Малое предпринимательство в Нерюнгринском районе — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Малое предпринимательство в Нерюнгринском районе

2020-03-31 129
Малое предпринимательство в Нерюнгринском районе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

2.1 Общие положения программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Нерюнгринский район"

 

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", "Законом" Республики Саха (Якутия) от 19.12.2006 401-З № 817-III "О государственной целевой программе "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2007 - 2011 годы".

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относятся вопросы содействия развитию малого предпринимательства.

С 1 января 2008 года в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления отнесено создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. Разработка Программы базируется на анализе состояния развития сферы малого и среднего бизнеса в Нерюнгринском районе в настоящее время.

Цели и задачу программы предусматривают реализацию комплекса мероприятий для эффективного решения задач в сфере малого и среднего предпринимательства на территории Нерюнгринского района.

Программа определяет перечень мероприятий, объемы и источники их финансирования, ответственных за реализацию мероприятий, основные показатели результативности развития малого и среднего предпринимательства.

Программа разработана с учетом "Плана" действий Правительства Республики Саха (Якутия) в области социально-экономической политики на 2007 год и основные направления до 2011 года, ранее принятой в РС (Я) государственной целевой "программы" "Развитие малого предпринимательства и туризма в РС (Я) на 2007 - 2011 г. г.", а также с учетом Программы социально-экономического развития муниципального образования "Нерюнгринский район" на 2007 - 2011 годы и основные направления на 2015, 2020 годы".

На реализацию мероприятий программы предполагается направить средства, в том числе:

. Из государственного бюджета Республики Саха (Якутия);

. Из бюджета муниципального образования "Нерюнгринский район";

. Прочие источники (прогнозируются как возможные источники финансирования), в том числе:

собственные средства предприятий, средства кредитных учреждений и инвесторов и др.

Срок реализации Программы рассчитан на 2009 - 2011 годы и предусматривает реализацию комплекса мероприятий для эффективного решения задач в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

Мировой опыт показывает, что развитие малого и среднего предпринимательства имеет большое значение в решении социально-экономических задач муниципальных образований. В условиях современной рыночной экономики развитие малого и среднего предпринимательства Правительством Российской Федерации отнесено к наиболее значимым направлениям деятельности органов власти всех уровней для решения проблем социально-экономического развития.

Развитие малого и среднего предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), обеспечивающих достойный уровень жизни и являющихся главной стабилизирующей политической силой гражданского общества.

Малое и среднее предпринимательство имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в обществе. Массовое развитие малого и среднего предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения.

Малое и среднее предпринимательство является динамично развивающимся важнейшим элементом рыночной экономики Нерюнгринского района. Субъекты малого и среднего предпринимательства присутствуют практически во всех отраслях производственной и непроизводственной сфер деятельности. В малое и среднее предпринимательство вовлечены тысячи трудоспособных жителей Нерюнгринского района.

Развитие малого и среднего предпринимательства является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики Нерюнгринского района, и, наоборот, свертывание малого и среднего предпринимательства может иметь серьезные негативные последствия как экономического, так и социального характера. Развитие малого и среднего предпринимательства в социальном аспекте - это занятость трудоспособного населения, обеспечение жителей Нерюнгринского района необходимыми им товарами, услугами, формирование среднего класса, реализация общерайонных социальных задач. Таким образом, поддержка малого и среднего предпринимательства рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений политики как государства в целом, так и органов местного самоуправления, решающих двуединую социально-экономическую задачу.

Анализ развития малого и среднего предпринимательства, итоги совещаний, встреч, заседаний Союза предпринимателей Нерюнгринского района позволяют выявлять проблемы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в районе:

организации малого и среднего предпринимательства характеризуются относительной неустойчивостью в связи с менее благоприятными (по сравнению с крупными предприятиями) условиями хозяйствования, проявляющимися в форме относительно худшего состояния внутренней и внешней среды;

внешняя среда малого и среднего предпринимательства отличается особой неопределенностью, потому что она действует, как правило, на локальном рынке, который, в отличие от рынков крупных предприятий, характеризуется значительно более высокой степенью неизвестности и стихийности, то есть финансовые риски малого и среднего бизнеса объективно значительно выше;

особенностью внешней среды малого и среднего бизнеса является ее объективно подчиненная роль системе отношений с государством, местным самоуправлением, крупным бизнесом и финансово-кредитными институтами. Субъекты малого и среднего предпринимательства обладают значительно меньшими финансовыми возможностями по сравнению с крупными предприятиями.

Проблемы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства нельзя рассматривать и решать изолированно друг от друга, поэтому самым эффективным методом их решения является программно-целевой, обеспечивающий увязку реализаций мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.

Данная программа сформирована с учетом позитивных сдвигов в области нормативно-правовой, информационной, финансово-кредитной и других направлений поддержки малого и среднего бизнеса. Это комплекс конкретных и реальных в выполнении целевых мероприятий, направленных на решение существующих проблем и создание условий для поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Нерюнгринском районе.

2. Основные цели и задачи программы

Целями программы являются:

обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг) на региональные и межрегиональные рынки;

увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

обеспечение занятости населения и развития самозанятости;

увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

увеличение налоговых поступлений в доходную часть бюджета Нерюнгринского района от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в Нерюнгринском районе.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

совершенствование правового обеспечения предпринимательской деятельности;

формирование условий, обеспечивающих рост субъектов малого и среднего предпринимательства и численности занятого предпринимательской деятельностью населения Нерюнгринского района;

внедрение финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

максимальное удовлетворение потребностей малого и среднего предпринимательства в комплексных консультационных услугах;

организация подготовки и переподготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;

содействие в продвижении субъектов малого и среднего предпринимательства Нерюнгринского района на региональные и межрегиональные рынки, поддержка выставочно-ярмарочной деятельности;

развитие системы коммуникаций "бизнес-власть-общество".

Система мероприятий представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной нормативной правовой среды для развития малого и среднего предпринимательства, финансово-имущественной и информационно-образовательной поддержки малого и среднего предпринимательства и опирается на созданную инфраструктуру в области предпринимательства.

В качестве ключевого направления поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании рассматривается финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства. В данном направлении предусматривается реализация следующих мероприятий: - привлечение заемных банковских средств под гарантии районного и республиканского Фондов поддержки малого предпринимательства;

разработка и реализация механизма компенсации процентных ставок по банковским кредитам;

создание кредитного потребительского кооператива граждан.

В качестве значительной меры по развитию малого бизнеса района является его имущественная поддержка. В течение первого этапа реализации программных мероприятий предполагается проведение полной пообъектной инвентаризации муниципальной собственности и имущества, которое, во-первых, может быть передано субъектам предпринимательства, во-вторых, позволит увеличить неналоговые доходы муниципального бюджета за счет сдачи данных объектов в аренду хозяйствующим субъектам, заинтересованным в развитии бизнеса на территории Нерюнгринского района.

Кроме того, немаловажное значение имеет продолжение системной работы по:

устранению административных барьеров в сфере организации и осуществления предпринимательской деятельности;

повышению образовательного уровня кадров для малого бизнеса предусмотреть внедрение специальных программ;

принятию различных мер по повышению социальной защищенности и обеспечению охраны труда наемных работников, занятых в сфере малого предпринимательства;

повышение квалификации мастеров по пошиву одежды, головных уборов и парикмахеров;

проведение организационных мероприятий по привлечению молодых специалистов для работы в сфере бытового обслуживания.

При реализации Программы должны быть учтены следующие принципы:

. Выделение средств из бюджета муниципального образования "Нерюнгринский район" осуществляется на принципах софинансирования. Дополнительно к данным средствам выделяются средства из республиканского бюджета и средства субъектов малого и среднего предпринимательства.

. Выделение целевых групп поддержки: стартующих предпринимателей, субъектов малого и среднего предпринимательства, организующих бизнес по приоритетным направлениям.

. Переход на самоокупаемость субъектов малого и среднего предпринимательства. Успешными признаются только такие институты содействия малого и среднего предпринимательства, которые ориентируются на постепенный переход к самоокупаемости.

. Ориентация на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, обладающих потенциалом выхода на межрегиональные и экспортные рынки.

. Публичность, прозрачность Программы на основе регулярного проведения мониторинга и оценка ее выполнения. Ежегодная корректировка (уточнение) программы с учетом оценки ее реализации в предшествующем году.

Программа рассчитана на среднесрочный период с 2009 - 2011 годы. Мероприятия будут выполняться в соответствии со сроками согласно "приложения № 1". С учетом изменений социально-экономического развития Нерюнгринского района мероприятия могут быть скорректированы в установленном порядке.

3. Система программных мероприятий

Мероприятия программы в соответствии с их содержанием и направленностью сформированы по 8 следующим разделам:

Раздел 1. Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и материальным ресурсам;

Раздел 2. Обучение и подготовка кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;

Раздел 3. Обеспечение консультационной, организационно-методической и информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

Раздел 4. Содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства;

Раздел 5. Мегапроекты и возможности развития малого и среднего предпринимательства;

Раздел 6. Содействие в устранении административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие предпринимательства;

Раздел 7. Инновационные проекты;

Раздел 8. Развитие туризма.

4. Исследование потенциала развития малого и среднего предпринимательства

Муниципальное образование "Нерюнгринский район" по площади, равной 93,0 тыс. кв.км, можно сравнить со средней европейской страной. В состав территории входят 7 поселков: Чульман, Серебряный Бор, Беркакит, Хани, Золотинка, Нагорный, Большое Хатыми и село Иенгра.

Нерюнгринский район занимает исключительно выгодное географическое положение, располагаясь близко к Транссибирской железнодорожной магистрали и портам Охотского моря. Через территорию проходит автодорога республиканского значения "Большой Невер - Якутск" протяженностью 1 232 км. Протяженность железной дороги составляет 280 км.

Основу экономики Нерюнгринского района составляют отрасли промышленности, специализирующиеся на добыче угля, золота, выработке электроэнергии. В объеме промышленной продукции доля угольной отрасли составляет около 85%, золотодобывающей - около 10%, прочих отраслей - 5%. Общие балансовые запасы Южно-Якутского угольного бассейна оцениваются в 4,5 млрд. тонн с преобладанием углей коксующихся ценных марок, пригодных в металлургии.

К настоящему времени в районе разведаны месторождения различных полезных ископаемых, в том числе - апатита, мрамора, горного хрусталя, интересны месторождения камнецветного сырья.

Энергетику Южной Якутии представляют Нерюнгринская ГРЭС и Чульманская ТЭЦ, которые закольцованы в объединенную энергосистему Дальнего Востока и поставляют ежегодно в этот регион по перетоку до 0,9 млн. кВт/час электроэнергии.

Основной бюджетоформирующей отраслью является угледобыча, представленная крупнейшим угледобывающим предприятием республики и Дальневосточного региона открытым акционерным обществом "Холдинговая компания "Якутуголь", ООО "Олонгроуголь", ПФК "Север", ОАО "Нерюнгриуголь", ЗАО "Малые разрезы Нерюнгри", Саха-Корейским совместным предприятием по добыче угля - ООО СП "Эрэл", ООО СП "Эрчим-Тхан". В 2007 г. угледобывающими предприятиями Нерюнгринского района добыто 11,3 млн. тонн угля.

Экономически активное население Нерюнгринского района в 2007 г. составило 53 тысячи человек. Среднемесячная заработная плата работников предприятий и организаций в 2007 г. превысила 18 тыс. рублей, с темпом роста к 2006 г. в 122%. Среднедушевые денежные доходы населения района выросли до 16,0 тыс. рублей, что на 4 тысячи выше среднереспубликанского уровня. Потребительские расходы на душу населения в месяц составили около 12 тыс. рублей. По обороту розничной торговли Нерюнгринский район занимает 2 место в республике.

Дальнейшие перспективы развития экономики муниципального образования "Нерюнгринский район", прежде всего, связаны с освоением Эльгинского месторождения, увеличением объемов горно-геологических работ, освоением золоторудных месторождений, переходом на подземный вид угледобычи, разработкой новых месторождений полезных ископаемых, таких как хромдипсид, гранит, вольфрам, железная руда, организацией перерабатывающего и металлургического производств. К этому следует добавить самые развитые в республике транспортную и социальную инфраструктуры, мощную энергетическую базу. Здесь сконцентрирован человеческий потенциал, самый главный капитал XXI веке. Крайне важно умело распорядиться имеющимися трудовыми ресурсами, проводить разумную миграционную политику, всячески способствовать целевой подготовке и закреплению кадров из числа местного населения.

В силу уникальности и практической неисчерпаемости запасов угля и других не менее ценных минеральных богатств большой хозяйственной значимости, растительного и животного мира, высокого профессионализма муниципальное образование "Нерюнгринский район" обладает огромной перспективой развития, гарантированной эффективностью вложения финансовых средств и интеллектуальной энергии в освоение разведанных богатств, дальнейшее промышленное, социальное и культурное развитие.

Главной целью политики поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) является создание благоприятного климата для ускорения развития малого и среднего бизнеса. Поскольку, чем лучше предпринимательский климат в обществе в целом и в каждом населенном пункте, тем выше число действующих и потенциальных предпринимателей.

В целом за последние годы в Нерюнгринском районе наблюдается устойчивая динамика развития малого и среднего предпринимательства. Количество и объем произведенной продукции имеют тенденцию к увеличению. Растет из года в год социальная значимость предпринимательства. Развитие малого и среднего бизнеса решает проблемы занятости населения, безработицы, расширения рынка товаров и платных услуг.

Производительные силы субъектов малого и среднего предпринимательства будут тяготеть к крупным городским центрам, город Нерюнгри станет основным центром деловой активности на юге Якутии. В прогнозном периоде значительного роста достигнут пищевая, легкая, лесная, деревообрабатывающая промышленности, производство строительных материалов и строительная индустрия.

Основные зоны повышенной предпринимательской активности в перспективе связаны с южными и юго-западными районами республики, где будут сосредоточены основные производственные объекты, базы, складские помещения, грузоперерабатывающие терминалы, ремонтные мастерские, а также предприятия по оказанию бытовых услуг, агрохозяйства, объекты розничной торговли и общепита и т.д.

Вопрос системного социально-экономического развития республики должен быть решен с активным привлечением предпринимателей и органов местного самоуправления.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.