Проблемы интеграции и пути их решения таможенными методами и инструментами — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Проблемы интеграции и пути их решения таможенными методами и инструментами

2020-03-31 228
Проблемы интеграции и пути их решения таможенными методами и инструментами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В современных условиях и в долговременной стратегической перспективе глобализация всех жизненно важных процессов в обществе - самоочевидная тенденция. Центростремительные факторы напрямую затрагивают все сферы и направления государственного устройства, политику, оборону, экономику, культуру, науку, информационную среду и экологию. Все это проявляется в интернационализации хозяйственной жизни, переплетении и сближении экономик, в устранении национальных перегородок, укреплении региональных и международных структур Фундаментальные изменения здесь все в меньшей степени зависят от локальных, внутригосударственных целей и задач.

Практика показывает, что ни одна страна в мире не может нормально развиваться без активного ее участия в международном разделении труда Достаточно отметить, что даже такая супердержава, как США.

производящая свыше 20% объема мировой продукции, вынуждена за счет импорта удовлетворять свои внутренние потребности в стали примерно на 20%, в одежде - почти на 30%, в видеотехнике - на 100%. Опора отдельных стран на «собственные силы» ограничивает развитие национальных экономик, ведет к низкому уровню жизни населения. Имея выгодное географическое положение и благоприятные природные условия, такие страны находятся в конце списка государств мира по уровню экономического развития. Примером здесь могут служить Северная Корея и Куба.

В мире насчитывается более 100 интеграционных объединений, что свидетельствует о высокой степени взаимосвязи, взаимодействия и взаимозависимости стран-участниц. Подтверждением данного факта стал мировой финансовый кризис 2008 г., который сопровождался самым тяжелым за много десятилетий глобальным экономическим спадом и обвалом показателей торговли. Наиболее распространенные цели международной экономической интеграции представлены в табл. 1.1.

 

Таблица 1.1. Цели международной экономической интеграции

№ п/п Наименование цели
  Цели первого порядка
1 Обеспечение инновационного пути и поступательного характера развития стран
  Цели второго порядка
2 Со здание единого федеративною или конфедеративного государства, нового многофункционального субъекта международных экономических и политических отношений
3 Создание единого экономического пространства (ЕЭП) (на основе единого информационного-правового пространства)
4 Ускорение темпов экономического развития
5 Структурная перестройка экономики, новая модернизация
6 Совместное противостояние глобальной конкуренции
7 Обеспечение экономической, политической, социальной, информационной и другой безопасности
8 Укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях
  Цели третьего порядка
9 Ликвидация барьеров вo внешнеэкономической деятельности
10 Создание благоприятных условий во взаимодействии, устранение дискриминации
11 Расширение рынков сбыта, ассортимента и объема продукции
12 Привлечение иностранных инвестиций
13 Совместное решение общих хозяйственных и иных проблем, характерных для стран региона

 

В экономической сфере наиболее явное направление глобальной унификации - ус гранение административных, торговых, финансовых, таможенных и прочих барьеров на пути свободного передвижения транспортных средств, товаров, услуг, капитала, интеллектуальной собственности и рабочей силы. Либерализация международной экономической жизни - главная цель Всемирной торговой организации (ВТО).

Основные предпосылки развития международной экономической интеграции (общего характера, обусловливающие становление и развитие МЭИ, и частного характера, обусловливающие практическую необходимость и целесообразность МЭИ) представлены в табл. 1.2.

 

Таблица 1.2. Основные предпосылки международной экономической интеграции

№ п/п

Предпосылки МЭИ

  общего характера частного характера
1 Объективный процесс усиления взаимозависимости стран. рост интернационализации хозяйственной жизни (выход воспроизводственного процесса за границы одною государства, международная специализация и кооперация производства), международное разделение труда Близкий уровень развития и степени зрелости рыночной экономики интегрирующихся стран, совместимость хозяйственных механизмов; экономика стран на уровне подъема
2 Страны, не использующие огромный потенциал интеграции в своей экономической стратегии, не способны выстоять в современной глобальной конкуренции, противостоять вызовам глобализации Развитая демократия позволяет достичь более эффективной интеграции
4 Процессы либерализации экономики и повышение степени открытости национальных. хозяйств: а) для развитых стран открытость экономик позволяет легче создать единое экономическое пространство, выстоять в глобальной конкурентоспособной борьбе своих экономик, фирм, товаров; б) для большинства относительно слабо развитых стран политика максимальной открытости экономики ставит их под удар Глобальной конкуренции, который они заведомо не могут выдержать Ресурсная, производственная и научно-техническая взаимодополняемость и способность к взаимной адаптации
5 Множество (плюрализм) цивилизаций, кульгурно-цивилизационных типов общества и мировоззренческо-духовных структур в современном мире: а) интеграция позволяет сохранить и развивать общие для стран традиции, идеоло1ию, стиль жизни; б) поддерживает высокий уровень внутреннего разнообразия и устойчивости человечества Общность хозяйственных и иных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами; интересов в обеспечении устойчивого развития в конкретных условиях (развивающиеся страны, которые пытаются решить проблему обеспечения населения предметами первой необходимости, не могут интегрироваться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала)
6 Общность национальных интересов ряда стран с точки зрения их безопасности Наличие политической воли государств - лидеров интеграции в определении целей, которые могут быть достигнуты с помощью экономического сближения, его результаты и последствия, а также объемы необходимых затрат и сроки их окупаемости, т.е. решить все проблемы экономической целесообразности экономического сближения и объединения
7 Потребность государств во взаимной адаптации и сознательном совместном регулировании экономических процессов в масштабах всего формирующегося хозяйственного комплекса Поддержка населения в интеграционных процессах государств

 

Глобальная интеграция - глобализация является процессом, значимость и последствия которого для каждого государства и всею мирового сообщества только еще осознаются. Оценивая уже достигнутые на этом пути результаты, можно с большой степенью вероятности предположить, что, с точки зрения повышения эффекта от общечеловеческих производительных сил, этот процесс может дать положительный эффект. Однако перед каждым конкретным государством, по сути, стоит вопрос о том, какую часть внутреннего рынка (в том числе и потребительского) страна готова отдать своим внешним конкурентам за право беспрепятственного доступа на их рынки или рынки других государств. В ведущих странах Западной Европы этот показатель колеблется в пределах от 20 до 25%, а это означает, что покупательная способность собственного внутреннего рынка остается для них главным фактором экономического роста.

Взгляд на интеграцию как на процесс, развивающийся от простых к более сложным формам, позволил осуществить классификацию стадий интеграционного процесса. Ниже приведена классическая классификация стадий (этапов) международной экономической интеграции, принятая различными международными экономическими организациями (см. табл. 1.3).

 

Таблица 1.3. Этапы международной экономической интеграции

№ п/п Фирма интеграции Характерные черты Примечание
1 Зона свободной торговли (Североамериканская зона свободной торговли NAFTA США, Мексика, Канада, 1994 г.; Соглашение о свободе торговли стран АСЕАН AFTA, 1992 г.) - отмена таможенных барьеров и количественных ограничений во взаимной торговле; - сохранение автономности в проведении внешнеторговой политики в отношении третьих стран; - отсутствие механизмов компенсации потерь менее развитым странам Страны не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины или вводить новые торговые барьеры. Либерализация внешнеторговой политики по отношению к с/х товарам носит ограниченный характер и обычно охватывает лишь некоторые позиции товаров Отсутствие барьеров на перемещение товаров внутри ЗСТ и неодинаковые барьеры на импорт из третьих стран ведет к тому, что последние ввозят товары в ту страну ЗСТ, где таможенное регулирование благоприятнее, в итоге эти товары попадают на рынки всех стран ЗС Г. Большинство ныне действующих зон свободной торговли идут дальше принципа беспошлинной торговли товарами, реализуя гармонизацию нетарифных ограничений, либерализацию торговли услугами, общую инвестиционную политику вплоть до свободною движения капитала
2 Таможенный союз (Южноафриканский таможенный союз SACU, 1910 г.) единство таможенной территории; Формирование единой внешнеторговой политики требует создания наднационального регулирующего органа и передачи ему части полномочий по вопросам внешнеторгового регулирования от национальных органов управления. Таможенные органы и службы, действующие на «внутренних» границах стран - участниц таможенного союза, упраздняются и их функции передаются таможенным службам на внешних 1 раницах союза. Предполагает сближение систем применения прямых и косвенных налогов (систем налогообложения), что. в свою очередь, ставит вопрос о сближении и проведении государственной экономической политики в целом.
    формирование единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам, не входящим в интегрирующуюся группировку;  
    формирование единой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам;  
    единые правила распределения таможенной выручки между странами  
3. Общий рынок (Общий рынок южного конуса MERCOSUR (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай), 1992 г.) снятие таможенных барьеров на товары, услуги, капитал и рабочую силу, т.е. на все факторы производства; Страны-участники начинают разрабатывать скоординированную, совместную политику развития отраслей и секторов экономики Взаимодополнение и сращивание экономик позволяет начать формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию менее развитых районов интеграционного объединения
    проведение единой экономической политики;  
    взаимное сближение национальных экономик по параметрам: дефицит государственного бюджета, отношение государственного долга к ВВП, темпы инфляции, процентные ставки по долгосрочным кредитам, обменные курсы национальных валют  
4 Экономический и валютный союз (Европейский союз: Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Люксембург, Греция, Ирландия, Испания. Италия. Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция, 1993 г.) введение общей валюты с единой денежно-кредитной политикой, единым эмиссионным центром; Правительства отдельных стран уступают все больше своих функций созданным межнациональным органам. Общая экономическая политика и ее соблюдение необходимы для того, чтобы сформировать единое экономическое пространство, которое, в свою очередь, необходимо для проведения единой денежно-кредитной политики и функционирования единой денежной единицы.
    проведение единой экономической и социальной политики, в том числе в сферах промышленности, сельского хозяйства. транспорта, энергетики, валютно-финансовой области  
5 Полная экономическая и политическая интеграция

унификация законодательной базы;

   

формирование единого валютного, экономического и политического союза, в том числе проведение общей внешней политики и политики в сфере правосудия и внутренних дел, введение единого гражданства и др.;

   

формируется новый многонациональный субъект международных экономических и политических отношений, происходит движений к созданию единого федеративного или конфедеративного государства

 

Международная экономическая интеграция представляет собой поступательный процесс перехода от низшей формы к более высокой форме экономического взаимодействия Каждый последующий этап основывается на достижениях предыдущего. На практике пройти все этапы МЭИ пока не удалось ни одной группировке, однако Европейский союз близок к этому: им уже пройдены 4 этапа и решаются вопросы перехода к полной экономической и политической интеграции

Реализация интеграционных планов может повлечь за собой как экономические преимущества, так и издержки для стран - членов группировки (см. табл. 1.4).

 


Таблица 1.4. Возможные выгоды и издержки международной экономической интеграции

№ п/п Преимущества МЭИ Недостатки МЭИ
1 Расширение емкости внутренних рынков стран за счет объединения разрозненных национальных рынков в единый, что стимулирует рост совокупного ВВП объединения Сокращение бюджетных поступлений в результате отмены таможенных пошлин (следует иметь в виду, что правительства стран проводят налоговые реформы, которые в итоге приносят большие доходы, чем таможенные пошлины и сборы)
2 Увеличение покупательной способности населения параллельно росту среднедушевых доходов и снижению цен на товары Изменение внешнеэкономического климата страны и сопутствующие ему краткосрочные издержки регулирования в форме увольнения работников, более рационального размещения отдельных отраслей и предприятий
3 Создание более эффективной структуры производства с учетом сравнительных конкурентных преимуществ каждой страны-участницы Неравномерное распределение преимуществ между отдельными странами с учетом национальных сравнительных преимуществ. Экономически более развитые страны получают преимущества за счет менее развитых стран-членов
4 Повышение эффективности и конкурентоспособности производства  
5 «Эффект масштаба» производства и углубление специализации  
6 Повышение инвестиционной привлекательности за счет объединения рынков, свободного перемещения четырех факторов, повышения производительности и роста доходов в каждом государстве  
7 Ускорение темпов экономического развития  

 

На постсоветском пространстве мировые интеграционные тенденции также получили свое развитие. С 1991 г. функционирует Содружество независимых государств (СНГ) в качестве зоны свободной торговли. В 2000 г. запушен новый проект экономического сближения стран: Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). За 8 лет работы товарооборот между его государствами-членами увеличился с 29 млрд. долл. США (2000 г.) до 123 млрд. долл. США (2008 г.), или в 4,1 раза.

Общее отношение к процессу интернационализации экономики неоднозначно. Признавая его отдельные позитивные стороны, наиболее вероятно предположить, что достижение значимого эффекта от интеграции в мировое экономическое хозяйство возможно лишь при решении следующих основных задач:

• создание действенного механизма управления процессами международной интеграции;

• концентрация национального экономического потенциала и его адаптация к условиям развития страны с учетом интегративных факторов;

• выбор ключевых направлений экономического роста и привлечение как внутренних, так и внешних ресурсов на избранных направлениях;

• защита национальной экономики.

Последнее можно рассматривать и в качестве одного из наиболее продуктивных механизмов гармонизации экономических процессов, и в качестве защитной меры переходного периода. В частности, из нынешних лидеров общемирового процесса либерализации и глобализации «никто не миновал некоего периода умеренного, а иногда даже и достаточно жесткого протекционизма».

Рассматриваемая проблема имеет сегодня, «несомненно, самое прямое отношение к российской внешней политике и внешнеэкономической деятельности, которые, как представляется, пока лишь приспосабливаются к новой расстановке сил в мире и к новым, значительно более ограниченным возможностям страны, определяющим реальную ее роль в мировых делах после окончания «холодной войны» и долгих десятилетий международной изоляции».

Кроме тою, для ее решения у России имеются свои конкурентные преимущества, в числе базовых - обеспеченность природными ресурсами, наличие технологий мирового уровня в атомной промышленности, судостроении, производстве лазерной техники, достижения военно-промышленного комплекса, а также высокий научный потенциал Если России удастся максимально использовать указанные факторы. оптимально сочетая импортозамещающую и экспортоориентированную стратегии, то у страны есть перспектива запять достойное место в мировом хозяйстве.

Очевидно, и другое в складывающихся условиях требуется системное осмысление процесса интеграции, анализ ею последствий, определение способов и базовых инструментов качественного и эффективного решения возникающих проблем, а также разработка системы контроля качества принимаемых решений.

В целом же необходимо эффективно управлять процессами интеграции как на международном, так и на государственном уровнях. Особенно такая проблема актуальна для России, находящейся на переходном этапе государственного строительства, в процессе поиска гибких механизмов регулирования экономики и внешнеэкономической деятельности страны, на этапе формирования рациональной архитектуры процессов интеграции в мировое экономическое пространство.

В широком смысле на государственном уровне проблема формулируется в следующем виде: для эффективного разрешения динамично развивающейся проблемной ситуации вхождения России в глобальные мировые экономические процессы целесообразно формирование адекватной системы действенных сбалансированных регуляторов во внутри и во внешнеэкономической деятельности.

Такая система призвана обеспечить активное включение всех звеньев национальной экономики (субъектов собственности) в международное разделение труда и гарантировать безопасность базовых национальных интересов страны. Система должна своевременно фиксировать глобальные и значимые локальные изменения в мировых экономических процессах, оценивать и по возможности контролировать влияние различных вызовов, возникающих или действующих в мировой экономике, направлять их и обеспечивать безопасность страны в условиях негативных, разрушительных воздействий.

Одним из наиболее действенных и эффективных регуляторов международной экономической интеграции, способных комплексно решить многие базовые задачи в рамках масштабной проблемы интеграции, остается таможенный регулятор. Институционально и инструментально в современных условиях он представлен в виде таможенных администраций или таможенных служб.

Именно эти институты, воздействуя на мировую экономическую систему, на мировой рынок товаров и услуг (рис. 1.1), являются коррелятором либо катализатором международных экономических отношений и национальных экономик, при условии принадлежности к такому процессу, в противном случае тормозят его. Кроме того, они способны стать действенным инструментом зашиты национальной безопасности.

 

Рис. 1.1. Таможенное регулирование в сфере ВЭД

 

Современный таможенный регулятор формируется на следующих организационно-правовых уровнях: всемирном (международном), региональном (межгосударственном) и государственном.

На международном уровне проводится активная работа по унификации принципов и методов регулирования внешней торговли, по организации деятельности таможенных служб в рамках деятельности ведущих международных организаций, таких как ВТО/ГАТТ, ВТО/СТС, Мировой банк, Международный валютный фонд, Международная торговая палата. Конференция ООН по торговле и развитию.

Основное содержание их функционирования - своевременное предоставление эффективной помощи правительствам в их работе по осуществлению устойчивых стратегических и организационно-правовых форм внешнеторговой и таможенной политик. Среди главных направлений деятельности:

• содействие в разработке экономической политики, в Формировании организационно-правовых структур для поддержки макроэкономических целей правительств, в частности таможенных органов;

• разработка и финансирование программ модернизации и развития национальных экономик и таможенных структур, надзор за их реализацией;

• предоставление стратегических рекомендаций по системе сбора налогов и таможенных пошлин, предоставление помощи в подготовке законодательных актов и обучении юристов госорганов, в частности, по законодательству о валютном регулировании и налогово-бюджетной сфере;

• консультации по разработке и реализации реформ внешней торговли, оказание помогли в модернизации компьютерных систем, повышении квалификации для госслужащих.

Многие комплексные программы осуществляются с участием ООН, Мирового банка и Европейского союза. Важным условием эффективности этих программ является унификация принципов и методов таможенного регулирования ВЭД.

На региональном уровне таможенный регулятор создается в условиях формирования и взаимодействия различных экономических и таможенных союзов. Соглашения о свободной торговле и таможенные союзы получают все более широкое распространение в мире. В рамках международной экономической системы страны стремящийся укрепить свое экономическое положение, заключая соглашения, способствующие свободному перемещению товаров и услуг между ними.

Наиболее значительными из региональных союзов являются: Европейский союз, или Евросоюз (ЕС), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Североамериканское соглашение о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой (НАФТА), МЕРКОСУР - объединение таких стран, как Аргентина, Бразилия. Парагвай и Уругвай, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), АНЗЕРТА - объединение Австралии и Новой Зеландии.

Для всех видов интеграции характерно взаимодействие ограниченного числа субъектов и наличие определенных элементов «дискриминации» стран, не участвующих в механизмах интеграции. Соглашения о международной интеграции представляют собой контракты, ограничивающие возможности правительства определять торговую и таможенную политику в одностороннем порядке.

В целом деятельность международных и региональных торговых и таможенных организаций направлена на формирование общих принципов и технологий, определяющих торговую и таможенную политику государств, вовлеченных в мирохозяйственные отношения, создание общего информационно-коммуникационного пространства, обеспечивающего дальнейшее развитие мировой торговли в глобальном масштабе.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.