По обществознанию для 8 класса — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

По обществознанию для 8 класса

2020-06-02 118
По обществознанию для 8 класса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конспект урока

По обществознанию для 8 класса

По теме «Нации и межнациональные отношения» дата:12.05.2020                                                                                                

Учитель: Гладчук

Актуализация темы урока:

Данный урок является одним из важнейших уроков в теме «Социальные отношения». Кроме образовательных, у него очень важные воспитательные задачи. Правильное преподнесение этой острой темы тем более актуально, чем острее национальные противоречия в нашей стране, угроза международного и национального терроризма, приток беженцев из зон экономического бедствия.

Некоторые аспекты данной темы требуют исторической ретроспективы, осмысления на основе сформированных ранее компетенций по курсу истории, что делает урок тесно интегрированным с историей.

Межпредметная связь:

Дисциплина история. Темы:

·  «Отечественная война 1812 года»

Цель урока: углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях народов России.

Задачи урока:

Образовательные:

1.Сформировать у учащихся понимание разнообразия общностей людей, живущих на Земле.

2. Познакомить учащихся с развитием национального вопроса и форм межнациональной интеграции в России.

3. Показать положительные и отрицательные явления национализма.

4. Через исторические аспекты вычленить корни агрессивного национализма, обозначить отличия в понимании термина национализм в современном обществе и в XX в.

Воспитательные:

1. Выработать негативное отношение молодежи к национальным и межнациональным конфликтам.

2. Формирование толерантного отношения молодежи к людям иной нации, религии, взглядам.

Развивающие:

1. Определить основные принципы национальной политики в современной России.

2. Показать учащимся, что Россия и Московская область – полиэтнический и многоконфессиональный регион.

Тип урока – комбинированный – элементы лекции, эвристическая беседа, выступления учащихся (опережающее задание), мультимедийная презентация «Нации и межнациональные отношения»

Государство рождается однажды, но с течением времени оно видоизменяется, трансформируется многократно, но когда это происходит, меняется его географическое очертания, формы, правления, политические и экономические очертания, формы правления, политические и экономические уклады. Однако остается то, что как будто постоянно, но если мы присмотримся, то это жизнь нашего народа, в которой сохраняется дух, культура, прошлое и прорыв в будущее.

Сейчас Россия как раз и переживает становление своей государственности, а если вспомнить, что столыпинская и коммунистическая попытки потерпели крах, то сразу понимаем – другого шанса не будет. Наша страна и народ стали очевидцами сразу нескольких событий, которые можно назвать эпохальными:

потерпело крах социалистическое общество;

распался СССР;

произошел переход к рыночным отношениям.

Страна стала походить на один обнаженный нерв. Миллионы людей потеряли ориентиры и стали ощущать себя так, словно они лишились Родины и превратились в эмигрантов, даже не переступив порог собственного дома. Произошло падение ценностей, а других, новых, вместо исчезнувших, никто не придумал. Мы не всегда понимаем куда идем, что будет с нами, со страной. И не последнюю роль за последнее десятилетие начинает в нашей жизни и жизни страны, занимать церковь, с ее пониманием патриотизма и попыткой достучаться до сердец наших граждан.

И вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Если народ страны не будет един, если его не объединяет привязанность к земле, на которой он живет, желание сделать жизнь на этой земле лучше, то любая страна рассыплется в прах.

Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.

Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от алкоголизма, наркомании, хамства, грубости, пошлости и безнравственности.

Возможно, в основе нашего патриотизма лежат не столько в истории, а сколько в самоуважении к себе, как к свободным, творческим и полным энергии людям. Что составляет величие человека: национальность или культура? Может ли какая-либо нация осчастливить человечество? Что такое национализм: любовь к своей нации или минное поле между нациями? Эти и другие вопросы волновали и волнуют человечество.

На протяжении всей человеческой истории миграции, перемещения, переселения людей были одним из важнейших факторов развития общества. Освоение новых земель, а позднее новых рынков, мирное или насильственное присоединение к государству сопредельных территорий, колонизация, основание городов, эмиграция – все эти процессы предполагали передвижение с места на место сотен и тысяч людей – воинов и авантюристов, земледельцев и чиновников, ремесленников и предпринимателей. Великое переселение народов и великие географические открытия – это только наиболее известные и яркие эпизоды в истории никогда не прекращавшейся миграции.

       Проходили века, но люди не переставали срываться с насиженных мест – по своей воле, в поисках лучшей доли или под давлением внешних обстоятельств. Властители переселяли подданных, изгоняли из своих земель представителей неугодных этносов или конфессий, подданные бежали от произвола государства, от тирании, от геноцида… Подобные – не слишком приятные – страницы истории, увы, все еще перелистываются.

       Ни технический прогресс, ни постепенное утверждение в массовом сознании представлений о праве человека думать, веровать и вести себя иначе, чем его соседи, ни глобализация экономики, ни создание механизмов контроля над миграцией и помощи беженцам не избавили нас (и в ближайшем будущем не избавят) от проявления нетерпимости, от дискриминации по национальному или конфессиональному принципу.

       Последнее столетие отечественной истории вполне может быть описано как череда непрерывных перемещений огромных масс людей: переселение крестьян в Сибирь при Столыпине, эвакуация жителей прифронтовых областей во время мировых войн, эмиграция, репатриация, «раскулачивание», насильственное выселение народов и возвращение потомков изгнанных в родные места, миграции, вызванные распадом СССР и вооруженными конфликтами на постсоветском пространстве, а также либерализацией иммиграционного законодательства.

       Миграции неизбежно были сопряжены с тяготами и лишениями. Насильственные переселения обычно приводили к массовой гибели людей. В ходе передвижения кочевых племен и колонизации новых территорий порой бесследно исчезали этносы. Но было бы неверно видеть в миграциях лишь теневые стороны.

       Человечеству свойственно прибывать в постоянном движении. Переходили с места на место первобытные племена – и в результате расширялось обитаемое пространство. В ходе миграций были населены людьми новые континенты. Даже вынужденные миграции, при всей их трагичности, как правило, приводили к обогащению культуры стран, дававших приют беженцам.

       Проблемы межнациональных отношений стоят сегодня достаточно остро во многих государствах мира, Наша страна не исключение. В последние годы в различных регионах России, в том числе и в Московской области, появилось немало беженцев и вынужденных переселенцев. Их отношения с местным населением носят подчас напряженный характер. Проявление нетерпимости и насилия по признаку национальной принадлежности особенно свойственно молодежи.

       Наверное, поэтому мы с вами сегодня должны серьезно поговорить об уважении к культурным достижениям, традициям, особенностям национального менталитета других народов.

Этнические общности

Этническая (от греч. Ethnos – народ) общность – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей(рот, племя, народность, нация), обладающих самосознанием и исторической памятью, общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.

Виды:

1. Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской)

2. Племя – совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

3. Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

4. Нация – исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.

                                                                         Этнос

             
 
   

 

 

 

 


Язык нации,        Общая историческая      Семейно -              Нормы повседневного

народности           судьба                              бытовое                 поведение

                                                                                  поведение

Признаки нации

Единая раса     Язык      Религия      Привычки       Ценности    Солидарность

Межнациональные отношения

- отношения между разными национальностями внутри одного государства

- отношения между разными нациями-государствами

Формы отношений:

- мирное сотрудничество

- этнический конфликт

Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся обострением взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу.

Примеры.

1) проблема франко-канадцев; 2) провинция Бретань во Франции; 3) Бельгия (фламандцы и валлоны); 4) Испания (проблема басков и каталонцев); 5) курды в Турции и Ираке.

Межэтнические конфликты на территории России: Чечня, осетино – ингушский конфликт. 

Возможные причины межнациональных конфликтов

  1. Неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти
  2. Быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различия в уровне естественного прироста населения
  3. Несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов
  4. Принадлежность к разным религиям и конфессиям, различия в уровне современной религиозности населения
  5. Недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни
  6. Ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы
  7. Прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения)
  8. Особенности бытового поведения
  9. Специфика политической культуры народа

Виды национализма:

- этнический – борьба народа за национальное освобождение, обретение собственной государственности

- державно-государственный – стремление наций воплотить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счет малочисленных народов

- бытовой – проявление национальных чувств, враждебное отношение к инородцам, ксенофобия (от греч. Xenos – чужой, phobos – страх).

Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму – шовинизм.

Шовинизм (термин происходит от имени литературного героя комедии братьев И. и Т.Коньяр "Т«ехцветная кокарда» Н.Шовена) – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, разжигающая вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

Шовинизм – от имени Н. Шовена, солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона – крайняя, агрессивная форма национализма.

Одним из проявлений государственного национализма является геноцид.

Геноцид (от греч. Genos – род и лат. caedere – убивать) – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.

В гитлеровской Германии было уничтожено в лагерях смерти (Треблинка, Освенцим) около 6 млн. евреев. Эту трагедию называют греческим словом «холокост» (всеуничтожение через сожжение).

Холокост (от греч. Holos – всеобщий и kaustos - сжигающий) – гибель значительной части еврейского населения Европы (св. 6 млн. человек, св. 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45.

Развитие межнациональных отношений в современном мире.

По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживает 145, 2 млн. человек (граждан РФ). Россия является многонациональной страной: русские -79.8%, другие национальности – 19,2% (татары – 20%, украинцы- 10.6%, башкиры – 6%, чуваши – 5,9% и др.)

Особенностями развития современных взаимоотношений русской нации с другими этническими группами строятся на основе:

  1. Утрата прежнего высокого статуса русской нации.
  2. Рост сепаратистских тенденций на территории России.
  3. Демографические и миграционные процессы.

Вопрос для размышления: Какие трудности, проблемы, связанные с национальным вопросом, существуют сейчас в нашей стране? Что такое национализм?

Конспект урока

по обществознанию для 8 класса


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.