История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2020-05-10 | 231 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Ощущением называют отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения образуют чувственную ткань человеческого познания. Первым экспериментатором, изучавшим ощущения был Густав Теодор Фехнер. В 1860 г. он основал науку психофизику, которая изучает отношения между интенсивностью стимула и ощущением. Фехнер ввел понятия сенсорных порогов:
Порог располагается в точке, где возрастающая интенсивность стимула дает определённый эффект, вызывает ощущение (абсолютный порог) или изменение ощущения (разностный порог).
Абсолютный порог Фехнер измерял методом границ – раздражение усиливают, пока не появится ощущение, и уменьшают силу, пока оно не исчезнет. Затем берут среднее между двумя значениями.
Разностный порог определяют аналогично, пока человек не почувствует разницу в ощущениях, при этом находят едва заметные различия (ЕЗР) стимуляции. На основе определения ЕЗР Фехнер построил графики для ощущений яркости и громкости:
Графики описывались законом Вебера-Фехнера («основным законом психофизики»)
Между силой раздражителя и силой ощущения – логарифмическая зависимость: S = a logІ+b,
S – сила ощущения, І– сила раздражителя, а и b - константы
Этот закон был подтвержден на нейронах животных, поэтому его называют законом объективной психофизики. Широкий диапазон интенсивности стимулов кодируется в узком диапазоне разрядов нейрона.
В дальнейшем определили соотношения между стимулом и ощущением на основе впечатления субъекта. Оценка в этом случае не поддается проверке («во сколько раз стимул сильнее стандартного?»), потому такой подход был назван субъективной психофизикой.
|
На болевой стимул ощущение возрастает резко. Для других модальностей ощущение растет медленнее
Более адекватным является закон Стивенса
Между силой раздражения и силой ощущения – степенная зависимость:
S = a (І- R)х, где R – пороговая интенсивность, х – показатель степени, меняющейся в зависимости от модальности раздражителя.
Причина различий двух законов: нервная импульсация изменяется по пути от рецепторов до высших отделов мозга. На периферии нервной системы – логарифмическая зависимость, в коре – степенная. Закон Стивенса учитывает отношение наблюдателя к измеряемой величине!
II. Экспериментальное изучение восприятия. Восприятие пространства и сложных зрительных образов.
Восприятием называют психический процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по определенным принципам и содержащим в качестве одного из элементов самого наблюдателя. При восприятии объектов мы учитываем их взаимное расположение и удалённость, т.е. топологическое и метрическое отношения. Восприятие пространства – восприятие топологических и метрических соотношений между предметами окружающего мира.
Существует не одно, а много пространств:
1. Математические пространства строятся на основе аксиом (эвклидово, топологическое, неэвклидово).
2. Физические пространства – существуют реально. Астрономическое пространство является неэвклидовым. Однако физическое пространство, в котором мы живём, можно рассматривать как евклидово
3. Живые существа воспринимают внешний мир сенсорными органами, им присуще определённое перцептивное пространство. Перцептивное пространство данного существа зависит от физического мира, в котором оно живет (воздушный или подводный) и от сенсорной системы, которой оно располагает. Перцептивный мир дельфина иной, чем наш. Из всех перцептивных пространств человека наиболее изучено зрительное. Причины – зрительная информация наиболее богата, лучший источник информации об удаленном пространстве. Для построения трехмерного мира нам необходимо восприятие глубины. Имеются следующие механизмы оценки глубины:
|
1. Использование зрительных признаков (монокулярные показатели).
a. Учет величины объектов (человек, или дерево – позволяют оценить расстояние до предметов рядом с ними).
b. Наличие промежуточных предметов (предмет, частично скрывающий другой, расположен ближе).
c. Перспектива – параллельные линии кажутся пересекающимися в бесконечности – линейная перспектива.
d. Освещенные участки кажутся более выпуклыми – роль теней. Но, на процессе восприятия сказывается наш опыт – лица всегда выпуклые.
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!