Основы научного исследования — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Основы научного исследования

2020-05-07 139
Основы научного исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

           Направление: 38.03.02 - «Менеджмент»

            Уровень образования: бакалавриат

Профильная направленность: Управление человеческими ресурсами

(Заочная формы обучения)

 

 

                                              

                                             

                  

                                              Челябинск 2015


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра экономики, управления и права

 

                                     Рабочая программа дисциплины

Основы научного исследования

                   Направление: 38.03.02 - «Менеджмент»

Уровень образования: бакалавриат

Профильная направленность: Управление человеческими ресурсами

(Заочная формы обучения)

 

С изменениями и дополнениями,

утвержденный на заседании

кафедры экономики, управления и права

«1» сентября 2015 г.

Протокол №  1

Зав.кафедрой

 


Челябинск, 2015 г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

        Задачами современного образования являются: формирование системы научных знаний о человеке и обществе, истории культуры и цивилизации; обу­чение методологии познания и творчества, практической деятельности и соци­альному поведению; создание предпосылок для включения молодого поколе­ния в социально-экономические и общекультурные процессы развития страны и мировой цивилизации. Приоритетность такого образования определяется со­ци­альным заказом общества. Выполнение новых целей образования требует форми­рования у обучающихся всех видов мыслительной деятельности: ана­лиза, синтеза, обобщения, генерализации понятий, аналогии и др. Для формиро­вания определенного уровня культуры необходимо развитие творческих сил и способностей человека, которые определяют формы организации его жизнедея­тельности, отношение к миру, к себе, обществу, социальную ориентацию пове­дения.

Кроме этого, студенту в процессе обучения приходится выполнять различные виды учебно-исследовательских и научно-исследователь­ских работ. Их спектр достаточно широк. К ним относятся контрольные ра­боты, доклады, тезисы, курсовые и выпускные квалификационные работы, ис­следовательские проекты в рамках научного общества студентов. Отличаются они друг от друга объемом, целями, наличием эмпирического эксперимента или его отсутствием и т. д. Все это предопределяет необходимость введения дисциплины «Основы научного исследования» в учебный процесс вуза. Учебная дисциплина   практикоориентирована, следовательно, кроме лек­ционного материала, студентам предлагается выполнять ряд практических за­даний, обеспечивающих исследовательские навыки, а также вопросы для са­мо­стоятельного осмысления и изучения. Данная учебная дисциплина изучается студентами в рамках Федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования на первом курсе в первом семестре по направлению: 38.03.02 - «Менеджмент». Профильная направленность: Управление человеческими ресурсами.

Дисциплина относится к вариативной части учебного цикла – курс по выбору.

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий, выполнение самостоятельных работ.

Всего дисциплина включает в себя общий объем часов 72 ч, в т.ч.:

курс лекций –4 часа,

практические занятия - 4 часа,

 самостоятельная работа - 60 часов,

контроль -4 часа

Цель курса: формирование представлений студентов о теоретических основах научного исследования, его основных категориях и принципах рациональной организации и оптимизации учебно-познавательной деятельности.

Задачи курса:

Ø развитие у будущих менеджеров склонности к поисковой исследователь­ской деятельности, к творческому решению учебно-воспитательных за­дач;

Ø овладение студентами основами методологии и методики научного исследования;

Ø освоение студентами исследовательских методик в области про­фессиональной деятельности;

Ø выработка навыков работы с различными информационными источни­ками в ходе научно-исследовательского поиска;

Ø формирование умений и навыков применения исследовательских методик для решения практических задач в управленческом процессе;

 После изучения курса студенты должны знать: основные категории на­учного исследования, общие характеристики исследования, его методологические принципы, исследовательские методы и инструментарий, этапы организации научного ис­следования в учреждении, критерии успешности исследова­тельского поиска.

  По итогам изучениякурса студенты должны уметь: выдвинуть рабочую гипотезу, собрать и обработать информацию по теме, изучить и критически проанализировать полученные результаты, систематизировать и обобщить имеющуюся информацию, самостоятельно решить поставленные творческие задачи, логически обосновать и сформулировать выводы, предложения и реко­мендации.

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать уметь владеть
  ОК-7 способность к самоорганизации и самообразованию   З 1 - сущность когнитивных процессов. З.2. - методологические аспекты научного исследования, методику и технику его организации. З.3 – требования к оформлению и интепретации эмпирических данных У.1- работать с понятиями, делать суждения, формулировать умозаключения, сравнивать, обобщать, абстрагироваться и т. д. грамотно изложить мысль в устной и письменной речи. У.2.- разрабатывать программу исследования, осуществлять отбор адекватных целям методов исследования, выполнять учебно- научно-исследовательские работы У.3. -интерпретировать эмпирические данные исследования, формулировать выводы. В.1-культурой мышления, способен в письменной и устной речи, правильно и логично оформлять результаты мышления В.2. способностями проектировать и проводить конкретные эмпирические исследования (маркетинговые, мониторинговые).    В.3. – навыками работы с научной информацией и использования ее при выполнении учебно- и научно-исследовательских работ.

 

Таблица 2

2. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности для заочной формы обучения

 

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего

1 2 4 5 6 7 8

 

Модуль 1. Наука как вид деятельности и социальный институт

 

1 Тема 1. Наука как высшая форма познания. Научное исследование как форма осуществления и развития науки. Научные методы исследования 2     10 12

2 Тема 2. Формы учебно- и научно-исследовательской деятельности студентов 2     10 12

 

Модуль 2. Теоретико-методологические основы выполнения выпускной квалификационной работы. Технология эксперимента.

     
3 Тема 3. Структура, содержание и требования к ВКР     2 20 22

4 Тема 4. Организация экспериментального исследования. Анализ и оформление эмпирических данных исследования.     2 20 22

5 Контроль         4

  Итого 4   4 60 72

        

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности для ускоренного обучения на базе СПО

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего

1 2 4 5 6 7 8

 

Модуль 1. Наука как вид деятельности и социальный институт

 

1 Тема 1. Наука как высшая форма познания. Научное исследование как форма осуществления и развития науки. Научные методы исследования 2     10 12

2 Тема 2. Формы учебно- и научно-исследовательской деятельности студентов       12 12

 

Модуль 2. Теоретико-методологические основы выполнения выпускной квалификационной работы. Технология эксперимента.

     
3 Тема 3. Структура, содержание и требования к ВКР     2 20 22

4 Тема 4. Организация экспериментального исследования. Анализ и оформление эмпирических данных исследования.     2 20 22

5 Контроль         4

  Итого 2   4 62 72

Содержание дисциплины

Задание 2.

1. Напишите введение к ВКР, используя предложенную структуру.

2. Определите взаимосвязь и взаимообусловленность следующих категорий введения: противоречия – цель – объект – предмет – гипотезы – задачи.

3. Разработайте план ВКР, опираясь на категориальный аппарат введения.

4. Разработайте логику практической главы ВКР, соотнеся ее с логикой эксперимента.

5. Тезисно охарактеризуйте содержание заключения ВКР.

Задание 3.

1. Проанализируйте рекомендованные научные источники по технологии выполнения ВКР, сравните позиции авторов, выделите, в чем состоит особенность выполнения ВКР по специальности «Менеджмент».

2. Определите уместность эксперимента как метода исследования при написании ВКР по специальности «Менеджмент».

3. В каких случаях при проектировании ВКР Вы воспользуетесь документальными методами исследования. Обоснуйте свой ответ.

4. Методы исследований каких наук используются в менеджменте? Почему?

5. Возможна ли интеграция  социологии, психологии, логики при проведении  исследований в менеджменте? Обоснуйте свой ответ

 

4.3. Шкалы оценивания знаний, умений и способов владения ими на разных уровнях их усвоения

Для оценивания сформированности компетенции используется интервальная шкала. Интервальная шкала как более значимая включает остальные (порядковую, наименования, отношений) и позволяет определить значение «весовых коэффициентов» успешности усвоения знаний, умений и способов владения ими. Эту шкалу можно использовать для оценивания качества выполнения разноуровневых заданий контрольной работы. В контрольную работу можно включить пять заданийI,II,III,IV,V уровней; четыре задания I,II,III,IV уровней и три задания I,II,III уровней. В соответствии с выбором инструментария (содержания и количества контрольных заданий) изменится интервальная шкала расчета весовых коэффициентов качества усвоения ЗУВ.

Таблица 7

Уровни усвоения ЗУВ

Шкалы оценивания

порядка наименования отношения интервалов
1 I II III IV V распознание запоминание понимание применение владение I: II: III: IV: V 1: 3: 5: 7: 9 I: II: III: IV: V 1: 3: 5: 7: 9 4:12: 20: 28:36
2 I II III IV распознавание и запоминание понимание применение владение I: II: III: IV
1:3


      : 5: 7: 9

I: II: III: IV
1:3


      : 5: 7: 9

 16: 20: 28: 36

3 I II III распознавание, запоминание, понимание применение владение I: II: III
1:3:5


        : 7: 9

I: II: III
1:3:5


        : 7: 9

36: 28: 36

Требования к отбору заданий для промежуточной аттестации:

1. Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.

2. Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.

3. Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.

4.5. Способы проверки и оценки заданий промежуточной аттестации и сформированности компетенции:

1. Определение коэффициента успешности (КУ1, КУ2, КУ3) выполнения заданий на основе метода поэлементного и пооперационного анализа

Пример:

1) студент должен описать 10 признаков определенного явления (первое задание). Он описал 8 признаков. Коэффициент успешности выполнения этого задания составил 0,8 (КУ1 = );

2) студент выполняя второе задание из 12 операций выделил 8. Коэффициент успешности выполнения этого задания составил 0,7 (КУ2 = );

3) студент выполняя третье задание из 6 операций выделил 3. Коэффициент успешности выполнения этого задания составил 0,5 (КУ3 = ).

2. Опредение коэффициента сформированности компетенции (ККОМ) по результатам выполнения разноуровневых заданий (промежуточная аттестация)

    Успешность выполнения разноуровневых заданий с учетом весовых коэффициентов позволяет рассчитать коэффициент сформированности компетенции

ККОМ=0,36*КУ1+ 0.28*КУ2 + 0.36*КУ3

Расчитаем коэффициент сформированности компетенций для приведенного выше примера

Примечание

1.Если в промежуточный контроль включено четыре разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,16*КУ1+ 0,20*КУ2 + 0,28*КУ3 + 0,36*КУ4

2.Если в промежуточный контроль включено пять заданий то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,04*КУ1+ 0,12*КУ2 + 0,20*КУ3 + 0,28*КУ4 + 0,36*КУ5

 

    Используя шкалу В.П. Беспалько, можно сделать вывод, что студент у которого коэффициент сформированности компетенций составляет 0,7-0,5 готов и способен осуществлять её в своей профессиональной деятельности в частности на педагогической практике

1.Если преподаватель определил уровень требований к усвоению ЗУВ для студентов данной группы как средний (уровень стандарта), то при коэффициенте сформированности компетенций - 0,7, знания, умения и владения ими можно оценить отметкой «отлично». Соответственно отметку «хорошо» студент получает при коэффициенте сформированности компетенций - 0,6, а отметку «удовлетворительно» в том случае, если коэффициент сформированности компетенций - 0,5

2.Если уровень требований к усвоению ЗУВ - высокий, то отметку «отлично» можно поставить при коэффициенте сформированности компетенций (1,0-0,9); отметку «хорошо» при коэффициенте сформированности компетенций 0,8 и отметку «удовлетворительно при коэффициенте сформированности компетенций 0,7.

Вопросы к зачету

1. Понятие научного исследования: виды, уровни.

2. Понятие о методах исследования и их классификация.

3. Теоретические (общефилософские) методы исследования и их характери­стика.

4. Эмпирические методы исследования: понятие, разновидности.

5. Программа исследования как изложение принципов методологии, теории и методики изучения объекта исследования. Структура программы ис­следования.

6. Методологический раздел программы исследования: структура, функция.

7. Методико-процедурная часть программы исследования, ее характери­стика.

8. Понятие выборки исследования. Репрезентативность и валидность исследо­вания.

9. Измерения в научном исследовании. Понятие шкал и их разновидность.

10. Статистическая обработка результатов исследования, анализ данных.

11. Виды анализа данных исследования. Контент-анализ.

12. Анкетирование как опросный метод исследования. Требования к анкете.

13. Отличие интервьюирования от анкетирования. Виды интервью и их функ­ции.

14. Социометрия как метод исследования групповых ролей и групповой спло­ченности.

15. Наблюдение. Виды наблюдений.

16. Документальные методы исследования.

17. Эксперимент: виды, этапы.

18. Научно- и учебно-исследовательская деятельность студента. Виды на­учно- и учебно-исследовательской деятельности.

19. Доклад и его виды. Правила подготовки доклада-представления.

20. Требования к выполнению контрольной работы.

21. Виды курсовых работ и их отличия. Требования к выполнению курсовой работы.

22. Структура учебно- и научно-исследовательской работы.

23. Дипломная работа, ее отличие от курсовой работы.

24. Библиографические знания и их роль при выполнении различных видов учебно- и научно-исследовательских работ.

25. Виды чтения научной литературы. Характеристика литературных источни­ков.

26. План подготовки к исследованию.

27. Выбор темы исследования и библиографический поиск.

28. Основные требования к оформлению списка литературы, курсовой и ди­пломной работам.

4.7. Критерии оценивания знаний студентов по дисциплине «Основы научного исследования»

Оценка «Зачтено» выставляется студенту при полном самостоятельном верном ответе на вопросы билета: даны определения, проанализированы раз­личные точки зрения, концептуальные основы рассматриваемой проблемы, приведены примеры, выражено личное отношение. Или если при ответе были допущены неточности, но студент отвечает на любой вопрос, предложенный экзаменатором. Материал излагается логично и последовательно. Студент вла­деет понятийным аппаратом, умеет использовать его при изложении требова­ний к написанию научной работы.

Оценка «Не зачтено» выставляется, если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении научных понятий, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения прак­тических исследовательских задач. Или же оценка за полное незнание и непо­нимание учебного материала или отказ отвечать.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5.1. Методические указания к организации деятельности студентов

Вид учебных занятий Организация деятельности студента
Лекция Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям (познание, функция, социальный институт, знание, истина, гипотеза, теория, методология, технология науки, гносеология, наука, познавательный процесс, науч­ное исследование, объект, предмет, педагогические явления, закономер­ность, принцип, идея, концепция, новация, инновационные процессы, проблемная ситуация, принцип, цель, задача, объект, предмет, гипотеза, системный анализ, понятие, метод, фактор) и др.
Практические занятия Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом. Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение задач по алгоритму и др.
Контрольная работа/индивидуальные задания Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и др.
Коллоквиум Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам и др.
Подготовка к зачету При подготовке к зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, материалы самостоятельной работы и практических занятий, рекомендуемую литературу и др.

 

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ

РПД ______________________________________________________________

утверждена «___»________20___г.

Внесены изменения:

Содержание изменения Дата и № протокола заседания кафедры
1 В список литературы внесены изменения из ЭБС  
2 Актуализировано содержание лекций  
3 Актуализировано содержание практических занятий  
4 Обновлены и добавлены задания для самостоятельной работы  
5 Дополнен фонд оценочных средств  
6 Обновлены вопросы и задания к экзаменам  
7 И т. д.  

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

           Направление: 38.03.02 - «Менеджмент»

            Уровень образования: бакалавриат

Профильная направленность: Управление человеческими ресурсами

(Заочная формы обучения)

 

 

                                              

                                             

                  

                                              Челябинск 2015


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра экономики, управления и права

 

                                     Рабочая программа дисциплины


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.