Социальные процессы современной России — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Социальные процессы современной России

2020-03-31 195
Социальные процессы современной России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

социальный защита помощь

Многие отечественные учёные и общественные деятели уверены, что вывод страны из демографического кризиса, который продолжается уже более полутора десятка лет - одна из самых злободневных проблем долгосрочного развития социальных процессов в России. Начиная с 1992 г. в РФ наблюдается естественная убыль населения, связанная с высокой смертностью и низким уровнем рождаемости. Такие острые демографические проблемы, как сокращение численности детей и молодежи, а значит, в перспективе уменьшение трудовых ресурсов, в том числе современных профессиональных кадров, определяющих интеллектуальный потенциал страны, может привести к глубокому системному кризису, обесценению физического и человеческого капиталов. Однако перспективные расчеты, произведённые ФСГС, показывают по «среднему» варианту, что в скором времени последствия демографического кризиса могут быть преодолены, а рождаемость установится на уровне, характерном для развитых стран. «Пессимистический» вариант предполагает продолжение негативных тенденций демографического развития, сложившихся в 90-е годы. Удручающим фактором нашего демографического настоящего и будущего, является тот факт, что в РФ людей трудоспособного возраста умирает в 4,5 раза больше, чем в странах ЕС, уровень младенческой смертности в 2-2,5 раза выше показателей развитых стран [11, с. 7].

Сокращение численности населения России сегодня в некоторой степени компенсирует миграция. С 1992 г. миграция стала единственным источником восполнения потерь в численности населения России. Содействие добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, является одним из направлений решения демографической проблемы. В соответствии с указом Президента «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», разработаны специальные план и программа, рассчитанные на период до 2012 г. и направленные на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, и потребностей развития российских регионов.

Сложившаяся сегодня демографическая ситуация является неестественной, однако представляется небезнадёжной, если целью демографической политики РФ на средне- и долгосрочную перспективу станет проведение мероприятий по снижению уровня смертности населения и создание предпосылок для стабилизации показателей рождаемости с учётом региональных особенностей демографических процессов. При успешной реализации демографических программ и приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения к 2010 г. ожидается увеличение числа рождений и уменьшение коэффициента смертности. По последним данным Фонда социального страхования за первые три месяца 2009 г. в России родилось на 4% больше детей, чем в первом квартале прошлого года. Улучшение демографической ситуации отмечается во всех федеральных округах РФ, кроме Сибирского и Дальневосточного, в которых рождаемость пока сохраняется на уровне прошлого года.

Образовательный уровень населения и квалификация рабочей силы сегодня напрямую определяют развитие таких социальных процессов как занятость и безработица, а, следовательно, социальную однородность и дифференциацию в обществе. Статистика дает немало поводов для пессимистического прогноза на будущее, особенно в сфере дошкольного и общего образования - фундаменте получения специальных знаний и навыков, необходимых для успеха на современном рынке труда. Это ставит российскую образовательную систему перед необходимостью решения многочисленных серьёзных задач, таких как: подъём на более высокий уровень низшие ступени образования, корректировка действующей системы среднего и высшего профобразования и расширение профессиональной подготовки в сфере услуг (в том числе интеллектуальных), пересмотр принципов управления образованием, подготовка обучающихся к жизнедеятельности в условиях рыночной экономики, обеспечение достаточного притока ресурсов, обеспечение тесной связи учебных заведений с промышленностью и общество.

По общей доле лиц с третичным образованием наша страна - лидер, а по доле имеющих высшее и послевузовское образование впереди нас пока только США, Норвегия и Нидерланды. Однако по данным ПРООН (Программа развития ООН (ПРООН) - организация при ООН по оказанию помощи странам-участницам в области развития), приоритетность государственных расходов на образование 1990-2006 гг. практически не менялась (3,5% ВВП). Та же тенденция наблюдается и в сфере оплаты труда работников образования, которая остается одной из самых низких в экономике [8]. Россия имеет также невысокий уровень подушевого финансирования в сфере третичного образования, который является оборотной стороной его массовости, в результате которой наблюдается снижение и качества образования, и степени его соответствия современным требованиям.

В настоящее время практически не существует международных индикаторов качества высшего образования. Но имеются некоторые косвенные показатели, которые вполне можно оценить по статистическим данным ФСГС (Федеральная служба государственной статистики - Росстат, ранее Госкомстат). Такими показателями являются доля студентов, занимающихся по неочным формам обучения (1994 г. - треть от общей численности выпускников российских ВУЗов, 2004 г. - уже более половины) и число иностранных студентов (уменьшилось за тот же период почти в 2 раза). Если судить по этим индикаторам, качество высшего образования в нашей стране идет на убыль. О неудовлетворительном качестве образования свидетельствует и быстрый рост числа поступивших в учебные заведения третичного уровня лиц, ранее уже получивших профессиональное образование. Вместо прямого выхода на рынок труда многие выпускники вынуждены переучиваться в соответствии с конъюнктурой рынка труда. С большой вероятностью это можно объяснить снижением качества образования, а не низкой эффективностью рынка труда, не способного полностью реализовать образовательный потенциал рабочей силы. По характеристикам предложения труда и спроса на него в зависимости от уровня образования российский рынок труда по мировым меркам считается вполне эффективным и соответствует основным параметрам рыночной экономики. Склонность к предложению труда, т.е. уровень экономической активности населения, повышается с увеличением уровня образования, достигая, как и положено, максимума среди лиц с высшим профессиональным образованием. Параметры спроса на труд также свидетельствуют о повышении его с ростом образования рабочей силы, и как результат - уровень безработицы имеет стойкую обратную зависимость от уровня образования, достигая минимума среди лиц с высшим и послевузовским образованием.

Степень развития и качество национальной системы образования являются одними из главных критериев уровня социально-экономического развития страны. Несмотря на вышеперечисленные недостатки (несоответствие отраслевой структуры образования потребностям рынка труда, падение качества образования) и проблемы (низкий уровень финансирования и взаимодействия учебных заведений с бизнесом), система образования в России стремится соответствовать требованиям экономических и социальных реформ. Вышеперечисленные аргументы и факты дают немало доводов в пользу оптимистического варианта трансформации рынка образовательных услуг в нашей стране, что, безусловно, скажется самым позитивным образом на тенденциях развития социальных процессов в ближайшие десятилетия [11, с. 11].

Вектор развития социальных процессов в современной России не представляется возможным определить без оценки долгосрочных тенденций в динамике благосостояния населения и социального неравенства. В России одной из основных причин роста бедности и социального неравноправия стал спад производства, присущий переходному периоду становления рыночной экономики, который сопровождалось снижением ключевых показателей социально-экономических индикаторов уровня жизни, обнищанием большинства населения. Период экономического роста начался в 1998 г., но только лишь к 2002 г. Россия смогла преодолеть длительное падение уровня жизни. Достичь этого удалось, несомненно, за счёт высоких темпов роста ВВП [23].

Социально-экономические преобразования, проводимые в России, привели к бесспорным переменам (не только негативным) во всех сферах общественной жизни. За последние годы среднедушевые доходы населения увеличились во всех субъектах Федерации, в результате чего в 2006 г. уровень бедности в России сократился до 15,8% общей численности населения. Это означает, что около 3 млн. россиян перестали входить в группу бедных. Однако доходы населения в разных регионах РФ отличаются более чем в 10 раз, ВРП на душу населения субъектов Федерации - более чем в 20 раз. Процессы выравнивания уровня жизни тормозятся из-за огромного разрыва в заработной плате не только по региональному, но и по отраслевому признаку. Согласно данным ФСГС, разрыв между низкодоходными и высокодоходными категориями граждан в 2006 г. был более чем 15-ти кратный. Коэффициент Джини в России тоже неуклонно растёт и в 2005 г. составил 0,405 [11, с. 8]. Проблему роста диспропорций доходов разных категорий населения можно считать главной в числе пока нерешенных.

Для оптимизации рассматриваемых социальных процессов весьма важен вопрос расширения возможностей занятости, сокращения безработицы и повышения производительности труда. Эффективно функционирующий рынок труда предоставляет большинству трудоспособного населения работу и доход, позволяя государству сосредоточиться на поддержке социально уязвимых категорий граждан и, таким образом, обеспечить большее равенство. На российском рынке труда, однако, в ближайшем будущем трудно ждать позитивных перемен. По сценарным условиям социально-экономического развития Минэкономразвития численность населения в трудоспособном возрасте за 2008-2010 гг. сократится на 2,5 млн. человек, к 2020 г. в целом на 15%. В этой ситуации численность занятых в экономике будет иметь тенденцию к уменьшению (на 0,8 млн. человек). Статистические данные позволяют сделать вывод, о том, что самая большая опасность в социальной сфере для России грядет после 2015-2020 гг., когда резко сократится соотношение неработающих и работающих граждан [23].

Дефицит рабочей силы (особенно высококвалифицированной) в последние годы становится одним из важнейших барьеров экономического роста не только в России, но и во всём мире. Успешному решению социальных проблем в нашем обществе, а значит и оптимизации социальных процессов может послужить совершенствование активных программ рынка труда, расширения доступа населения к информации о вакансиях, оказание адресной поддержки при трудоустройстве особо нуждающихся в социальной защите, повышение качества системы профессионального обучения и переподготовки.

Задачи оптимизации социальных процессов в Европе решаются путем увеличения инвестиций в исследования и инновации, стимулирования делового потенциала, соблюдения баланса гибкости и безопасности на рынке труда, выделения ресурсов на реализацию качественной активной трудовой политики. Основной финансовый инструмент по инвестициям в человеческий капитал в ЕС - Европейский социальный фонд. Сегодня среди приоритетов его деятельности ключевыми являются: финансирование мероприятий по обеспечению развития профессионального образования, занятости, мобильности рабочей силы, модернизация отраслей, переживающих трудности. Большое внимание уделяется финансированию программ по трудоустройству и повышению квалификации молодежи (5). Сегодня страны Европейского Союза стоят перед растущим вызовом старения общества. Это влечет за собой значительное напряжение бюджета в части расходов на здравоохранение и пенсионное обеспечение на фоне сокращения обеспеченности экономики рабочей силой. Одним из возможных ответов на демографические вызовы ЕС является создание благоприятных условий для молодых людей, совмещающих семейные и производственные обязанности, увеличение миграции молодых и высококвалифицированных специалистов, более поздний выход на пенсию.

Дискуссии вокруг «социальной Европы» находятся в центре дебатов о дальнейшем развитии Евросоюза в период текущего финансового кризиса. В ноябре 2008 г. Европейская комиссия представила обстоятельный план, направленный на быстрый выход Европы из экономического кризиса. Для сохранения действующих и создания новых рабочих мест Еврокомиссия предлагает упростить критерии получения помощи из Европейского социального фонда, перепрограммировать затраты и осуществить авансовые выплаты странам ЕС. В плане оздоровления также предложено «разумное инвестирование». Инвестиции в образование, повышение квалификации или переквалификацию помогут людям сохранить работу или вернуться на рынок труда. Инвестирование в инфраструктуру и в рациональное использование электроэнергии обеспечит граждан работой в сфере строительства, сэкономит электроэнергию и повысит производительность. О влиянии экономического кризиса на европейский рынок труда говорит рост безработицы с 6,8% в апреле 2008 г. до 7,6% в январе 2009 г. [11, с. 9]

Сегодня к категории бедных в ЕС можно отнести от 10% населения в Чешской Республике до 21% в Латвии. Для борьбы с бедностью населения, усиленной экономическим кризисом, в декабре 2008 г. ЕК приняла решение превратить Европейский фонд адаптации к глобализационным вызовам в более эффективный инструмент преодоления текущего кризиса. Новые предложения призваны помочь людям вновь найти себя на рынке труда. Среди них: расширение сферы действия права на получение помощи от Фонда (распространение ее на работников, которые пострадали от экономического и финансового кризиса, а не только на тех, которые потеряли работу в результате изменений в структуре мировой торговли), продление срока действия поддержки Фонда в два раза (до 2 лет) для повторной интеграции работников в рынок труда [23].

В конце прошлого года были опубликованы результаты осеннего ежеквартального опроса общественного мнения жителей Евросоюза. Данные Евробарометра указывают на то, что финансовый кризис оказал существенное влияние на восприятие европейцами экономической ситуации и перспектив. Большая часть граждан ЕС считают, что состояние их национальной и европейской экономики в плохом состоянии. Порядка половины опрошенных считают, что экономическая ситуация в их стране, ЕС и мире будет ухудшаться в следующем году (6). Для преодоления последствий кризиса ЕК приняла рекомендации по оживлению экономики и утвердила разделы, посвященные каждой из стран ЕС, включающие меры в рамках Лиссабонской стратегии по обеспечению стабильного экономического роста и созданию новых рабочих мест в ЕС. Для минимизации последствий кризиса политика на рынке труда должна быть нацелена, прежде всего, на помощь тем, кто потерял работу для скорейшего их возвращения в ряды рабочей силы. На микроэкономическом уровне большинство стран принимает меры, сориентированные на оказание помощи малым и средним предприятиям, в том числе по увеличению доступа к финансированию.

В настоящее время большое внимание уделяется задачам дальнейшей поддержки мобильности трудящихся по трем основным ориентирам: географическая, профессиональная мобильность и мобильность в направлении рынка труда для безработных, а также вопросам трудоустройства. Европейское бюро подбора персонала осуществило шаги в направлении обновления методов подбора персонала и ввело более удобную для пользователей структуру своего веб-сайта. Теперь объявления учреждений ЕС о вакансиях будут публиковаться на 23 официальных языках ЕС. Перспективные кандидаты смогут пройти интерактивное тестирование, что позволит значительно упростить и сократить (до 5-9 месяцев) процесс найма работников. В дальнейших планах Бюро - повышение качества услуг, в том числе для конкретных целевых групп [23].

На сегодняшний день вопросы социальной защиты остаются преимущественно в юрисдикции государств-членов ЕС. Лиссабонская Стратегия устанавливает общие для стран ЕС цели и приоритеты в области занятости, способствует созданию новых современных рабочих мест. Совершенствование социальной защиты, пенсионной системы и здравоохранения, обеспечение устойчивого экономического роста, повышение конкурентоспособности и занятости являются основными приоритетами Лиссабонской стратегии ЕС. Многочисленные усилия руководства Евросоюза и правительств стран-участников постепенно способствует превращению ЕС в мирового лидера по критериям экономического и социального развития.

Таким образом, социальная сфера - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. Экономика социальной сферы, прежде всего, связана с потребностями людей и потреблением ими благ и услуг.

Происходящий в настоящее время процесс развития рыночных отношений в России и постепенная интеграция отечественной экономики в мировое экономическое пространство определяют конкретные требования к динамике социальных процессов [11, с. 10-11]. На фоне сокращения численности и старения населения нашей страны настойчиво заявляет о себе необходимость модификации социальных секторов, непосредственно связанных с развитием человеческого капитала, поэтому в числе главных приоритетов социально-экономического развития России в средне- и долгосрочной перспективе - оптимизация социальных процессов на основе реформы образования и здравоохранения, концентрации усилий на борьбе с бедностью, содействия повышению внутри- и межрегиональной трудовой мобильности. Ключевым фактором, влияющим на развитие социальных процессов, является активная и разумно финансируемая государственная политика по повышению занятости и заработной платы. Течение социальных процессов необходимо направлять в русло современных представлений о социальной справедливости, тогда в обозримом будущем, благодаря природному и интеллектуальному богатству, Россия может рассчитывать на создание в среднесрочной перспективе условий для закрепления ее в числе лидеров мировой экономики.

 

1.2 Социальная защита на современном этапе: понятие, сущность, содержание

 

Содержание понятия «социальная защита» выходит за рамки содержания понятия «социальное обеспечение», которое всегда связано с определенными формами и видами обеспечения, конкретными социальными рисками. В документах МОТ обозначен довольно широкий спектр государственных и негосударственных, общих и специальных систем социального обеспечения, а также обозначены некоторые организационные формы социального обеспечения, свидетельствующие о том, что социальное обеспечение включает не только социальное страхование и социальное вспомоществование.

Вместе с тем отсутствие единообразия в трактовке обозначенных понятий как в теоретическом, так и в практическом плане приводит к нечеткости, неоднозначности, а порой и неопределенности их характеристик в конвенциях и рекомендациях МОТ (Международной организации труда). Произвольное применение терминов, разные значения одних и тех же понятий, отсутствие необходимых дефиниций негативно влияют на качество международных правовых документов.

Выделяются различные типы и модели систем социальной защиты (скандинавско-англосаксонский и континентальный типы; перераспределительно-институциональная и маргинальная модели; континентальная, англосаксонская, скандинавская и южноевропейская модели). Ни в одном государстве в чистом виде названные модели социальной защиты не существуют, можно говорить лишь о преобладании элементов одной из них.

Несмотря на различия в путях развития и особенностях организации, качестве и объеме услуг, а также методах финансирования, все системы социальной защиты функционируют на основе единых подходов и принципов. Это общие подходы, определяющие фундаментальные характеристики систем социальной защиты: страховой подход (принцип страхования) и нестраховой подход (принципы обеспечения и вспомоществования) [12].

Для систем социальной защиты характерно: а) сочетание добровольного и обязательного видов социального страхования; б) конкурентный или монопольный порядок организации учреждений социальной защиты; в) сочетание различных форм осуществления социальной защиты в государственных, общественных, коммерческих учреждениях и организациях, что позволяет обеспечить как гарантированную социальную защиту граждан от социальных рисков, так и более полное удовлетворение спроса различных категорий населения на социальные услуги. Несмотря на то, что большинство систем социальной защиты в странах Европейского союза имеют организационные различия, практически все они включают следующие составные части: 1) медицинское страхование; 2) страхование по старости и потере кормильца; 3) страхование от несчастных случаев на производстве; 4) страхование по безработице; 5) страхование по инвалидности. В систему социальной защиты включаются также минимальное социальное обеспечение (социальная помощь) и социальные трансферты в рамках жилищной, образовательной и семейной политики. Так же, как и на международном уровне, социальная защита в различных европейских государствах осуществляется на основе широкого спектра государственных и негосударственных, общих и специальных систем, которые включают различные формы социального обеспечения.

Разработка вопросов социальной защиты на международном и национальных уровнях продолжается. Такая же ситуация характерна и для России. Развитие отдельных частей («узлов») социальной защиты происходит неравномерно, поскольку поле деятельности в этой сфере практически безгранично. В одном случае совершенствуются уже действующие схемы, в другом - нарождаются новые, обусловленные новыми экономическими и социальными реалиями. Складывающаяся система социальной защиты в нашей стране пока не привела к формированию единой системы категорий, понятий и терминов. О не устоявшемся процессе свидетельствует неоднозначность самого понятия «социальная защита», о чем свидетельствует формулирование соответствующих определений одновременно как в широком, так и в узком смысле слова.

Социальная защита - это деятельность государственных и негосударственных органов и организаций по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия).

Соответственно, система социальной защиты - это совокупность институтов и комплекс мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия.

Вопрос о содержательном аспекте социальной защиты имеет принципиальное значение. Если социальную защиту рассматривать только как социальное страхование и социальную помощь, то невозможно говорить о социальной защите как о более широком понятии, включающем социальное обеспечение.

Исходя из сформулированного определения социальной защиты, социальная защита в самом широком ее понимании (статья 7 Конституции РФ) осуществляется на государственном и негосударственном уровнях, в разных формах (включая социальное обеспечение), с предоставлением различных видов материальных и нематериальных благ и преимуществ, посредством установления режимов смягчения обременении либо установления мер ответственности (исходя из особой социальной значимости осуществляемых мероприятий). Главный критерий - осуществляемые меры должны быть направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия.

Осуществление социальных прав - важное условие социальной удовлетворенности населения. Уровень обеспеченности социальных прав, которые реализуются через систему социальной защиты (нормированных социальных прав), служит критерием социальной защищенности человека в социальном государстве.

Анализ проблем, связанных с развитием законодательства о социальной защите, позволяет обозначить основные современные тенденции этого развития [12]:

) главной тенденцией должно быть проведение решительных мер по ратификации Европейской социальной хартии. Продолжительный этап подготовки данного документа к ратификации свидетельствует о серьезных проблемах в системе социальной защиты российских граждан и таком уровне их социальных прав, которые не позволяют в короткие сроки выйти на рубежи европейской социальной политики. Основные направления развития законодательства зависят от того, на основе каких пунктов и статей Хартии наше государство примет на себя обязательства по ее соблюдению. После ратификации Хартии (в соответствующей ее части) европейские социальные стандарты уровня жизни должны стать ориентирами, на которые нужно будет равняться;

) вторая тенденция - решение вопроса бюджетной обеспеченности мер социальной защиты. В рамках этой тенденции осуществляется распределение бюджетных полномочий и ответственности двух уровней государственной власти - федерального и регионального. Разный уровень социально-экономического развития субъектов Российской Федерации приводит к заметным различиям в проведении мер социальной поддержки одних и тех же категорий граждан. В итоге на уровне субъектов Российской Федерации мы получаем то, от чего уходили несколько десятилетий - законность «калужскую» и «рязанскую»;

) следующая тенденция - поиск путей восполнения гражданам материальных потерь в связи с «монетизацией» льгот. Оценка в денежном выражении предоставлявшихся ранее льгот, как правило, суммарно значительно занижена. В рамках действующего законодательства будут проявляться попытки найти возможности иным образом «компенсировать» недоплачиваемые суммы, чтобы сохранить реально доступ к тем же материальным благам.

Наиболее явно эта ситуация начинает проявляться в рамках пенсионного обеспечения в форме дальнейшего расширения практики предоставления гражданам права на одновременное получение двух пенсий;

) в развитии законодательства о социальной защите намечается еще одна важнейшая тенденция, которая связана с более активным формированием и проявлением негосударственных элементов в системе социальной защиты. Обеспечить эффективное сочетание государственных и негосударственных форм социальной защиты, адекватного правового опосредования данного процесса - это задача, которую предстоит решать в недалеком будущем [11, с. 11].


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.