Анализ и экстраполяция основных показателей качества деятельности предприятия — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Анализ и экстраполяция основных показателей качества деятельности предприятия

2020-04-01 135
Анализ и экстраполяция основных показателей качества деятельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Показатели - это количественные и качественные оценки состояния и результатов, выраженные числом. Часть показателей, используемых в деятельности организации, регламентируются государственными законами и государственной статистической отчетностью. Другие вводятся в ходе деятельности организации.

Конкурентоспособность продукции, как один из основных показателей качества деятельности предприятия характеризуется такими показателями как качество и цена. Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удастся повышать качество продукции, улучшать полезный эффект товара, тем самым добиваться конкурентного преимущества данного товара [18].

В настоящее время ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат» занимает лидирующее положение по выпуску и реализации хлебобулочных изделий в Нижнекамском районе и является одним из 20 крупных предприятий хлебопекарной промышленности Республики Татарстан. По общему объему производства и реализации после таких крупных производителей, как ОАО «Челны-Хлеб», БКК, Хлебозавод №3, предприятие занимает четвертое место по республике. Объем товарной продукции составляет - 10,2% от объема отрасли.

Основными конкурентами в городе и районе являются ЗАО «Челны-Хлеб», УОП «Нефтехим», ЧП Дильмиев, «Бахетле-1», Чистопольский хлебозавод.

В качестве факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия на рынке сбыта его продукции, можно выделить следующие:

совершенствование товарного вида продукции;

обеспечение функционирования современной предупредительной системы качества ХАССП, позволяющей совместить анализ контроля и управления производством с обеспечением безопасности продукции и соблюдения всех технологических норм;

начата подготовка к внедрению системы менеджмента безопасности пищевой продукции ИСО 22000:2007;

Товарно - сбытовые каналы предприятия также достаточно развиты и интегрированы в региональную сеть. Деятельность ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат» в области сбыта и распределения своей продукции подчинена следующим целям:

обеспечивать доставку хлебобулочной и кондитерской продукции в необходимом объеме в такое место и в такое время, которые более всего устраивают всех потребителей;

способствовать привлечению внимания покупателей к продукции и всемерно стимулировать расширение её продажи конечным потребителям.

На предприятии создан и функционирует отдел сбыта, который является структурным подразделением ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат», подчиняется коммерческому директору и возглавляется начальником отдела сбыта.

В структуру отдела сбыта входят группа по сбыту и группа по коммерческой деятельности. Отдел маркетинга существует на предприятии отдельно и подчиняется непосредственно исполнительному директору.

В настоящее время перед отделом сбыта поставлены следующие задачи: обеспечение выполнения планов поставки продукции в срок и по
номенклатуре в соответствии с договорами; организация рекламы и стимулирование сбыта продукции; обеспечение требований потребителей специалистами ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат» до принятия обязательств поставки; обеспечение сбора и обработки информации об удовлетворенности потребителей.

На основании договоров комиссии функции по реализации готовой продукции предприятия осуществляет Торговый дом «Азык» через сеть магазинов. К преимуществам Торгового дома, перед хлебокомбинатом, помимо квалифицированного торгового персонала, хорошо ориентирующегося в конъюнктуре рынка, относится наличие складов большой вместимости и транспортных средств.

Основными покупателями хлебобулочной продукции ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат» является Торговый дом «Азык». Ему принадлежит около 30% оборота продукции. Среди частных предпринимателей наибольший оборот имеет Шапорев Р. (17,6%).

Торговый Дом «Азык» в большей степени можно отнести к партнерам по сбыту, так как он обладает сетью магазинов по городу Нижнекамску, где производится реализация всех видов выпускаемой продукции. Кроме того он был специально образован для реализации продукции ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат».

Также сбытовыми посредниками являются ОАО «Продмаркет», «Продторг» города Альметьевска, ООО «Ак-Барс торг». К мелким посредникам относятся индивидуальные предприниматели: Гарифуллин М.Я., Юнусова A.M., Валиахметова Т. и другие. Непосредственно потребителями выпускаемой продукции являются физические лица - граждане, проживающие в городе Нижнекамске и ряд юридических лиц - например - ХимКам-Агро и ООО «Арис». За 2008-2009 года изменился и состав покупателей, появились новые деловые партнеры: ЗАО «Форвард» (с 21.06.2007 г.), ООО «Сайгон» (с 01.06.2007 г.), ЗАО «Тандер» (с 07.02.2007 г.).

Таким образом, можно отметить, что ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат», несмотря на главенствующую роль Торгового дома «Азык», расширяет клиентскую базу, увеличивая объем реализации продукции.

Показатель организационно - технического совершенства ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат» также достаточно высок. Постоянно на предприятии запускаются новые линии производства, благодаря чему обновляется ассортимент продукции, модернизируется оборудование, перенимается опыт зарубежных производителей. В 2008 году в помощь кондитерам на предприятии заработала итальянская автоматизированная линия Comas. При изготовлении тортов на этом современном итальянском оборудовании все дозировано и автоматизировано, что приводит к увеличению срока реализации продукции. Чем меньше будущий торт соприкасается с руками кондитера, тем дольше он может храниться.

В 2009 году в хлебобулочном цехе был создан участок по производству мелкоштучной продукции (булочки, слойки, круассанчики, рулеты), установлена «умная» автоматизированная швейцарская линия Rondo doge.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования организации по всем направлениям ее деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления ее финансовых отношений со всеми участниками предпринимательской деятельности.

В качестве показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия приняты показатели прибыли и рентабельности.

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, получаемый в сфере производства и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, и в условиях рыночной экономики выполняет ряд функций:

отражает эффективность достижения конечных результатов деятельности предприятия, так как показывает, насколько доходы предприятия превышают затраты, связанные с его деятельностью;

является источником развития производства, обновления и расширения производственной базы, научно-технического и социального развития предприятия, материального стимулирования работников;

является источником формирования бюджетов разных уровней, поступая в них в виде налогов;

характеризует возможности предприятия по возврату заемных средств и во многом определяет инвестиционную привлекательность предприятия.

В таблице 3.1.1. приведена динамика основных финансовых результатов деятельности предприятия за 2007-2011 гг.

Таблица 3. 1. 1. Динамика финансовых результатов деятельности организации

Показатели 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
Выручка от реализации товаров, тыс. руб. 251761 350667 416119 458335 453368
Темп роста выручки от реализации товаров (цепной), % 100 139,3 118,7 110,1 98,9
Себестоимость, тыс. руб. 223862 302304 354069 379162 378842
Темп роста себестоимости (цепной), % 100 135 117,1 107 99,9
Валовая прибыль, тыс. руб. 27899 48363 62050 79173 74526
Темп роста валовой прибыли (цепной), % 100 173,4 128,3 127,6 94,1

 

Данная таблица показывает, что в 2012 году по сравнению с 2008 выручка от реализации товаров увеличилась на 201607 тыс. руб., или на 80%, это огромная разница и колоссальный успех в деятельности предприятия. Себестоимость реализованной продукции повысилась на 154980 тыс. руб., или на 69%. Темп роста выручки от реализации продукции выше темпа роста себестоимости продукции, в результате чего прибыль от реализации продукции за анализируемый период увеличилась на 46627 тыс. руб., или на 167%.

Ориентация отечественной экономики на рыночные отношения потребовала пересмотра отношения к прибыли, что обусловлено ее особым местом в системе хозяйствования. Прибыльность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности предприятия, как результат его деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.

Рассмотрим структуру прибыли ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат».

Таблица 3.1.2. Структура прибыли ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат»

Показатели 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
Выручка от реализации, тыс. руб. 251761 350667 416119 458335 453368
Себестоимость, тыс. руб. (223862) (302304) (354069) (379162) (378842)
Валовая прибыль, тыс. руб. 27899 48363 62050 79173 74526
Коммерческие расходы, тыс. руб. (26450) (37746) (52003) (67771) (63203)
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. 1449 10617 10047 11402 11323
Налоговые обязательства, тыс. руб. (4172) (7126) (9692) (11145) (11075)
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. (2723) 3491 355 257 248

 

Как видно, доля чистой прибыли в выручке от реализации продукции ничтожно мала. В 2008 году она вообще была отрицательной, равной 2723 тыс. руб., это значит, что предприятие работало себе в убыток. В 2009 году был замечен значительный скачок, она составила 3491 тыс. руб. В 2010 опять спад - 355 тыс. руб. В последующие годы анализируемого периода времени чистая прибыль каждый год шла вниз по наклонной, несмотря на увеличение выручки от продаж. Такая динамика развития свидетельствует о высоких издержках производства и о высокой себестоимости продукции.

Показатель доли рынка ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат» достаточно высок. Предприятие занимает лидирующие позиции на рынках города и района, а также 10% рынка хлебобулочной промышленности Республики Татарстан.

Для сдерживания своих позиций предприятию необходимо постоянно следить за представленными выше показателями, прогнозировать их, улучшать, активно вовлекая персонал в процесс улучшения, тем самым показывая важность каждого из них в процессе деятельности организации.

Как было отмечено в первом разделе, существуют множество методов прогнозирования показателей качества деятельности предприятия. Наиболее значимые из них занимают статистические методы прогнозирования, особенно в том случае, когда имеются количественные данные об изучаемом явлении в результате проведения статистического наблюдения.

В то же время, при анализе данных имеющих определенную тенденцию развития по времени, в данном случае речь идет о наличии динамического ряда, для прогнозирования основных показателей изучаемого явления, применяется в основном, метод экстраполяции.

Экстраполяция - это нахождение уровней за пределами изучаемого ряда, то есть определение в будущем тенденции, наблюдавшейся в прошлом, предполагая, что та или иная закономерность развития, действовавшая в прошлом, сохранится и в будущем. [50].

Существуют разные способы для применения метода экстраполяции. В том случае, когда база для прогнозирования характеризуется только начальными и конечными данными динамического ряда можно осуществлять прогноз с помощью среднего абсолютного прироста.

В таблице 3.1.3. отражаются количественные данные основных показателей деятельности ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат», в качестве базы для осуществления прогнозов.

Таблица 3.1.3. Основные показатели качества деятельности ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат»

Годы Выручка от продаж, млн. руб. Себестоимость продукции, млн. руб. Валовая прибыль, млн. руб. Производительность труда, тонн/чел.
2008 251,8 223,9 27,9 22
2009 350,7 302,3 48,4 20
2010 416,1 354,1 62,0 21
2011 458,3 379,2 79,2 19
2012 453,4 378,8 74,5 19

 

. Прогноз выручки от продаж ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат» на 2012 и 2013 гг.:

с помощью среднего абсолютного прироста

У(2013) = 453,4+62,85*1 = 516,25 млн. руб.

У(2014) = 453,4+62,85* 2= 579,1 млн. руб.

с помощью среднего коэффициента роста

У(2013) = 453,4 * 1,1584 = 525,22 млн. руб.

У(2014) = 453,4 * (1,1584 * 1,1584) = 608,37 млн. руб.

Прогноз выручки от продаж свидетельствует о том, что выручка изучаемого предприятия будет иметь в следующие годы тенденцию к увеличению, прогнозирование с помощью среднего коэффициента роста, как видно по результатам прогноза, показывает более высокие результаты, чем прогнозирование с помощью среднего абсолютного прироста.

. Прогноз себестоимости продукции ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат» на 2013 и 2014 гг.:

с помощью среднего абсолютного прироста

У (2013) = 378,8 + 38,73 * 1 = 417,53 млн. руб.

У (2014) = 378,8 + 38,73 * 2 = 456,26 млн. руб.

с помощью среднего коэффициента роста

У (2013) = 378,8 * 1,1405 = 432,02 млн. руб.

У (2014) = 378,8 * 1,1405 * 1,1405 = 492,02 млн. руб.

Прогноз себестоимости продукции показывает, что себестоимость продукции также имеет тенденцию к увеличению, и аналогично выручке от продаж, прогнозирование с помощью среднего коэффициента роста показывает более высокие результаты, чем прогнозирование с помощью среднего абсолютного прироста.

. Прогноз валовой прибыли ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат» на 2012 и 2013 гг.

с помощью среднего абсолютного прироста

У (2013) = 74,5 + 11,65 * 1 = 86,15 млн. руб.

У (2014) = 74,5 + 11,65 * 2 = 97,8 млн. руб.

с помощью среднего коэффициента роста

У (2013) = 74,5 * 1,2564 = 93,6 млн. руб.

У (2014) = 74,5 * 1,2564 * 1,2564 = 117,6 млн. руб.

Прогноз валовой прибыли показывает, что она имеет тенденцию к значительному повышению. Данные, полученные с помощью коэффициента роста на много выше данных, полученных с помощью абсолютного прироста.

. Прогноз производительности труда одного рабочего ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат»

с помощью среднего абсолютного прироста

У (2013) = 19 + (- 0,75) * 1 = 18,25 т/чел.

У (2014) = 19 + (- 0,75) * 2 = 17,5 т/чел.

с помощью среднего коэффициента роста

У (2013) = 19 * 0,964 = 18,32 т/чел.

У (2014) = 19 * 0,964 * 0,964 = 17,66 т/чел.

Прогноз производительности труда одного рабочего свидетельствует о том, что этот показатель имеет тенденцию к снижению. Прогнозные данные, полученные двумя методами, не на много отличаются друг от друга.

Анализ данных качества основных показателей деятельности предприятия показывает, что они все имеют либо устойчивую тенденцию к увеличению (выручка от продаж, себестоимость продукции, валовая прибыль), либо устойчивую тенденцию к снижению (производительность труда). Это позволяет нам утверждать с теоретической точки зрения, что наиболее подходящим аналитическим уравнением выступает уравнение регрессии прямой.

Таким образом, анализ и прогноз качества деятельности ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат» в целом, позволяет сделать следующие выводы: прогнозирование основных показателей качества деятельности предприятия показало продолжение той тенденции, которая наблюдалась в прошлом, то есть с одной стороны увеличение выручки, валовой прибыли и себестоимости продукции, а с другой стороны снижение производительности труда. Поэтому, важным аспектом в данном случае является поиск возможных путей улучшения показателей качества деятельности предприятия вместе взятых, которые должны иметь устойчивую тенденцию к увеличению.

Актуальность качества деятельности предприятия, как важнейшей составной части конкурентоспособности изменяет взгляд на его место и роль в системе общего менеджмента. Качеством деятельности тоже необходимо управлять, так же как качеством продукции. Необходимо делать акцент на перечисленные выше показатели, понимать их роль и значимость. Прежде всего это должно исходить от руководства организации.

Предприятия, внедряющие стандарты, сталкиваются с непониманием необходимости осуществления этой работы в существующих условиях. Условия, принципы и требования, закрепленные в уже переработанных стандартах, на практике выполняются не в полном объеме, что противоречит системному подходу в решении задач качества. Причины невыполнения состоят в нестабильности производственных, сбытовых, экономических процессов, происходящих на предприятии. Большую трудность представляет организация маркетинговой деятельности и осуществление прогноза необходимого уровня качества изделия.

Поэтому решить задачу достижения и поддержания качества продукции на уровне, обеспечивающем постоянное удовлетворение установленных или предлагаемых требований потребителя на внутреннем рынке, пока достаточно сложно.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.