Классификация видов предприятий розничной торговли — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Классификация видов предприятий розничной торговли

2020-05-10 257
Классификация видов предприятий розничной торговли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Критерий

Признак классификации Вид предприятия розничной торговли

I. Правовое

положение предприятия

1. По правовой      форме 1.1. Юридические лица; 1.2. Индивидуальные предприниматели
2. По формам собственности 2.1. Государственные (муниципальные) предприятия; 2.2. Частые предприятия; 2.3. Предприятия смешанной (коллективной) формы собственности
3.По организационно-правовой форме 3.1. Государственные (муниципальные) унитарные предприятия 3.2. Хозяйственные общества; 3.3. Хозяйственные товарищества; 3.4. Индивидуальные предприниматели; 3.5. Кооперативы и т. д.
4. По цели деятельности 4.1. Коммерческие предприятия; 4.2. Некоммерческие предприятия
5. По составу учредителей 5.1. Предприятия, учредителями которых выступают       только юридические лица; 5.2. Предприятия, учредителем которого является госу-дарство; 5.3. Предприятия, учредителями которых являются любые юридические и физические лица
6. По объему вещных прав 6.1. Предприятия – юридические лица, обладающие      правом оперативного управления на имущество 6.2. Предприятия, обладающие правом хозяйственного  ведения на имущество; 6.3. Предприятия, обладающие правом собственности        на имущество
 

С отраслевых позиций

7. По типам  предприятий 7.1. Типы предприятий реализующих продовольственные товары. 7.2. Типы предприятий реализующих непродовольственные товары. 7.3. Типы предприятий смешанной торговли
  8. По степени специализации 8.1. Узкоспециализированные; 8.2. Специализированные; 8.3. Комбинированные; 8.4. Универсальные
  9. По методам       обслуживания покупателей 9.1. Предприятие, реализующие товары методом самообслуживания; 9.2. Предприятия, использующие обслуживание через прилавок; 9.3. Предприятия, применяющие индивидуальное обслуживание покупателей; 9.4. Предприятия, реализующие товары по почте; 9.5. Предприятия, осуществляющие продажу товаров по образцам, каталогам; 9.6. Предприятия, осуществляющие продажу товаров по заказу
  10. По временным рамкам действия 10.1. Постоянные предприятия; 10.2. Сезонные предприятия
  11. По уровню цен 11.1. Предприятия с низким уровнем цен, ориентированные на слои населения со среднедушевыми доходами ниже или на уровне прожиточного минимума; 11.2. Предприятия со средним уровнем цен, обслуживающие различные группы населения в основном со среднедушевыми доходами на уровне или выше прожиточного минимума; 11.3. Предприятия с наиболее высоким уровнем цен с ориентацией на потребителей, чьи среднедушевые доходы значительно превышают прожиточный минимум
  12. По форме передачи товара 12.1. Предприятия стационарной и полустационарной       торговли 12.2. Передвижная (развозная и разносная торговля) 12.3. Посылочная торговля
  13. По местонахождению 13.1. Розничные предприятия, реализующие товары в сельской местности; 13.2. Предприятия, осуществляющие продажу в городской местности; 13.3. Розничные предприятия, реализующие товары на курортах и в местах массового отдыха; 13.4. Предприятия, осуществляющие продажу на вокзалах, аэропортах, транспортных магистралях
  14. По концентрации и месторасположению 14.1. Розничные предприятия, размещенные изолированно; 14.2. Групповое размещение розничных предприятий одной специализации; 14.3. Групповое размещение розничных предприятий разной специализации
  15. В зависимости от основного контингента покупателей 15.1. Розничные предприятия, осуществляющие продажу товаров для детей; 15.2. Розничные предприятия, осуществляющие продажу товаров для женщин; 15.3. Розничные предприятия, осуществляющие продажу товаров для мужчин; 15.4. Розничные предприятия, осуществляющие продажу товаров для молодежи и т. д.
  16. В зависимости от тематического направления продаж 16.1. Розничные предприятия, реализующие товары для садоводов и огородников («Садовод», «Семена»); 16.2. Розничные предприятия, реализующие товары для строителей («Стройматериалы», «Сделай сам»); 16.3. Розничные предприятия, реализующие товары для животных («Зоомагазин», «Корма для животных»)
  17. По уровню предоставляемых услуг 17.1. Магазины самообслуживания 17.2. Магазины с ограниченным обслуживанием 17.3. Магазины с полным обслуживанием
       

Приведем краткую характеристику основных видов предприятий   розничной торговли согласно предложенной нами схеме классификации.

В зависимости от правовой формы в сфере розничной торговли  продажу потребительских товаров могут осуществлять предприятия, являющиеся юридическими лицами различных организационно-правовых форм,  и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. Следует отметить, что именно для розничной торговли характерна высокая доля индивидуальных, частных предпринимателей, как на рынках, так           и в стационарных предприятиях торговли, что связано с упрощенной формой регистрации, отчетности и налогообложения их деятельности в соответствии с действующим законодательством.

По формам собственности выделяют розничные государственные (муниципальные) предприятия, преследующие целью не получение прибыли, а представление общегосударственных и социальных интересов общества; розничные предприятия частной и коллективной форм собственности,   основная цель функционирования которых является получение прибыли или другого экономического эффекта.

Предприятия розничной торговли могут функционировать на потребительском рынке в соответствии с действующим законодательством в различных организационно-правовых формах, основными из которых в настоящее время являются:

– хозяйственные общества: общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью для средних предприятий розничной торговли; акционерные общества открытого и в основном закрытого типа для крупных розничных предприятий;

– хозяйственные товарищества: полное товарищество и товарищество на вере;

– государственные и муниципальные унитарные предприятия;

– индивидуальные предприятия (рис. 3.1).

 

 

 


хозрасчета и определяющей целью деятельности которых является получение экономической выгоды, в основном в виде прибыли. Коммерческие предприятия розничной торговли занимаются экономической деятельностью на потребительском рынке в двух ее формах, как в форме активной деятельности (предпринимательская, посредническая, финансовая деятельность), так и в форме пассивной деятельности (передача имущественных прав в аренду на договорной основе, передача имущества в доверительном управлении, размещение денежных средств в финансово-кредитном учреждении и т. п.).

По масштабу в розничной торговле можно выделить три вида предприятий: малые, средние, крупные. Критерии отнесения различных предприятий к одному из этих видов определяются законодательным путем и отличаются в разных странах В настоящее время в большинстве стран основным критерием отнесения предприятия к малому является численность работников или размер годового оборота.

Наиболее важными в коммерческой деятельности являются квалификационные признаки отраслевого характера, позволяющие учесть специфику функционирования розничных предприятий на потребительском рынке.

По ассортименту реализуемых товаров можно выделить три вида розничных торговых предприятий:

– предприятия, реализующие только продовольственные товары («Гастроном», «Продукты», «Универсам», специализированные предприятия);

– розничные предприятия, осуществляющие продажу в основном   непродовольственных товаров (универмаг, бутик, комиссионные магазины, специализированные предприятия);

– розничные предприятия, реализующие смешанный ассортимент  товаров (торговый центр, гипермаркет, супермаркет).

В последние годы наблюдается тенденция наиболее динамичного, устойчивого развития предприятий розничной торговли со смешанным  ассортиментом товаров, что связано с их высокой конкурентоспособностью вследствие комплексности предоставления основных и дополнительных услуг покупателям и более низким уровнем цен на большую часть товаров в результате крупных оптовых закупок.

Непосредственно с классификацией по ассортименту связан такой классификационный признак как степень специализации розничных торговых предприятий, по которому выделяют:

– узкоспециализированные розничные предприятия, осуществляющие продажу отдельных товаров одних товарных групп («Хлеб», «Мясо»,    «Колбасы» и т. д.);

– специализированные предприятия, реализующие товары одной   товарной группы (обувь для детей, женская обувь и т. д.) или одной товарной марки («Sony», «Panasonic»);

– комбинированная розничная торговля – предприятия, осуществляющая продажу потребительских товаров нескольких товаров и товарных групп, родственных по своему потребительскому назначению (магазины бытовой техники «Эльдорадо», «Быттехника»);

– универсальные розничные предприятия, реализующие максимально широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров с одновременным оказанием комплекса дополнительных услуг (торговые центры, универмаги, универсамы, супермаркеты, гипермаркеты).

По степени стационарности розничные торговые предприятия    подразделяют на следующие виды:

– стационарные предприятия, представленные магазинами и мелкорозничной торговой сетью (павильонами, киосками и т. п.);

– передвижная торговля, в состав которой входит развозная торговля, представляющая собой продажу в основном продовольственных товаров первой необходимости на локальных территориях по определенным маршрутам в четко определенное время, и разносная торговля, осуществляемая  продавцами-коробейниками в основном в местах отдыха населения;

– посылочная торговля, представляющая собой реализацию непродовольственных товаров определенного ассортимента по почте (наиболее  развита в России посылочная торговля книгами, семенами, косметикой).

По методам обслуживания покупателей предприятия розничной  торговли подразделяют на предприятия:

– с обслуживанием через прилавок, характерным для реализации       определенных товарных групп (хлеба и хлебобулочных изделий, мяса и   мясопродуктов, кондитерских изделий и т. п.);

– с самообслуживанием, обеспечивающим свободный доступ покупателя к товару и свободу его выбора и экономию времени на приобретение товаров, являющиеся обязательны для определенных типов розничных торговых предприятий (супермаркеты, универсамы, гипермаркеты и т. п.);

– с индивидуальным обслуживанием покупателей, которое предполагает личный контакт продавца-консультанта с потребителем с целью полного его информирования о товаре и обеспечение помощи в его выборе;

– с реализацией товаров по образцам – покупатель самостоятельно   знакомится с выкладкой образцов в торговом зале и получает после выбора и оплаты покупки товар, соответствующий образцу;

– с реализацией товаров по каталогам, которая представляет собой  ознакомление покупателя с товаром по фотографии с описанием товара          в каталоге и получение выбранного товара после его оплаты по почте или доставкой с ближайшего склада производителя или другого поставщика;

– с продажей товаров по заказу, представляющей реализацию товаров на основе предварительных заявок покупателя на определенные виды товаров, поступивших по телефону, по почте или в письменном виде, в самом розничном предприятии с доставкой выбранных товаров на дом или их вручением покупателю в самом магазине.

По временным рамкам действия все розничные торговые предприятия подразделяют на постоянно действующие (магазины) и сезонные (развозная и разносная торговля), функционирующие в определенное время или в определенные сезоны года (например, в летнее время, в период массовых              отпусков).

Важным квалификационным признаком является местонахождение предприятия, определяющее специфику реализуемого ассортимента товаров и уровень цен на них. По данному признаку выделяют следующие виды   розничных торговых предприятий:

– розничные предприятия, реализующие товары в сельской местности, осуществляющие продажу продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости с учетом специфики спроса сельского населения, обусловленного наличием собственного подсобного хозяйства, обеспечивающего удовлетворение потребностей в основных продуктах питания;

– предприятия, осуществляющие продажу в городской местности     с учетом спроса городского населения в широком спектре продовольственных товаров и расширенном ассортименте непродовольственных товаров   с ориентацией на слои населения с более высоким уровнем покупательской способности, чем в сельской местности;

– розничные предприятия, реализующие товары на курортах и местах массового отдыха, предлагающих специфический ассортимент непродовольственных товаров и достаточно широкий ассортимент продовольственных товаров в соответствии со спросом отдыхающих;

– предприятия, осуществляющие продажу на вокзалах, около транспортных магистралей, в аэропортах ограниченного ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости, способных удовлетворить первоочередные потребности покупателей.

По форме передачи товара выделяют следующие виды торговли:

– стационарная и полустационарная розничная торговая сеть: магазины, павильоны, палатки, киоски, предоставляющие покупателям достаточно большой выбор товаров и услуг, обеспечивающие максимальные гарантии защиты прав потребителей;

– передвижная розничная торговля: развозная розничная торговля  (автомагазины и т. п.) и разносная торговля (коробейники, ходоки и т. п.);

– посылочная торговля – вид розничной торговли, когда покупатель может приобрести товар без посещения магазина путем заказа по почте.

В зависимости от вида персональных методов продажи выделяют    следующие виды предприятий розничной торговли:

– предприятия, осуществляющие прямую продажу товаров, т. е. путем личного контакта продавца и покупателя за пределами стационарной точки, часто на дому у покупателей (с привлечением торговых агентов);

– предприятия, осуществляющие прямой маркетинг при продаже товаров, когда контакт продавца с покупателем организуется с помощью средств информации (рекламных объявлений, каталогов, почтовых отправлений      и т. п.), а оплата за товар осуществляется предварительно или в момент получения товара по почте;

– предприятия, осуществляющие розничную продажу потребительских товаров с помощью электронного маркетинга, представляющего собой особую форму прямого маркетинга, осуществляемого с помощью электронных информационных средств и включающего в себя продажу товаров по телефону, продажу товаров по электронным каналам (через Интернет и электронную почту), продажу в электронном магазине и др.

По форме интеграции выделяют два вида:

– горизонтальная (отраслевая) интеграция, представляющая собой сотрудничество розничных торговых предприятий, находящихся на одной хозяйственной ступени и включающие однотипные предприятия (однотипная интеграция) и разнотипные предприятия (комбинированная интеграция);

– вертикальная (межотраслевая) интеграция представляет собой    сотрудничество предприятий нескольких хозяйственных ступней: розничных предприятий и оптовых предприятий; розничных предприятий и предприятий-производителей; смешанная интеграция (розничных и оптовых предприятий, товаропроизводителей и т. д.).

Более детальная специализация предприятий розничной торговли прослеживается по следующим квалификационным признакам: в зависимости от основного контингента покупателей; в зависимости от тематического   направления продаж. Эти признаки позволяют учитывать специфические особенности спроса отдельных категорий потребителей с целью их более полного удовлетворения.

Важным признаком классификации является концентрация и месторасположение предприятий розничной торговли, согласно которому можно выделить три группы предприятий:

– розничные торговые предприятия, размещенные изолированно     («Гипермаркет», «Продукты», «Гастроном», «Универмаг» и т. п.);

– групповое размещение розничных предприятий одной специализации («Бытовая техника»);

– групповое размещение розничных предприятий разной специализации (гипермаркет, торговый центр).

Важным признаком классификации предприятий розничной торговли являются их типы, краткая характеристика которых представлена в табл. 3.3.

По уровню предоставляемых услуг розничной торговли предприятия подразделяются на три вида:

1) магазины самообслуживания, в которых покупатели осуществляют выбор товаров самостоятельно, без услуг продавца на основе сравнения товаров различных производителей;

2) магазины с ограниченным обслуживанием, в которых при покупке товаров покупателям оказывается определенная помощь (например, консультация);

3) магазины с полным обслуживанием, в которых покупателям оказывается помощь на каждом этапе процесса покупки товара.

 

Контрольные вопросы

1. Укажите стратегические цели предприятия.

2. Какие основные показатели отражают уровень эффективности предприятия?

3. Укажите хозяйственные признаки торгового предприятия.

4. Назовите основные организационные признаки торгового предприятия.

5. Укажите состав торгового предприятия как системы.

6. Какие задачи своей деятельности ставят предприятия торговли в зависимости от конечных результатов работы?

7. Назовите основные внешние и внутренние ограничения в деятельности предприятия торговли.

8. Укажите основные признаки классификации факторов, определяющих деятельность торгового предприятия.

9. Какие признаки заложены в классификацию предприятий розничной торговли?

10. Какие виды предприятий розничной торговли выделяют по степени специализации?

11. Назовите виды предприятий розничной торговли по уровню цен.

12. Какие виды предприятий розничной торговли выделяют по методам обслуживания покупателей?

13. Укажите виды розничных предприятий торговли в зависимости от основного контингента покупателей.

14. Перечислите основные организационно-правовые формы предприятий торговли в соответствии с действующим законодательством.

15. Какие типы предприятий розничной торговли характерны                 для торговли непродовольственными товарами?

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.