Упражнение (на развитие ассоциативного мышления) — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Упражнение (на развитие ассоциативного мышления)

2020-06-02 396
Упражнение (на развитие ассоциативного мышления) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ход проведения: Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например: Верблюд - горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д.

В конце попросите детей поработать самостоятельно над 2-3 словами. Применяйте это упражнение как можно чаще, формируя тем самым навык ассоциативного мышления.

Примерный набор слов:

ноготь, стакан, солнечный, осленок и т.п.

Упражнение  "Нелогичные ассоциации"

Цель: Развитие мышления.

Ход проведения: Дайте детям несколько слов, логически не связанных между собой, например: Книга Цветок Сосиска Мыло

Предложите им попробовать найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Пусть они фиксируют первые пришедшие на ум ассоциации. Постарайтесь дать простор их воображению, не ограничивайте их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

Используйте это упражнение как можно чаще, чтобы выработать у детей устойчивый навык.

Упражнение "На что это похоже"?

Ход проведения: Надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

Упражнение "Классификация"


Ход проведения: "Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходимо было разделить их на группы, то как это можно сделать?"

Важно, чтобы ребенок, выполняя это задание, нашел как можно больше оснований для классификации. Например, это может быть классификация по форме, цвету, размеру; деление на 3 группы: круглые, треугольники, четырехугольники, или 2 группы: белые и не белые и т.д.

Упражнение "Догадайся сам"   Ход проведения: "Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче. - Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему? - Кот или кит? Какое больше? Почему? - Удав или червячок? Какое длиннее? Почему? - Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?" Учитель может придумать свои вопросы, ориентируясь на приведенные выше.     Упражнение "Слова-близнецы" Ход проведения: "Какое слово обозначает то же самое, что и слова: 1) родник и то, чем открывают дверь; 2) прическу у девочки и инструмент для срезания травы; 3) ветку винограда и инструмент, которым рисуют. Придумай сам такие слова, которые одинаковы по звучанию, но разные по значению". Дополнительные задания к упражнению: 4) овощ, от которого плачут, и оружие для стрельбы стрелами (жгучий овощ и стрелковое оружие); 5) часть ружья и часть дерева; 6) то, на чем рисуют, и зелень на ветках; 7) подъемный механизм для стройки и механизм, который нужно открыть, чтобы полилась вода. Упражнение «Главный предмет» Ход проведения: Взрослый говорит детям: "Сейчас я прочитаю вам ряд слов. Из этих слов вы должны будете выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Вам нужно найти самые главные слова. Например, сад... Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т.е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника... собаки... забора... земли?.. Почему?" Примерные задания: а) Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище) б) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода) в) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед) г) Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены) д) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево) е) Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага) ж) Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила) з) Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово) и) Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)

Игра "Кто кем (чем) будет?"

Ход проведения: Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)
- цыпленок - петухом;
- мальчик - мужчиной;
- теленок - коровой или быком - бумага - книгой
- снег -водой
- вода - льдом
- семечко - цветком
- мука - блинчиками

Игра-наоборот: "Кто кем был?".

 


- лошадь - жеребенком
- цветок – семенем


Игра "Жили-были..."

Ход проведения: Взрослый задает вопрос "Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком".
"Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился"
"Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару".
"Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос"
"Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу...).

Игра "Какое что бывает?"

Ход проведения: Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.

Примеры:
- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.
- Что бывает длинным? (коротким)
- Что бывает широким (узким)?
- Что бывает круглым (квадратным)?

Упражнение "Найди общее слово"

 

Ход проведения: В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним словом. Упражнение направлено на развитие такой функции, как обобщение, а также способность к абстракции.

"Каким общим словом можно назвать следующие слова:

1. Вера, Надежда, Любовь, Елена
2. а, б, с, в, н
3. стол, диван, кресло, стул
4. понедельник, воскресенье, среда, четверг
5. январь, март, июль, сентябрь".

Слова для нахождения обобщающего понятия можно подобрать из любых групп, более или менее конкретных. Например, обобщающим может быть слово "весенние месяцы", а может быть "месяцы года" и т.д.

 

Упражнение "Подбери слова"

Ход проведения: 1) "Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе дикие животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты и т.д.)".

2) Другой вариант этого же задания.
Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу:
мяч мебель
тополь      цветок
шкаф       насекомые
тарелка      дерево
пальто      одежда
муравей      посуда
щука      игрушка
роза      рыба

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.