Налоговый маневр в нефтегазовом секторе. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Налоговый маневр в нефтегазовом секторе.

2020-05-08 135
Налоговый маневр в нефтегазовом секторе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А.И. Петрова

Алтайский филиал ФГБОУ ВО «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

(г. Барнаул)

 

24 июля 2018 г. Государственная дума РФ приняла законодательные акты о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли. Поправки внесены в статью в Налоговый кодекс и 3.1 федерального закона «О таможенном тарифе». Инициатива этой реформы принадлежит Министерству финансов РФ. Целью налогового маневра является отказ от использования вывозных таможенных, а также снижение объема таможенных субсидий для потребителей нефтепродуктов [1]. Начиная с января 2019 г., в течение 6 лет будет проводиться поэтапное снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты ежегодно на 5 процентных пунктов от действующих 30 % до 0 к 2024 г. от цены нефти, одновременно будет повышаться налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть в течение трех лет.

Основной целью завершения налогового является маневра увеличение доходов бюджета, более выгодный экспорт нефти и нефтепродуктов, рост цен на нефть для переработки на внутреннем рынке.

Добыча нефти в РФ увеличилась в 2016 г. на 2,53 % по сравнению с 2015 г. В 2017 г. добыча нефти сократилась на 0,18 % по отношению к объему предыдущего года. Это связанно с соглашением о снижении объемов добычи заключенным со странами ОПЕК. Однако в 2018 г. вновь наблюдалось увеличение объемов добычи нефти (табл. 1).

Удельный вес экспорта нефти в общем объеме российского экспорта в 2018 г. увеличился на 2,6 % по сравнению с 2015 г. Объем экспорта нефти нефтегазовыми компаниями РФ увеличился в 2018 г. на 7,6 % по сравнению с 2015 г. и на 2,12 % по сравнению с 2016 г. Этому способствовало снижение ставок вывозной таможенной пошлины на нефть сырую.

 

Таблица 1. – Динамика объема добычи и экспорта нефти в 2015-2018 г.

  2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Добыча, млн. т 534,1 547,6 546,7 555,6
Экспорт, млн. т 241,8 254,8 252,6 260,2
Доля экспорта в добыче, % 45,5 46,5 46,2 46,8
Доля в общем экспорте, % 26,1 25,8 26,1 28,7

*Источник: Росстат [2].

В прогнозе Министерства финансов доходы федерального бюджета на 2019-2021 гг. доходы в части налога на добычу полезных ископаемых увеличатся за счет повышения ставки НДПИ на нефть и отмены части льгот при добыче сверхвязкой и трудноизвлекаемой нефти, при одновременном снижении экспортной пошлины на углеводородное сырье и нефтепродукты с доведением их к 2024 г. до нулевого уровня [3]. При этом предусматривается введение возвратного акциза на нефть для нефтепереработки и повышение ставок возвратных акцизов на отдельные нефтепродукты. По результатам завершения налогового маневра доходы федерального бюджета к в 2021 году вырастут на сумму порядка 300 млрд. рублей.

 

Таблица 2. – Доходы федерального бюджета в 2019-2021 гг.

  2018 2019 2020 2021
Нефтегазовые доходы 7 234,9 8 324,8 7 911,2 7 769,2
%ВВП 7,2 7,8 7,1 6,5
из них:        
завершение налогового маневра в нефтегазовой отрасли   54,8 197,8 299,7
Базовые нефтегазовые доходы 4 495,1 4 901,5 5 171,6 5 414,3
завершение налогового маневра в нефтегазовой отрасли   4,6 107,8 182,5

*Источник: Минфин РФ.

 

Введение налогового маневра позволит бюджету снизить зависимость от мировых цен на нефть. Однако пока однозначно невозможно оценить удачность принятых решений, так как налоговый маневр введен с этого года. По прогнозам Правительства РФ к 2024 году государство получить дополнительный доход порядка 1,3-1,6 триллиона рублей. Некоторые аналитики отмечает, что итоговая прибыль с учетом введения демпфирующих акцизов для отдельных компаний может оказаться существенно меньшей [4]. Кроме того, неизвестно, сбудутся ли обещания Правительства о том, что маневр не окажет влияния на рост розничных цен на нефтепродукты. Увидеть это можно будет уже в следующем году.

 

Библиографический список

 

1. Зорин, И.С. Итоги большого налогового маневра в нефтегазовом секторе экономики России / И.С. Зорин, Л.В. Каницкая // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 8. – С. 59-65. – URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42239.

2. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/39.html.

3. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=123006.

4. Налоговый маневр 2018: Суть и последствия для нефтяной отросли // Газпромнефть-региональные продажи [Электронный ресурс]. – URL: https://gpn-trade.ru/about/articles/nalogovyj-manevr-2018-sut-i-posledstviya-dlya-neftyanoj-otrasli/.

Научный руководитель – С.П. Воробьев, к.э.н., доцент

К вопросу об уровне жизни населения в России

А.Д. Подкопаева

Алтайский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

(г. Барнаул)

В настоящий момент необходимо всестороннее изучение такого социально-экономического показателя развития страны, как уровень жизни населения. Анализ проблем позволит разработать необходимый комплекс государственных мер по их устранению.

Понятие уровня жизни населения трактуется учеными по-разному. Так, Н.А. Горелов рассматривает уровень жизни в узком и широком смыслах. С одной стороны, он понимает это как характеристику уровня потребления населения и степени удовлетворения потребностей – для определения показателя измеряются доходы, расходы и потребление населением благ и услуг. С другой стороны, данный автор определяет уровень жизни как характеристику уровня человеческого развития (состояние здоровья и возможности населения для удовлетворения потребностей) и условий жизнедеятельности населения (состояние среды обитания и безопасности населения) [5]. В этом определении автор склоняется к характеристике качества жизни. Уровень жизни как таковой связан со сферой потребления, поэтому разумно рассматривать его в экономической системе ресурсы – потребление. На наш взгляд, наиболее точным и лаконичным определением уровня жизни выступает определение И.И. Елисеевой: уровень жизни – обеспеченность необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей [5]. Отсюда определяем, что основой уровня жизни выступают потребности и нужды населения в сфере потребления.

Изучаемый социально-экономический показатель зависит от фактического потребления материальных, духовных благ и от развития потребностей самого населения. Чем выше уровень жизни, тем больше потребностей, для удовлетворения которых необходимы денежные средства. Отсюда необходимо рассмотреть среднедушевой денежный и реально располагаемый доходы населения. В настоящее время снижается доля тех, у кого среднедушевой доход ниже 15000 рублей, и идет повышение численности тех, у кого он выше, в сравнении с 2013 г. При этом стабильно наибольшая численность людей имеет среднедушевой денежный доход в размере от 15 000 до 25 000 рублей. Аналогичная ситуация происходит и в Алтайском крае. Стабильно снижается численность людей с доходами ниже 15 000 рублей, при этом наибольшая численность населения имеет доходы в пределах 19000 – 27000 рублей, тогда как в 2013 г. наблюдалась иная ситуация: 10000 – 14000 рублей.

Как известно, в России серьезным вопросом, требующим решения, остается бедность. Начиная с 2013 г. численность людей, которые находятся за чертой бедности, увеличивается. Во-первых, это связано с тем, что произошло снижение реальных располагаемых денежных доходов. Кроме того, при увеличении средней заработной платы уровень жизни продолжает снижаться [6]. Заработная плата за период с 2013 по 2017 гг. увеличилась. Среднегодовой абсолютный прирост доходов составляет 1373,4 рублей, однако увеличения темпов прироста за тот же период нет, скорее они отличаются перепадами и выглядят незначительными. При этом можно заметить достаточно значительный спад темпа прироста в 2016 г., связанный с кризисным положением России. Как и в целом по России, в Алтайском крае до 2016 г. мы наблюдаем снижение реально располагаемых доходов и рост заработной платы населения. При этом среднедушевые доходы не колеблются, а постоянно снижаются. В итоге Алтайский край по среднедушевым доходам занимает лишь 68 место среди всех регионов России.

Во-вторых, снизились доходы от предпринимательской деятельности, и увеличились доходы за счет социальных трансфертов. Это может свидетельствовать о том, что люди прекращают заниматься предпринимательством и живут фактически за счет средств государства. Среди социальных трансфертов именно пенсии имеют достаточно высокую подвижность. При сокращении численности населения трудоспособного возраста вследствие постепенного снижения рождаемости увеличивается количество людей пенсионного возраста. С 2013 года мы наблюдаем снижение численности людей в возрасте 15-19 лет, при этом количество населения в возрасте от 30 лет начинает незначительно увеличиваться [6]. Комплекс причин, одной из которых и выступает низкий уровень доходов населения, влечет за собой серьезные последствия, среди которых можно выделить уменьшение количества детей в семьях.

В-третьих, снижается уровень сбережений у людей, уровень покупок недвижимости, при этом поступления в бюджет государства за счет обязательных налогов и сборов увеличивается. Что касается Алтайского края, то важно отметить, что основными источниками дохода населения являются оплата труда, социальные выплаты и такая категория, как другие доходы [1]. При этом в Алтайском крае расходы на обязательные платежи имеют практически стабильный уровень, однако финансовые активы данного региона достаточно высоки. Прирост денег у населения из прироста финансовых активов (рост которого мы наблюдаем с 2015 года) на 2017 г. составил 11,8 % от общего объема денежных доходов.

Исходя из доходов и расходов населения, можно выделить следующие причины снижения уровня жизни. В настоящее время человеку не хватает получаемых доходов на предметы роскоши, отдых и многое другое, увеличиваются расходы на обязательные налоги и сборы [3]. Еще одной проблемой, влияющей на снижение уровня жизни, выступает низкая рождаемость населения. Естественный прирост лишь в 2013 г. начал иметь положительное значение, но в 2016 и 2017 гг. наблюдается отрицательный показатель естественного прироста. Снижению рождаемости могут способствовать низкие доходы, жилищные условия и нежелание заводить детей.

Различия в доходах обусловливают социальную дифференциацию в обществе. Поэтому что в повышении уровня жизни нуждается далеко не все население. И одной из задач государства должно стать оказание помощи именно нуждающимся слоям населения. Касательно социальной политики Президент в своем Послании Федеральному Собранию отразил следующие положения, которые необходимо реализовать: снижение налоговой нагрузки на семью; снижение ставок по ипотечному кредиту; создание социального контракта – помощь государства в трудоустройстве, повышении квалификации. Эти положения можно считать наиболее приоритетными направлениями, которые способны повысить уровень жизни населения страны и улучшить состояние социально-экономической сферы жизни общества России.

 

Библиографический список

1. Валецкая, Т.И. Спрос как фактор структурных изменений в сельском хозяйстве / Т.И. Валецкая // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. – 2016. – № 14. – С. 89-90.

2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 «Послание Президента Федеральному Собранию» // СПС КонсультантПлюс.

3. Константинов, И.В. Основные проблемы снижения уровня жизни российского населения / И.В. Константинов // CyberLeninka. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osnovnye-problemy-snizheniya-urovnya-zhizni-rossiyskogo-naseleniya.

4. Такмакова, Е.В. Уровень и структура доходов населения в современной России / Е.В. Такмакова // Проблемы теории и практики управления. – 2012. – № 6. – С. 39-43.

5. Чуличков, Е.А. Уровень и качество жизни населения / Е.А. Чуличков // CuberLeninka – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/uroven-i-kachestvo-zhizni-naseleniya.

6. Российский статистический ежегодник. 2018: Статистический сборник / Росстат. – М., 2018 – 694 с.

Научный руководитель – Т.И. Валецкая, ст. преподаватель

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.