Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2020-05-07 | 107 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
В СИСТЕМЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Западноевропейская интеграция – как наиболее
«классический» вариант региональной экономической интеграции
ЕЭС – ЕС. Западноевропейский «классический» вариант региональной интеграции представляет собой Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) – Общий рынок с 1992 г. – Европейский Союз (ЕС).
Эволюция западноевропейской интеграции схематично можно выразить следующим образом:
ЕЭС ® Общий рынок ® ЕС ® ЕЭВС ® ПС.
Созданию ЕЭС в 1957 г. предшествовало образование Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, Париж, 1951 г.) – международной государственной организации, объединяющей каменноугольную, железнодорожную, металлургическую промышленнность Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и Евратом (организация по разработке и использованию атомной энергии в мирных целях) и они занимали ведущие позиции в названных межотраслевых комплексах.
К тому времени, в рамках составляющих (ЕОУС и Евратом) уже действовали принципы зоны свободной торговли (ЗСТ), вследствие чего Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) было основано на принципах Таможенного союза (ТС).
В декабре 1969 г. в Гааге было принято решение о расширении европейского сообщества и углублении экономической интеграции. С 1 января 1973 г. к «шестерке» присоединились Дания, Ирландия, Великобритания, в 1981 г. – Греция, в 1986 г. – Испания и Португалия, в 1995 г. – Австрия, Финляндия, Швеция. В настоящее время в состав ЕС входят 15 государств с общей численностью населения более 370 млн. человек.
Цель ЕЭС – постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами, установление общего таможенного тарифа в торговле с развивающимися странами, ликвидация ограничений для свободного передвижения людей, капиталов и услуг, проведение общей политики в области сельского хозяйства и транспорта, унификация налоговой системы, создание валютного союза. В целях их реализации были созданы – Совет Министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ (КЭС), Европейский Совет, каждый из которых в свою очередь, сформировал многочисленные организации и учреждения, в том числе Европейский Суд и Парламент, с целью постепенного перехода к политической интеграции.
|
Создана европейская валютная система (ЕВС). После вступления в ЕЭС Испании и Португалии «Общий рынок» насчитывает уже 12 членов в составе Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Великобритании, Греции, Дании, Ирландии, Франции, Германии, Италии.
Соглашение с сообществом заключили Австрия, Швейцария, Исландия, Финляндия, Норвегия, Швеция, Турция.
Создана система «особых отношений» ЕЭС более чем с 60 развивающимися странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана. Уже к концу 60-х годов был создан Таможенный союз, отменены таможенные пошлины и сняты количественные ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам.
Качественно новый этап в развитии западноевропейской интеграции – это Маастрихтские (Нидерланды) соглашения (февраль 1992 г.). Это свидетельство завершения третьего этапа эволюции ЕЭС. При этом ставятся задачи сближения стран на макроуровне, ликвидации множества налоговых, таможенных и других барьеров.
Маастрихтские отношения предоставляли ЕС следующие функции:
- создание и управление единой валютой;
- усиление единой экономической политики;
- основание и защита единого рынка на принципах свободной и справедливой конкуренции;
- перераспределение средств между богатыми и бедными регионами;
- поддержание законности и правопорядка;
- признание и развитие фундаментальных прав отдельных граждан;
|
- управление единой внешней политикой, включая политики безопасности, общей обороны и т.д.
Процесс одобрения Маастрихтских соглашений имел свои особенности и противоречия. Например, во Франции в ходе референдума по Маастрихту многие голосовали против сельскохозяйственного курса ЕС, Дания высказалась за присоединение к договору только после второго референдума.
Проблемы и тенденции западноевропейского
Интеграционного процесса
Интеграция западноевропейских стран развивалась неравномерно, сопровождаясь, во-первых острыми противоречиями между отдельными странами и внутри всей региональной группировки. Одновременно в течение ряда лет в рамках ЕЭС интеграционный процесс складывался как следствие координации хозяйственной политики, т.е. здесь имеются в виду совместная сельскохозяйственная политика торгово-экономические решения по отношению к третьим странам (как СССР-СНГ, страны Балтии, развивающиеся страны и т.д.). При этом всегда предшествовал сложный путь к согласию правительств стран-членов ЕЭС. В ЕС доминируют решения межгосударственного координационного характера.
Главная задача интеграционного процесса в рамках ЕС заключается в создании действительно реального «внутреннего рынка» на всей территории 12 стран-членов ЕС, между которыми должны быть ликвидированы экономические границы. Речь идет о концепции преодоления материальных, технических, административных и налоговых барьеров. Уже в 1993 г. планировалось устранить пока еще существующие нетарифные барьеры пограничного контроля (различные нормы, налоговые системы и т.д.) в условиях свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала. От реализации «внутреннего рынка» политики стран-членов ЕС ожидают получить все возможные преимущества крупномасштабной экономики континентальных размеров и преодолеть исторически сформировавшуюся западноевропейскую раздробленность.
Одним из труднейших препятствий на пути создания в Западной Европе единой экономической системы является разный уровень хозяйственного развития стран и диспропорции экономической структуры в территориальном разрезе участников ЕС. Территориально-экономические диспропорции стран Западной Европы следует рассматривать в двух аспектах:
|
- с точки зрения разницы в развитии отдельных стран-участниц ЕС;
- в рамках экономики каждой страны.
Самая низкая дифференциация территориальной экономической структуры в ЕС наблюдалась в то время, когда в него входило 6 стран – это была наиболее развитая часть Западной Европы. Затем в члены общества была принята Ирландия и другие страны (Греция, Испания, Португалия), значительно отличающиеся уровнем экономического развития от остальных членов.
Вторая региональная проблема ЕС – это экономически более слабые территории – как «отсталые зоны», в пределах отдельных национальных хозяйств. Самые большие диспропорции в ЕС характерны для Италии, Великобритании, Франции. Италия считается страной с наибольшими территориальными диспропорциями во всем ЕС. Экономика ее носит двойственный характер: высоко развитый север и менее развитый юг, который концентрирует 35 % населения и занимает 40 % территории страны. Доход на душу населения здесь почти в 2 раза ниже, чем на севере. Таким образом, экономическая дифференциация отдельных стран в значительной степени зависит от размеров менее развитых территорий в рамках отдельной национальной экономики. В результате дуализма в размещении производительных сил, средние экономические показатели Италии значительно ниже аналогичных показателей в других странах ЕС. Примерами других отсталых территорий могут служить западная часть Франции (северный район, Эльзас и Лотарингия), Центральная и Юго-Западная части Испании, Португалии, Греции, Великобритании (район Ланкашира, Йоркшира, Южного Уэльса).
Мерой территориальных диспропорций в ЕС является дифференциация общественно-экономических показателей и соотношение между национальными и средними показателями для всего сообщества.
Например, в 1970 г. в 4 странах ЕС национальный доход на одного жителя был ниже среднего для ЕС, Голландия (-3 %), Великобритания (-2 %), Италия (-31 %), Ирландия (-46 %). В остальных странах «девятки» показателями национального дохода были выше среднего. Причины территориальных диспропорций это и потенциал природных условий и ресурсов, исторические особенности развития страны, региона. Качество рабочей силы, уровень развития НТП, инфраструктуры, политическая ситуация и т.д. Таким образом, главным достижением ЕС на этом долгом пути (1957-1992 гг.) стало создание таможенного союза (отмена пошлин и других ограничений в торговле между членами союза и единый «внешний тариф» по отношению к «третьим странам»), далее унификация хозяйственного законодательства, создание полномасштабного «единого рынка» - со свободным перемещением капитала, услуг и рабочей силы.
|
С начала 90-х годов страны-члены Европейского сообщества взяли курс на заметное форсирование темпов валютно-экономической интеграции, провозгласив своей целью создание к концу столетия единой валюты и единого центрального банка. Согласованный в конце 1991 г. в Маастрихте договор о Европейском Союзе, вступивший в силу 1 ноября 1993 г. юридически закрепил эти решения. В соответствии с договором экономический и валютный союз (ЭВС) создается в три этапа, сроки и содержание которых официально зафиксированы.
Основными чертами первого этапа (с 1 июля 1991 до 1 января 1994 г.) является участие всех денежных единиц ЕС в механизме совместного колебания курсов валют в рамках Европейской валютной системы, введение процедуры «многостороннего наблюдения» за экономической политикой стран-участниц.
Второй этап (с 1 января 1994 г.) предполагает создание Европейского валютного института и усиление координации экономической политики в рамках ЕС.
Третий (заключительный) этап (с января 1999 г.) – введение единой валюты «Евро» и создание европейского центрального банка. Прогноз таков, что запланировано создание Европейского экономического и валютного союза. По мере создания и функционирования европейского центробанка в обращение с 2001 года войдет денежная единица «Евро». По существующим прогнозам первоначально «Евро» будет применяться параллельно с национальной валютой и по утвержденному графику (с 1 июля 2002 г.) «Евро» должна стать единственной денежной единицей ЕС. На этом же этапе должно вступить в силу соглашение о едином экономическом пространстве между 15 странами ЕС и 3 странами ЕАСТ (Исландией, Норвегией, Лихтенштейном).
Таблица
Таблица
Таблица 3
Соотношение показателей стран ЕС с Маастрихтскими критериями [1]
| Долг, % ВВП | Дефицит, % ВВП | Инфляция, % | Процентные ставки | Членство в валютном союзе | |||
1997 | 1998 | 1197 | 1998 | 1997 | 1998 | |||
Критерии | 60,0 | 60,0 | 3,0 | 3,0 | 3,2 | 3,2 | 7,7 | |
Австрия | 66,1 | 64,7 | 2,5 | 2,3 | 1,1 | 1,5 | 5,6 | да |
Бельгия | 122,1 | 118,1 | 2,1 | 1,7 | 1,4 | 1,3 | 5,7 | да |
Великобритания | 53,4 | 53,0 | 1,9 | 0,6 | 1,8 | 2,3 | 7,0 | нет |
Дания | 65,1 | 59,5 | -0,7 | -1,1 | 1,9 | 2,1 | 6,2 | нет |
Финляндия | 55,8 | 53,6 | 1,1 | -0,3 | 1,3 | 2,0 | 5,9 | да |
Франция | 58,0 | 58,1 | 3,0 | 2,9 | 1,2 | 1,0 | 5,5 | да |
Германия | 61,3 | 61,2 | 2,7 | 2,5 | 1,4 | 1,7 | 5,6 | да |
Греция | 108,7 | 107,7 | 4,0 | 2,2 | 5,2 | 4,5 | 9,8 | нет |
Ирландия | 66,3 | 59,5 | -0,9 | -1,1 | 1,2 | 3,3 | 6,2 | да |
Италия | 121,6 | 118,1 | 2,7 | 2,5 | 1,8 | 2,1 | 6,7 | да |
Люксембург | 6,7 | 7,1 | -1,7 | -1,0 | 1,4 | 1,6 | 5,6 | да |
Нидерланды | 72,1 | 70,0 | 1,4 | 1,6 | 1,8 | 2,3 | 5,5 | да |
Португалия | 62,0 | 60,0 | 2,5 | 2,2 | ,18 | 2,2 | 6,2 | да |
Испания | 68,8 | 67,4 | 2,6 | 2,2 | 1,8 | 2,2 | 6,3 | да |
Швеция | 76,6 | 74,1 | 0,8 | -0,5 | 1,9 | 1,5 | 6,5 | нет |
|
Если на этом акцентировать внимание в регионе, где впервые в истории развития мирохозяйственных связей уже технически и финансово обозначены сроки официального перехода к новому этапу развития ЕС, могут быть самые негативные последствия.
В позиции не присоединившихся к «Евро» стран имеются свои нюансы. Греция на данном этапе пока не готова к членству. Шведское правительство предпочитает подождать итогов выборов 1998 г. и последующих шагов по социальным программам. Данию сдерживают определенные юридические аспекты в плане принудительного сокращения и сдерживания социальных расходов государства. Великобританию в частном порядке сдерживают разные подходы правящей партии и оппозиции, которая не исключает присоединения к «Евро», если данная валюта «надежно зарекомендует себя на практике».
Таким образом, готовность стран ЕС к вхождению с 1 января 1999 г. в заключительную фазу носит крайне разнородный характер. В практике уже было мнение о переносе этого порога на более отдаленный срок. окончательное решение по данному вопросу должен принять Совет на уровне глав государств и правительств ЕС.
В принципе ни одна из приведенных стран не выступает против валютного союза как такового.
Многие аналитики считают, что наиболее сильной стороной интеграционного процесса является единство позиций по принципиальным вопросам и гармонизация действий всех его членов при практической их реализации. В этом плане ЕЭС/ЕС является «феноменом».
Качественные характеристики являются свидетельством высокого уровня развития и интегрированности Евросоюза. Уже сейчас совокупный ВВП «зоны Евро» составляет 6,3 трлн. долл., против 9,1 трлн. ВВП США. Зона выступает как крупнейший экспортер и импортер готовой продукции, т.е. объем совокупного экспорта 11 государств, готовых к «Евро», составляет 20 % общемирового экспорта по сравнению с 16 %, составляющими долю США. По прогнозу, совокупная доля всех 15 стран Евросоюза в производстве общемирового ВВП составила 31 % против 27, приходившихся на долю США.
Согласно доклада специалистов Лондонского Центра исследований экономической политики (апрель 1998 г.), с введением единой валюты Евросоюз займет одно из ведущих мест экономической сверхдержавы, позиции доллара США будут значительно ослаблены, все это в конечном итоге позитивно скажется на уровне жизни населения европейцев.
Преимущества создания ЕЭС и согласованной наднациональной структуры выражаются в нескольких направлениях:
- на макроэкономическом уровне единая бюджетная дисциплина и денежная система стран ЕС позволит надежнее бороться с инфляцией, снизить процентные ставки и налоги, отсюда и позитивные последствия – рост производства, занятости и т.д.;
- для хозяйственных структур единая валютная политика и валюта будут означать единство денежно-кредитного и валютного регулирования, в том числе значительное сокращение валютных рисков, сроков, переводов и т.д.;
- для частных лиц удешевляется ведение счетов и поездки в пределах ЕС;
- «Евро» способна гораздо устойчивее противостоять доллару и йене, чем нынешняя денежная структура;
- в новых условиях ужесточаются требования к состоянию финансов вновь вступающих в ЕС стран, особенно стран Восточной Европы.
Уже в переходной период 1999-2000 г. «Евро» обслуживает до 30 % международной торговли, до 95 % расчетов внутри ЕС против 50 % в 1998 г.
Проблемы, ожидаемые на третьем этапе многообразны и противоречивы. В их числе:
- юридическое оформление «Евро» как единственного платежного средства в рамках ЕС. Национальное законодательство по этому поводу пока противоречиво или вовсе отсутствует;
- возможная оценка нерезидентами Союза пересчета валютных контрактов в «Евро» как нарушение платежных условий заключенных контрактов;
- не отработан вопрос с ценными бумагами (акциями, сертификатами) об их замене на новые деноминированные в «Евро»;
- не отработан вопрос о том, какие новые условия бюджетной, ценовой, финансово-кредитной дисциплины будут установлены для стран ЕВС на период после 2002 года, и как будет осуществляться их прогноз.
Помимо указанных, неясными остаются некоторые фундаментальные вопросы, такие как психологическая подготовка населения к единой валюте, поддержка ее курса на мировых рынках, борьба с подделками и т.д.
Однако, при всех этих параметрах, есть все основания полагать, что все страны ЕС войдут в Экономический и Валютный Союз, т.е. ЭВС станет реальностью как и ЕС. По многим показателям: население – США, Япония, ЕС – соответственно: 263, 125, 370 млн. чел.; доля ВВП в странах ОЭСР – 32,5, 20,5, 38,3 %; доля в мировой торговле – 19,6, 10,5 20,9 %% доля экспорта в ВВП – 8,2; 9,0; 10,2 %; валютные резервы – 149,1; 172,4; 349,8 млн. долл. Европейский Союз в его нынешнем составе (без учета расширения) опережает два других центра – США и Японию.
На вопрос «С чем вступает Западная Европа в XXI век?» аналитики отвечают, что экономическая политика стран ЕС будет приобретать все более согласованный планомерный характер регулирования денежного обращения, так и производства, что позволит в рыночной экономике лучше решать вопросы занятости и социальные проблемы.
В рамках ЕС уже заложены основы функционирования единого Европейского Центробанка с участием национальных Центробанков государств-членов Союза. С 1 января 1999 г. уже введена денежная единица «евро» и как уже отмечалось выше, 11 стран подписали свою готовность к вступлению. По первоначальному курсу «Евро» соответствует 1,08 долл. США и 2 немецким маркам.
До 2002 года с «Евро» будут проводиться только безналичные расчеты параллельно с национальными валютами и с 1 июля 2002 г. по утвержденному графику «Евро» должна стать единственной денежной единицей ЕС. Далее она получит широкое распространение за пределами ЕС, особенно в странах-кандидатах на вступление в ЕС, таки как Венгрия, Чехия, Польша.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!