Внутренний контроль качества деятельности в медицинской организации: нормативные основания и существующие подходы — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Внутренний контроль качества деятельности в медицинской организации: нормативные основания и существующие подходы

2020-05-08 149
Внутренний контроль качества деятельности в медицинской организации: нормативные основания и существующие подходы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К.А. Пацан

 

Алтайский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

(г. Барнаул)

 

Требование качественного ведения медицинской деятельности является для медицинских организаций первостепенным. Это обусловлено тем, что медицинские услуги, оказанные некачественно, могут быть не только бесполезными для их получателей, но и способны причинить вред здоровью. Не случайно контролю качества деятельности медицинских организаций сегодня в России уделяется повышенное внимание.

В сфере медицины выделяется две формы контроля качества медицинской деятельности – внешний и внутренний. Существование внешнего контроля за деятельностью медицинских организаций (государственного или общественного) вполне закономерно, поскольку вытекает из естественной заинтересованности общества в обеспечении социального благополучия и населения. Однако, что касается внутреннего контроля качества деятельности медицинских организаций, то необходимость его осуществления не всегда очевидна. И, хотя понятие внутреннего контроля активно используется в законодательстве о здравоохранении, тем не менее, легального определения данный термин применительно к деятельности медицинских организаций пока не получил. Между тем, именно внутренний контроль является истинным залогом эффективной работы любого медицинского учреждения.

По мнению специалистов, основной целью внутреннего контроля качества и безопасности деятельности медицинских учреждений следует считать обеспечение прав пациентов на получение медпомощи в требуемых объемах и в соответствующем качестве согласно принятому порядку предоставления медицинских услуг и стандартам оказания медпомощи. С учетом такого понимания цели выделяются следующие ключевые задачи медучреждений в рассматриваемой сфере: диагностика нарушений в сфере организации процесса лечения и диагностики, а также установление факторов, которые влекут за собой ухудшение качества предоставления медпомощи, определение причин, по которым они возникают; принятие взвешенных управленческих решений и реализация шагов, нацеленных на превенцию появления различных дефектов в организации и предоставлении медпомощи, повышение эффективности управления разнообразными ресурсами медучреждений; профилактика, установление и превенция нарушений в сфере обеспечения безопасности труда медицинских работников, требований по безопасному использованию изделий медицинского назначения и их уничтожению; предупреждение, диагностика и превенция нарушений в деятельности медиков, фармацевтов, а также руководителей медучреждений ограничений, установленных для них при ведении профессиональной деятельности [‎5].

В настоящее время осуществление внутреннего контроля качества деятельности медицинских организаций страны вытекает из актуальных требований действующего законодательства о здравоохранении. Данное требование закреплено в положениях Закона об основах охраны здоровья граждан [‎1], согласно которым все организации России, входящие как в государственный и муниципальный, так и в частный сегмент единой системы здравоохранения РФ обязаны вести внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности (ст. 90 Закона). В развитие норм федерального закона корреспондирующие им требования о необходимости и обязательности внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности были закреплены в качестве обязательных (девятых в общем списке требований) для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности. Это следует из пп. «и» п. 4 Положения, определяющего порядок лицензирования меддеятельности [‎2].

Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества медицинской деятельности, согласно законодательству РФ, подлежат утверждению уполномоченным на то органом исполнительной власти федерального уровня.

В настоящее время на уровне законодательства круг субъектов, уполномоченных на проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности внутри медицинской организации, четко не регламентирован. Исключение составляет такой субъект, как врачебная комиссия, полномочия которой в сфере проведения внутреннего контроля деятельности медицинской организации прямо регламентированы п. 4.22 Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н [‎3]. Однако помимо врачебной комиссии, как полагают эксперты, субъектами проведения внутреннего контроля в медицинских организациях могут выступать руководитель медицинской организации (внутренние контрольные функции здесь являются закономерным следствием общих функций руководителя как менеджера), его заместители (сфера внутреннего контроля вытекает здесь из особенностей распределения полномочий и функциональных зон ответственности), руководителями структурных подразделений медицинской организации (внутренний контроль в рамках подразделения и в пределах установленных зон ответственности). Кроме того, отдельные виды внутреннего контроля в медицинской организации могут делегироваться иным ее работникам, а также комиссиям, специальным структурным подразделениям медицинской организации [‎5].

Наибольшую сложность в организации и проведении внутреннего контроля качества деятельности в медицинских организациях сегодня составляет то, что пока в России не утверждены единые и непротиворечивые подходы к осуществлению такого контроля. Сегодня Минздравом РФ разработаны два проекта о внутреннем контроле качества в медицинских организациях. Первый проект [ 6] охватывает собой вопросы проведения плановых и внеплановых внутренних проверок, а второй [‎7] – собственно вопросы оценки качества и безопасности медицинской деятельности. Оба проекта ориентированы на решение единой задачи – установления требований к внутреннему контролю за деятельностью медицинских организаций, однако какой из проектов в итоге будет претворен в жизнь, пока не ясно.

В то же время документы во многом близки по содержанию. Так, согласно обоим проектам, основу внутреннего контроля деятельности в медицинских организациях, по мнению Минздрава, должен составлять мониторинг показателей качества и безопасности медицинской деятельности. Кроме того, проекты предполагают создание в медицинских организациях специализированных подразделений, отвечающих за проведение контроля качества оказания медицинских услуг – служб по качеству, а основными направлениями внутреннего контроля, которых должны выступать: идентификация личности пациентов; эпидемиологическая и лекарственная безопасность, а также безопасность обращения медицинских изделий, организация экстренной и неотложной помощи; преемственность оказания медицинской помощи (организация перевода пациентов в рамках одной медицинской организации и трансфер в другие медицинские организации); хирургическая безопасность, профилактика рисков, связанных с оперативными вмешательствами; профилактика рисков, связанных с переливанием донорской крови и ее компонентов, препаратов из донорской крови.

На текущем этапе по указанным проектам проводятся общественные обсуждения и независимая антикоррупционная экспертиза. В условиях, когда формирование окончательного варианта текста проекта нормативного правового акта, определяющего требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, еще не завершено, медицинским организациям целесообразно при проведении внутреннего контроля пользоваться предложениями и практическими рекомендациями по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации, разработанные Росздравнадзором для стационаров [‎8] и поликлиник[‎9] России.

 

Библиографический список

 

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 48. – Ст. 6724.

2. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (ред. от 08.12.2016) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (вместе с «Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)») // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 17. – Ст. 1965.

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05. 05. 2012 № 502 н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (ред. от 02.12.2013) // Российская газета. – 2012. – № 141.

4. Приказ Росздравнадзора от 20.12.2017 № 10450 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальными органами припроведении плановых проверок при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 26.01.2019).

5. Белянинова, Ю.В. и др. Комментарий к Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online3.consultant.ru (дата обращения: 03.03.2019).

6. Об утверждении требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности: проект ведомственного акта Минздрава России, ID 01/02/09-18/00084240 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://regulation.gov.ru/projects#npa=84240 (дата обращения: 03.03.2019).

7. Об утверждении требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности: проект ведомственного акта Минздрава России, ID 01/02/09-18/00084194 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://regulation.gov.ru/projects#npa=84194 (дата обращения: 03.03.2019).

8. Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (стационаре) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online3.consultant.ru (дата обращения: 03.03.2019).

9. Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (поликлинике) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online3.consultant.ru (дата обращения: 03.03.2019).

Научный руководитель – Н.В. Вараксина, к.соц.н.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.