Сплав по реке Чусовая (125 км.) — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Сплав по реке Чусовая (125 км.)

2020-06-02 145
Сплав по реке Чусовая (125 км.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ижевск – Кын – 550 км.

Ижевск – Чусовой – 450 км.

Сплав по реке Чусовая (125 км.)

Старт - с. Кын.

Кын основан Строгановым в 1760 году. Здесь был завод, работавший на местной руде. В 1911 году руда оказалась выработанной, завод закрылся. В Кыне в честь отмены крепостного права была построена церковь. Здание ее сохранилось до наших дней и может быть отнесено к памятникам архитектуры. К памятникам промышленной архитектуры относятся здания бывшего завода, плотина, пристань. Пристань оказалась наиболее жизнеспособной из всех сохранившихся на Чусовой.

Оригинально крепление больших каменных блоков металлическими скобами. С пристани отправлялась продукция Кыновского завода. В 1864 году в Кыновском заводе возникло первое в России кооперативное общество потребителей. Об этом событии напоминают две мемориальные доски: одна металлическая, другая мраморная. На большой металлической доске, на белой эмалированной поверхности рельефными буквами написано: "Первому организатору кооперативного движения в России Кыновскому обществу потребителей в день 70-летнего юбилея (1864-1934 гг.) Горком ВКП(б) Президиум Горсовета Президиум Горпрофсовета". Вторая доска небольшого размера из серого мрамора укреплена на стене хозяйственного магазина. В 1964 году в Кыне отмечался 100-летний юбилей этого общества. В гражданскую войну за Кын шли ожесточенные бои. Во время мятежа белочехов Кын несколько раз переходил из рук в руки, а в 1919 году вновь стал советским. В селе имеются памятники красноармейцам, погибшим во время гражданской войны.

В настоящее время в Кыне около 1,5 тысячи жителей. Имеются сельсовет, несколько магазинов, почта, пекарня, столовая. В 15 км. от села находится железнодорожная станция Кын. Напротив Кына река изобилует перекатами. Особенно быстрый перекат в начале села. Идти лучше у правого берега. За селом несколько строений фермы, слева за фермой в Чусовую впадает речка Кынок. Напротив Кынка, на правом берегу, отвесная стена камня Стенового, представляющая собой заросший густым лесом монолит с мелкими нишами. Стеновой является памятником природы.

Меняя направление, река Чусовая подходит к камню Мултык. Первая скала камня напоминает огромную пирамиду, покрытую лесом. Другие скалы ниже и различных форм. Около камня звучное эхо. Есть несколько ниш. В первой скале из пещеры всегда течет ручей. Поляны на правом берегу удобны для дневки. Раньше камень Мултык был опасным бойцом. Подплывая к нему, сплавщики говорили: "Здесь помултывить придется", то есть крепко поработать, чтобы на быстром перекате отвернуть от камня. Так и прозвали камень Мултыком. Камень Мултык - памятник природы. С бивака напротив камня Мултык можно совершить радиальный выход на камень Великан.

Камень Мултык - деревня Заречная - 9 км, от турбазы 229 км

От Мултыка Чусовая начинает поворот вправо и через 3 км. подходит, минуя перекат, к камню Востряку. Камень почти весь зарос лесом и возвышается на правом берегу холмом с высокими елями и соснами. Между Востряком и Великаном в этом месте по прямой около километра, а по реке 9 км. За Востряком через 1,5-2 км. Чусовая вступает в пределы Свердловской области. На Востряке экспедиция Свердловского архитектурного института установила пограничную плиту, на которой написано: "Пермская обл.- граница - Свердловская обл." Ниже на правом берегу камень темного цвета - Безымянный. На этом участке до устья реки Сылвицы (30 км.) светлые известняковые камни сменяются темно-бурыми и зеленоватыми песчаниками. Через 2 км. начинается плес, называемый Бабенским, так как в конце его впадает река Бабенка. На левом берегу видна деревня Заречная.

Город Чусовой

Чусовой - один из крупнейших промышленных центров Пермской области. В 1878 году была построена Уральская горнозаводская железная дорога, соединившая главные города Урала (Пермь с Екатеринбургом) через Нижний Тагил. В это время Франко-Русское Уральское общество стальных и железобетонных заводов начало строить Чусовской завод в районе железнодорожной станции Чусовская. Достраивало завод уже Камское акционерное общество.

Завод длительное время пользовался водным путем. По реке доставлялась значительная часть готовой продукции. Условия работы на заводе были каторжными. Это вызывало протесты и выступления рабочих. 1 мая 1918 года завод был национализирован. В декабре его захватили колчаковцы, семь месяцев город был оккупирован. В 1919 году поселок был освобожден от Колчака. Началась мирная жизнь. В 1933 году рабочий поселок стал городом. Годы первых пятилеток превратили завод в современное промышленное предприятие. Во время Великой Отечественной войны завод варил чугун и сталь, давал прокат для победы. Более восьми тысяч жителей города погибли на фронтах Великой Отечественной.

В настоящее время это современный индустриальный город, в нем живет более 100 тысяч человек, работают 45 школ, 3 профессионально-технических училища, медицинское училище, индустриальный техникум, 43 библиотеки, 33 клуба, 4 кинотеатра, филиал Лысьвенского драматического театра, большой дом культуры Чусовского металлургического завода. На левом берегу реки Чусовая вырос практически второй город. В городе лучшая в стране санная трасса. Город Чусовой - крупнейший железнодорожный узел, он соединен с Пермью, Свердловском, Тагилом, Соликамском и Москвой.

Из истории реки Чусовая

Археологи считают, что именно на берегах реки Чусовая обнаружены наиболее древние следы жизни человека на Урале. Первое упоминание Чусовой в русских летописях относится к 1396 году. Тогда ее берега заселяли мансийские племена. Первое русское поселение на Чусовой - Нижнечусовские Городки - появилось в 1568 году. С 1579 года гарнизон Нижнечусовских Городков состоял из казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем. Именно отсюда и начался в сентябре 1581 года поход дружины Ермака в Сибирь. Вверх по Чусовой дружина поднималась до реки Серебрянки, проникла в ее верховья, а затем переправилась в бассейн реки Тагил. После разгрома Ермаком сибирского хана Кучума, Чусовая стала активно заселяться русскими людьми. Но особенно ожили берега Чусовой в XVIII веке, когда на Урале выросли крупные металлургические заводы. Река Чусовая стала главной транспортной магистралью, по которой с Урала в Европейскую Россию сплавляли на коломенках металл и другую продукцию.

Начало весеннего сплава - самое важное событие года на Чусовой: "Понятно то оживление, какое охватило всю Каменку, когда по улице пронесся крик: - Вода пришла!.. Вода... Лед тронулся! Это был глубоко торжественный момент. Все, что было живо и не потеряло способности двигаться, высыпало на берег. В серой, однообразной толпе бурлаков, как маки, запестрели женские платки, яркие сарафаны, цветные шугаи. Ребятишкам был настоящий праздник, и они метались по берегу, как стая воробьев. Выползли старые-старые старики и самые древние старушки, чтобы хоть одним глазом взглянуть, как нынче взыграет матушка Чусовая". Весенний сплав по Чусовой был опасен. Бурные воды нередко выбрасывали коломенки и барки на 6ереговые скалы - бойцы. Чусовая - писал Д. Н. Мамин-Сибиряк, одна из самых капризных горных рек... Начать с того, что падение Чусовой превосходит все сплавные русские реки... в самом гористом месте течения Чусовой это падение достигает двадцати двух сотых сажени на версту. Поэтому сплав по Чусовой требовал особого искусства. Тип чусовского сплавщика вырабатывался в течение многих поколений путем самой упорной борьбы с бешеной горной рекой, причем ремесло сплавщика переходило вместе с кровью от отца к сыну.

...Всю зиму к пристаням подвозились железо, пушнина, хлеб. Многие пристани одновременно были и верфями. Обычно в течение зимы одна или две семьи строили на плотбище (так называлась судоверфь) барку или коломенку из "коломенных" - столетних сосен. На каждую барку уходило до 300 бревен, и стоила она, вместе с работой, по тем временам 500 рублей. По форме барка напоминала громадную черепаху и была длиной 35-40 м, шириной 6-8, грузоподъемностью до 200 тонн. На реке Чусовой применялось несколько типов судов, аналогичных по конструкции и форме, но различных по габаритам и пропорциям: коломенка, гибежная лодка, барка, полубарок.

Конструкция этих судов довольно оригинальна. В основе ее вертикальные борта и плоское дно, суживающееся у носа и кормы. Четыре боковых закругления на участках перехода прямых бортов к носу и корме получили название плеч. Носовые плечи делались шире кормовых на 15-20 см. При укладке груза больше нагружали носовые плечи. Таким образом, центр тяжести смещался к носу. Носовые плечи раздвигали струю воды, что удерживало судно на курсе, и, как говорили сплавщики, "барка не вертелась на ходу". В носовой и кормовой части укрепляли лыжи - большие бревна. Поперек барки на днище укладывали средней величины бревна, так называемые кокоры или корчи. К кокорам деревянными гвоздями пришивали днище и борта. Рядом с лыжами вертикально ставили березовые столбы - огнива, до 30 см. диаметром, на которые впоследствии наматывался толстый канат при остановке барки. Вся внутренность барки - это сплошной трюм для укладки груза. Сверху в носу и корме устраивались палубы для бурлаков. Середина закрывалась конем - крышей на два ската, в центре которой сооружалась высокая скамейка для сплавщиков. Руля у барки не было. Его заменяли огромные весла - потеси, или поносные (весной четыре, а летом при низком уровне воды - два). На конце потеси, называемом губой, ставился сильный и опытный подгубщик, остальные бурлаки держались за специальные колышки - кочетки. Наиболее распространенным типом судна была коломенка. Особой прочностью отличались суда Гороблагодатских и Верх-Исетских заводов. Барки Верх-Исетских заводов обивались изнутри полосовым железом. Подобные барки могли ходить до 10 навигаций. История реки Чусовой XVIII и XIX веков - это сотни погибших коломенок и тысячи загубленных человеческих жизней.

Транспортное значение Чусовой упало после 1878 года, когда на Урале построили первую железную дорогу, связавшую Екатеринбург с Пермью через Нижний Тагил. У реки Чусовая и своя революционная история. На Ревдинском, Васильево-Шайтанском и других причусовских заводах еще в XVIII веке происходили крупные волнения работных людей. А в знаменитом ревдинском восстании 1841 года принимало участие несколько тысяч мастеровых и приписных крестьян. В 1905 году чусовские металлурги организовали забастовку, а затем начали вооруженное восстание. В годы гражданской войны на берегах Чусовой шла ожесточенная борьба Красной Армии с белогвардейцами и интервентами. Об этом рассказывают памятники красным героям, погибшим на чусовских берегах.

В верхнем и нижнем течении Чусовой расположены крупные промышленные города: Полевской, Ревда, Первоуральск, Чусовой, Пермь. В средней части находятся сравнительно небольшие рабочие поселки и деревни. Общее направление развития сельского хозяйства долины Чусовой - откорм молодняка крупного рогатого скота и выращивание злаковых и корнеплодов. Кроме того, в ряде поселков и деревень местное население работает на лесоучастках леспромхозов Кашкинского, Висимо-Утинского и Коуровского. В рабочем поселке Староуткинске примерно четверть населения работает на металлургическом заводе и в тресте Ижевскнеруд. Некоторые деревни оказались вдалеке от головных сел и жители их переехали в более крупные селения (в деревнях Пермякова, Волегова, Усть-Серебрянка, Чизма и других сейчас никто не живет). Но в целом река течет по довольно населенному району. Достаточно сказать, что слева от Чусовой на расстоянии 15-40 км. почти параллельно реке проходит железная дорога. От станции Калино можно проехать в город Чусовой или в Пермь. Минимальное расстояние между железной дорогой и Чусовой около села Кын - 15 км. Кроме того, имеется автобусное сообщение: село Чусовое - город Екатеринбург.

Транспортное значение Чусовой в настоящее время невелико. После окончания сплава "железных караванов" по реке стали сплавлять плоты с лесом. С 30-х годов начался молевой сплав (одиночных деревьев), и только в 1973 году прошел последний сплав. Сейчас берега реки очищены, и ничто не мешает наслаждаться их красотой. Однако волей человека пейзаж Чусовой может измениться. Начиная с прошлого века, было предложено много проектов по соединению бассейнов Волги и Оби через Чусовую и Исеть. Но пока ни один не претворен в жизнь. В случае осуществления трансуральского пути из Европы в Азию на Чусовой возникнет ряд плотин, исчезнут прежде опасные камни - бойцы, а небольшие поселки превратятся в крупные речные порты.

 

Ижевск – Кын – 550 км.

Ижевск – Чусовой – 450 км.

Сплав по реке Чусовая (125 км.)

Старт - с. Кын.

Кын основан Строгановым в 1760 году. Здесь был завод, работавший на местной руде. В 1911 году руда оказалась выработанной, завод закрылся. В Кыне в честь отмены крепостного права была построена церковь. Здание ее сохранилось до наших дней и может быть отнесено к памятникам архитектуры. К памятникам промышленной архитектуры относятся здания бывшего завода, плотина, пристань. Пристань оказалась наиболее жизнеспособной из всех сохранившихся на Чусовой.

Оригинально крепление больших каменных блоков металлическими скобами. С пристани отправлялась продукция Кыновского завода. В 1864 году в Кыновском заводе возникло первое в России кооперативное общество потребителей. Об этом событии напоминают две мемориальные доски: одна металлическая, другая мраморная. На большой металлической доске, на белой эмалированной поверхности рельефными буквами написано: "Первому организатору кооперативного движения в России Кыновскому обществу потребителей в день 70-летнего юбилея (1864-1934 гг.) Горком ВКП(б) Президиум Горсовета Президиум Горпрофсовета". Вторая доска небольшого размера из серого мрамора укреплена на стене хозяйственного магазина. В 1964 году в Кыне отмечался 100-летний юбилей этого общества. В гражданскую войну за Кын шли ожесточенные бои. Во время мятежа белочехов Кын несколько раз переходил из рук в руки, а в 1919 году вновь стал советским. В селе имеются памятники красноармейцам, погибшим во время гражданской войны.

В настоящее время в Кыне около 1,5 тысячи жителей. Имеются сельсовет, несколько магазинов, почта, пекарня, столовая. В 15 км. от села находится железнодорожная станция Кын. Напротив Кына река изобилует перекатами. Особенно быстрый перекат в начале села. Идти лучше у правого берега. За селом несколько строений фермы, слева за фермой в Чусовую впадает речка Кынок. Напротив Кынка, на правом берегу, отвесная стена камня Стенового, представляющая собой заросший густым лесом монолит с мелкими нишами. Стеновой является памятником природы.

Меняя направление, река Чусовая подходит к камню Мултык. Первая скала камня напоминает огромную пирамиду, покрытую лесом. Другие скалы ниже и различных форм. Около камня звучное эхо. Есть несколько ниш. В первой скале из пещеры всегда течет ручей. Поляны на правом берегу удобны для дневки. Раньше камень Мултык был опасным бойцом. Подплывая к нему, сплавщики говорили: "Здесь помултывить придется", то есть крепко поработать, чтобы на быстром перекате отвернуть от камня. Так и прозвали камень Мултыком. Камень Мултык - памятник природы. С бивака напротив камня Мултык можно совершить радиальный выход на камень Великан.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.