Одновременное движение связки по опасному ледово-снежному склону — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Одновременное движение связки по опасному ледово-снежному склону

2020-05-10 144
Одновременное движение связки по опасному ледово-снежному склону 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конкретизируем, о какой ошибке в страховке идет в данном случае речь. Одновременное движение связки на горном рельефе — распространенный и вполне обоснованный вид движения. Рельеф должен быть таким, чтобы в случае срыва оба спортсмена смогли и успели применить ледоруб или выступ скалы для самозадержания и веревку для взаимной страховки, т. е. наряду с объективной характеристикой рельефа принимается во внимание и спортивная квалификация альпинистов.

Быстрыми, умелыми действиями спортсмены могут сократить проскальзывание по склону и тем самым уменьшить возможное количество ушибов и травм, не дать упавшему докатиться до обрыва, где самозадержание и оперативная помощь (без крюка или заранее подготовленного уступа для страховки) будут бесполезны.

Спортивная группа мастеров пройдет простой горизонтальный гребень III к/т при одновременном движении, хотя в 2—3 м сбоку будут отвесные «объективно опасные» обрывы. Однако для группы III этапа обучения такое решение может быть преждевременным, ошибочным. Так, взрослый человек идет по узкому тротуару улицы в метре от мчащегося автотранспорта, однако для ребенка такое движение опасно.

Таким образом, ошибочным будет такое одновременное движение связки по горному рельефу, при котором организация взаимной страховки в момент срыва или самозадержание в момент проскальзывания и падения становятся проблематичными.

Это определение не хрестоматийное.

В практике обучения альпинистов I—III этапов чаще применяют более простую формулу: «Если на пути или рядом имеется объективно опасный склон, допускающий падение альпиниста на большую глубину, необходимо двигаться попеременно». Таким образом, субъективный фактор, т. е. квалификация спортсмена, в данном случае не принимается во внимание. Казалось бы, постановка вопроса более жесткая, более категоричная, тем не менее ошибок много: 27— на ледово-снежных склонах и 14 — на скалах, всего 41 ошибка. Наивысший аварийный балл из всех ошибок в приемах страховки!

В чем причина этого? Анализ практических действий альпинистов на ледово-снежных склонах позволяет сделать следующие выводы:

1) разбираемая ошибка наиболее характерна для III разряда (66% от всех НС по этой причине);

2) подавляющее количество НС происходит на участках маршрутов III к/т (90%), в том числе и у спортсменов высших разрядов;

3) 13 человек сорвались сами, 17 — были сорваны своими товарищами, 8 — подрезали снежный склон и 3 — сбиты с ног кусками льда и камнями;

4) большинство срывов на ледово-снежных склонах произошло при крутизне 30—45°. Как правило, это участок твердого льда, на котором лежит тонкий (10—30 см) слой снега. Внизу под склоном (в нескольких или десятках метров) ледовый желоб с выходами скал или скальный сброс, т. е. участки, где самозадержание невозможно.

При внимательном анализе опасность такой конфигурации склона очевидна.

Снежный склон в 30—40° манит своей доступностью. При хорошем контакте снега с ледовой подложкой его легко проходят все учебные группы не только на кошках, но и в ботинках. Самозадержание на таком склоне отработано. Крючьевая страховка при столь надежных ступенях кажется формальной, обременительной.

Но вот под лучами солнца прогрелся воздух, раскис верхний снег и склон из простого превратился в очень трудный, требующий не только кошек, но и рубки ступеней. Самозадержание тут проблематично даже для опытного спортсмена, а страховка партнера по связке без крючьев невозможна. Точно такая же ситуация создается и при минусовой температуре, когда альпинисты выходят на верхнюю часть ледово-снежного склона, где у скал появляются участки натечного льда.

Психологическая перестройка группы от самого быстрого способа набора высоты (или спуска) по хорошему снегу на самый медленный с рубкой ступеней и забивкой крючьев происходит, к сожалению, не сразу. Здесь причина того, что спортсмен, продолжая движение, уже идет на превышение своих физических и технических возможностей, т. е. происходит фактическая потеря личного самоконтроля над объективной опасностью окружающего рельефа.

Это аварийная ситуация!

Ранее мы проанализировали ее с точки зрения применяемых технических приемов. Здесь же упор сделан на приемы страховки и самостраховки. Такой подход отражает реальное положение вещей, так как аварийная ситуация может создаться только при сочетании трех ранее изложенных факторов, что и надо всегда иметь в виду.

Аварийные ситуации надо учиться видеть и осмысливать. Именно на них должно быть направлено основное внимание тренера, руководителя группы, каждого спортсмена. В этом и состоит приобретение опыта обеспечения безопасности работы в горах, а также залог дальнейшей профилактики самих несчастных случаев.

Для тренировки у спортсмена более четкого понятия предела, за которым одновременное движение связки по ледово-снежному склону недопустимо, целесообразно применять следующие виды дополнительной подготовки:

1. Отработка самозадержания на чисто ледовом склоне крутизной 30—45°, что позволит каждому почувствовать, насколько трудно тут задержаться в случае срыва.

2. Проведение тренировки с попытками удержания сорвавшегося с помощью ледоруба или айсбайля на ледовом склоне крутизной 40—50°, покрытом 20—30 см снега.

3. Каждому руководителю спортивной группы после удачного восхождения полезно осознать, в какие ситуации, близкие к аварийным, попадала его группа при восхождении, какие приемы страховки, использованные в этих случаях, повысили надежность прохождения участков. Спортсмен, «видящий» и понимающий подобные ситуации, может быть смело рекомендован к дальнейшему спортивному совершенствованию; в противном случае от включения его в группу следует воздержаться.

4. В процессе учебно-спортивных восхождений инструктора и тренеры личным примером должны неустанно воспитывать у участников сознание необходимости применения крючьевой страховки на ледовых участках. Инструктор, пренебрегающий этим, должен быть немедленно отстранен от учебной работы.

Случай на Андырчи*

Это было обычное учебное восхождение альпинистов III разряда. Хорошо подобранное отделение и успешные тренировки на вершины IIА и IIIА категории трудности в альплагере «Шхельда» вселяли уверенность, что и восхождение на первую IIIБ пройдет благополучно. Однако комбинированный маршрут по северной стене все-таки волновал инструктора многочисленными переходами от скал к снегу и обратно. Здесь нужны опыт, тонкое наблюдение за состоянием снега, а таких качеств у группы пока не было.

С ночевки у «Черных скал» вышли в 3 часа ночи — впереди 8—9 часов работы до вершины. Но погода хорошая, и постепенно первые сотни метров настороженного движения сменяются спокойным рабочим ритмом. Кошки отлично держат на холодном утреннем снегу. Правда, надоедает их каждый раз снимать перед скалами. А может, обойтись без них?

Уже пройдены два скальных острова, время 8.30, и с площадки у второго контрольного тура хорошо просматривается узкий снежный гребешок, подходящий к третьему (последнему!) скальному острову. На снегу гребешка хорошо видны ступени предыдущих восходителей. Глупо ими не воспользоваться, и первая связка, спрятав кошки в рюкзаки, поднимается вверх, как по хорошей лестнице.

В последний момент у инструктора мелькает тень сомнения. Ведь уже 9 часов, снег раскисает, а у скал возможен и чистый лед... Но у первой связки есть ледовые и скальные крючья. В крайнем случае она воспользуется ими.

В одновременном движении первая связка уже почти подошла к скалам, когда под ногами показался предательский лед, покрытый тонким слоем ненадежного снега. Ведущий в нерешительности остановился. До спасительных скал считанные метры, но если поскользнешься, задержаться невозможно. Напарник в связке в таком же положении. Бить ледовый крюк? И это в 2 м от надежных скал, в абсолютно неустойчивом положении! И первый в связке, проклиная удобные чужие ступени, заведшие его в ловушку, судорожно потянулся к скалам...

Инструктор в это время шел во второй связке, несколько отстав. Увидев замешкавшегося у скал ведущего, он сразу оценил опасность положения. «Крюк! Бей крюк!» Но уже поздно. Ведущий сорвался и стал падать по боковой стороне снежного гребня. Неподготовленная к рывку вторая участница связки была сорвана, и связка, набирая скорость, вылетела со снега в скальный кулуар.

Неожиданность случившегося парализовала группу. Вторая связка стояла еще в удобных глубоких ступенях и не понимала причину срыва товарищей. И только инструктор, мгновенно осознав аварийную ситуацию, в которую попала первая связка, клял себя за неосторожность, за то, что не заставил надеть кошки и не подготовил первого к забивке страховочного крюка, хотя предполагал наличие льда у скал!


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.