Глава I. Социальное сиротство как феномен современного российского общества — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Глава I. Социальное сиротство как феномен современного российского общества

2020-03-31 149
Глава I. Социальное сиротство как феномен современного российского общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

"В России ведется необъявленная война против детства" (5 с.14), - так назвал Альберт Лиханов, председатель Российского детского фонда, ту ситуацию, когда даже по скромной официальной статистике у нас числится 720 тысяч детей-сирот. Ежегодно более 100 тысяч детей в силу разных причин остаются без попечения родителей, причем 95% из них - социальные сироты, т.е. сироты при живых родителях.

Государством создано целая сеть интернатов, домов ребенка, детских домов, учреждений социально - педагогической помощи и поддержки для детей и подростков. Но в каком бы замечательном, обеспеченном, чистом и сытом заведении ни жили бездомные дети, большие и маленькие, они хотят собственных маму и папу, а не получать редкую казенную похвалу, за примерное поведение и опрятный вид.

Общественное воспитание обходится самому обществу крайне дорого - это вычеркнутые жизни детей, впустую израсходованные деньги, пополнения маргинального и криминального сообщества. "Государственные сиротские учреждения выдают 90% брака: 40% выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 40% - преступниками, 10% заканчивают суицидом". (5 с.14)

Обострение проблем, связанных с обеспечением выживания, защиты и развития детей в условиях современной социально - экономической ситуации, а также осознание того факта, что сформированная раннее система государственного воспитания детей, пришедшая из времени, когда коллективные методы воспитания являлись приоритетными, не может в должной мере осуществлять функций социализации воспитания ребенка, позволяет говорить, что помещение ребенка в замещающую семью является лучшим средством его социализации.

Немаловажен здесь и экономический фактор: так, "расчетный минимальный бюджетный норматив, установленный в Свердловской области на содержание одного ребенка в интернатном учреждении, в месяц составляет 2,4 тыс. руб., в приемной семье - 1.3 тыс. руб." (12 с.262)

"Почти всякая правда горька. По крайней мере, с привкусом горечи. Правда человеческого одиночества, начавшегося в детстве, горька безнадежна, и много надо душевных трат произвести рядом, чтобы вылечить душевную боль, чтобы хоть чуточку внушить надежды. И здесь первое право - тому, кто имеет силы и решимость исправить не пропуск в знаниях, не дыры в воспитании, но самое человеческую жизнь. Много ли таких, вглядимся, вокруг? Увы - пока лишь пустошь, среди которой то тут, то там яркий светит огонек. Искорки эти превратить в костры, темную пустошь - в светлую площадь тепла и душевности - вот высшая общественная цель" - сказал Альберт Лиханов. (5 с.14)

Целью данной работы является исследование семейных форм социального устройства детей-сирот. Объект работы: дети-сироты.

Предмет работы: семейные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

Анализ социального сиротства как феномена современного российского общества.

Уточнение значения семьи для социализации развития ребенка.

Анализ семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Изучение развития института приемной семьи в Свердловской области.

Решение поставленных задач осуществлялось в обзорно - теоретической и аналитико-практической частях работы. В заключении данной работы предложены пути решения проблем приемной семьи.


Глава II. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

 

Законодательная база

 

Забота о детях, не достигших совершеннолетия, составляет прямую и естественную обязанность родителей, но если дети, в силу тех или иных обстоятельств, остались без попечения родителей, то эта обязанность ложится на плечи государства. Оказание помощи этим детям является важнейшим направлением социальной политики государства. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, они же избирают форму устройства детей, отдавая предпочтение семейному воспитанию. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.

Главными источниками действующего законодательства в данной области являются:

Международные правовые документы:

Хартия детства;

Декларация прав ребенка (1959);

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;

Конвенция ООН о правах ребенка (1989), где в ст.20 утверждается, что: "Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства - участники в соответствие со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком". В ст.21 говорится о том, что в странах, где усыновление признается и \ или разрешается, оно может осуществляться исключительно в наилучших интересах ребенка и при наличии разрешения компетентных властей, а также гарантий для ребенка.

Федеральные правовые документы:

Основополагающими документами в системе нормативно - правовой базы социального обслуживания детей - сирот являются:

Конституция РФ (1993г) в ст.7 провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

Гражданский кодекс РФ от 21 октября 1994г. в ст.31 - 40 указывается цель опеки, обязанности опекунов и попечителей, правила и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними.

Семейный кодекс РФ от 8 декабря 1995г. в ст.123 говорится, что дети, оставшиеся без попечения родителей подлежат передачи на воспитание в семью (на усыновление \ удочерение), под опеку \ попечительство или в приемную семью.

Федеральный закон РФ "Принципы содержание и меры государственной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет" от 14 декабря 1996г.

Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 9 июля 1998г. в ст.15 утверждается: "Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти".

Федеральный закон РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" 1996г., а также редакции 1998 и 2002гг., которые определяют общие принципы, содержания и меры государственной поддержки детей.

Федеральный закон РФ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" № 44 - ФЗ от 16 апреля 2001г., устанавливающий порядок формирования и использования государственного банка данных о детях сиротах.

В рамках президентской программы "Дети России" (Указ Президента РФ от 01.06.1992 № 543) существует целевая программа "Дети - сироты", направленная на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке, развитие различных форм устройства осиротевших детей, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреждений, улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот.

Важную роль в оказании социальной помощи детям-сиротам играют указы Президента РФ в том числе:

"О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы" (1992 г)

Механизм реализации нормативно-правовой базы оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включает постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:

Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями на 21 декабря 2000 г)

Постановление Правительства РФ от 14 мая 2001г. № 374 "О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Приказ Министерства образования РФ от 19 августа 1999 г. № 199 "Об утверждении Положения о порядке выплат денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).

Процедурные вопросы усыновления подробно регламентированы в:

Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 г. № 268 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроля за ее осуществлением".

Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства" (В пункте 16, защищая интересы усыновленного ребенка, говорится о том, что "Представительства иностранных организаций направляют в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отчеты об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей".

Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью".

В "Положении о приемной семье", принятом Правительством РФ в 1996 г., приемная семья определяется как социальный институт защиты детства, объектом воздействия которого являются дети, изъятые в срочном порядке из криминальной семьи.

Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 "О детском доме семейного типа" предусматривает правила организации детского дома семейного типа.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 1095 от 13 сентября 1996 г. "Об утверждении примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" предусмотрены Рекомендации, определяющие типы учреждений. В Приложении к Рекомендациям данного постановления дается примерное Положение о семейной группе. Управление по социальной политике г. Екатеринбурга издало Приказ "Об организации работы семейных групп в учреждениях социального обслуживания семьи и детей г. Екатеринбурга" от 25 августа 2000 г. Эти законодательные акты легли в основу развития семейных групп.

 

Патронатная семья

 

Патронат - это форма семейного воспитания, которая в Европе и в США имеет большое распространение. Развитие патронатного воспитания в России в основном опирается на опыт Великобритании. "Первый проект такого рода был осуществлен при поддержке англичан в Москве, на базе детского дома № 19, потом было еще несколько экспериментальных площадок, а сейчас существует уже в 22 регионах, статья о нем внесена в федеральную программу развития образования". (7 с.2)

Патронатные родители заключают договор с местными органами власти и получают зарплату как воспитатели.

Существуют две формы патронатного воспитания. Первая - это социальный патронат над семьей, попавшей в критическое положение. Причины трудностей могут быть самые разные: болезнь родителей, развод, другие травмирующие ситуации. То есть речь идет о временном помещении ребенка в другую семью - на месяц, а может быть, на полгода, на год. А с конфликтной семьей в это время работают психологи, социальные педагоги. Иными словами, патронат применяется, когда надо вывести ребенка из дома, где сложилась неблагополучная обстановка, но хотелось бы предотвратить полный распад семьи. Это важно, так как в нашем обществе и без того хватает решений о лишении родительских прав. Иногда ребенок сбегает из дома, патронатная семья и в этом случае поможет ему, постарается помочь и кровной семье, сохранить ее.

Вторая форма - семейный патронат. В этом случае патронатная семья становится своеобразной малой ячейкой детского дома: ребенок живет в домашних условиях, но законным представителям его интересов является детский дом, а патронатные родители числятся его сотрудниками.

Организация патронатной службы связана с такой важной и неотложной задачей как укрепление служб, защищающих интересы детей. Создаваемая служба патроната будет существовать - и уже существует на базе детских учреждений, но между этими учреждениями и органами опеки заключается договор о разделении ответственности за ребенка. Таким образом, появляется возможность быстро поместить ребенка в патронатную семью. Детский дом же готовит эти семьи. Кроме того, в патронатной службе будут психологи, педагоги, социальные работники.

 

Приемная семья

 

Приемная семья - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) на срок, установленный договором.

Согласно "Положению о приемной семье", в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, родственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми, которые могут возникнуть в случае усыновления приемных детей. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством.

Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь по юридическим вопросам, материальную помощь, организации лечения, обучения, досуга, летнего отдыха детей; способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей. Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Кроме того, за ребенком оставляется возможность в любой момент покинуть эту приемную семью и либо вернуться в детское учреждение, либо выбрать другую приемную семью. Запрещается, как и при усыновлении, разъединять братьев и сестер, за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка. "По разным подсчетам, в приемных семьях в настоящее время воспитывается от 5 до 10 процентов детей-сирот" (13 с.227). Работа в приемной семье требует особой подготовки. Одной доброй воли здесь мало. Далеко не все выразившие желание - часто сгоряча, после какой-нибудь особенно рвущей сердце публикации, - взять приемного ребенка, доводят свое намерение до конца. Живые дети оказываются не такими умилительными, как рисовалось в воображении, некоторых взрослых раздражает их крик и даже смех. Честнее и полезнее признаться, что не годишься в воспитатели, и ограничиться другой формой помощи сиротам; можно навещать их в приюте или детском доме, вести у них кружки, водить в гости и на экскурсию.

Заключение

 

Проведенные исследования форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей показали, что хотя семейное воспитание является приоритетным в политике государства, и в этой области ведется большая работа, но меры, предпринимаемые государством все же недостаточны. Поэтому для совершенствования системы семейного устройства сирот и безнадзорных детей необходимо предпринять следующие шаги:

Подготовить и принять областной закон об альтернативной системе воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, а именно - воспитание ребенка в профессиональной приемной семье.

Министерства и муниципалитеты должны начать финансирование новых ставок, единиц штатного расписания для выполнения функций патронажа, обучения родителей и привлечения новых кандидатов, а также обеспечить своевременную выплату зарплаты воспитателям и денег на содержание ребенка в приемной семье.

Принять нормативно-правовой акт, регламентирующий межведомственную работу социальной защиты детей. Комплексная профилактическая работа с неблагополучными семьями позволит предотвратить многие проблемы, связанные с незащищенностью ребенка:

Активнее продолжать работу по проведению широкой рекламно - информационной компании для формирования общественного мнения по отношению к альтернативным формам воспитания, в частности - к приемной семье.

Наряду с базой данных о детях-сиротах, создать базу данных о потенциальных родителях.

Создать широкую сеть центров, где все желающие усыновить ребенка или организовать приемную семью могли бы пройти обучение, получить правовую, психологическую, педагогическую подготовку.

Шаг за шагом осуществляя перечисленные задачи, государство будет способствовать развитию института приемной семьи, что в свою очередь поможет защитить детское население страны от губительного воздействия социального неблагополучия.


Список литературы

 

1. С. Бочарова "Узкое место" // Семья и школа. 2002. № 7 с.9-13.

2. И.С. Ишутин Если ребенок остался без родителей. - Екатеринбург, 1998 г. - 32 с.

3. Иные родители, иная семья. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е. Волкова, Л. Грибанова. Под ред. Е. Крючковой, М. Люсиной. М., 2001 - 127 с.

4. Информация "О развитии семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в г. Екатеринбурге" к совещанию с главами администраций районов г. Екатеринбурга от 24 сентября 2003 г., начальника Управления по социальной политике Администрации г. Екатеринбурга Э.Я. Гончаренко.

5. Е. Климова "Благие намерения без кавычек" // Дитя человеческое. 2002. № 2-3 с.13-15.

6. В. Лыков "Детское неблагополучие" // Человек и закон. 2003. № 8 с.4-9.

7. Н. Малевич "Жить в семье" // Семья и школа. 2003. № 6 с.2-3.

8. Н. Машер "Школа приемных родителей, виртуальная и реальная" // Семья и школа. 2003. № 3 с.2-4.

9. Право жить в семье. Опека, усыновление и другие формы семейного устройства детей-сирот / Сост.: В. Догляд, М. Тарновская, - М.: Социздат, 2001 - 202 с.

10. А. Рудов, Г. Красницкая "Школа приемных родителей" // Семья и школа. 2003. № 4 с.10-11.

11. Сборник материалов о результатах российско-британского проекта "Поддержка детей группы риска в г. Екатеринбурге и Свердловской области" / Подготовлен Свердловской областной некоммерческой организацией. - Екатеринбург, 2003г. - 171 с.

12. Социальная защита населения в регионе: Уч. Пособие. / Под общ. ред. д-ра социол. наук Попова В.Г. - Екатеринбург: УрАГС, 1999. - 352 с.

13. Социальная работа: Учебное пособие - 2-е изд. перераб. и доп. / Под общ. ред. проф. В.И. Курбатова. - Ростов н / Д: Феникс, 2003. - 480 с.


Введение

 

"В России ведется необъявленная война против детства" (5 с.14), - так назвал Альберт Лиханов, председатель Российского детского фонда, ту ситуацию, когда даже по скромной официальной статистике у нас числится 720 тысяч детей-сирот. Ежегодно более 100 тысяч детей в силу разных причин остаются без попечения родителей, причем 95% из них - социальные сироты, т.е. сироты при живых родителях.

Государством создано целая сеть интернатов, домов ребенка, детских домов, учреждений социально - педагогической помощи и поддержки для детей и подростков. Но в каком бы замечательном, обеспеченном, чистом и сытом заведении ни жили бездомные дети, большие и маленькие, они хотят собственных маму и папу, а не получать редкую казенную похвалу, за примерное поведение и опрятный вид.

Общественное воспитание обходится самому обществу крайне дорого - это вычеркнутые жизни детей, впустую израсходованные деньги, пополнения маргинального и криминального сообщества. "Государственные сиротские учреждения выдают 90% брака: 40% выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 40% - преступниками, 10% заканчивают суицидом". (5 с.14)

Обострение проблем, связанных с обеспечением выживания, защиты и развития детей в условиях современной социально - экономической ситуации, а также осознание того факта, что сформированная раннее система государственного воспитания детей, пришедшая из времени, когда коллективные методы воспитания являлись приоритетными, не может в должной мере осуществлять функций социализации воспитания ребенка, позволяет говорить, что помещение ребенка в замещающую семью является лучшим средством его социализации.

Немаловажен здесь и экономический фактор: так, "расчетный минимальный бюджетный норматив, установленный в Свердловской области на содержание одного ребенка в интернатном учреждении, в месяц составляет 2,4 тыс. руб., в приемной семье - 1.3 тыс. руб." (12 с.262)

"Почти всякая правда горька. По крайней мере, с привкусом горечи. Правда человеческого одиночества, начавшегося в детстве, горька безнадежна, и много надо душевных трат произвести рядом, чтобы вылечить душевную боль, чтобы хоть чуточку внушить надежды. И здесь первое право - тому, кто имеет силы и решимость исправить не пропуск в знаниях, не дыры в воспитании, но самое человеческую жизнь. Много ли таких, вглядимся, вокруг? Увы - пока лишь пустошь, среди которой то тут, то там яркий светит огонек. Искорки эти превратить в костры, темную пустошь - в светлую площадь тепла и душевности - вот высшая общественная цель" - сказал Альберт Лиханов. (5 с.14)

Целью данной работы является исследование семейных форм социального устройства детей-сирот. Объект работы: дети-сироты.

Предмет работы: семейные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

Анализ социального сиротства как феномена современного российского общества.

Уточнение значения семьи для социализации развития ребенка.

Анализ семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Изучение развития института приемной семьи в Свердловской области.

Решение поставленных задач осуществлялось в обзорно - теоретической и аналитико-практической частях работы. В заключении данной работы предложены пути решения проблем приемной семьи.


Глава I. Социальное сиротство как феномен современного российского общества

 

1.1 Понятие "социальное сиротство"

 

Сиротство - это социальное понятие, которое отражает положение детей-сирот. Сиротой считается ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении, и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством. Для оказания адресной помощи Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" использует несколько понятий детей-сирот.

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель (прямые сироты).

Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей. К этой категории относят детей, у которых нет родителей или они лишены родительских прав. Сюда же относится ограничение в родительских правах; признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, отбывающими наказание в местах лишения свободы. Дети считаются сиротами в связи с уклонением родителей от их воспитания или защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Основную по численности категорию детей - сирот составляют дети, родители которых в результате антиобщественного поведения лишены родительских прав (социальное сиротство).

Последняя группа лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также те, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.