через Чусовую и Исеть. Но пока ни один не претворен в жизнь. В случае осуществления трансуральского пути из Европы в Азию на Чусовой возникнет ряд плотин, исчезнут прежде опасные камни - бойцы, а небольшие поселки превратятся в крупные речные порты.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.