Осторожно, двери закрываются — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Осторожно, двери закрываются

2020-05-06 240
Осторожно, двери закрываются 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мы много времени уделяем этому типу мышления, создавая альтернативные реальности того, что «могло бы» быть, если бы не случилось то‑то и то‑то или если бы мы «поступили иначе» или «если бы я только не», или «что, если». Есть интересный и очень актуальный фильм под названием «Осторожно, двери закрываются» (Sliding Doors): в центре сюжета – девушка (Гвинет Пелтроу), которая живет в двух параллельных реальностях, основанных на двух разных путях, которые она могла бы выбрать в жизни в зависимости от того, успеет она на свой поезд или нет.

После того как ее уволили с работы, она спускается в мет ро, чтобы поехать домой.

В первом случае она успевает на поезд, входит в свою квартиру и обнаруживает, что ее парень изменяет ей. Она бросает его. Во второй «реальности» она опаздывает на поезд, двери которого закрываются прямо перед ней, так что она решает добраться до дома другим путем, но по дороге ее чуть не ограбят на улице, и она окажется в больнице. В итоге она не узнает об измене любимого.

 

Осторожно, двери закрываются

 

Сюжет показывает, что жизненный путь иногда зависит от незначительного события и волнового эффекта, который исходит от него. В двух разных «реальностях» фильм показывает, что жизнь героини, опоздай она на поезд, сложится абсолютно иначе, чем в том случае, если она успеет на него. Как вы понимаете, в обоих сценариях взаимоотношения играют важнейшую роль.

Не буду рассказывать, чем заканчивается фильм, если вы вдруг захотите его посмотреть, но отмечу, что интригующий сюжет опирается на тот факт, что часто большинство из нас повторяют себе (чуть не ругая себя): «Если бы только я поступил иначе… вся моя жизнь могла сложиться абсолютно по‑другому…».

Я считаю, что основная идея этого фильма заключается в том, что мы «клянем себя» и «подавляем себя», поощряя тревожность, чувство вины и негативные мысли, когда говорим себе: «Я должен был поступить так‑то… и это привело бы…».

Как мы отметили, когда мы говорим себе, что путь Б – вместо пути А, который мы выбрали, был бы лучше, так как он привел бы нас к «тому‑то» вместо «того‑то», мы создаем реальность, существующую только в нашем воображении.

Приведем пример (типичная иллюстрация того, как мы прог нозируем будущее и при этом расстраиваем себя):

Сара: «Не надо было мне учиться на архитектора. За последние несколько лет рынок жилищного строительства стал таким нестабильным. Неудачное решение. Мне надо было стать международным корпоративным юристом – я могла бы специализироваться на слиянии и приобретении зарубежных компаний – могла бы путешествовать по миру – к 40 годам у меня, наверное, уже был бы загородный дом и квартира в городе – к 50 годам я могла бы уйти на пенсию – мы с мужем смогли бы поездить по свету – дети уже закончили бы университет – у меня появилось бы много свободного времени, чтобы возиться с внуками».

Замечательно, но… Осторожно, двери закрываются. Новая реальность:

• Сара не стала учиться на архитектора.

• Она поступила на юридический факультет, сдала экзамены и стала работать в фирме, специализируясь на корпоративном праве.

• Во время учебы в университете она влюбилась и вышла замуж.

• Первого ребенка она родила, когда второй год работала в юридической фирме.

• Ей было очень тяжело совмещать заботу о ребенке и карьеру.

• Тем временем ее муж часто ездил в командировки, и так как его почти никогда не было дома, ей приходилось еще труднее.

• Вскоре они расстались. Неудачный брак сломил ее уверенность; кроме того, у ее сына были эмоциональные проблемы, о чем ей не раз говорил директор школы.

• Вместо того чтобы доверить ребенка воспитателям, она решила сама проводить с ним больше времени.

• Это не способствовало карьерному росту, и ее дважды обошли с повышением.

• Более того, ей часто приходилось брать больничный, так как постоянное переутомление отразилось на ее здоровье.

• Из‑за плохого самочувствия и проблем с воспитанием сына у нее скопилось много работы, с которой она уже не справлялась.

• Когда компанию поглотил американский «гигант», штат сократили.

• В возрасте 32 лет Сара получила приказ об увольнении, положивший конец ее юридической карьере.

 

Что же стало с ее планами на жизнь? Где загородный дом? Ранний уход на пенсию?

Разве это не доказывает, что мы зря тратим время на переживания о том, что могло бы быть, если бы мы пошли другим путем? Конечно, мы можем учиться на ошибках, чтобы в будущем принимать мудрые решения, опираясь на прошлый опыт. Но корить себя и переживать из‑за того, что, как нам кажется, могло бы быть (хотя мы не можем это контролировать), – чистой воды самоубийство.

 

Законы природы?

Человеку свойственно думать, что некоторые вещи происходят во Вселенной – или в нашей реальности – потому, что так диктует закон природы в данный момент времени. Вселенная решила, что в 2010 году вулканический пепел сорвет авиарейсы, и начнется хаос среди пассажиров, – потому что так устроен мир. Вы приняли решение, но оно привело к тому, что вас уволили, – потому что так устроена жизнь.

Мы принимаем решения, опираясь на свой образ мыслей и обстоятельства в конкретный момент времени. Если бы в тот момент мы думали по‑другому и обстоятельства были бы другими, возможно, мы пошли бы по‑иному пути. Зная прошлое, в ретроспективе, конечно, мы можем сказать, что не должны были делать то‑то и то‑то. Все, что нам остается, – использовать прошлый опыт и в следующий раз постараться принять верное решение. Но даже эти новые решения будут опираться на наш образ мыслей (хотя и лучше информированный) и довлеющие обстоятельства в конкретный момент времени.

Итак, в вышеприведенном примере Сара приняла решение стать архитектором, опираясь на свои мысли и тогдашние обстоятельства. Законы природы решили, что рынок жилищного строительства должен стать нестабильным. Сара разочарована положением вещей и критикует себя за то, что сделала неверный выбор. Ей надо было стать международным корпоративным юристом, как она думает, так как это принесло бы ей деньги, загородный дом, длинный отпуск, внуков, большую пенсию… к 50 годам.

А как все сложилось на самом деле? Абсолютно по‑другому.

Поэтому в следующий раз, когда ваши критические мысли вновь захотят разрушить вам жизнь, прогнозируя, что бы случилось, поступи вы иначе, просто скажите себе: «Осторожно, двери закрываются». Это напомнит вам, что вы причиняете себе вред, когда потворствуете подобным мыслям. Вы не можете знать, что произошло бы в вашей жизни, если бы вы выбрали другой путь.

 

Внутренний критик

Запомните, что есть два типа восприятия собственных ошибок, но зачастую люди, захваченные вихрем эмоций и негативных мыслей, не видят между ними разницы. Можно:

• критиковать свои ошибки;

• критиковать себя за ошибки.

Здесь большая разница. Если вы критикуете свое поведение, то это может быть продуктивно, так как позволяет учиться на своих ошибках. Важно, чтобы акцент делался именно на ошибке, а не на вас как личности.

Напротив, когда вы критикуете себя, то именно вы, а не ошибка, оказываетесь в центре внимания. Как вы знаете из собственного опыта или на примере других людей, это часто приводит к негативным мыслям, и вам сложно переключиться на более эффективное мышление. Это убивает способность мыслить здраво и решить, как изменить ситуацию. Закручивается спираль негативного мышления и поведения, которое истощает силы, лишает желания учиться на своих ошибках и предотвратить их в будущем.

Люди, которые считают себя неудачниками (навешивают ярлык) за то, что совершили ошибку и не добились успеха, в будущем не торопятся использовать новые возможности. Наш разум – это одновременно величайший союзник и страшнейший враг, когда возникают ситуации, вызывающие у нас страх.

Однако дело в том, что иногда мы достигаем успеха только после ряда провалов. Страх потерпеть неудачу, наряду с медлительностью, приводит к весьма посредственным результатам, продиктованным нездоровым мышлением. Как мы отметили, если человек страдает от низкой самооценки и очень беспокоится о том, что подумают о нем другие, то этот страх перед неудачей лишь усилится. Вспомним Томаса Эдисона и его 700 попыток создать электрическую лампочку. Когда его спросили, каково это – 700 раз потерпеть неудачу, он ответил: «Я не терпел неудач. Ни разу. Напротив, я 700 раз смог успешно доказать, что 700 разных способов не работают в данном случае. Когда я исключу все непригодные варианты, то найду тот, который сработает». Очень здравый подход, к которому всем нам стоит стремиться, и прекрасная иллюстрация оптимистического взгляда на будущее. Кто‑то критически относится к себе, а кто‑то воспринимает неудачу как путь к будущему успеху.

Когда мы станем противиться своим мыслям (этому будем учиться в следующей главе) и убеждать себя, что нет никаких поводов для негативных эмоций, мы увидим, что промедление укрепляет этот страх неудачи. Бросьте вызов своим мыслям, и у вас появятся уверенность и мотивация, необходимые для борьбы с промедлением.

Помните: каждый день что‑то происходит не так, как нам хотелось бы. То, как мы воспринимаем последствия, – очень индивидуально и зависит от нашей собственной «реальности». Итак, как следует относиться к неудаче? Как к определенному взгляду и мнению, а не как к конечному результату или факту.

Познакомившись с разными типами мышления, вы увидели, что каждому из нас свойственны те или иные заблуждения, оправдывающие недостаточную веру в себя. Самые распространенные типы – такие, как перфекционизм, черно‑белое мышление, преувеличения, мысленные фильтры и «должен/надо», вероятно, хорошо знакомы вам. Важно отметить, что, несмотря на прошлый опыт, самокритика не помогает вам встать на путь продуктивности и позитива. Напротив, у вас появятся негативные чувства, и вы потратите на это бесценную энергию, которую лучше было бы направить на то, чтобы измениться. Когда мы учимся на собственных ошибках и с помощью обновленного мышления сводим к минимуму негативные чувства, мы совершенствуемся.

 

Игры разума

Рассмотрим 20 вопросов, которые помогут вам проверить, не склоняетесь ли вы к тому или иному виду искаженного мышления. Возможно, вы добавите к этому списку собственные вопросы, защищающие вас от конкретных «мыслительных атак», которым вы подвержены.

1. Я опираюсь на мнения или факты?

2. Я зациклился на этих мыслях из‑за лености мышления?

3. Действительно ли существует связь между тем, что случилось в прошлом, и сегодняшней ситуацией?

4. Существует ли вероятность того, что я ошибаюсь?

5. Как удостовериться в этом?

6. Какие предположения я делаю?

7. Какие‑нибудь примеры подтверждают мои мысли?

8. Если да, то они актуальны для моей ситуации?

9. Этот образ мыслей мешает мне действовать?

10. Что может произойти в худшем случае?

11. Я смогу справиться с этими «худшими» последствиями?

12. Что друзья/родственники/коллеги сказали бы по поводу моих мыслей?

13. Как они опровергли бы мои мысли?

14. Кто сказал, что это должно быть так, а не иначе?

15. Почему я верю в это?

16. Где доказательства?

17. Можно взглянуть на ситуацию иначе?

18. Я беру на себя вину за то, в чем не виноват?

19. О чем я подумал, чтобы поднять себе настроение, когда у меня появились такие же мысли в прошлый раз?

20. Может, я делаю поспешные выводы?

 

В результате множества научных исследований удалось выделить типы мышления, присущие большинству людей. Эти модели иррационального мышления, вероятно, хорошо знакомы вам, хотя вы, наверное, и не осознавали, что один или несколько из них стали вашей привычкой.

Для изменения мышления, а, следовательно, и жизни необходимо определить, какие из этих привычных типов мышления стали частью вашего мыслительного репертуара. Именно эти виды мышления мешают вам добиться гораздо большего удовлетворения в жизни. На каком бы из этих ошибочных взглядов вы ни сосредоточились, он принесет вам только негативные эмоции. Определив их, вы сможете постепенно избавиться от них.

Эти типы мышления являются основными причинами саморазрушительного поведения. Если поймете, к какому типу мышления вы пристрастны, это может принести вам огромную пользу. Как вы увидите, именно убеждения, которых вы придерживаетесь относительно:

• себя;

• мира;

• других людей,

приводят к иррациональным и негативным типам мышления, пагубным эмоциям и в то же время мешают вам быть довольными собой и ситуацией. Как всегда, главное – критически взглянуть на эти убеждения (в рамках внутреннего диалога) и изменить ход мыслей.

Мне бы хотелось поделиться с вами отрывком из стихотворения Уолтера Уитля:

 

Победитель

Если считаешь, что побежден, – так и есть,

Если считаешь, что не смеешь, – так и есть.

Если хочешь победить, но сомневаешься,

Успеха тебе не видать.

Если думаешь, что проиграл, – так и есть,

Потому что мир так устроен:

Успех начинается с желания,

Все зависит от мыслей.

Много состязаний проиграно

Еще до того, как сделаешь шаг.

И робкие сердцем терпят неудачу,

Еще до того как приступят к делу.

Стремясь к великому, достигнете большего,

Мелкие желания не приводят к успеху,

Верь, что можешь, – и сумеешь,

Все зависит от мыслей.

Если думаешь, что жалок, – так и есть,

Думай о высоком, чтобы взлететь,

Будь уверен в себе,

Иначе не победить тебе.

В битве не всегда побеждает тот,

Кто сильнее или быстрее.

Рано или поздно победителем станет тот,

Кто верит в свою победу.

 

Дальше посмотрим на то, как управлять разумом и как изменить мышление, а, следовательно, и жизнь – к лучшему.

 

Кофе‑брейк

 

Большинству людей тяжело распознать негативные модели мышления, так как они стали давнишней привычкой.

 

Мы считаем, что мышление, даже близкое к негативному, все равно разумно и логично. Возможно, это так, когда ваш мозг здоров, но в состоянии дисфункции мышление, скорее всего, будет иррациональным.

 

Большинство мыслей крутятся вокруг первоначальной мысли – и цикл повторяется.

 

Когда всю жизнь придерживаешься искаженной модели мышления, укрепляются связи между нейронами. Вы становитесь профессионалом в искаженном мышлении.

 

Негативные/искаженные мысли рождаются в голове, причиняют вред, а затем быстренько исчезают, так что вы даже не замечаете, что произошло.

 

Создание альтернативных «реальностей» того, что «могло» случиться или что вы или кто‑то другой «должны были» сделать, – путь к невзгодам и печали. Это гадание создает реальность, которая существует только в вашем воображении.

 

Для изменения мышления, а, следовательно, и жизни необходимо определить, какие типы привычного мышления (один или больше) удерживают вас от достижения еще большего удовлетворения жизнью.

 

Можно критиковать свои ошибки или критиковать себя за ошибки. Первый подход может быть продуктивным, так как позволяет научиться на своих ошибках. Во втором случае в центре внимания – вы, а не ошибка; поэтому сложно переключиться на более эффективный стиль мышления.

 

Глава 3. Управление разумом

 

«Человека расстраивают не вещи, а его взгляд на них».

Эпиктет (55–135 г. н. э.)

 

Как мы отметили в предыдущей главе, проведено множество научных исследований для определения видов мыслительных нарушений, присущих большинству людей.

Повторим: для изменения мышления необходимо выяснить, какие из этих привычных образов мысли характерны для вашего мыслительного репертуара. Тогда вы сможете постепенно избавиться от них.

Наверное, вы уже поняли, что основная идея этой книги заключается в следующем.

 

От нашего собственного восприятия зависят наши чувства и поведение.

 

Учитывая все сложности жизни, мы можем контролировать только одно – свое мышление. Если мы научимся реагировать на трудности и проблемы – реальные или вымышленные – без негатива, то будем по‑другому относиться к себе, другим людям и миру в целом.

• Мысли и убеждения обладают колоссальной властью, способной сдерживать нас.

• Та же самая сила разума движет нами, заставляя достигать большего в жизни.

Подумайте вот о чем. В предыдущих главах мы отметили, что наш разум/мозг представляет собой электромагнитную систему. Мысли – это энергия. Сосредоточившись на определенной мысли, вы буквально черпаете энергию из своего внутреннего мира и создаете что‑то во внешнем, реальном мире, целиком и полностью опираясь на свои мысли.

Подобная энергия создала книгу, которую вы сейчас читаете, сиденье в поезде, очки на вашем носу, красивые туфли на ногах, ваш модный пиджак. Мысли – это идеи, которые создают в голове образ, а производимая ими энергия направляется на воплощение этого образа в жизнь.

Если бы в жизни все было так просто! Если бы мы, уверенные в себе, направили свои мысли на путь сотворения позитивной реальности! Но зачастую мышление с дьявольским упорством преграждает путь к счастью и успеху. В таком случае нам нечего даже мечтать о «позитивной спирали». Зато нам прекрасно знаком спуск по «негативной спирали».

(Именно поэтому следующая часть книги объясняет, как смирить «измученный» разум, чтобы научиться контролировать мыслительную энергию, превращая ее из негативной в позитивную, и направить на путь счастья и удовлетворения. Непростая задача, но достижимая. Это можно сделать с помощью метода управления разумом – управления мыслями и чувствами.)

У каждого из нас есть многолетние мыслительные привычки, от которых нельзя избавиться за один день. Возможно, самая вредная привычка – мыслить в негативном ключе. Исследования показывают, что подавляющая часть наших мыслей имеет негативную окраску. Мысль появляется, и мы сразу же устремляемся по спирали вниз – это происходит практически мгновенно. Удивлены? Постарайтесь в течение одного дня последить за своими мыслями. Думаю, вы убедитесь, что это правда.

Возьмем, к примеру, повседневные ситуации. Начнем, скажем, с вашего завтрака, дороги на работу – на метро, автобусе или машине. Затем обед, возвращение домой, телевизор и даже размышления перед сном в постели. Теперь правдиво и честно оцените эти мысли, которые приходили вам в голову в течение целого дня. Разве они в большинстве своем не были пагубными и негативными?

Теперь вы видите, почему это так важно – избавиться от многолетней привычки, прежде чем начинать менять свою жизнь и становиться счастливее? Этого можно добиться, но придется от многого отказаться. Дело в том, что мы никогда не сможем положить конец всем негативным мыслям. Это невозможно и нежелательно. Нам необходима капелька критичного отношения – к себе, например, – чтобы стремиться к совершенствованию.

Речь идет о чрезмерно негативных, вредных мыслях. Вот в чем проблема. Отслеживать такие мысли и «нажимать на переключатель», чтобы противостоять им (как мы увидим в методе управления разумом), – необходимые условия для более продуктивной жизни. Ваши мысли и, следовательно, отношение, и (самое главное) чувства – все это преобразится.

Возможно, вам будет нелегко определить, какие мысли попадают в эту категорию. Но если вам вдруг становится плохо от какой‑то мысли, знайте, что это один из многочисленных примеров негативного мышления.

В предыдущей главе мы говорили, что вред наносится тогда, когда вы задерживаетесь на тех или иных пагубных мыслях. Кроме того, есть мысли, которые создают действительно серьезные проблемы в повседневной жизни. Одна мысль отсеивается – или не материализуется, – а другие две получают дальнейшее развитие. Если вы перестанете отдавать энергию этим мыслям и позволять им набирать обороты, то это будет вашим первым шагом.

Итак, мы знаем, что страдаем негативным мышлением, однако позволяем разуму контролировать нас, хотя должно быть наоборот.

Повторим то, что мы обсудили в первой главе.

Когда

• изменятся наши мысли,

• изменятся и чувства,

• затем изменятся поступки,

• и это изменит жизнь.

Искаженные мысли могут привести только к нездоровым, негативным эмоциям. Более позитивный и реалистичный образ мыслей изменит ваши чувства. Важно помнить, что точно так же, как разум способен изменить наше восприятие текущей ситуации, он может воздействовать на то, что связано с прошлым.

Это могут быть некогда совершенные ошибки или гнев, за который вы держитесь вот уже много лет. Помните, что, каждый раз, вспоминая прошлый опыт, нужно учитывать, что в тот конкретный момент времени мы поступали в соответствии с тогдашними мыслительными заблуждениями. Мы были такими, какими были – в то время. Наше мышление развивалось по определенному пути, опираясь на знания о мире и отношение к себе.

Наши действия вытекают напрямую из наших мыслей. Сосредоточенность на ограничениях и недостатках приведет только вниз: «Я никогда не смогу это сделать…», «Это окупится только через много лет…», «Я не могу найти времени для…». Эти саморазрушительные, пагубные убеждения культивируют наше бездействие.

Если подумать, можно проанализировать свои модели мышления в различных ситуациях. Что вызывает у вас стресс? Можно ли этого избежать? В каких случаях следовало бы изменить образ мыслей, чтобы чувствовать себя лучше? Как можно изменить конкретное поведение, которое, в свою очередь, изменило бы ваши чувства?

Мне бы хотелось вернуться к первой части того мудрого изречения, которое оказало такое влияние на меня в детстве (я приводил его в первой главе):

«Оптимист вы или пессимист – это вряд ли повлияет на результат. Разница в том, что оптимистам веселее жить».

 

Следующий шаг моего прозрения произошел много лет спустя. Изучая когнитивную психологию, я познакомился с работами американского клинического психолога Альберта Эллиса, признанного авторитета «когнитивной революции». Он сформулировал крайне важную когнитивную модель терапии – REBT.

Итак. Оптимист вы или пессимист (как было сказано в той цитате), благодаря REBT вы можете повлиять на результат.

А как – вы сейчас узнаете.

Я был так рад познакомиться с этой новой терапией, которая подтверждала мой собственный опыт. Для подростка, которого ошеломили эти слова об оптимизме/пессимизме, это было очень важно, так как они иллюстрировали более оптимальный образ жизни. И я заметил, что во многих случаях это действительно влияло на результат (в хорошем смысле), так как побуждало искать ситуации, предоставлявшие больше шансов для получения желаемого, – капелька интуиции и счастливого случая. Это доказывало связь между мыслью, чувством и поведением.

Какова основная мысль терапии доктора Эллиса? Если подумать, то… мысль!

Искусство мыслить философски. Эллис был поклонником учения стоиков, таких, как Эпиктет, которому принадлежит удивительно емкое и мощное изречение: «Человека расстраивают не вещи, а его взгляд на них».

Революционная терапия REBT опиралась на убежденность Эллиса (на которого оказывали сильнейшее влияние античные философы) в том, что:

• именно наши собственные мысли и убеждения становятся причиной психологических проблем;

• эти два фактора определяют, как мы воспринимаем мир и какие чувства испытываем каждый день.

Ошибочное, пагубное или иррациональное мышление причиняет нам боль – так он считал. Эти неверные мысли:

• искажают реальность;

• приводят к ошибочным выводам;

• и сосредоточивают наше внимание на неблагоприятном результате.

Эллис, проводя исследования и беседуя с пациентами, отметил устойчивую склонность людей интерпретировать события иррационально. Так, он сделал вывод, что наше иррациональное мышление является одной из основных причин стресса и психологических расстройств.

Проще говоря, если мы плохо относимся к себе или ведем себя иррационально, то это из‑за внутреннего диалога.

Работа Эллиса оказала настолько сильное влияние, что до сего дня результаты его исследований широко используются во всем мире. Он считал, что «ошибки мышления» и, следовательно, неверное восприятие мира – причина большинства наших расстройств в жизни, поэтому решение следует искать в переоценке этих пагубных мыслей.

В 1970–1980‑е годы стал популярен анализ настоящего вместо глубокого погружения в прошлое – основного принципа других психотерапевтических методов. Область психоанализа, предложенная Фрейдом, дискредитировала себя, уступив первенство когнитивному подходу Эллиса. Говоря о неврозе – центральной концепции фрейдистской модели личности, – Эллис называл его «всего лишь модным словечком, означающим “нытье”».

Непродолжительное лечение, направленное на изменение мышления «здесь и сейчас», вместо попыток понять прошлое – основной догмат метода Эллиса. В основе его психологической модели лежали убеждения:

«Как показывает мой опыт, психоанализ дает людям отговорку. Им не нужно менять свой образ мыслей или психологию; они могут рассказывать о себе лет десять, обвиняя во всем родителей и ожидая волшебной пилюли».

 

В 1982 году по результатам опроса среди психологов, проведенного Американской ассоциацией психологов, Эллис был признан вторым (после Карла Роджерса) по влиянию психологом XX века, превзойдя Фрейда.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.