Обеспечение безопасности проживающих в гостиницах и туристских комплексах — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Обеспечение безопасности проживающих в гостиницах и туристских комплексах

2020-06-02 176
Обеспечение безопасности проживающих в гостиницах и туристских комплексах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гостиница представляет собой коллективное средство размещения и несет ответственность за безопасность пребывания клиентов.

Под безопасностью пребывания в узком смысле понимается личная безопасность гостей отеля, его персонала и посетите-лей, сохранность гостиничного имущества и имущества кли-ентов, а также ненанесение ущерба окружающей среде при ор-ганизации и осуществлениигостиничного обслуживания.

В обеспечении безопасности пребывания клиентов в гости-нице большую роль играют инженерно-технические средства


2 7. Обеспечение безопасности проживающих                                       133

обеспечения безопасности, например системы контроля досту-па, средства охранной сигнализации, средства пожарной сигна-лизации и пожаротушения, средства видеонаблюдения, средст-ва ведения внутренних расчетов, оборудование парковок и др.

Надежный замок и надежная дверь позволяют клиенту чув-ствовать себя в безопасности в номере. В настоящее время ис-пользуются замки с ключами трех типов — механические, маг-нитные и электронные. Механические замки относительно де-шевы, но их приходится заменять при потере (пропаже) ключа. Магнитные ключи позволяют легко перепрограммировать за-мок в случае потери ключа. Кроме того, при использовании системы с магнитными и электронными ключами можно фик-сировать всех, кто заходит в номер (ключи горничных, сотруд-ников службы безопасности и другого персонала имеют свой код). Недостатком магнитных ключей является возможность их случайного размагничивания, при этом клиент не может по-пасть в свой номер.

Магнитный и электронный замки состоят из стандартной механической части, выполненной с учетом интенсивной экс-плуатации в гостинице, и электронной части, управляющей механизмом замка. Сам замок изготовлен из качественного материала и защищен от доступа к электронной части винтами с нестандартной головкой, поэтому вскрыть замок невозмож-но без специального инструмента.

Ключом обычно являются:

- пластиковая карта с магнитной полосой (наиболее распро-страненный вариант). - карта с перфорацией или штрихкодом; - смарт-карта.

Упрощенно работу гостиницы, в которой установлены электронные или магнитные замки, можно описать так. При поселении гостю выдается карта с кодом, который позволяет открывать дверь в отведенный номер только в определенный промежуток времени (время проживания гостя). Программи-рование кода происходит в момент регистрации гостя на стой-ке администратора. Многоразовая карта допускает многократ-нуюперезапись кода.

Электронные (магнитные) замки обладают более высоким уровнем секретности, чем механические. Электронный замок


134                                                          Глава 2. Организация обслуживания

невозможно вскрыть отмычкой, а переписать и затем скопиро-вать код очень непросто. К тому же, на карте обычно отсутству-ет название гостиницы и номер комнаты, поэтому даже при потере электронного ключа гость в большинстве случаев защи-щен от несанкционированного проникновения в его номер.

При установке самой распространенной на данный момент несетевой версии замков, когда каждый замок является инди-видуальным устройством и не связан с другими замками или центральным компьютером, а связь между ними осуществля-ется посредством переносного программатора, электронные (магнитные) замки обеспечивают:

- возможность открывания одной картой нескольких номеров, объединенных по определенному признаку (зона, этаж). Ис-пользуется горничными, техниками, менеджерами;

- программирование нескольких карт для доступа в номер, на-пример при поселении семьи;

- использование этой же карты для открывания сейфа в номере;

- контроль доступа в номер. Замок запоминает до 300 последних открываний, что очень важно, например, для определения на-рушителя при краже из номера;

- контроль несанкционированного поселения, так как ключ не-возможно запрограммировать без регистрации гостя в про-грамме приема и размещения гостей;

- контроль за расходованием электроэнергии в номере. Для это-го рядом с основным выключателем в номере устанавливается специальное устройство, в которое необходимо вставить ключ, чтобы включить освещение в номере. Уходя из номера, гость забирает ключ и свет через некоторое время отключается авто-матически;

- блокирование доступа в номер для гостя, кредит которого ис-черпан.

При установке сетевой версии системы, когда все замки объединены в сеть, появляются дополнительные функции:

- обнаружение несанкционированного проникновения в поме-щение;

- централизованный контроль номеров (клиент в номере, кли-ента нет, уборка номера, причем фиксируются начало и коней уборки, и т.п.).

Крупные отели имеют следующие разновидности ключей:


2 7. Обеспечение безопасности проживающих                                       135

самый главный ключ (Grand Master Key) — два экземпляра, принадлежащие генеральному директору и начальнику служ-бы безопасности. Этот ключ может открыть и закрыть любую дверь в отеле, а некоторые двери может закрыть так, что ее не откроет ни один другой ключ в отеле;

- главный ключ (Master Key) - имеют начальник службы номер-ного фонда, главный инженер, начальник службы приема. Этот ключ открывает все замки, за исключением тех, которые специально заперты самым главным ключом;

- секционный ключ (Submaster Key) — имеют горничные. Этот ключ открывает двери номеров, расположенных, например, на одном этаже.

Защита от возгорания — одна из важнейших задач обеспече-ния безопасности в гостинице. Устройства пожарной сигнали-зации разделяют на детекторные и исполнительные.

Детекторные устройства — датчики, задача которых состоит в своевременном обнаружении возгорания. По активирующе-му воздействию можно выделить датчики:

- дымовые, реагирующие на изменение прозрачности воздуха в помещении. При задымлении прозрачность воздуха падает ниже установленного предела и датчик срабатывает. Однако та-кие датчики реагируют не только на очаги реального возгора-ния, но и при определенных обстоятельствах на обыкновенную сигарету; кроме того, они не выявляют скрытые возгорания;

- температурные (одноразовые и многоразовые), реагирующие на превышение предельно допустимой температуры.

Целесообразно сочетать различные виды датчиков, подби-рая их в зависимости от конкретных задач и условий эксплуа-тации.

Вырабатываемый датчиком сигнал обрабатывается цен-тральным блоком, который генерирует сигнал для исполни-тельного устройства, задача которого — препятствовать рас-пространению огня и информировать о факте возгорания. В качестве исполнительного устройства может быть использо-ван блок передачи тревожного сигнала на пульт районной по-парной службы, или блок автоматического дозвона по опреде-ленным телефонным номерам, или сирена. Основным видом исполнительных устройств являются системы автоматическо-го пожаротушения, которые могут работать в комплексе с по-


136                                                          Глава 2. Организация обслуживания

жарной сигнализацией или автономно, реагируя на срабатыва-ние собственных температурных датчиков.

Охранная сигнализация близка к пожарной по структуре принципам взаимодействия с центральным блоком, способам передачи информации и составу исполнительных устройств. Наиболее серьезное различие между системами охранной и по-жарной сигнализации состоит в наборе детекторных уст-ройств — датчиков.

В системах охранной сигнализации применяются следую-щие основные виды датчиков: датчики движения, датчики от-крывания дверей (окон), датчики разбития стекла, датчики объемов, барьерные, сейсмические датчики. В большинстве случаев датчики вырабатывают сигнал тревоги не только при возникновении регламентированных воздействий, но и при попытке вскрытия или демонтажа.

Датчики движения реагируют на перемещения предметов, находящихся в прямой видимости чувствительных элементов данного датчика в пределах его радиуса действия. Принцип действия — отслеживание изменений высокочастотного или инфракрасного излучений. Срабатывание происходит при оп-ределенных скорости и размерах перемещающегося предмета.

Датчики открывания дверей (окон) представлены группой контактных, магнитно-контактных и других датчиков, реаги-рующих на взаимное перемещение двух частей — флажка и де-тектора. Перемещение флажка вызывает замыкание (размыка-ние) электрических контактов детектора или срабатывание его электронного реле. Установив на одной части закрытой двери детектор, а в соответствующем месте другой части двери (окна) флажок, получают надежный индикатор состояния этой двери (окна). При попытке открыть данную дверь (окно) взаимное положение флажка и детектора меняется и вырабатывается сигнал тревоги.

Датчики разбития стекла реагируют на эффекты, сопутст-вующие разбитию стекла. Существует несколько модифика-ций этих датчиков:

одноразовые датчики вырабатывают сигнал тревоги при разры-ве (разломе) чувствительного элемента, наклеенного на стекло, вибродатчики реагируют на вибрацию стекла при разбитии или вырезании;


2 7. Обеспечение безопасности проживающих                                       137

акустические датчики срабатывают от характерных звуков, из-даваемых стеклом в момент разрушения. Однако такие датчи-ки настроены на звуковой спектр стеклопакетов в алюминие-вых рамах и недостаточно надежно срабатывают при разбива-нии обыкновенного оконного стекла в деревянной раме; кроме того, они не срабатывают при наличии звукопоглощающих предметов и звуковых экранов рядом со стеклом.

Действие датчика объемов основано на отслеживании из-менений ультразвукового или радиоволнового поля. Такие приборы реагируют на перемещение крупных предметов, даже если те не находятся в зоне прямой видимости. Современные датчики объемов реагируют не только на перемещения пред-метов или живых существ, но и на изменение формы или со-стояния замкнутого объема и способны отследить открывание окна в комнате, отделенной от места установки прибора изо-гнутым коридором; единственное ограничение: охраняемый объем не должен иметь изолированных помещений, отгоро-женных от него непроницаемыми перегородками.

Барьерные датчики регистрируют пересечение нарушите-лем некоторой условной границы, например невидимого ин-фракрасного или обыкновенного видимого луча. В электро-магнитных и емкостных барьерных датчиках приближение человека или животного нарушает электрический баланс сис-темы и вызывает ее срабатывание. Простейшим барьерным датчиком является натянутая проволока, подсоединенная к выключателю.

Сейсмические датчики регистрируют вибрации или изме-нения давления и могут срабатывать от звука шагов, движения атомобилей, колебаний забора при попытке залезть на него или от непосредственного надавливания на такой датчик.

Комбинированные или интеллектуальные датчики совме- в одном корпусе несколько различных детекторов, сиг-Налы которых обрабатываются встроенным микропроцес-сором. У этих датчиков надежность распознавания реальных нарушений и защита от ложных срабатываний существенно выше, чем у обычных.

Охранные датчики выпускают как в комнатном, так и в за-щищенном уличном исполнении.


138                                                          Глава 2. Организация обслуживания

Охранные системы должны не только предупреждать о на-рушениях, но и предусматривать выполнение чисто оборони-тельных функций — препятствовать попыткам взлома.

Средства защиты от взлома — особый класс устройств. Объекты, которые могут представлять интерес для нарушите-ля, как правило, находятся в закрытых помещениях или осо-бых камерах (сейфах). Защитить их от взлома помогают замки, а также специальные материалы и конструкции стен (стенок сейфов) и дверей.

Любой грубый взлом создает шум, поэтому легко обнару-живается персоналом отеля. Но открывание двери без наруше-ния ее целостности может остаться незамеченным. При таком взломе подозрение вызывает увеличенная продолжительность процесса открывания двери. Следовательно, основные усилия следует сосредоточить на выборе замка и конструкции двери, затрудняющих их вскрытие с помощью отмычек, подбора клю-чей или иных способов, не связанных с грубым нарушением целостности. Для повышения надежности сейфов применяют-ся электронные замки, соединенные с системой охранной сиг-нализации, невысверливаемые личинки замков, сейфы заде-лывают в стены и полы.

Средства контроля доступа — это технические средства, по-зволяющие по тем или иным признакам идентифицировать че-ловека и предоставить ему права доступа в помещения или до-пуска к оборудованию (информации). Кроме того, с помощью этих средств в некоторых случаях можно отслеживать переме-щения человека и при необходимости блокировать его дейст-вия. Идентификация может производиться как по биологиче-ским признакам (сетчатке глаза, отпечатку пальца), так и по техническим признакам (ключам, кодовым картам и т.д.). Вто-рой способ не требует использования очень дорогого иденти-фикационного оборудования, однако менее защищен от зло-употреблений и передачи права доступа посторонним лицам.

Телевизионные камеры — технические средства безопасно-сти, с помощью которых просматриваются все общественные и многие служебные помещения. Записи должны храниться не менее 24 ч.

Охранное оборудование парковок позволяет отслеживать прибытие и убытие автотранспорта, наличие свободных мест,


2 7. Обеспечение безопасности проживающих                                       139

вести учет продолжительности стоянки, а также осуществлять контроль несанкционированного использования автотранс-порта. В состав этого оборудования входят устройства: контрольные, выполняющие проверку и идентификацию ав-томобилей (владельцев), учет времени прибытия/убытия и другие аналитические функции;

блокирующие, ограничивающие несанкционированное пере-мещение автотранспорта. Они делятся на заградительные (лег-кие шлагбаумы) и барьерные (механические заградительные барьеры, стальные ворота и т.д.).

Автоматизированная система безналичных расчетов по пластиковым картам или альтернативная ей собственная сис-тема внутренних безналичных автоматизированных расчетов может повысить уровень безопасности клиентов и персонала гостиницы. Дело в том, что широкий ассортимент услуг и раз-нообразие мест, где эти услуги можно получить, заставляет гостей отеля постоянно иметь при себе наличные средства для расчетов. Это увеличивает вероятность ограбления и предо-ставляет персоналу отеля возможности для злоупотреблений. В собственной системе расчетов при прибытии в отель гость вносит на свой счет произвольную сумму (депозитная система) и получает пластиковую карту с индивидуальным идентифика-тором. Перемещаясь по территории, он пользуется различны-ми услугами. При этом с его счета списываются соответствую-щие суммы. Работники отеля не определяют размер оплаты, а лишь оформляют предоставление услуги. Таким образом, ис-ключаются злоупотребления. Карта является одновременно и платежным средством, и ключом, дающим права доступа. Воз-можно также применение кредитной системы, когда все или некоторые услуги предоставляются гостю в кредит, а оплата производится при окончательном расчете в момент отъезда из отеля.

Большая часть преступлений в отеле — разного рода хище- причем основная часть краж происходит не у гостей, а в подразделениях гостиницы, которые непосредственно не кон-тактируют с гостями. Как известно, некоторые клиенты при отьезде упаковывают в свои чемоданы гостиничные полотенца и простыни, но их не так много и обычно гости ограничивают-ся сувенирами в виде пепельниц. В таких случаях стандартной


140                                                          Глава 2. Организация обслуживания

практикой отелей является занесение этих гостей в «черный список» нежелательных клиентов. Отметим, что в эти списки заносят также профессиональных жалобщиков, которые про-воцируют конфликт с персоналом с целью предъявления гос-тинице крупною иска о возмещении ущерба.

Служба безопасности гостиницы считает своей главной за-дачей не расследование совершенных преступлений, а их пред-отвращение.

Успешная работа службы безопасности достигается при на-лаженных взаимоотношениях:

с финансовой службой гостиницы, чтобы контроль службы безопасности сочетался с финансовым контролем; со службой персонала, совместно с которой осуществляется контроль поступающих на работу, чтобы исключить прием криминальных элементов;

с местным отделением полиции, от которой она может получать полезную информацию о возможном появлении нежелатель-ных гостей, ожидающихся демонстрациях, беспорядках и дру-гих явлениях, которые могут нарушить режим работы отеля.

Служба безопасности разрабатывает проект системы безо-пасности отеля, который после обсуждения с руководителями других подразделений утверждается генеральным директором и охватывает все аспекты обеспечения безопасности — функ-ции службы безопасности, ее взаимоотношения с другими подразделениями, систему технических средств обеспечения безопасности, действия персонала гостиницы в критических ситуациях — при пожаре, угрозе взрыва и т.п.

Штат службы безопасности относительно невелик: в гости-нице вместимостью 500 номеров работает не более 10 человек. В штат обычно включают женщину, на тот случай если постра-давший клиент — женщина. Иногда службе безопасности под-чиняют швейцаров и пажей.

Сотрудники службы безопасности при поступлении на ра-боту обязательно проходят обучение, в ходе которого их по-дробно знакомят с отелем, его подразделениями, типичными ситуациями, правами и обязанностями, методами оказания первой помощи, а также тому, как составлять отчет о расследо-вании. Сотрудников службы безопасности не рекомендуется одевать в форму и тем более вешать им на пояс пистолет или ду-


2 7. Обеспечение безопасности проживающих                                       141

бинку. Это не успокаивает гостей, а, наоборот, вызывает у них беспокойство. Вполне достаточно значка службы безопасно-сти (идентификационная карточка) на лацкане пиджака.

Служба безопасности обязательно должна иметь свое поме-щение, гардеробную (отдельную от гардеробной другого пер-сонала отеля), комнату для хранения документации и состав-ления отчетов о расследовании, кабинет руководителя службы безопасности.

Что касается расследования случаев пропаж, то надо иметь в виду, что методы расследования службы безопасности во мно-гом отличаются от методов правоохранительных органов, так как права сотрудников службы безопасности ограниченны. Со-трудник службы безопасности должен предельно вежливо рас-спрашивать клиента, а не допрашивать его, создать располагаю-щую к сотрудничеству обстановку, объяснить, почему прово-дится расследование и чем опрашиваемый может ему помочь.

Такие преступления, как убийство, вооруженный грабеж, изнасилование, расследуют правоохранительные органы, ко-торые должны быть немедленно оповещены. При этом жела-тельно, чтобы их визит был как можно менее заметен для по-стояльцев отеля. В других случаях к вопросу о вызове полиции следует подходить осторожно.

Как правило, украденные в гостинице деньги удается найти крайне редко. Но об этом не следует говорить потерпевшему. Правда, о негативном результате расследования ему все равно придется сообщить. Успокаивая потерпевшего, следует прояв-лять осторожность в выражениях, нельзя признавать, что безо-пасность клиентов гостиницы плохо обеспечена, поскольку потерпевший может предъявить иск к администрации гости-ницы, персонал которой проявил преступную халатность.

В связи с участившимися в последнее время угрозами тер-рористических актов служба безопасности обязана ознако-мить весь персонал гостиницы с правилами поведения в слу-чае звонка с сообщением о заложенном в здании взрывном Устройстве.

Высшему руководству отеля служба безопасности периоди-чески предоставляет отчет о происшествиях (наиболее частые

ициденты, где чаще всего они происходили, в какое время, какие фамилии ассоциируются с этими инцидентами), в отчете


142                                                           Глава 2. Организация обслуживания


предлагаются меры по устранению повторения таких инци-дентов. В службе ведется учет всех происшествий, жалоб и ре-зультатов расследований.

выводы

В настоящее время вопросам безопасности пребывания клиентов в гостиницах придается все большее значение. Большую роль в этом иг-рают инженерно-технические средства обеспечения безопасности. Защита от возгорания — одна из важнейших задач обеспечения безо-пасности в гостинице, решаемая с помощью детекторных и исполни-тельных устройств пожарной сигнализации.

Охранные системы выполняют функции предупреждения о наруше-ниях, а также оборонительные функции — воспрепятствование по-пыткам взлома.

Средства контроля доступа — это технические средства, позволяющие по тем или иным признакам идентифицировать человека и предоста-вить ему права доступа в помещения или допуска к оборудованию (ин-формации).

Видеокамеры — технические средства безопасности, с помощью кото-рых просматриваются все общественные и многие служебные поме-щения.

Охранное оборудование парковок позволяет отслеживать прибытие и убытие автотранспорта, наличие свободных мест, вести учет продол-жительности стоянки автомобилей, осуществлять контроль несанк-ционированного использования автотранспорта. Для защиты гостей, их имущества и имущества отеля от возможного вреда со стороны разного рода криминальных элементов создается служба безопасности, главная задача которой — не расследование со-вершенных преступлений, а их предотвращение.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

/. Что относится к инженерно-техническим средствам обеспечения безопасности клиентов в гостинице?

2. Какие типы замков используются в гостиницах?

3. Опишите средства пожаротушения и охранной сигнализации, приме-
няемые в гостиницах.

4. Какие функции выполняет служба безопасности гостиницы?


 

< Э ИНДУСТРИАЛЬНАЯ БАЗА ГОСТИНИЦ Ё D И ТУРИСТСКИХ КОМПЛЕКСОВ


 


 


3.1. Архитектурно - планировочные решения зданий гостиниц и туристских комплексов

Архитектура современных отелей многообраз-на — от одноэтажного мотеля до многоэтажного небоскреба и от хижин, построенных в стиле полинезийских жилищ, до стеклянно-бетонных монстров современной архитектуры.

Архитектурное решение современных гостиниц зависит от многих факторов, таких, как назначение гостиницы, ее место-расположение, мода, уровень развития строительных техноло-гий, имеющийся набор строительных и отделочных материа-лов. До начала разработки проекта определяют участок под гостиницу. Именно от месторасположения гостиницы в после-дующем будут во многом зависеть ее экономические показате-ли и эффективность эксплуатации.

При выборе участка для строительства отеля необходимо обращать внимание на следующие моменты. Здание гостини-цы должно быть максимально приближено к объекту, генери-рующему туристский спрос на данном направлении. Так, на морских курортах наиболее популярны у отдыхающих, а зна-чит, у клиентов гостиниц отели «первой линии», т.е. ближай-шие к морю. В городе более высокая заполняемость в гостини-

цах, расположенных в центре города. На периферии в более выигрышном положении оказываются те отели, которые нахо-дятся недалеко от основных транспортных коммуникаций. В любом случае транспортная доступность здания повышает Конкурентоспособность гостиничного продукта.

При проектировании гостиницы важно «привязать» буду-щее здание к местности. Например, если речь идет о загород-ной гостинице, надо использовать особенности рельефа и пей-зажа; в городе следует добиваться архитектурного единства но-


144 Глава 3. Индустриальная база гостиниц и туристских комплексов

вого объекта с окружающей исторической застройкой. Часто городские власти, дающие разрешение на реконструкцию зда-ний и их дальнейшее использование в качестве гостиницы, вы-двигают требование сохранить исторические фасады, хотя это значительно удорожает строительные работы. Но в конечном счете затраты, произведенные на реконструкцию, окупаются, так как здание гостиницы становится ее рекламой. Архитек-тор, проектирующий гостиницу, должен учитывать фактор многофункциональности, присущий гостиничной индустрии. Комплексность услуг (размещения, питания, проведения до-суга), предлагаемых гостиницей потребителю, предполагает сложную структуру гостиничного здания, в котором обычно выделяют четыре большие функциональные группы помеще-ний — жилые, административные, хозяйственные и общест-венные1.

Выделим несколько основных технических решений, в ос-нове которых лежат экономические соображения.

Простейшим решением является прямоугольное здание, в середине которого располагаются лифты. От лифтовых площа-док на каждом этаже в оба конца здания расположен коридор, по обеим сторонам которого находятся номера. При высокой стоимости земли в центре города здание отеля вытягивается вверх в виде башни, а длина коридора уменьшается. Иногда он принимает форму кольца, внутри которого располагается лиф-товая шахта.

Многие гостиницы старой постройки имели форму «колод-ца» с внутренним двором, который служил местом стоянки экипажей гостей. При такой форме здания окна части номеров выходили во внутренний двор. При последующих реконструк-циях таких гостиниц внутренний двор часто перекрывался прозрачной крышей, образуя атриум.

У курортных отелей своя специфика, обусловленная стремлением получить максимальное число номеров, окна которых выходят на море. С этой целью, если позволяет рель-еф местности, здание отеля строится в виде больших ступе-ней, спускающихся по склону горы к морю. На равнинных бе-

1 Организация и управление гостиничным бизнесом: учебник; под А.Л. Лесника, А.В. Чернышева. М.: Альпина, 2001.


3 1. Архитектурно-планировочные решения зданий гостиниц          145

регах популярны здания в виде трехлучевой звезды (в плане). По каждому лучу проходит коридор, по обе стороны которого располагаются номера. При таком решении две трети номе-ров выходят на море.

Гостиницы дворцовой архитектуры в основном расположе-ны в Европе и первоначально действительно были дворцами аристократии, впоследствии перестроенными в отели.

Мотели имеют свои особенности — большинство из них двухэтажные, что исключает строительство дорогостоящих лифтов. Однако здание при этом занимает довольно большую площадь, но мотели обычно расположены за городом, где зем-ля относительно дешевая.

Композиционное и функциональное единство здания и всех его помещений обеспечивается в рамках трех основных видов объемно-пространственного решения гостиницы: - централизованного, предполагающего строительство отдель-ного корпуса, ориентированного по вертикали. Этот вариант особенно подходит для городских гостиниц в зоне плотной го-родской застройки;

- блочного, предполагающего строительство гостиничного ком-плекса, включающего несколько корпусов. Обычно этот вари-ант используют для постройки курортных гостиниц, санатори-ев и т.п., но и городские гостиницы строят на основании этого принципа. Такое решение позволяет более гармонично впи-сать здание гостиницы в окружающий пейзаж и добиться опти-мального разделения функций между различными корпусами, выделив административные, технические и прочие службы в отдельное здание. В условиях города выбор блочного проекта позволяет дифференцировать гостиничное предложение пу-тем специализации корпусов на том или ином классе обслужи-вания;

- стилобатного, предполагающего горизонтальную ориентацию постройки и относительно малую этажность, пропорциональ-ную длине здания. Такое архитектурное решение создает впе-чатление свободного и динамично расширяющегося про-странства. В городе чисто стилобатный тип зданий встречается редко, это преимущественно придорожная архитектура, одна-ко композиции, сочетающие элементы построек различных типов, распространены очень широко.


146 Глава 3. Индустриальная база гостиниц и туристских комплексов

При проектировании гостиницы следует учитывать не только нынешние потребности, но и то, что здание будет вы-полнять свои функции на протяжении нескольких десятков лет. На практике случается, что гостиничные здания эксплуа-тируются 100 лет и даже 150, причем потребности клиента бу-дут развиваться.

Одно из основных требований к архитектурному проекту гостиницы — добиться рациональности сооружения, т.е. пра-вильно выбрать место для строительства нового объекта, обес-печить внутреннюю планировку, соблюдающую пропорции между жилыми и служебными помещениями. Если речь идет о реконструкции старого здания, то нужно стремиться к тому, чтобы после реконструкции комфорт и удобства в гостинице были такими же, как в современных сооружениях подобного класса. Гостиница должна отвечать не только экономическому требованию рациональности и функциональности, но и эсте-тическим представлениям, обеспечивать проживающим кли-ентам комфорт, безопасность и благоустроенное пребывание. Гость рассчитывает найти в гостинице такие же условия, к ка-ким привык дома или на работе.

На стадии проектирования здания гостиницы в проекте не-обходимо предусмотреть современный уровень комфорта-бельности помещений и благоустройства территории, окру-жающей отель. Как известно, спрос на гостиничные услуги подвержен изменениям в зависимости от изменения потреб-ностей людей. То, что вчера было роскошью, сегодня стано-вится необходимым минимумом. Например, отсутствие лифта в отелях XIX в. было нормой, а в современной гостинице это допускается только в двух случаях: если она одноэтажная или самой низкой категории. Вместе с тем для лифта нужны шахта, моторное отделение и т.д. Бассейны, фитнес-центры, сауны, конгресс-залы и проч., без чего трудно представить современ-ную гостиницу, требуют принять соответствующие инженер-но-технические решения на стадии проектирования. Многие гостиницы, построенные во время господства иных моделей гостиничного предложения, в современных условиях неконку-рентоспособны из-за просчетов, допущенных на стадии разра-ботки проектной документации. Так, в центре европейских городов много отелей бизнес-класса, не имеющих полного на-


3 1- Архитектурно-планировочные решения зданий гостиниц          147

бора услуг, предлагаемых подобными гостиницами на перифе-рии: в одних отсутствует бассейн, в других ограничена площадь парковки, в третьих нет собственной территории для отдыха и т.Д- Плотность застройки в центральных кварталах, наиболее престижных для размещения гостиниц, такова, что затрудняет модернизацию здания отеля за счет расширения его объемов. Переоборудование внутренних помещений осложняется из-за дефицита свободных площадей в самом здании.

Ранее архитекторы стремились произвести впечатление монументальностью и пышностью здания гостиницы в ущерб рациональной планировке.

Основные черты классической типологической схемы со-временного отеля сложились еще в конце XIX в. в Швейцарии. Эта страна туризма предложила гостиницу-дворец, соответст-вующую господствовавшему в то время представлению о туриз-ме как об элитарном продукте. Типовая гостиница начиналась с парадной лестницы, располагавшейся по центральной оси здания. Горизонтальный объем первого этажа занимали вести-бюль, служба приема и размещения и ресторан. Подвальные помещения отводились для служебных целей — кухни, техни-ческих служб, прачечной и т.д. Вертикальный объем заполнял-ся жилыми помещениями, группировавшимися вдоль гори-зонтальных коридорных осей. Парадная лестница или лифто-вая шахта представляли вертикальную ось. Подобное членение пространства гостиницы представляется классическим и со-храняется с известными отступлениями до настоящего вре-мени.

На архитектуру современных гостиничных зданий повлия-ли изменения, произошедшие в представлениях людей о на-значении жилых и общественных построек.

Функционализм — новое направление в архитектуре, отра-жающее рационализм человеческого мышления. Его лозунг: "форма следует за функцией".

Теоретиком функционализма, а также одним из основных его практи-ков был французский архитектор Ш.Э. Ле Корбюзье. Основными принципами нового течения в архитектуре являются следующие: 1. Строительство зданий на сваях (столбах) позволяет использовать освобождающееся внизу пространство для стоянки автомашин, по-


148 Глава 3. Индустриальная база гостиниц и туристских комплексов

садки зеленых насаждений, размещения бытовых или торговых служб. Позднее этот принцип был дополнен активным использовани-ем подземного пространства под гаражи и различные служебные и об-щественные помещения (например, устройство бассейнов и фит-нес-центров в подвальных и цокольных этажах гостиниц).

2. Наличие плойкой крыши-террасы позволяет получить дополни-
тельное пространство для обустройства зимнего сада, солярия и др.
Этот принцип реализован в строительстве курортных гостиниц, где
этажи расположены уступом друг над другом так, что крыша первого
этажа используется как балкон или терраса для второго и т.д.

3. Применение каркасной конструкции здания предполагает свобод-
ное расположение перегородок и их перемещение при необходимости,
что позволяет не только учитывать различные вкусы и потребности
клиентов гостиниц, но и изменять интерьер в соответствии с модой.

4. Ленточное оформление оконных проемов как основной принцип
решения фасадов зданий широко распространен, особенно в город-
ской среде. В последние годы допускаются отступления: проемы ре-
шаются в виде пчелиных сот, когда основной зрительный эффект до-
стигается чередованием заполненных и пустых объемов.

5. Принцип свободного оформления фасада. Использование каркаса
при строительстве здания гостиницы позволяет располагать оконные
проемы независимо от внутренней планировки здания.

Функциональная архитектура оказала огромное влияние на современную архитектуру. Благодаря техническому прогрессу стали применяться новые материалы, в первую очередь стекло различной обработки, которым заполняли структуры, выпол-ненные из металлических каркасов. Применение металлов в несущих конструкциях зданий позволило получать новые фор-мы, ранее почти не встречавшиеся в жилой застройке, — круг-лые, овальные, спиральные с отражающими поверхностями из стекла и пластика, с чередованием на фасаде цвета и т.д.

Сегодня в мире существуют два основных типа архитектур-ных проектов гостиничных зданий — многоэтажные и мало-этажные. В городах с высокой стоимостью земельных участков предпочтение о


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.