Преподобная Иулиания Лазаревская — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Преподобная Иулиания Лазаревская

2020-04-03 151
Преподобная Иулиания Лазаревская 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Татьяна Грудкина

ДЕЛА ЛЮБВИ

Книга о добрых людях

~~~~~~~~~~~~

Так да светит свет ваш пред людьми,

чтобы они видели ваши добрые дела и

прославляли Отца вашего Небесного.

                                           Мф. 5, 16

~~~~~~~~~~~~

ЗДРАВСТВУЙ, ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК!

 

Главное в жизни – всегда делать людям добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое»

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий)

 

Мягкое, доброе сердце, свойственное славянской природе, всегда было открыто к делам милосердия. Милостыня – это элемент русского национального мировоззрения. Не отвернуться от чужого страдания, отдать просящему даже то, что тебе самому нужно, – таков русский человек. В этой книге собрано несколько историй о милосердных людях – известных и позабытых.

Внешне ничем не примечательная жизнь преподобной Иулиании Лазаревской (Ульяны Устиновны Осорьиной) оказалась драгоценной в глазах многих людей, которым она оказывала помощь именем Божиим. Когда была богата, то сама шла с милостыней к бедным – возьмите, это я обязана вам. Когда обнищала, голодные пошли к ней и насыщались благословленным хлебом из лебеды. Среди людей Иулиания была прозвана Милостивой, а у Бога стала святой.

Выйдя замуж за миллионера, Аврора Карловна Шернваль не стала тратить деньги на наряды и украшения. Все личные средства она употребила на учреждение в России благотворительных заведений – «домов милосердия», «домой призрения», «домов престарелых». Она показала, что системная благотворительность приносит большую пользу большому количеству людей.

Немец по происхождению Федор Петрович Гааз стал настоящей легендой старой Москвы. Главный тюремный доктор без страха входил в камеры к самым отъявленным негодяям, потому что был уверен: «жалость двигает больше, чем каменными горами, она двигает каменными сердцами»[1]. Это доктор Гааз сказал, что «в российском народе есть блестящая добродетель милосердия».

Высока цена отваги на поле битвы. Но каково прожить после войны сорок лет, до последнего дня мучаясь от полученных ран? Герой Кавказа Петр Степанович Котляревский никогда не жалел себя, но всегда жалел ближнего. И свою генеральскую пенсию, и свои духовные силы без остатка тратил на нуждающихся сослуживцев.

Великий во всем Александр Васильевич Суворов на собственном опыте познал: ничто так не приближает к Богу, как милостыня. И творил милостыню щедрой рукой. А его дочь Наталья Александровна Зубова за свое милостивое сердце была пожалована царским орденом.

По словам историков, в Бородинской битве победителя не было. Но духовная победа, несомненно, осталась за русскими. Иначе как объяснить появление на Бородинском поле великого монастыря и его великой настоятельницы? Игуменья Мария (Маргарита Михайловна Тучкова) потеряла всю свою семью и деятельная молитва за усопших – особый род милостыни – стала главным смыслом ее жизни.

Кто-то может усомниться: в истории няни Пушкина какое милосердие? А разве не велика жертва любви поддержать совершенно отчаявшегося человека, успокоить его, вернуть к жизни, передать веру во Всемогущий Промысл Божий? Милостыня – это не только подаяние, но и сострадание: доброе слово, сердечная забота.

Где найти силы для жизни, если смерть забрала у тебя шестерых детей? Если ты безнадежно забыта в Сибири, куда попала вслед за мужем – государственным преступником? Жена декабриста Наталья Дмитриевна Фонвизина устроила свою жизнь по законам милосердия: не строй церковь, пристрой сироту. Усыновив пятерых детей, она испытала не только счастье материнства, но обрела полноту и радость жизни.

Ироничный и тонкий писатель Антон Павлович Чехов был в глазах своих современников олицетворением доброты. Его безотказность, готовность в любую минуту прийти на помощь или выручить деньгами были поразительны. В архивах сохранились сотни банковских квитанций на оплаченные им пожертвования самым разным людям.

Милосердие многолико. Это и копеечка нищему на паперти, и миллионные вклады на социальные нужды. Не так важен масштаб благодеяния, как чистота и благородство помысла – помочь, избавить от беды, защитить. Через благотворителей Сам Бог помогает нуждающимся – вот какова высота милосердного служения!

Православные предприниматели, воспитанные благочестивой патриархальной стариной, знали непреложный закон: милостыня очищает доходы. «То, что ты отдаешь как милостыню, освящает оставшееся». Чудесный, но доказанный историками факт: финансовое состояние купца Иннокентия Михайловича Сибирякова, который жертвовал деньги на дела милосердия тысячами и миллионами рублей, к концу жизни выросло в десять раз! Господь благословляет истовых благотворителей. Таков духовный закон, о котором прямо сказано в Ветхом Завете: «Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет. Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет» (Притчи Соломона. 11, 24-24).

В основе российской благотворительности всегда лежали православные идеалы действенного служения ближнему[2]. Основатель известной купеческой династии В.И.Прохоров завещал своим потомкам: «Живите не для богатства, а для Бога; не в пышности, а в смирении». Русские предприниматели никогда не были нацелены только на материальную выгоду, они, в первую очередь, искали духовную опору для своей деятельности. Богатство – это то, что Бог дал, чтобы людям послужить.

К сожалению, времена изменились. Все меньше богачей совестливых, все больше таких, «из которых с трудом можно выдавить какие-то копейки от сверхдоходов и разделить их по крохам среди многих нуждающихся».[3] Такие люди не жертвуют, а просто откупаются. И потому проводят жизнь в одиночестве, унынии и внутренней опустошенности. А между тем их жизнь может совершенно преобразиться – стоит сделать один шаг.

Прот. Андрей Ткачев приводит такую историю из жизни нашего современника. «Один человек, довольно успешный бизнесмен, вдруг однажды почувствовал, что жизнь его абсолютно пуста, бессмысленна, невозможна. И вот, пребывая в таком гадком состоянии духа, ссорясь со своими подчиненными, с домашними, меняя развлечения и не находя в них радости, этот человек однажды растрогался видом какой-то старушки, которая шла по улице. Она выглядела благообразной, весьма бедной, но ничего не просила. И он в каком-то непонятном ему порыве достал из кармана деньги. Для него эти деньги были карманными, а для нее это было целым богатством. И в это время он вдруг почувствовал прилив радости, причем, совершенно не знакомой ему раньше. Поделившись этой радостью со своими друзьями и знакомыми, этот человек собрал целую группу довольно успешных молодых людей среднего класса. И теперь они стали сознательно помогать кому-то, находили нуждающихся людей и участвовали в их жизни точечно, целевым образом помогая нуждающемуся человеку – одному, двум, семье… Это поменяло их жизнь, поменяло их отношения с ближними».[4]

Схожий эпизод находим в жизнеописании предпринимателя, жившего на сто лет раньше – И.М.Сибирякова. Разочарованный в жизни и людях, в самом мрачном расположении духа он отправился составлять завещание. «Когда ему подали экипаж, он, выходя на парадное крыльцо, заметил вблизи подъезда молодую женщину, бедную, исхудавшую от голода, в рубище. Держа ребенка на руках, она грустно просила оказать ей помощь. Бедность и страдальческое лицо женщины тронули Сибирякова до глубины души. Его сердце наполнилось чувством глубокого сострадания к ней. Отдав ей все наличные деньги, он, садясь в экипаж, подумал: «Разве велика моя помощь бедной? Ей хватит этих денег не больше чем на два месяца. Обеспечу я ее и ребенка на всю жизнь. Пусть поминают мою душу». А потому, отъезжая от крыльца, он издали крикнул ей: «Часа через два или три приди сюда. Я еще тебе помогу». Когда он произносил эти слова, его сердце неожиданно наполнилось ощущением столь сильной неземной радости, какой он никогда прежде не испытывал. Такова благодатная сила милосердия!»[5] Удивительный душевный подъем – это Божия благодать, сходящая на того, кто творит добро.

И. М. Сибиряков, А. П. Чехов, А. В. Суворов и многие другие благотворители имели особую склонность творить добро тайно: помогать людям, не обнаруживая себя, – инкогнито или через третьих лиц. Русские люди всегда любили такую «тихую милостыню», которую принимали как из руки Божией. В войну и в голодные послевоенные годы утром на крылечке или на подоконнике вдруг обнаруживался кусок хлеба или лепешка, или блинок. Кто положил, когда – никто не знал. Эта тихая милостыня не только спасала от голодной смерти. Она укрепляла веру в Господа и доверие к людям.

В жизнеописании новомученика о.Александра Парусникова приведен такой удивительный случай. «Семья отца Александра держала корову, которая, как и во многих семьях тогда, была единственной кормилицей. Но и ее власти отобрали. Отец Александр был на тот момент в храме. Вернувшись, он увидел смятение в доме. Александра Ивановна с горечью пояснила: «Корову увели у нас со двора». «Корову увели? Пойдемте все быстренько; детки, вставайте на коленочки. Давайте благодарственный молебен отслужим Николаю Чудотворцу», – сказал священник. Супруга с недоумением посмотрела на него и воскликнула: «Отец?!» – «Сашенька, Бог дал, Бог взял. Благодарственный молебен давайте отслужим», – повторил отец Александр, тем самым показывая, как надо отвечать на злобу незлобием и Господа благодарить не только за сладкое, но и за горькое, чтобы благодарным принятием горького вкусить душе, если Бог даст, плоды райские.

С тех пор, как у них не стало коровы, на крыльце появлялась корзинка с бутылью молока и двумя буханками хлеба. Старшие дети долгое время дежурили у окна, чтобы узнать, кто приносит им хлеб и молоко. Бывало, до глубокой ночи высматривали, но так им и не удалось увидеть своего благодетеля»[6].

Милостыня – это не только деньги. Устами своего героя Ф.М.Достоевский дал такой совет: «Если ты желаешь сделать что-нибудь доброе, но под рукой не имеешь никакого повода к этому, то есть, нет никого, кого бы ты мог одеть, накормить, утешить, купить лекарства, защитить, а желание добра есть в тебе, то сделай следующее. Помолись Богу так: Господи, упокой души тех, кто сию секунду предстал пред Тобою». Иногда доброе слово и молитва важнее подаяния.

«В наше время люди так нуждаются в поддержке, что нет ценнее милостыни, как сочувствие»[7]. Мы так разобщены, одиноки и несчастны, что жалость воспринимаем как чудо, а в человеческое бескорыстие не верим. Но чтобы поверить в добро, надо просто начать его делать.

Татьяна Грудкина

ФРАГМЕНТЫ ИЗБРАННЫХ ГЛАВ

Глава 1

«ТИХАЯ НЕБЕСНАЯ ЗАРЯ»

Федор Петрович Гааз

Человек, чье имя не подлежит забвению – доктор Федор Петрович Гааз. Ученик и собеседник великого Ф.Шеллинга, он с юности усвоил, что только любовь и добро являются главными ценностями жизни. В душе – истинный философ, мечтал увидеть опубликованными свои «Размышления о системе Сократа». Открыв и описав целебные Кавказские минеральные источники, стал основоположником новой науки – курортологии. Как главный врач Москвы приобрел богатство и славу, но вскоре все имущество раздал бедным и «посвятил все свои силы на служение страждущему человечеству в России».

 

<…> Поворотным в его судьбе стал 1828-й год. Говорят, что когда Гаазу предложили войти в состав Московского комитета попечения о тюрьмах, он сказал: «Это то, о чем я всю жизнь мечтал». С тех пор его силы, деньги, связи служили одному-единственному делу – облегчению участи заключенных. Уже первые посещения московских тюрем опалили адским огнем нечеловеческого страдания. Сырые, грязные, душные казематы без отопления и без окон. Полная антисанитария: отсутствие умывальников, туалетов и вентиляции. Мрачные камеры, переполненные людьми и насекомыми. И мужчины, и женщины, и дети, и старики – все вместе на скользком каменном полу.

И главное – полное бесправие тех, кто сюда попал. А попадали не только воры и убийцы. В пересыльную тюрьму привозили беспаспортных бродяг, потерявшихся иностранцев и даже крепостных крестьян, которых скупой помещик отправлял в свои дальние владения не за собственный, а за казенный счет. Ссыльно-каторжных нередко сопровождали их супруги, дети и родители. И все эти люди в одночасье становились бесправными изгоями, которые не могли получить лечение, подать жалобу, помолиться в храме. И символом этого бесправия стала наполовину обритая голова. В этом отчаянном положении многих посещали мысли о самоубийстве.

«Мои несчастные» так стал называть своих подопечных доктор Гааз. Он немедленно добился того, чтобы камеры были разделены на мужские и женские, а уголовники и неподсудные содержались в разных помещениях. В Бутырских казематах была проведена канализация, сырые камеры обшиты тесом, увеличены окна, благоустроен прогулочный двор и высажены деревья для освежения воздуха.

Доктор добился увеличения срока пребывания пересыльных в Москве – с трех дней до семи. За это время он лично проводил медицинский осмотр каждого арестанта, оставляя на лечение больных, ослабленных и «смертельно тоскующих». У каждого интересовался: «Не имеете ли в чем нужды?» и снабжал деньгами, бельем, теплыми вещами. Присылал сладкие гостинцы женщинам и подросткам. А на все обвинения в баловстве отвечал: «Кусок хлеба им подаст всякий, а конфетку или апельсин они никогда не видели и не увидят. Я делаю им удовольствие, которое в их жизни больше не повторится».

Доктор подавал наверх ходатайства о пересмотре дел, – и добился успеха в 142 случаях! Учреждение тюремных больниц, тюремных библиотек, тюремных ремесленных мастерских и школ для детей заключенных – и это все Гааз. Есть сведения, что с 1828 года он не пропустил ни одного арестанта, идущего этапом через Москву, а их за это время прошло более ста тысяч. <…>

 

Глава 6

ГЛАВНОЕ СВОЙСТВО ЛЮБВИ

Игуменья Мария (Тучкова)

Женщина желает каждого обнять своей любовью. Любовью, которая «не может заключаться в себе самой, ибо основное свойство ее – потребность изливаться на кого-нибудь и на что-нибудь» [9]. Потеряв любимого мужа и обожаемого сына, Маргарита Михайловна Тучкова всю свою любовь направила на утешение несчастных вдов и сирот Отечественной войны, основав монастырь на ратном Бородинском поле.

<…> Наслышанный о ее горькой участи, Московский митрополит Филарет (Дроздов), написал Маргарите Михайловне: «Два года мучительной, отчаянной скорби – достаточная жертва миру и плоти. Наше дело – нести налагаемые кресты с любовью, детским смирением и христианским терпением, а не измерять их и не сравнивать с другими. Помогайте во имя Господа Иисуса Христа бедным, утешайтесь, утешая несчастных. Может быть, Вы избраны орудием для утешения тысячи страждущих».

Благодаря мудрым наставлениям попечительного пастыря и его пламенным молитвам Маргарита Михайловна обрела во Христе силу духа. «Мое сердце почуяло Бога, и я научилась покорности, но рана моя не заживала, она свежа» – признавалась в письме. Вскоре по округе разлетелась молва «о доброй барыне, которая живет в Боге и любит нищую братию». В Бородино потянулись бедные и больные, одинокие вдовы и сироты. Маргарита Михайловна принимала всех: кормила, лечила, утешала, снабжала деньгами. Но главным ее делом стала молитва за усопших и всех, павших на Бородинском поле.В храме читалась неусыпаемая Псалтирь, на братских могилах служились панихиды, а по Бородинскому полю каждый год проходил большой крестный ход. По древнему русскому рецепту стали выпекать поминальный тминный хлеб – знаменитый, Бородинский.

Через пять лет вокруг Маргариты Тучковой поселилось уже более 50 человек, и в 1833 г. была официально утверждена Спасо-Бородинская женская община, которая спустя несколько лет преобразовалась в монастырь. В июле 1838 г. Маргарита Михайловна Тучкова была пострижена в монашество с именем Мария и приняла из рук митрополита Филарета игуменский посох. Должно быть, тогда она вспомнила странное происшествие, случившееся на ее свадьбе много лет назад. Тогда к молодым, выходившим из церкви, протиснулся нищий и протянул Маргарите корявую палку со словами: «Монахиня Мария, возьми посох!» <…>

 

Глава 7

ОБРАЗ ЧЕСТИ

ПРИТЯЖЕНИЕ ДОБРА

ЖИЗНЬ ДЛЯ ДРУГИХ

Антон Павлович Чехов

Все помнят знаменитые слова Чехова о том, что «за дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья непременно наступит несчастье». Вопрос о счастье великий писатель решал просто: «Счастье и радость жизни не в деньгах и не в любви, а в правде». А правда – это добро, бескорыстно творимое для других.

 

<…> Чехова волновала мысль о том, что «хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила бесследно». В Серпуховском уезде на собственные средства он построил три школы: в своем Мелихове и в двух селах по соседству. Это были красивые просторные дома с высокими потолками и большими окнами. По свидетельству очевидцев, освящение Талежской школы – единственной на четыре деревни, совершалось очень торжественно, после церковной службы и многолюдного крестного хода. Крестьяне отблагодарили Чехова лучшим, что у них было: подарили большую икону и четыре каравая с серебряными солонками. При открытии «чеховской» школы в Новоселках хлеб-соль преподнесли на резном деревянном блюде изумительной работы.

Чехов был попечителем нескольких земских училищ и регулярно перечислял им деньги. Оплачивал обучение гимназистов, причем, иногда совершенно ему не знакомых. Не отказывал в помощи, если получал, например, такие письма: «Милостивый государь Антон Павлович! Зная Вашу щедрость, в особенности к ученикам беднейших классов, я и брат мой осмеливаемся обратиться к Вам с покорнейшею просьбою о помощи нам денежного пособия ко дню Св.Пасхи на приобретение летнего форменного платья и сапог. О бедности и крайнем нашем положении известно г-ну директору прогимназии Н.Ф.Щербинскому. А ввиду какого-либо сомнения в нашей просьбе, Вы можете переслать на имя г-на директора. С почтением к Вам, ученики Севастопольской прогимназии Николай и Семен Вавиловы»[10].

Предметом особой заботы Чехова были школы на далеком Сахалине. До него там не было ничего: ни школьных зданий, ни учебных программ, ни подготовленных педагогов, ни библиотек. Он немедленно разослал своим друзьям телеграммы с просьбой о книгах, учебниках и методической литературе. Отклики пошли сразу. «Очень много пожертвовано издателями и авторами. Очень рад. Сахалинские школы будут иметь свои библиотеки», – торжествовал Чехов.

В 1899 г. «за отличное усердие и особые труды в делах народного просвещения» Чехову был высочайше пожалован орден св. Станислава III степени и титул потомственного дворянина. Однако великий писатель был чрезвычайно скромным человеком, начисто лишенным тщеславия. Он всячески избегал внимания и славы, поэтому орден так ни разу не надел, а от дворянства просто отказался. <…>

Глава 11

ЗОЛОТОЕ СЕРДЦЕ ВЫСШЕЙ ПРОБЫ

Татьяна Грудкина

ДЕЛА ЛЮБВИ

Книга о добрых людях

~~~~~~~~~~~~

Так да светит свет ваш пред людьми,

чтобы они видели ваши добрые дела и

прославляли Отца вашего Небесного.

                                           Мф. 5, 16

~~~~~~~~~~~~

ЗДРАВСТВУЙ, ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК!

 

Главное в жизни – всегда делать людям добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое»

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий)

 

Мягкое, доброе сердце, свойственное славянской природе, всегда было открыто к делам милосердия. Милостыня – это элемент русского национального мировоззрения. Не отвернуться от чужого страдания, отдать просящему даже то, что тебе самому нужно, – таков русский человек. В этой книге собрано несколько историй о милосердных людях – известных и позабытых.

Внешне ничем не примечательная жизнь преподобной Иулиании Лазаревской (Ульяны Устиновны Осорьиной) оказалась драгоценной в глазах многих людей, которым она оказывала помощь именем Божиим. Когда была богата, то сама шла с милостыней к бедным – возьмите, это я обязана вам. Когда обнищала, голодные пошли к ней и насыщались благословленным хлебом из лебеды. Среди людей Иулиания была прозвана Милостивой, а у Бога стала святой.

Выйдя замуж за миллионера, Аврора Карловна Шернваль не стала тратить деньги на наряды и украшения. Все личные средства она употребила на учреждение в России благотворительных заведений – «домов милосердия», «домой призрения», «домов престарелых». Она показала, что системная благотворительность приносит большую пользу большому количеству людей.

Немец по происхождению Федор Петрович Гааз стал настоящей легендой старой Москвы. Главный тюремный доктор без страха входил в камеры к самым отъявленным негодяям, потому что был уверен: «жалость двигает больше, чем каменными горами, она двигает каменными сердцами»[1]. Это доктор Гааз сказал, что «в российском народе есть блестящая добродетель милосердия».

Высока цена отваги на поле битвы. Но каково прожить после войны сорок лет, до последнего дня мучаясь от полученных ран? Герой Кавказа Петр Степанович Котляревский никогда не жалел себя, но всегда жалел ближнего. И свою генеральскую пенсию, и свои духовные силы без остатка тратил на нуждающихся сослуживцев.

Великий во всем Александр Васильевич Суворов на собственном опыте познал: ничто так не приближает к Богу, как милостыня. И творил милостыню щедрой рукой. А его дочь Наталья Александровна Зубова за свое милостивое сердце была пожалована царским орденом.

По словам историков, в Бородинской битве победителя не было. Но духовная победа, несомненно, осталась за русскими. Иначе как объяснить появление на Бородинском поле великого монастыря и его великой настоятельницы? Игуменья Мария (Маргарита Михайловна Тучкова) потеряла всю свою семью и деятельная молитва за усопших – особый род милостыни – стала главным смыслом ее жизни.

Кто-то может усомниться: в истории няни Пушкина какое милосердие? А разве не велика жертва любви поддержать совершенно отчаявшегося человека, успокоить его, вернуть к жизни, передать веру во Всемогущий Промысл Божий? Милостыня – это не только подаяние, но и сострадание: доброе слово, сердечная забота.

Где найти силы для жизни, если смерть забрала у тебя шестерых детей? Если ты безнадежно забыта в Сибири, куда попала вслед за мужем – государственным преступником? Жена декабриста Наталья Дмитриевна Фонвизина устроила свою жизнь по законам милосердия: не строй церковь, пристрой сироту. Усыновив пятерых детей, она испытала не только счастье материнства, но обрела полноту и радость жизни.

Ироничный и тонкий писатель Антон Павлович Чехов был в глазах своих современников олицетворением доброты. Его безотказность, готовность в любую минуту прийти на помощь или выручить деньгами были поразительны. В архивах сохранились сотни банковских квитанций на оплаченные им пожертвования самым разным людям.

Милосердие многолико. Это и копеечка нищему на паперти, и миллионные вклады на социальные нужды. Не так важен масштаб благодеяния, как чистота и благородство помысла – помочь, избавить от беды, защитить. Через благотворителей Сам Бог помогает нуждающимся – вот какова высота милосердного служения!

Православные предприниматели, воспитанные благочестивой патриархальной стариной, знали непреложный закон: милостыня очищает доходы. «То, что ты отдаешь как милостыню, освящает оставшееся». Чудесный, но доказанный историками факт: финансовое состояние купца Иннокентия Михайловича Сибирякова, который жертвовал деньги на дела милосердия тысячами и миллионами рублей, к концу жизни выросло в десять раз! Господь благословляет истовых благотворителей. Таков духовный закон, о котором прямо сказано в Ветхом Завете: «Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет. Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет» (Притчи Соломона. 11, 24-24).

В основе российской благотворительности всегда лежали православные идеалы действенного служения ближнему[2]. Основатель известной купеческой династии В.И.Прохоров завещал своим потомкам: «Живите не для богатства, а для Бога; не в пышности, а в смирении». Русские предприниматели никогда не были нацелены только на материальную выгоду, они, в первую очередь, искали духовную опору для своей деятельности. Богатство – это то, что Бог дал, чтобы людям послужить.

К сожалению, времена изменились. Все меньше богачей совестливых, все больше таких, «из которых с трудом можно выдавить какие-то копейки от сверхдоходов и разделить их по крохам среди многих нуждающихся».[3] Такие люди не жертвуют, а просто откупаются. И потому проводят жизнь в одиночестве, унынии и внутренней опустошенности. А между тем их жизнь может совершенно преобразиться – стоит сделать один шаг.

Прот. Андрей Ткачев приводит такую историю из жизни нашего современника. «Один человек, довольно успешный бизнесмен, вдруг однажды почувствовал, что жизнь его абсолютно пуста, бессмысленна, невозможна. И вот, пребывая в таком гадком состоянии духа, ссорясь со своими подчиненными, с домашними, меняя развлечения и не находя в них радости, этот человек однажды растрогался видом какой-то старушки, которая шла по улице. Она выглядела благообразной, весьма бедной, но ничего не просила. И он в каком-то непонятном ему порыве достал из кармана деньги. Для него эти деньги были карманными, а для нее это было целым богатством. И в это время он вдруг почувствовал прилив радости, причем, совершенно не знакомой ему раньше. Поделившись этой радостью со своими друзьями и знакомыми, этот человек собрал целую группу довольно успешных молодых людей среднего класса. И теперь они стали сознательно помогать кому-то, находили нуждающихся людей и участвовали в их жизни точечно, целевым образом помогая нуждающемуся человеку – одному, двум, семье… Это поменяло их жизнь, поменяло их отношения с ближними».[4]

Схожий эпизод находим в жизнеописании предпринимателя, жившего на сто лет раньше – И.М.Сибирякова. Разочарованный в жизни и людях, в самом мрачном расположении духа он отправился составлять завещание. «Когда ему подали экипаж, он, выходя на парадное крыльцо, заметил вблизи подъезда молодую женщину, бедную, исхудавшую от голода, в рубище. Держа ребенка на руках, она грустно просила оказать ей помощь. Бедность и страдальческое лицо женщины тронули Сибирякова до глубины души. Его сердце наполнилось чувством глубокого сострадания к ней. Отдав ей все наличные деньги, он, садясь в экипаж, подумал: «Разве велика моя помощь бедной? Ей хватит этих денег не больше чем на два месяца. Обеспечу я ее и ребенка на всю жизнь. Пусть поминают мою душу». А потому, отъезжая от крыльца, он издали крикнул ей: «Часа через два или три приди сюда. Я еще тебе помогу». Когда он произносил эти слова, его сердце неожиданно наполнилось ощущением столь сильной неземной радости, какой он никогда прежде не испытывал. Такова благодатная сила милосердия!»[5] Удивительный душевный подъем – это Божия благодать, сходящая на того, кто творит добро.

И. М. Сибиряков, А. П. Чехов, А. В. Суворов и многие другие благотворители имели особую склонность творить добро тайно: помогать людям, не обнаруживая себя, – инкогнито или через третьих лиц. Русские люди всегда любили такую «тихую милостыню», которую принимали как из руки Божией. В войну и в голодные послевоенные годы утром на крылечке или на подоконнике вдруг обнаруживался кусок хлеба или лепешка, или блинок. Кто положил, когда – никто не знал. Эта тихая милостыня не только спасала от голодной смерти. Она укрепляла веру в Господа и доверие к людям.

В жизнеописании новомученика о.Александра Парусникова приведен такой удивительный случай. «Семья отца Александра держала корову, которая, как и во многих семьях тогда, была единственной кормилицей. Но и ее власти отобрали. Отец Александр был на тот момент в храме. Вернувшись, он увидел смятение в доме. Александра Ивановна с горечью пояснила: «Корову увели у нас со двора». «Корову увели? Пойдемте все быстренько; детки, вставайте на коленочки. Давайте благодарственный молебен отслужим Николаю Чудотворцу», – сказал священник. Супруга с недоумением посмотрела на него и воскликнула: «Отец?!» – «Сашенька, Бог дал, Бог взял. Благодарственный молебен давайте отслужим», – повторил отец Александр, тем самым показывая, как надо отвечать на злобу незлобием и Господа благодарить не только за сладкое, но и за горькое, чтобы благодарным принятием горького вкусить душе, если Бог даст, плоды райские.

С тех пор, как у них не стало коровы, на крыльце появлялась корзинка с бутылью молока и двумя буханками хлеба. Старшие дети долгое время дежурили у окна, чтобы узнать, кто приносит им хлеб и молоко. Бывало, до глубокой ночи высматривали, но так им и не удалось увидеть своего благодетеля»[6].

Милостыня – это не только деньги. Устами своего героя Ф.М.Достоевский дал такой совет: «Если ты желаешь сделать что-нибудь доброе, но под рукой не имеешь никакого повода к этому, то есть, нет никого, кого бы ты мог одеть, накормить, утешить, купить лекарства, защитить, а желание добра есть в тебе, то сделай следующее. Помолись Богу так: Господи, упокой души тех, кто сию секунду предстал пред Тобою». Иногда доброе слово и молитва важнее подаяния.

«В наше время люди так нуждаются в поддержке, что нет ценнее милостыни, как сочувствие»[7]. Мы так разобщены, одиноки и несчастны, что жалость воспринимаем как чудо, а в человеческое бескорыстие не верим. Но чтобы поверить в добро, надо просто начать его делать.

Татьяна Грудкина

ФРАГМЕНТЫ ИЗБРАННЫХ ГЛАВ

Глава 1

«ТИХАЯ НЕБЕСНАЯ ЗАРЯ»

Преподобная Иулиания Лазаревская

Тернистая земная дорога Ульяны Осорьиной была полна крутых поворотов. Она родилась в зажиточной семье, но, осиротев, росла нахлебницей в бедном доме. Вышла замуж за богатого боярина и была хозяйкой большого имения, но старость встретила в полной нищете. Стала счастливой матерью 13 детей, но восьмерых из них похоронила. Всю жизнь провела в мирских заботах, но сразу после кончины стала почитаться как святая. Старалась жить тихо и незаметно, но ее посмертная слава мгновенно разнеслась по Руси. В чем же ее загадка, и какой завет святая праведная Иулиания Лазаревская оставила нам, своим  потомкам?

 

<…> За одной бедой – другая: великий голод. Три года подряд не родился хлеб, в июле ударил мороз, а в августе пошел снег; погиб урожай, пала скотина. Все, что осталось в хозяйстве от скота, а также ризы, сосуды, Иулиания распродала на жито, и тем челядь свою кормила и милостыню довольную просящим подавала. И дошла она до последней нищеты, так что в дому ее ни единого зерна жита не осталось. Так богатая помещица превратилась в голодную нищенку. Но она не роптала и не унывала. В единственной надежде на Бога Иулиания благословила слуг собирать лебеду, древесную кору и печь хлеб. И случилось чудо: этот тощий хлеб из горькой травы оказался слаще тучного пряника, и досыта питал всю семью, и челядь, и нищих, которые толпами сходились к дому Осорьиных.

…Пришла зима и лишила Иулианию возможности посещать храм: не осталось теплой одежды, чтобы выйти на улицу. Несколько недель она не вставала с колен перед домашними образами, а в это время священнику местной церкви был чудесный голос от иконы Божией Матери, объявивший, что на милостивой Иулиании почивает Святой Дух.

 Накануне нового 1604 года блаженная старица тяжко заболела и вскоре совсем слегла. Призвала детей, внуков, слуг, благословила каждого и наказала всегда следовать Божией заповеди: «Будьте милосердны, как отец ваш Небесный милосерд есть». Причастившись Святых Христовых Таин, она кротко вздохнула «Слава Богу за все!» и словно замерла. Едва ее святая душа отлетела, как все увидели вокруг головы золотое сияние. Погребли святую Иулианию рядом с храмом праведного Лазаря Четверодневного, в котором она венчалась и крестила детей.

Осиротевшие односельчане стали приходить к ее могиле с просьбами, как к живой, и чудесным образом получали помощь. Через десять лет мощи праведной Иулиании были обретены нетленными. К этому времени количество чудес, явленных у ее гроба, было столь велико, что Православная Церковь прославила милостивую Иулианию Лазаревскую как Муромскую чудотворицу. В августе 2014 г. после лютых испытаний безбожных времен, чудотворные мощи святой праведной Иулиании Лазаревской были перенесены на место первоначального упокоения – в село Лазарево Муромского района, где пребывают поныне, являя великие Божии чудеса <…>

 

Глава 2

«ЕМУ БЫТЬ АНГЕЛОМ!»


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.