Управление развитием регионов России — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Управление развитием регионов России

2020-04-01 212
Управление развитием регионов России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Место региональной политики в системе государственного управления территориальным развитием. Региональное развитие. Причины и факторы дифференциации социально-экономического развития регионов. Типы проблемных регионов. Депрессивный регион - основные принципы государственной поддержки депрессивных территорий - санация депрессивных регионов. Управление развитием региона: методы, инструменты. Макро- и микроинструменты регулирования регионального развития. Показатели регионального развития. Методология программного целевого управления развитием регионов. Стратегия социально-экономического развития регионов.

Вопросы для подготовки к практическим занятиям (для диагностирования сформированности уровня компетенций – «знать»)

1 С помощью каких государственных мер можно проводить политику оздоровления депрессивных регионов страны?

2 В чем состоят принципиальные отличия от управления функционированием региона и управления его развитием?

3 Что представляет собой системное регулирование регионального развития?

4 Какие могут применяться методы и инструменты развития региона в условиях рыночной экономики?

5 Сущность экономической безопасности региона, задачи и механизмы ее обеспечения.

Тесты для самоконтроля (для диагностирования сформированности уровня компетенций – «знать»)

4.1 Современная экономика эффективно может регулироваться:

- преимущественно рыночными механизмами;

- преимущественно плановыми механизмами;

- практическим сочетанием обоих методов.

4.2 Какая форма планирования должна превалировать в рыночной экономике?

- директивная, но на уровне макроэкономики;

- индикативная, но на уровне предприятий;

-директивно-индикативная в зависимости от сфер и решаемых задач.

4.3 В условиях создания крупных компаний, концентрации производства и капитала необходимость государственного планирования:

- ослабевает;

- усиливается;

- зависимость отсутствует.

4.4 В современных условиях глобализации экономических процессов основные пропорции экономики эффективно могут формироваться:

- на основе мировых рыночных механизмов;

- на основе внутренних рыночных механизмов;

- на основе сочетания мировых и внутренних рыночных механизмов;

- на основе плановых установок (программ) государства.

4.5 Под планомерностью и планомерным развитием следует понимать:

- сознательно определяемую и поддерживаемую экономическую пропорциональность;

- рыночным путем устанавливаемую, но сознательно затем корректируемую экономическую пропорциональность;

- изучение и использование усредненных данных планов средних и крупных предприятий страны.

4.6 Директивная форма государственного планирования имеет место:

- на предприятиях государственного сектора;

- в холдинговых корпорациях;

- в «государственных корпорациях».

4.7 Прогнозирование поискового типа является обязательным условием:

- стратегического планирования;

- среднесрочного планирования;

- текущего планирования;

- программно-целевого планирования.

4.8 Динамичнее развивается экономика, макроструктура которой формируется:

- рыночным механизмом, приспосабливаясь к конъюнктуре спроса;

- планово и целесообразно с концентрацией ресурсов на решающих направлениях;

- вначале на рыночной основе, а затем корректируется планомерно.

4.9 Сущность прогнозирования состоит в следующем определении:

- гипотетический образ будущего состояния объекта;

- средство выявления последствий принимаемых решений;

- предварительная оценка возможных вариантов решений.

4.10 Прогнозы бывают:

- пассивные;

- активные;

- оценочные.

Задания для самоподготовки (для диагностирования сформированности уровня компетенций – «уметь»)

1 Внебюджетные фонды и федеральные целевые программы.

2 Содержание социальной региональной политики.

3 Экономико-правовые и институциональные аспекты осуществления социальной региональной политики.

4 Региональная политика доходов.

5 Занятость в регионе.

Индивидуальное творческое задание (для диагностирования сформированности уровня компетенций – «владеть»)в форме доклада

1 Политика: цели, инструменты, основные направления совершенствования.

2 Региональные программы социально-экономического развития как инструмент регионального управления.

3 Проблемы устойчивого развития регионов Российской Федерации.

4 Проблемы управления отраслью региона (на выбор обучающегося) и направления его совершенствования.

5 Проблемы рационального использования природно-ресурсного потенциала региона.

 

5 Основы территориального планирования

Территориальное планирование как процесс проектирования (разработка схемы территории) и как отрасль знаний. Цели и задачи территориального планирования. Объекты и субъекты, принципы и методы территориального планирования. Нормативно-правовое регулирование территориального планирования в Российской Федерации. Организационно-правовая составляющая территориального планирования муниципальных образований. Стратегии социально-экономического и территориального развития муниципальных образований. Схемы территориального планирования муниципальных образований.

Вопросы для подготовки к практическим занятиям (для диагностирования сформированности уровня компетенций – «знать»)

1 В чем проявляются индикативные формы территориального планирования?

2 В чем проявляется теория систем применительно к региональному управлению и территориальному планированию?

3 Модель прогноза развития экономики региона.

4 Прогнозы и программы развития.

5 Зарубежный опыт регионального планирования и прогнозирования.

Тесты для самоконтроля (для диагностирования сформированности уровня компетенций – «знать»)

5.1 Какое из нижеприведенных полномочий в области градорегулирования и землепользования НЕ относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений?

- подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

- утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

- утверждение правил землепользования и застройки поселений;

- ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;

- утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом;

- выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

5.2 Градостроительное зонирование - это:

- планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий;

- зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

5.3 Территориальные зоны - это:

- зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение;

- зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

5.4 Какие из нижеприведенных позиций включают в свой состав правила землепользования и застройки?

- порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений;

- карта градостроительного зонирования;

- перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения;

- карта (схема) существующих и планируемых границ населенных пунктов, входящих в состав поселения;

- градостроительные регламенты.

5.5 К какой стадии градостроительного проектирования относится
проект схемы территориального планирования субъекта Российской
Федерации?

- проект планировки территории;

- территориальное планирование;

- генеральный план.

5.6 Основные принципы создания микрорайонов:

- освоение городских территорий без сноса жилых;

- комплексность и поэтапная завершенность строительства;

- обеспечение доступности общественных учреждений;

- обеспечение ступенчатого обслуживания населения;

- строительство большого количества жилых и общественных зданий за короткие сроки.

5.7 Какие зоны устанавливаются при функциональном зонировании территории города в ходе градостроительного проектирования?

- научная, спортивная, общественно-деловая, торгово-развлекательная, инновационная;

- многоэтажной застройки, усадебной застройки, санитарно-защитные, памятников истории и культуры;

- жилая (селитебная), промышленно-складская, рекреационная, инженерной и транспортной инфраструктуры.

5.8 Какое основное назначение пригородной зоны?

- рекреационное, резерв для развития территории города, размещение промышленных площадок городских предприятий, городов-спутников;

- оздоровительно-туристическое, научно-учебное, для размещения объектов культуры и искусства;

- добычи полезных ископаемых, строительства жилых и общественных зданий.

5.9 Какие виды транспорта составляют зону внешнего транспорта крупного города?

- маршрутное такси, троллейбус, вертолеты и малая авиация, катера и яхты;

- метрополитен, трамваи, монорельсы, трубопроводный вид;

- железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный, продуктопроводный транспорт.

5.10 Правила землепользования и застройки - это:

- Документ территориального планирования;

- Документ, утверждаемый нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

- Документ, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты и порядок применения таких документов и внесения в них изменений;

- Документ, который распространяется в равной степени на всех правообладателей недвижимости на территории поселения;

- Документ, который недействителен при отсутствии генерального плана поселения.

Задания для самоподготовки (для диагностирования сформированности уровня компетенций – «уметь»)

1 Понятие и сущность территориально-отраслевой структуры.

2 Территориальные аспекты промышленности.

3 Транспортный комплекс и проблемы его развития.

4 Агропромышленный комплекс и его региональные особенности.

5 Принципы и методы прогнозирования. Виды прогнозов.

Индивидуальное творческое задание (для диагностирования сформированности уровня компетенций – «владеть») в форме доклада

1 Комплексное освоение и развитие территорий Оренбургской области в целях жилищного строительства.

2 Развитие системы градорегулирования в Оренбургской области.

3 Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области.

4 Материальные ресурсы региона как экономическая база социально-экономического развития.

5 Специфика регионального прогнозирования.

 

Вопросы к зачету

 

1 Регион как объект хозяйствования и управления.

2 Основные различия понятий «территория», «регион», «территориальное образование».

3 Место региональной политики в системе государственного управления территориальным развитием.

4 Основные различия понятий «территория», «территориальное образование», «региональные системы».

5 Влияние государственного устройства на региональное развитие и территориальную организацию общества.

6 Причины региональных неравенств в России.

7 Характеристику основных государственных и общественных институтов регулирования регионального развития.

8 Различия макро- и микроинструментов регулирования регионального развития.

9 Основные признаки территориальных образований.

10 Особенности социальной ориентации в региональных системах.

 

Критерии оценки

 

Оценка «зачтено» - ставится за знание фактического материала по дисциплине, владение навыками поиска, анализа и использования нормативно-правовых актов, умение объяснять сущность понятий, умение выделять главное в учебном материале, готовность к самостоятельному выбору, решению, умение найти эффективный способ решения проблемной ситуации, умение использовать знания в стандартных и нестандартных ситуациях, логичное и доказательное изложение учебного материала, владение точной речью, умение аргументировано отвечать па вопросы, вступать в диалоговое общение.

Оценка «незачтено» оценка ставится за отсутствие знаний по дисциплине, представления о вопросах, непонимание материала по дисциплине, отсутствие решения задачи, наличие коммуникативных «барьеров» в общении, отсутствие ответа на предложенный вопрос.

 


8 Рекомендации обучающимся по организации самостоятельной работы

Организация самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление является необходимым условием формирования навыков и возможности организации учебной и научной деятельности.

Целью самостоятельной работы обучающихся является овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по направлению подготовки 38.03.04, опытом творческой и исследовательской деятельности.

Организация самостоятельной работы обучающихся включает в себя достижение следующих задач:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся в процессе изучения дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование»;

- углубление и расширение теоретических знаний по дисциплине «Региональное управление и территориальное планирование»;

- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

- развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности у обучающихся;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- применение полученных знаний, умений и навыков, полученных в ходе самостоятельной работы на практических занятиях и при подготовке к итоговому зачету по дисциплине «Региональное управление и территориальное планирование».

В образовательном процессе высшего образовательного учреждения выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине «Региональное управление и территориальное планирование» выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование» без участия преподавателя являются:

- формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной ведущим преподавателем учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки);

- подготовка к практическим занятиям (по представленным в данных методических указаниях вопросам по каждой теме);

- компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе тестовых заданий (для диагностирования сформированности уровня компетенций – «знать»), разработанных и утвержденных в соответствии с Положением о Фонде тестовых заданий, размещены в системе компьютерного тестирования АИССТ;

- выполнение индивидуального творческого занятия – для дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование» предусмотрено в виде докладов, перечень которых представлен в данных методических указаниях по каждой теме.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателя являются:

- текущие консультации (по расписанию ведущего преподавателя);

- ответы на вопросы в процессе практического занятия;

- прием и защита индивидуального творческого задания;

- сдача зачета по дисциплине «Региональное управление и территориальное планирование».

После изучения определенной темы по записям в конспекте и рекомендованным источникам, а также выполнения заданий по дисциплине «Региональное управление и территориальное планирование» на практических занятиях и самостоятельно обучающемуся рекомендуется воспроизвести по памяти определения, выводы, формулировки основных положений и доказательств.

В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.

Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.

Доклад - вид самостоятельной индивидуальной творческой работы, в которой обучающийся должен раскрыть суть исследуемой проблемы, привести различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Этапы работы над докладом включают в себя:

- подбор и изучение основных источников по теме (рекомендуется использовать не менее 8 - 10 источников);

- составление списка использованных источников;

- обработку и систематизацию материала;

- подготовку выводов и обобщений;

- разработку плана доклада;

- написание текста доклада;

- публичное выступление с результатами исследования.

В докладе соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.

Отличительной чертой доклада для обучающихся по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (бакалавриат) является стиль изложения, то есть особый способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания исследовательских работ. Данный стиль определяет следующие нормы:

- предложения могут быть длинными и сложными;

- часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины;

- употребляются вводные конструкции типа «по всей видимости», «на наш взгляд»;

- авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения «я», «моя (точка зрения)»;

- в тексте могут встречаться штампы и общие слова.

Общая структура доклада может быть следующей:

- формулировка темы исследования (причем она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию);

- актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему учащимся выбрана именно эта тема);

- цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее);

- задачи исследования (конкретизируют цель работы);

- гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы);

- методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов);

- результаты исследования: краткое изложение новой информации, которую получил обучающийся в процессе исследования. При изложении результатов желательно давать четкое изложение новых фактов. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах;

- выводы исследования, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции.

Продолжительность выступления должна составлять 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада следует выделить самое основное, что раскроет содержание темы. Необходимо отрепетировать доклад и отработать навыки представления результатов исследования в презентации.

При оценке доклада преподавателем учитывается выполнение всех требований к докладу, представленных в данных методических указаниях.

 

9 Литература, рекомендуемая для изучения дисциплины

 

1 Амадаев, А.А. Управление инвестиционно-инновационной привлекательностью в реальном секторе региональной экономики /                                А.А. Амадаев. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 219 с. - ISBN 978-5-394-01937-1; То же [Электронный ресурс]. -  URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221277.

2 Круталевич, М.Г. Региональное управление и территориальное планирование: методические указания по написанию курсовых работ / М.Г. Круталевич; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург. ОГУ, 2018. – 20 с.

3 Кукина, И.В. Тенденции развития агломераций. Зарубежный опыт: монография / И.В. Кукина; Министерство образования и науки Российской Федерации, Сибирский Федеральный университет. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. - 144 с.: ил., табл., схем. - Библиогр. в кн.. - ISBN 978-5-7638-2688-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364615.

4 Региональная экономика: учебник / Г.Б. Поляк, В.А. Тупчиенко,       Н.А. Барменкова и др.; под ред. Г.Б. Поляк. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 463 с.: схем., табл. - (Золотой фонд российских учебников). - ISBN 978-5-238-02348-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118977.

5 Региональное управление и территориальное планирование: стратегическое партнерство в системе регионального развития: учеб. пособие / Н.А. Каменских. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 127 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). — http://znanium.com/bookread2.php?book=752592

6 Региональное управление и территориальное планирование: Учебник / Попов Р. А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 288 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-16-005662-3- http://znanium.com/bookread2.php?book=538105

7 Региональное управление и территориальное планирование: Учебное пособие / Г.А.Хмелева, В.К.Семенычев - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 224 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-16-010788-2, 1000 экз. http://znanium.com/bookread2.php?book=502311

8 Семенов, Е.А. Территориальная организация населения: учебник / Е.А. Семенов, А.М. Савина; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2015. - 290 с.: табл., ил., граф. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-7410-1235-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364870.

9 Тургель, И.Д. Монофункциональные города России: от выживания к устойчивому развитию / И.Д. Тургель. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 765 с. - ISBN 978-5-4458-4320-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230106.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.