Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2020-04-01 | 131 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Очевидно, что вмешательство монополии в процесс рыночной саморегуляции ведет к перераспределению общественного богатства в ее пользу. Поэтому государство часто принимает меры, препятствующие монополизации рынка.
Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство:
- разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации;
- создает организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации (такую деятельность ведет государственный антимонопольный комитет);
- помогает созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков или разрушить её (этим в нашей стране занимается Комитет по поддержке малого предпринимательства).
В экономической и юридической литературе по антимонопольному регулированию принято различать две основные модели: американскую и европейскую.
Российская практика антимонопольного регулирования тяготеет больше к европейской модели. Это находит выражение в содержании российского антимонопольного законодательства, а также в полномочиях и практической деятельности федеральных антимонопольных органов. Государственное регулирование играет важную роль в поддержании необходимого уровня конкуренции в экономике. Можно выделить три главных его направления:
- меры, направленные на предотвращение и запрещение монополий:
- государственное регулирование естественной монополии;
- защита компаний от “чрезмерной конкуренции”.
Рассмотрим американскую модель антимонопольного регулирования.
Наиболее известно антимонопольное законодательство, принятое в США в конце XIX- начале XX века. В это время экономика США развивалась спонтанно и была близка к модели совершенной конкуренции. Но так как экономика не контролировалась государством, то многие крупные фирмы стали монополистами в своей области (это естественный процесс, когда фирма, победив соперников в конкурентной борьбе, становится монополистом). Таким образом, возникла угроза экономической демократии в США, которая, в свою очередь, является основой демократии политической.
|
Государство вынуждено было принять антимонопольное законодательство. В него входят 3 законодательных акта.
1) Закон Шермана (1890 год), запрещающий тайную монополизацию торговли, захват контроля и сговор о ценах.
2) Закон Клейтона (1914 год), запрещающий ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию (не для всех предприятий).
3) Закон Робинсона–Пэтмэна (1936 год), запрещающий ограничительную деловую практику в области торговли, в том числе и ценовую дискриминацию.
Но для того, чтобы применять эти законы, надо решить ряд вопросов. Во-первых, какой уровень цен надо считать чрезмерно низким или высоким, что свидетельствовало бы о монополистическом захвате контроля над ценами? Во-вторых, какой процент отраслевого производства свидетельствует о монополистическом захвате? В связи с тем, что эти вопросы очень трудно решить, возникает проблема: когда нужно применять антимонопольные законы и нужно ли применять их вообще?
По этому поводу американский экономист П.Самуэльсон писал ”Это (закон Робинсона - Пэтмэна) и другие предложения закона способствуют ограничению конкуренции. Вместо того, чтобы снизить цену в пользу потребителя, он был направлен на сохранение многих предприятий, несмотря на то, что некоторые из них были малоэффективны” [Чепурин, с. 193].
Таким образом, кроме установления препятствий монополизации рынка, антимонопольное законодательство имеет и негативную сторону: оно ограничивает конкуренцию и, следовательно, затормаживает развитие наиболее успешных компаний и внедрение технических новшеств.
|
Монополия представляет собой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции, и наиболее устойчивую. Многие монополии представляют собой объединение более мелких фирм, и чем больше становится таких центров объединения на каком-то рынке, тем меньше происходит дальнейшее объединение, так как уже существуют достаточно крупные монополии. И таким образом на рынке образуется несколько крупных монополий, конкурирующих между собой. Поэтому большинство существующих рынков в важнейших аспектах занимают промежуточное положение между монополией и конкуренцией.
Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где:
1. имеется один – единственный продавец;
2. отсутствует товарная дифференциация;
3. продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;
4. очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий (то есть, вход оказывается заблокированным финансовыми, технологическим, ресурсными, правовыми условиями.)
Необходимо отметить, что понятие «монополия» используется не только строгом значении – как чистая монополия, но нередко применяется ив широком толковании. В последнем случае монополия трактуется несколько расплывчато, как доминирующее положение экономического субъекта на рынке, то есть можно полагать, что в таком варианте понятие «монополия» вбирает в себя и чистую монополию, и олигополию. Проблема ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство во многих странах.
Главная роль в её решении отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!