Опасности непогоды и высокогорного климата — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Опасности непогоды и высокогорного климата

2020-05-10 152
Опасности непогоды и высокогорного климата 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Безопасность в альпинизме

В.Винокуров, А.Левин, И.Мартынов

ПРЕДИСЛОВИЕ

С каждым годом растет число людей, активно отдыхающих в горах. Их влечет сюда разнообразие необычных впечатлений, возможность испытать себя в единоборстве со стихией. Но природа гор сложна, нередко полна опасностей, и, хотя спортивные организации из года в год улучшают подготовку альпинистов и горных туристов, внедряют в практику новые виды снаряжения, совершенствуют организационные формы альпинистских мероприятий, несчастные случаи в горах все-таки происходят. Поэтому работа по обеспечению безопасности в высокогорье не может носить эпизодический характер. Необходимо постоянно пополнять свои знания об особенностях природы гор, совершенствовать на этой основе учебную подготовку и тренировку спортсменов, профилактику несчастных случаев, улучшать технику и организацию спасательных работ.

Не менее важно изучать поведение человека в горах, его реакции в сложных условиях, ошибки, которые приводят к несчастным случаям. Это помогает выделить главные проблемы обеспечения безопасности, организовать целенаправленное совершенствование учебно-спортивной работы, а также профилактических мер горной спасательной службы.

К сожалению, литературы по этим вопросам мало. В настоящее время имеется лишь книга Ф.А.Кропфа «Спасательные работы в горах» (М., 1975), где наиболее полно рассмотрены вопросы технического обеспечения спасательных работ. Отдельные аспекты безопасности в горах затронуты в пособиях по альпинизму издания 60-х годов, но все они давно стали библиографической редкостью.

Из зарубежных трудов, изданных на русском языке, отметим книгу Б.Маринова «Проблемы безопасности в горах» (М., 1981). В ней приводятся исследования о влиянии горного туризма и альпинизма на физиологические и психические функции человека, ошибки при лазанье по скалам и их причины. Однако автор дает лишь качественный анализ ошибок спортсменов, что не позволило ему вскрыть главные причины травм; к тому же сам опыт болгарских альпинистов, видимо, нельзя механически перенести в наши условия. В этой книге впервые сделана попытка количественного анализа поведения спортсменов в аварийных ситуациях, выявлены типичные ошибки, приводящие к несчастным случаям, предложены рекомендации по совершенствованию программы обучения и тренировки альпинистов различной квалификации. Для улучшения контроля за уровнем подготовки спортсменов разработаны специальные ситуационные задачи.

Большое внимание в книге уделено страховке как важнейшему звену обеспечения безопасности в горах. Определены наиболее слабые места страховочной цепи, уточнены реальные нагрузки на отечественное страховочное снаряжение, а также основные пути его дальнейшего совершенствования, приведены новые данные по спусковым страховочным системам и нагрузкам на различные полиспасты.

Впервые в нашей литературе по альпинизму приводится материал по организации и тактике спасательных работ, по взаимодействию спасателей с авиацией.

Авторы выражают благодарность Ф.А.Кропфу за помощь в создании книги, а также Ю.С.Саратову, по материалам которого составлены приложения 3—5.

ОСОБЕННОСТИ ГОР И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОПАСНОСТЕЙ

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА ГОР

Природу гор отличают особенности, не встречающиеся в подобном комплексе ни в какой другой местности. В долинах бегут бурные реки, капризные и изменчивые. Выше — ледники, несущие массы льда, разорванного громадными трещинами и сбросами. Крутые склоны покрыты снегом, угрожающим лавинами. А надо всем высятся грозные башни вершин, кружево гребней, отвесы скальных стен. Уже само пребывание человека в подобной обстановке небезопасно. Отсутствие привычных комфортных условий, иной режим повседневной деятельности, масса впечатлений и эмоций, ненаселенность и труднодоступность маршрутов, быстрая смена климатических поясов в высокогорье, наконец, начинающееся уже с 1500—2000 м воздействие кислородной недостаточности — все это вызывает повышенную возбудимость нервной системы и может привести к самым неожиданным последствиям. Вот почему, попадая в горы, особенно впервые, человек должен адаптироваться к новым условиям существования.

Продолжительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей организма, высоты и условий работы, уровня предварительной подготовки, характера адаптации. Для гор высотой 4000—5000 м адаптация длится, как правило, 5—12 дней. Но и тогда, когда она завершилась, реакция человека на внешние воздействия остается более замедленной, чем на равнине (что особенно характерно для начинающих альпинистов), и проявляется часто при выполнении сложных приемов и в опасной ситуации.

Квалифицированные альпинисты воспринимают и накапливают информацию более эффективно, однако усваивают ее в значительной мере после восхождения или даже сезона. Потому так важен разбор совершенных восхождений или проведенных работ с глубоким их анализом и неформальной оценкой.

Любознательность, внимание к горной природе позволяют быстрее и успешнее освоиться в горах. Чтобы пробудить такое отношение, руководитель или инструктор должен грамотно регулировать нагрузки, не спешить осуждать новичка за неумение, за проявление слабости при усталости, голоде и жажде, должен сам быть примером выдержки и работоспособности. Можно назвать некоторые психологические трудности, с которыми человек встречается в горах как в процессе начального обучения, так и позднее, в ходе спортивного совершенствования.

Необходимость изменить привычный ритм и уклад жизни. Для новичков это ранние подъемы, походная дисциплина, участие в работах на биваке, преодоление трудностей при восхождении.

Чувство неловкости при выполнении еще не освоенных упражнений. Например, при прохождении маршрута боязнь насмешек за свое неумение, ложный стыд при неудаче, страх перед глубиной.

Навязчивые мысли в сочетании с отрицательными эмоциями, становясь доминирующими, приводят к расстройству основных действий. Так, при движении по узкому гребню возникает мысль: «Сейчас потеряю равновесие, упаду...» При этом нарушается координация, теряется уверенность и человек или действительно падает, или останавливается.

Стресс — напряженное состояние психики, вызываемое сильными или длительно действующими раздражителями, не встречавшимися в такой форме в процессе предварительной подготовки. Результатом стресса могут стать активное, но плохо контролируемое действие или, наоборот, беспомощность, деморализация, обреченность, также приводящие к беспорядочным действиям. Хорошо заметно состояние стресса при внезапном возникновении опасности или в аварийной ситуации. Сложнее определить момент наступления стресса при длительной работе в экстремальных условиях. Поэтому надо предусматривать такую возможность в группе и не допускать перегрузки кого-то одного, внимательно оценивать степень подготовленности каждого, обращая особое внимание на тех, кто не имеет опыта восхождений подобной трудности либо потерял спортивную форму из-за болезни или других причин. Особенно важно это потому, что одной из причин непонятной гибели высококвалифицированных альпинистов на несложных участках маршрутов мог быть именно стресс.

Инструктор альпинизма или тренер спортивной команды должен постоянно оценивать у каждого из своих участников степень подверженности случайностям и происшествиям, которая зависит от ряда факторов психики. Это позволит вовремя выявить людей, непригодных для занятий альпинизмом, или определить особенности члена группы, которые необходимо учитывать для обеспечения безопасности. Один из решающих аспектов адаптации — акклиматизация, приспособление организма к кислородному голоданию, связанному с уменьшением парциального давления кислорода, с увеличением высоты над уровнем моря. Наиболее эффективна здесь активная акклиматизация — набор высоты по этапам восхождения, сопровождаемый активной работой (заброской продуктов и снаряжения, устройством биваков, обработкой маршрута) и затем частичным спуском к подготовленному промежуточному биваку.

Болезненные явления, связанные с кислородным голоданием, определяют так называемую горную болезнь. Признаки ее: плохой сон, отсутствие аппетита, нарушение координации и пассивность действий, головная боль, тошнота. Особенно опасны общее плохое состояние, нарушения сердечной деятельности, провалы в сознании. Лучшая помощь при горной болезни — своевременный спуск! Очень внимательным надо быть к еще одному симптому горной болезни — эйфории, возбуждению с временным повышением тонуса, при котором человек теряет способность правильно оценивать обстановку и собственные возможности. Так, в 1979 г. группа альпинистов II и III разрядов во главе с двумя опытными тренерами в первый день после подъема из города на бивак вышла для активной акклиматизации на склоны Эльбруса. Поднявшись на высоту около 5000 м, она так хорошо себя чувствовала, что решила, нарушив тактическую дисциплину и правила горовосхождений, взойти на вершину. Уже на вершине появились определенные признаки нарушения деятельности у некоторых участников, а когда при спуске резко ухудшилась погода, несколько человек сорвались, остальные же оказались неспособными ни к правильным решениям, ни к активным действиям для спасения погибавших.

Итак, безопасным мероприятие в горах может быть лишь тогда, когда его участники знают особенности горной природы, хорошо организованы для преодоления всех трудностей и опасностей. Только всесторонняя подготовка, и в частности понимание всех аспектов психологического воздействия горной природы на человека, обязательная и правильно построенная адаптация позволяют без риска освоиться с особенностями пребывания в горах, успешно выполнить свои задачи, получить удовлетворение от близости к величию и красоте горных гигантов.

ОПАСНОСТИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ПРИРОДОЙ ГОР

Горы живут своей особой жизнью, испытывая непрерывные процессы горообразования и эрозии, в которых участвуют тектонические и вулканические силы, климатические и погодные факторы, воды рек и ручьев, животный и растительный мир. Эти процессы приводят к изменению рельефа гор и как следствие — к явлениям, представляющим опасность для человека. Хотя такие явления и носят объективный, не зависящий от человека характер, возникающие опасности нельзя назвать объективными. Ведь люди, основываясь на знании гор, опыте предшествующих поколений и своем собственном, могут успешно противостоять им.

Опасности в горах характеризуются комплексностью — внезапностью и быстротечностью при нарастающем темпе их возникновения. Некоторые из них обладают цикличностью — годовой и суточной. Умение распознать опасности, знание закономерностей их возникновения позволяют выделить главные из них в данный момент и найти правильные пути для их преодоления.

ГОРНЫЙ РЕЛЬЕФ

Говорят, «там где кончается тропа, начинается путь альпиниста». Основные критерии выбора пути в горах: трудно, но не опасно или, наоборот, легко, но опасно! В наибольшей степени эти критерии определяются крутизной склона и его характером — насколько он опасен (трещины или отвесы под ним). Опасность крутизны не только в срыве без возможности самому задержаться (всегда должна быть надежная страховка), но и в том, что во время движения крутизна не так легко определяется, особенно на скалах при подъеме, а на снегу и льду — при спуске в условиях плохой видимости, в непогоду или при наступлении темноты. Чтобы не попасть на непреодолимые отвесы, надо хорошо знать маршрут и быть очень внимательными при спусках по веревке и при обходах жандармов. Обход обычно идет по полкам и более простым скалам и может увести далеко от гребня, последующий подъем откуда будет труден и опасен.

ГОРНЫЕ РЕКИ

Опасность переправ через горные реки обусловлена их быстрым течением, низкой температурой воды, неровностями дна, крутизной берегов. Бурный поток и катящиеся по дну камни могут травмировать и сбить человека при глубине воды по колено, а промедление на переправе чревато быстрым окоченением ног.

Уровень воды в реке меняется в зависимости от интенсивности таяния и погодных условий в районе истоков. Наименьший он ночью и рано утром. Наиболее бурно течение в середине и конце дня. Необходимую степень безопасности обеспечивает правильный выбор места, времени и способа переправы. Однако надо помнить, что горная река часто меняет свое русло, особенно на широких участках долины, и разведанный ранее брод через несколько дней может оказаться непригодным для переправы.

Особенно надо следить за переправой первого в группе с задней страховочной веревкой, которая может зацепиться за камень или, коснувшись воды, сорвать идущего. Предварительно следует договориться об условных знаках жестикуляцией, так как шум реки сильно ухудшает слышимость.

Навешенные после переправы первого страховочные перила облегчают остальным участникам группы движение, но и тут возможен срыв, поэтому при массовых переправах ниже по течению следует организовать специальный пункт перехвата упавших.

При сильных или продолжительных дождях, интенсивном таянии наводнения и сели (мощные грязевые потоки) могут угрожать расположенным в долине сооружениям, дорогам и тропам. Не следует ставить биваки на ровных площадках ложа реки или в руслах высохших ручьев, на склонах разрушающихся береговых морен. В паводковый период разлива реки или в непогоду эти места за несколько минут могут быть залиты водой.

ТРАВЯНИСТЫЕ СКЛОНЫ

Находясь на травянистых склонах, надо учитывать возможность камнепада, который здесь особенно опасен своей бесшумностью и потому неожиданностью. Он может быть вызван природными явлениями или животными, находящимися значительно выше, вне пределов видимости, а при движении колонны — небрежностью или неумением самих участников. На крутых и мокрых травянистых склонах велика опасность срыва, так как на них иногда невозможно самозадержание; поэтому при движении надо идти ближе друг к другу и постоянно быть готовыми удержать товарища при срыве. При наличии скальных выходов можно организовать систему перил или верхнюю страховку. В любом случае максимальная бдительность и наблюдение за верхними склонами!

ОСЫПИ И МОРЕНЫ

Мелкие осыпи опасны возможностью сбрасывания камней и сползания их большой массой, поэтому идти следует быстро, плотной группой, избегая движения друг над другом. Если мелкая осыпь лежит на льду, гладких плитах или бараньих лбах, то она, будучи нагруженной или во время дождя, может соскользнуть целым пластом.

На крупных осыпях надо прокладывать путь так, чтобы при движении не оказаться под крупными блоками, которые могут неожиданно опрокинуться.

Движение по морене аналогично движению по осыпям или имеет характер лазанья (по сцементированной и достаточно крутой старой морене). Здесь возможны камнепады и срывы. Поэтому при подъеме или спуске путь надо выбирать по промоинам, ложам рек и ручьев, в местах прорыва ими моренного вала, двигаться поодиночке, с достаточным разрывом или плотными группами. При необходимости следует организовать верхнюю страховку или перила.

ЛЕДНИК

Идя по леднику в его нижней, свободной от снега, части, альпинист встречается с хорошо видными трещинами. Они образовались при движении ледника из-за неровностей ложа (поперечные и продольные трещины), различной скорости течения глетчера у берегов и посередине (косые), при его повороте (радиальные). При крутом падении или сужении ледника возникает беспорядочный разлом его тела — ледопад. Встречаются и так называемые ледниковые реки, ледниковые болота — скопления воды под снегом, ледниковые мельницы — промытые водой вертикальные колодцы, опасные большой глубиной.

Для благополучного преодоления зоны открытого ледника надо уметь выбирать правильный путь, обладать достаточными знаниями техники движения по льду, организации страховки, способов вытаскивания из трещины в случае попадания туда участника. Основные опасности возникают здесь при преодолении трещин и вследствие обвалов ледовых башен (сераков) в ледопаде. Следует опасаться также падения отдельных камней и скальных блоков, вытаявших или подтаявших на ледовых склонах.

Большие трудности встречаются на закрытом леднике, где трещины скрывает снежный покров. Даже опытный альпинист не всегда может распознать их и избежать падения в какую-либо из них. Поэтому важно знать и, главное, выполнять правила движения и страховки на закрытом леднике. Необходимо, чтобы у каждого на рабочей веревке был завязан петлей из вспомогательной веревки схватывающий узел, а сама петля пропущена через грудную обвязку и надета стременем на ступню. При падении в трещину это позволяет не висеть, а стоять на петле. У переднего и последнего в связке должен оставаться аккуратно смотанный и убранный свободный конец основной веревки длиной больше расстояния между людьми в связке, чтобы иметь возможность немедленно сбросить его повисшему в трещине и начать вытаскивание. Двигаются по леднику так, чтобы в связке веревка между участниками была почти внатяжку. Страховка выполняется через ледоруб, в трудных условиях ее можно осуществлять вдвоем или втроем.

Прочность снежных мостов над трещинами зависит от толщины и характера снежного покрова, от природы их образования. Трещины, перекрытые снегопадами, опаснее задутых снегом. Мосты, образованные переметенным снегом, на наветренных склонах более мощные и прочные, чем на подветренных. Ход закрытых трещин при боковом освещении можно распознать по некоторой вогнутости снежного покрова и более темному его цвету, кроме того, снег над трещиной более мягкий и пушистый.

В зависимости от характера ложа ледника трещины бывают сужающиеся и расширяющиеся книзу. В первом случае при падении возможно заклинивание в трещине, опасное тяжелыми травмами. Не менее опасно примерзание тела провалившегося к стенкам трещины, при соприкосновении с которыми сперва происходит подтаивание, а затем, при замерзании влаги, прочное смерзание одежды со стенками трещины, при котором пострадавшего без вырубания не вытащить. Во втором случае при неудовлетворительной страховке может произойти падение до дна или же свободное зависание, грозящее смертью уже через 20 — 30 минут. Температура в трещине около 4—6°, поэтому у пострадавшего быстро наступает переохлаждение, особенно если он ранен, намок или если трещина наполнена водой. Отсюда понятно значение быстрой и четкой работы по вытаскиванию из трещины, тем более в темноте или при плохой погоде.

СКЛОНЫ ВЕРШИН И ГРЕБНЕЙ

Далее вверх по леднику начинаются фирновые и снежные склоны, которые в конце лета и зимой могут превратиться в ледовые. В большинстве случаев они отделены от тела ледника бергшрундом — подгорной трещиной, образовавшейся вследствие отрыва при движении фирновых и ледовых масс от склона. Там, где начинаются скальные склоны и стены, в результате подтаивания льда также образуются трещины — рантклюфты. Поскольку бергшрунды и рантклюфты могут быть широкими и труднопроходимыми, для их пересечения используют лавинные мосты или пробки из обломков скал, образовавшиеся в устьях кулуаров на путях лавин и камнепадов. Проходят эти места только рано утром, когда опасность схода камней и снега минимальная, внимательно наблюдая за верхними зонами и тщательно страхуя друг друга.

Главные опасности на склонах вершин — ледовые обвалы, лавины и камнепады.

Опасность обвала висячего ледника или фирновых сбросов можно определить по скоплениям битого льда или фирна на леднике ниже склона. Опасную зону необходимо обойти. Если пути обхода нет, то проведя предварительное тщательное наблюдение и проконсультировавшись со спасательной службой, выход следует наметить после того, как уже произойдут мощные обвалы, и предпочтительно ночью. Двигаться по опасному участку надо очень быстро, для чего путь подхода предварительно разведать, промаркировать и подготовить. Если передвигается колонна, то она разбивается на звенья, чтобы в угрожаемой зоне находилось немного людей.

Опасность возникновения лавины (соскользнувшей со склона массы снега, когда по какой-либо причине нарушено ее равновесие) вероятна на снежных склонах крутизной более 15°. В высокогорье эта опасность существует в любое время года. Зимой и весной, когда снег опускается далеко в долины, лавины угрожают селениям и дорогам.

Предпосылки образования и причины схода лавин самые различные, причем они часто объединяются, представляя целый комплекс лавинной опасности. Состояние снега, слоистое строение снежного покрова, погодные условия c начала зимы, в предшествующие дни и непосредственно во время прохождения маршрута определяют изменения структуры снега; температура воздуха, ветер, рельеф склона и действия самого человека обусловливают возможность схода лавины.

Для единообразной оценки лавинной опасности и характеристик воздействия сошедших лавин очень важна классификация их, принятая в альпинизме. В ее основе — состояние снега и характер снежного покрова. В зависимости от погодных условий снег может быть сухой или влажный и даже мокрый. По состоянию покрова он может быть рыхлым или плотным, в виде снежной доски. Приняв эти состояния снега за характеристики, можно выделить четыре основных вида лавин: сухая и влажная из рыхлого снега; сухая и влажная из снежной доски.

Сухие лавины опасны высокой скоростью схода и превращением на крутых склонах с отвесными ступенями в пылевые лавины, сопровождаемые воздушной волной большой силы. При такой лавине человек должен предохранить дыхательные пути от попадания снежной пыли и укрыться от удара воздушной волны, которая распространяется на сотни метров от лавинного склона.

Скорость влажных лавин меньше, распыление отсутствует, при остановке образуется лавинный конус в виде вала, который быстро смерзается. При попадании в такую лавину надо с помощью плавательных движений стараться остаться на ее поверхности, а при остановке защитить руками грудную клетку, чтобы при смерзании снега сохранить ее подвижность, а следовательно, возможность дышать.

Опытный альпинист еще до выхода на маршрут по состоянию снега, характеру погоды, рельефу склонов и следам старых лавин может установить, где и какая лавина наиболее вероятна, и в зависимости от этого наметить маршрут и время выхода. Путь надо выбирать так, чтобы не пересекать лавиноопасные склоны, для чего подняться прямо вверх по склону, а затем двигаться вдоль скал или от одного скального острова к другому. При необходимости пересечь протяженный склон идут поодиночке, с разрывом 100—200 м, стараясь не подрезать снежный склон следами. Лыжи при этом снимают. Ну а если идут на лыжах, то крепления расстегивают, петли лыжных палок снимают с рук, к груди привязывают лавинный шнур. При пересечении лавиноопасного кулуара требуется надежная страховка со скал. В любом случае обязательно наблюдение за движением товарища и верхними склонами.

Как уже говорилось, причина отрыва лавины — нарушение равновесия снежных масс. Отсюда для схода влажных лавин наиболее характерно значительное накопление снега после продолжительных снегопадов или накопление переметенного снега в лавиносборах. Поэтому необходимо соблюдать правила: после снегопада выходить на маршрут не ранее чем через 2—3 суток; избегать прокладывания маршрута по лавиносборам (кулуарам, мульдам).

Наиболее коварны снежные доски. Это ветровые образования, часто из переметенного снега и поэтому не связанные непосредственно со снегопадом. Плотный снег создает впечатление прочности, однако в плотном слое имеются большие внутренние напряжения. При перекристаллизации снега в нижних слоях любое нагружение снежной доски может привести к мгновенному разрушению внутренних связей и отрыву громадного по площади участка снежного склона, причем не в месте нагружения, а в зоне максимальных внутренних напряжений, которая может находиться выше по склону. Образуются снежные доски на обдуваемых ветром склонах, особенно мощные на подветренных, часто в совокупности со снежными карнизами.

Попадание в лавину опасно не только травмами или удушьем. Гибель в лавинах происходит и вследствие шока, вызванного страхом. Это еще раз подчеркивает значение воли и мужества, которые помогают человеку бороться за жизнь, пытаясь остаться на поверхности лавины, и поддерживают у засыпанного надежду на помощь товарищей. Известны случаи, когда из лавины человека спасали через 7 суток.

Опасность камнепада — поражения падающими камнями — возникает, когда альпинист по снежному склону только подходит к скалам. Причина камнепада — разрушение горных пород. Частота возникновения его зависит от того, какими породами сложен горный рельеф, от форм этого рельефа, от изменений состояния воды, льда и снега на нем, наконец, от погодных условий. Малопрочны осадочные породы и крупнозернистые граниты. Горы, сложенные из таких пород, отличаются расчлененным рельефом, осыпями на склонах и внизу, следами камнепадов на снегу под стенами. Наиболее опасные элементы рельефа — кары и мульды (сборники камнепадов), желоба и кулуары (пути камнепадов), на стенных маршрутах — предвершинные пологие участки ниже гребня (зона разрушенных пород). Признаки камнепадов — отколы светлого цвета, царапины и выбоины от ударов падающих камней и их скопления внизу, на склонах. В зависимости от состояния снега и льда, скрепляющих «живые» камни, опасность камнепадов имеет годовую и суточную цикличность. Наименьшая она, хотя и не исключена совсем, зимой, наибольшая — летом. Суточная цикличность связана с быстрым изменением температуры склонов утром, когда они начинают освещаться солнцем, и вечером, когда при заходе солнца температура резко падает. Утром снег и лед тают и перестают удерживать камни на склоне. Вечером вода в расщелинах замерзает (при этом объем ее увеличивается до 15%) и, расклинивая их, сбрасывает камни. При дожде и грозе опасность камнепада существует на любом не гребневом участке маршрута и не связана со временем суток.

Повышенная опасность камнепадов наблюдается после малоснежных зим и весен и при наступлении длительного, очень жаркого периода летом. В таких условиях цикличность теряется и с верхних склонов падают не только многочисленные «живые» камни, но и громадные скальные блоки, которые, разбиваясь при падении, поражают большие участки склона вне обычных путей камнепадов.

Меры предупреждения опасностей камнепада — выбор наиболее безопасного, хотя и трудного, пути и времени, когда камнепад наименее вероятен, а также организация биваков в безопасных или защищенных от падающих камней местах. Для этого надо при разведке маршрута достаточно продолжительным наблюдением установить пути и график камнепадов, интенсивность их на отдельных участках.

Скорость свободнопадающих камней достигает 200 м/сек, поэтому, услышав при движении сигнал товарища или звук камня, следует мгновенно реагировать. При более медленном падении по менее крутому склону отраженного камня, направление которого постоянно меняется, нужно следить за его полетом, чтобы своевременно уклониться или закрыть голову рюкзаком.

ГРЕБНИ И КОНТРФОРСЫ

На гребнях, снежных и скальных, нередки ветровые образования — снежные карнизы, а под ними на подветренных склонах — снежные мешки. С наветренной стороны на гребнях, там, где начинаются кулуары, поднимающиеся потоки воздуха образуют снежные ветровые воронки. При подъеме на гребень снег в зоне снежного мешка крайне лавиноопасен, и если необходимо его пересечь, делают это при надежной страховке с безопасного места.

Опасно обрушением преодоление карниза снизу и потому допустимо лишь там, где он обтаял и не нависает, с расположением страхующего в стороне от карниза. Следует также опасаться карнизов, образовавшихся не на самом гребне, а на ребрах или контрфорсах скальной стены. Расположение их, режим образования и созревания довольно постоянны, поэтому до выхода на маршрут надо обязательно разработать тактику движения в районе их расположения (например, карниз в верхней части стены Чатынтау, Центральный Кавказ, по маршруту Снесарева). В любом случае двигаться под карнизом надо возможно быстрее, с надежной страховкой и тогда, когда он не освещен солнцем. Следует учитывать большую вероятность падения карниза после теплой ночи.                                                         

При движении по гребню со снежными карнизами следы надо прокладывать ниже так называемой линии отрыва карниза и соблюдать расстояние в связке не менее 20 м. Нельзя бездумно использовать следы ранее прошедшей группы: они могут быть проложены неправильно и способствовать обрушению карниза. При страховке товарища страхующий располагается на склоне ниже следа, а при одновременном движении со взаимной страховкой надо быть готовым к прыжку на противоположную от сорвавшегося сторону гребня. Прием этот требует от спортсмена смелости и самоотверженности, так что одновременное движение по острому снежному гребню лучше использовать только там, где возможно движение участников связки по разным сторонам гребня или имеются выступающие элементы рельефа, обеспечивающие при срыве огибание их веревкой или врезание ее в снежный склон.

При движении по склону ветровой воронки (например, при спуске по гребню с вершины Чатынтау или Бжедух на Кавказе) необходимо идти в кошках, с тщательной переменной страховкой и самостраховкой, так как самозадержание здесь сомнительно.

Простые, но разрушенные участки скальных гребней особенно опасны на спусках, так как на них часто неэффективен любой вид страховки. Однако если на этих участках двигаться попеременно, тот, кто остановился и работает с веревкой, может, натянув ее в первый миг потери равновесия или даже срыва товарища, предотвратить дальнейшее падение.

ГРОЗА И МОЛНИЯ

Признаки приближения грозы — гнетущая духота, отсутствие ветра, скопление дождевых облаков, превращающихся в мощные грозовые башни. Чаще грозы бывают во второй половине дня. В каждом горном районе есть наиболее поражаемые молнией вершины и гребни, их надо знать и, двигаясь по ним при наступлении грозы, особенно тщательно выполнять все меры предосторожности.

Гроза приносит понижение температуры и осадки, однако главная ее опасность — поражение молнией, опасность— большая на скалах и меньшая, но вполне возможная на снегу и ледовых склонах.

Признаки опасности электрического разряда, даже при безоблачном небе, — эффекты, связанные с возрастанием напряженности электрического поля: зуд кожи головы, шевеление волос, жужжание металлических предметов, разряды на острых концах снаряжения.

На вершинах, гребнях и других возвышающихся элементах рельефа опасность поражения молнией наиболее велика. Перед началом грозы их надо покинуть и расположиться в понижении гребня. Надо избегать при этом водостоков на рельефе по желобам, расщелинам, кулуарам, так как они, даже мелкие трещины и впадины, становятся проводниками для стекания по их поверхности атмосферного электричества. По той же причине нельзя прислоняться к стене или прятаться под нависаниями. При грозе металлическое снаряжение, предварительно закрепив от падения, следует расположить на некотором удалении от людей, если возможно, то отстегнуть мокрую веревку, самим сесть с ногами на сухой рюкзак или поролон, радиоустройства выключить, антенну свернуть. При устройстве бивака в палатке надо выполнять те же рекомендации.

ОСАДКИ, МОРОЗ, ВЕТЕР

Дождь и снег значительно усложняют движение по маршруту, увеличивают опасность камнепадов и лавин, причем положение усугубляется отсутствием закономерности их возникновения как по месту, так и по времени. Намокание ведет к снижению работоспособности людей, переохлаждению, заболеваниям. Даже незначительное похолодание при ветре и большой влажности более опасно, чем холодная погода при безветрии, хотя сильный мороз может привести к обморожениям открытых частей тела, конечностей.

Ветер опасен для человека не только переохлаждением. Сильный ветер может сбросить идущих по гребню, снести или порвать палатки на неудачно расположенном биваке, засыпать их переметенным снегом. Некоторые кулуары превращаются в своего рода аэродинамические трубы, движение по ним опасно не только камнепадами, но и срывом связки под напором ветра. Тем более опасен в таком кулуаре или на выходе из него на гребень вынужденный бивак. На некоторых участках гребня и при ясной погоде возможен сильный ветер, распознают его на расстоянии по снежным «флагам» на гребне.

Избежать этих опасностей можно только правильным решением о времени выхода на маршрут.

ТУМАН

Туман значительно затрудняет ориентирование в горах: в тумане почти невозможно правильно визуально определить расстояние, крутизну или относительную высоту.

По леднику или снежным полям двигаться в тумане возможно по карте или кроки, используя компас или альтиметр. На скалах движение в тумане продолжают по ориентирам или маркировке только при хорошем знании маршрута. В любом случае, пока имеется видимость, надо определить свое местонахождение и засечь по компасу (или расставив соответственно участников группы) направление на известные ориентиры. При потере в тумане; ориентировки нужно остановиться и переждать его или; возвратиться по своим следам к определенному ориентиру. Нельзя блуждать в поисках пути, лучше, если нет возможности организовать вынужденный бивак, топтаться на одном месте, не давая друг другу уснуть и замерзнуть.

Надо помнить, что в некоторых районах туманы имеют местный характер и распространяются до определенной высоты, а выше в это время может быть ясная солнечная погода.

Как раз в тумане чаще всего возникает комплекс опасностей, надвигающихся очень быстро и, казалось бы, неотвратимо - группа потеряла ориентировку, попала в сеть трещин и разрушающихся ледовых башен, совсем рядом вырисовываются снежные склоны со следами лавин и камнепадов, все вымокли, кто-то ослаб, руководитель растерялся, начинается разброд. Только от подготовки, моральных и нравственных качеств участников зависит, насколько благополучно группа выйдет из этого трудного положения!

СОЛНЕЧНАЯ РАДИАЦИЯ

Помимо действия высоты солнечная радиация служит одним из главных факторов высокогорного климата. В гоpax благодаря чистоте воздуха и отражению солнечных лучей от снежных склонов интенсивность ее очень высока. Поэтому, если не принять меры предосторожности, возможны ожоги кожи, слизистой оболочки носа, губ, ожоги глаз (горная слепота), а также солнечный удар — вследствие прямого воздействия солнечных лучей на голову, или тепловой удар — при общем нагреве тела и нарушении терморегуляции. Значительно и общее воздействие солнца на организм при непосредственном и длительном облучении.

Меры предохранения от солнечной радиации — правильный режим движения и питьевой режим на подходах, соответствующие одежда и головной убор, светозащитные очки (пластмассовые не предохраняют глаз от ожога), защитные мази, воздержание от длительного загорания. Особенно внимательным к выполнению этих мер следует быть впервые попавшим в горы.

ГОРЫ ЗИМОЙ

Зима в горах может начинаться уже сентябрьскими зарядами непогоды, а заканчиваться снегопадами в весеннем мае, так что к восхождениям в эти месяцы надо относиться как к зимним, имея в виду и организацию, и тактику выхода.

В горах нет отдельных «летних» и «зимних» опасностей. Учитывая особенности гор, все опасности зимой становятся более серьезными даже для опытных альпинистов и туристов. Там, где летом проходили по тропе и даже по шоссе в полной безопасности сотни новичков, зимой может сойти лавина и в один миг сбросить вниз неосторожных путник<


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.