Алгоритм автоматизации учета — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Алгоритм автоматизации учета

2020-04-01 276
Алгоритм автоматизации учета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для того, чтобы перевод бухгалтерии на компьютер был эффективен и дал результат, необходимо начинать с подготовки, которую условно можно разбить на пять этапов.

. Оптимизация бухучета.

Как уже отмечалось, автоматизация имеет смысл лишь тогда, когда она что-то улучшает в бухгалтерии, поэтому начинать надо с того, как и что можно улучшить. Все хорошие современные программы автоматизации бухучета - очень гибкие системы, они позволяют настраивать на нужды конкретного предприятия буквально все, начиная от плана счетов и кончая формами отчетности в налоговую инспекцию. Проводится анализ имеющейся на предприятии системы бухгалтерского учета, а именно:

. Применяемый план счетов и использование конкретных счетов.

. Применяемая аналитика по различным счетам.

. Использующиеся типовые проводки для отражения типовых

хозяйственных операций.

. Формы и содержание первичной документации.

. Формы учетных регистров.

Анализ производится на предмет того, что можно изменить для улучшения бухгалтерского учета. Для проведения такой оптимизации требуется высококвалифицированный и опытный специалист по бухгалтерскому учету и налогообложению, каким является, например, аудитор или опытный главный бухгалтер. Многие фирмы, внедряющие программы, имеют сотрудников, которые прекрасно разбираются в самих программах, а в бухучете - не очень, и автоматизируют они бухгалтерию в том виде, в котором она есть, не используя возможности для улучшения и даже оставляя старые ошибки.

Необходимо, чтобы типовые бухгалтерские программы проверялись и тестировались на соответствие текущему законодательству, т.е. формы документов, отчетов, механизмы проводок и т.д. не должны вызывать нареканий со стороны проверяющих органов.

. Выбор масштабов автоматизации.

Под выбором масштабов автоматизации понимается то, в каком объеме будет автоматизироваться бухгалтерия и в каком порядке будут переведены на компьютер разделы бухучета. Эта проблема тем более актуальна, чем крупнее автоматизируемая организация. Когда речь идет о небольшой фирме, где учет ведет один-два бухгалтера, то проблема не стоит вообще, бухучет надо автоматизировать полностью и сразу весь, потому, что объем работ по автоматизации в малых организациях невелик.

При выборе масштабов автоматизации есть еще один аспект. Он состоит в том, что информация, получаемая из бухучета требуется и в других структурных подразделениях предприятия. Хорошо автоматизированный бухучет в состоянии дать всю эту информацию с учетом всех специфических требований, значит нужно определить весь объем информации, требуемый для внутреннего пользования в организации и произвести настройку программы так, чтобы эта информация выдавалась. Когда бухучет ведется коллективом бухгалтеров, то, очевидно, что программа по автоматизации бухучета будет работать в сети, где несколько бухгалтеров работают каждый на своем компьютере. Поэтому важно заранее распределить, какой бухгалтер что будет вести, т.е. провести четкое распределение функций, чтобы впоследствии, при настройке программы каждый на своем рабочем месте имел то, с чем ему предстоит работать.

. Постановка задачи.

Когда определено, что будет изменяться в бухучете (этап 1) и какие разделы в каком порядке будут автоматизироваться (этап 2) следует четко определить, что автоматизированный бухучет будет давать на выходе. На выходе бухучет дает:

. Первичные документы.

. Учетные регистры для бухгалтерии.

. Регистры и информацию для внутренних нужд предприятия.

. Бухгалтерскую отчетность и расчеты по налогам и другим платежам.Постановка задачи состоит в том, что в письменном виде фиксируется конкретный перечень всех документов и регистров, необходимых на предприятии, которые должен выдавать автоматизированный бухучет, и требования к ним, такие как информация, содержащаяся в учетных регистрах, и первичных документах, автоматизированность заполнения первичных документов и отчетов с учетом особенностей хозяйственной деятельности.

Постановка задачи очень важна, поскольку без ясного перечня того, что надо сделать и каким условиям это должно удовлетворять практически невозможно получить результат от автоматизации. Кроме того, если не сделать заранее четкую постановку задачи, то может получиться, что программа будет настроена таким образом, что требуемые регистры и первичные документы вообще получаться не будут (например, по причине отсутствия необходимой аналитики по счетам, которая устанавливается в самом начале автоматизации), из-за этого настройку всей программы придется переделывать.

. Выбор программного средства.

Только тогда, когда спланирована оптимизация бухучета, определен масштаб и порядок автоматизации и завершена постановка задачи, можно переходить к выбору программы. В противном же случае выяснится, что купленная заранее или по принципу «подешевле» программа просто не имеет достаточных возможностей для эффективной автоматизации предприятия и придется покупать новую. Для того чтобы в множестве программных продуктов, их версий и производителей найти нужный для предприятия вариант следует учитывать, что все те программные продукты, которые широко известны, продаются и рекламируются сейчас в Казахстане - хорошие продукты, они доказали это тем, что их знают, покупают и используют на протяжении уже нескольких лет множество предприятий. Отличаются они друг от друга тем, что одни из них лучше подходят для одних предприятий (с учетом их величины, видов деятельности и других факторов), другие - для других, третьи - для третьих. Задача состоит в том, чтобы выбрать оптимальный подходящий для предприятия программный продукт.

Начинать нужно с принятия трех решений:

. Малую или большую программу покупать? Все множество программ четко делится на программы для автоматизации малой бухгалтерии, где работают от одного до трех человек и крупной, четыре и более человека. Программы для автоматизации малой бухгалтерии сравнительно проще во внедрении, однако они, как правило, не содержат автоматических функций, позволяющих вести бухгалтерию с учетом всех особенностей. На малых предприятиях количество хозяйственных операций небольшое, их можно вводить вручную. К малым программам относятся «Инфо-бухгалтер», «1С», программа «Scat» производства СКБ «Контур». Программы для автоматизации крупной бухгалтерии прямо противоположны по характеристикам. Они позволяют автоматически вести все возможные бухгалтерские операции. Примерами таких программ являются «Бэст», «Парус», «RS - balance», программы СКБ «Контур» и «Бонус», систем «Галактика».

. Под какой операционной системой будет работать программа? Программа может работать под системой DOS и Windows. Версии программ, предназначенные для Windows, несколько дороже, чем для DOS, и требуют более мощных компьютеров, однако преимущества сполна покрывают наценку.

. Сетевая будет программа или нет? Если работать в автоматизированной бухгалтерии будут насколько бухгалтеров на нескольких компьютерах, то компьютеры обязательно должны быть объединены в сеть, чтобы проводки, вводимые всеми бухгалтерами, попадали в один общий журнал хозопераций, и программа должна быть тоже сетевой, т.е. иметь возможность работать одновременно на нескольких компьютерах. Все распространенные сейчас программы имеют сетевые версии, которые стоят немного дороже несетевых.

После того, как приняты эти три решения, круг программ, из которых надо выбирать, значительно сужается, и поступать можно двумя способами: выбирать программу самим или обратиться к специалистам по внедрению программ, которые помогут выбрать лучший вариант.

. Вопросы техники.

Технические вопросы, связанные с компьютерами, не входят в бухгалтерские функции, но, тем не менее, очень важны. Мощность необходимого компьютера зависит от двух факторов:

. Программ, которые установлены.

. Количества операций, введенных в программу. Чем больше проводок введено, тем больше ресурсов требуется для их обработки. На крупном предприятии для работы какой-либо программы нужен более мощный компьютер, чем для работы той же программы на маленьком предприятии.

При автоматизации бухучета важно, чтобы компьютеры, на которых установлены программы, были достаточно мощны, чтобы программа работала быстро. Таким образом, любое предприятие может автоматизировать ведение бухгалтерского учета. Однако подходить к этому вопросу нужно тщательно, взвесив все «за» и «против». Помимо приобретения подходящей компьютерной техники важно выбрать такую бухгалтерскую программу, которая позволит вести учет со всеми отраслевыми особенностями субъектов хозяйствования, кроме того, в программу должны легко вноситься изменения в соответствии с действующим законодательством. Только идеально подобранная программа позволить повысить эффективность бухгалтерского учета, усилить систему внутреннего контроля. От того, насколько современна и совершенна автоматизация бухгалтерского учета в организации, зависит его качество, своевременность, доступность пользователям.

2. Финансово-экономический анализ ТОО «Айнакөл»

Краткая характеристика деятельности предприятия ТОО «Айнакөл»

 

Полное и сокращенное название товарищества на государственном и русском языках: «Айнакөл» жауапкершiлiгi шектелеуi серiктестiгi; «Айнакөл» ЖШС (ТОО «Айнакөл»).

Место нахождения товарищества: Республика Казахстан, Акмолинская область, Бурабайский р-н, город Щучинск, ул. Ауэзова, дом 80.

Деятельность товарищества с ограниченной ответственностью (в дальнейшем - товарищество) регулируется Гражданским Кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан от 22.04.1998 г. «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» Законом Республики Казахстан от 31.01.2006 г. «О частном предпринимательстве».

Товарищество является субъектом малого предпринимательства, со среднегодовой численностью работников не более 90 человек и общей стоимостью активов в среднем за год не выше 60 тысяч месячных расчетных показателей.

Основными видами деятельности являются:

торгово-закупочная деятельность;

посредническая деятельность;

услуги общественного питания и досуга.

Лицензируемые виды деятельности осуществляются только при наличии соответствующей лицензии в соответствии с Законодательством Республики Казахстан.

ТОО «Айнакөл» призвано осуществлять снабжение населения высококачественными продуктами питания в соответствующем количестве и ассортименте. Все товары, реализованные через магазины, сертифицированы, соблюдаются условия хранения, имеются холодильные установки, специально оборудованные склады.

Создано 85 рабочих мест. Профессиональный уровень работников помогает решать проблемы, связанные с закупом, с подготовкой к продаже и реализацией продовольственных товаров.

 

2.2 Организация бухгалтерского учета ТОО «Айнакөл» в условиях автоматизации

 

Производственная структура организации

ТОО «Айнакөл» занимается реализацией товаров народного потребления. Поставщиками являются юридические и физические лица. Закупом и распределением товаров по магазинам занимается снабженец.

Основной склад предназначен для временного хранения. В последующем, идет распределение товаров сообразно с потребностями.

Склады, расположенные в отеле «Айнакөл» и мини-маркет «АЗС 35» необходимы для обеспечения необходимым запасом.

Организационная структура управления

На административно-управленческий персонал возложены обязанности по совершенствованию организации и нормированию труда, бесперебойному снабжению работников материалами, инструментом и запасными.Рабочие лица, занятые непосредственным воздействием на предметы труда <http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/10501>, перемещением продукции, уходом и контролем за работой средств труда и другим видам обслуживания производственного процесса.Служащие - социальная группа, включающая всех занятых по найму нефизическим трудом в промышленности (инженеры, бухгалтеры, секретари и т.д.), а также наёмных работников в торговле и сфере услуг.На предприятии работают различные группы работников (административно-управленческий персонал, рабочие, служащие, хозяйственный персонал).

Организация экономической работы в организации

В ТОО «Айнакөл» аналитическая работа проводиться после сдачи квартальных и годовых отчетов. Проведением анализа годовой финансовой отчетности занимается главный бухгалтер.

На предприятии используются следующие источники данных для анализа:

Плановые данные - данные бизнес-плана.

Учетно-отчетные - данные бухгалтерского, оперативного статистического и налогового учета и отчетности.

Внеучетные данные - материалы проверок, собраний, печати.

Нормативно-справочные данные.

Синтетический учет наличия и движению, учет операций по поступлению и реализации товаров в оптово-розничной торговле.

Выявленные излишки собственного товара приходуются в бухгалтерском учете на счете учета товаров по рыночной цене на дату проведения инвентаризации.

В соответствии с Международным планом счетов бухгалтерского учёта наличие и движение товарно-материальных запасов счет 1330 «Товары» предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товара для продажи.

В бухгалтерском учете поступление товаров в ТОО «Айнакөл» оформляется следующими проводками.

 

Таблица 1. Отражение поступления товаров в бухгалтерском учете ТОО «Айнакөл» за ноябрь 2013 года

№ п/п Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма тыс. тенге
    Дебет Кредит  
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Оприходованы приобретенные товары Отражен НДС по приобретенным товарам Отражена торговая наценка по оприходованным товарам Оплачены приобретенные товары Принят к вычету НДС по приобретенным товарам Отражена выручка от продаж Отражен финансовый результат от продажи товаров (прибыль, убыток) 1330 1420 1330 3310 3130 6010 5610 3310 3310 1333 1010 1420 5610 6010 97500 12675 24375 97500 12675 131720 131720

 

Для определения себестоимости проданных товаров необходимо рассчитать сумму расходов, относящихся к проданным товарам. Данный расчет проводится в два этапа: определяются по среднему проценту расходы на остаток товаров, а затем расходы - на проданные товары.

Под прочим выбытием понималось любое выбытие указанных объектов, кроме продажи, обмена, безвозмездной передачи. Например, к случаям прочего выбытия следовало относить недостачу, хищение, порчу, ликвидацию, иное списание объектов с баланса, не связанное с продажей, обменом, безвозмездной передачей.

В бухучете выбытие товаров оформляется следующими проводками:

 

Таблица 2. Отражение выбытия товаров в бухгалтерском учете ТОО «Айнакөл» за ноябрь 2013 года

№ п/п Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма тыс. тенге
    Дебет Кредит  
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Отражено поступление денежных средств в оплату реализованных товаров Списана учетная стоимость реализационных товаров Сторнированы торговые скидки относящиеся к проданным товарам Начислен НДС на сумму стоимости реализованных товаров (по ценам реализации) Списаны расходы на продажу Отражена выручка от реализации товаров в кредит Списан убыток от реализации товаров Отражена прибыль от реализации товаров 1010 7010 6030 7010 6010 1210 5610 6010 6010 1330 1333 3130 7110 6010 6010 5610 131720 131850 130 17124 5200 131720 - -126520

 

Разница между ценой продажи и расходами, связанными с приобретением товаров, включаются в их себестоимость, носит название торговой наценки, учитываемой по субсчету 1333 «Торговая наценка».

Торговая наценка представляет собой разницу между продажной ценой товара и его закупочной стоимостью и устанавливается торговой организацией. Разность между выручкой от реализации (продажной стоимостью реализованных товаров) и покупной стоимостью проданных товаров является валовым доходом (реализованной торговой наценкой или реализованным наложением).

При учете товаров по продажным ценам торговая наценка является валовым доходом по реализованным товарам. Рекомендованы четыре способа расчета валового дохода:

–  Исчисление по ассортименту товарооборота.

–  Исчисление по среднему проценту.

–  Исчисление по общему товарообороту.

–  Исчисление по ассортименту остатка товаров.

Товары поступают - торговая надбавка увеличивается, а при выбытии товаров сумма торговой наценки, относящейся к продажным товарам отражается сторнировочной записью по кредиту счета 1333 «Торговая наценка» и дебету счета 7010 «Себестоимость реализованной продукции, оказанных услуг» только для того, чтобы рассчитать себестоимость проданных товаров.

Синтетический учет товаров в ТОО «Айнакөл» ведется на счетах 1331 «Товары на складе» и 1332 «Товары в розничной торговле» по продажным ценам (с использование субсчета 1333 «Торговая наценка»). Для учета операций по поступлению товаров применяется счет 3310, 4110 «Расчет с поставщиками и подрядчиками», 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков».

Согласно отчету за сентябрь 2013 года в ТОО «Айнакөл» поступили товары:

)Дт1331,1332Кт3310236115 тенге

) Дт1331,1332Кт1210184237 тенге

)Дт1331,1332Кт1333145929 тенге

 

Таблица 3. Отражение на счетах бухучета операций, связанных с учетом расходов на продажу

№ п/п Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма тыс. тенге
    Дебет Кредит  
1. 2. 3. 4. 5. 6. Начисление амортизации по основным средствам нематериальным активам, используемым в процессе продажи товаров Отражены расходы по оплате услуг сторонних организаций, связанных с продажей товаров Начислена зарплата работникам занятых в процессе продажи товаров. Начислен социальный налог с заработной платы Включена в состав расходов на продажу стоимость товаров израсходованных в рекламных целях Учтена в расходах на продажу сумма  7110 7110 7110 7110 7110 7110  2420 3310 3350 3150 1332 3100  13285 5500 25000 2500 1100 23100

 

Расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относится стоимость покупных товаров, реализованных в данном отчетном периоде и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров, в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров. Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, осуществленные в текущем месяце признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Транспортировка, хранение и реализация товаров, вызывают в ряде случаев товарные потери. Снижению товарных потерь способствует хорошо налаженный учет.

Товарные потери можно разделить по ряду признаков:

1) по виду - естественная убыль;

2) натуральному содержанию;

)   по месту возникновения - при перевозке, хранении и реализации;

)   по способу нормирования;

)   потери от порчи и недостачи.

 

Таблица 4. Отражение на счетах бухучета операций, связанных с учетом применения естественной убыли за ноябрь 2013 года

№ п/п Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма тыс. тенге
    Дебет Кредит  
1. 2. 3. Отражена недостача товаров Списана недостача Погашение недостачи 2180 7110 1010 1310 2180 1254 15280 3820 9474

 

Установленные недостачи или излишки в бухгалтерском учете отражаются в том месяце, в котором была закончена инвентаризация.

Выявленные излишки собственного товара приходуются в бухгалтерском учете на счете учета товаров по рыночной цене на дату проведения инвентаризации.

В ТОО «Айнакөл» 12 ноября была выявлена недостача на общую сумму 15 280 тенге. В бухгалтерии ТОО «Айнакөл производится следующая корреспонденция счетов.

 

Таблица 5. Отражение на счетах бухучета недостач, связанных с приобретением товаров за ноябрь 2013 года

№ п/п Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма тыс. тенге
    Дебет Кредит  
1. 2. 3. 4. 5. 6. Выявление недостачи товаров Выявлены излишки товаров Сумма недостачи отнесена за счет виновных лиц Внесены деньги в кассу виновным лицом в счет погашения недостачи Отнесена за счет виновного лица разница между суммой, подлежащей взысканию и стоимостью недостающих товаров по учетным (продажным) ценам Учетные разницы в стоимости недостающих товаров включены в состав внереализационных доходов организации 7470 1332 1254 1010 1250 3520 1332 6280 1332 1254 3520 6280 15280 - 13294 13294 2270 2270

 

Установленные недостачи или излишки в бухгалтерском учете отражаются в том месяце, в котором была закончена инвентаризация.

Оформляя взыскание недостач товаров за счет виновных лиц, необходимо помимо правил бухгалтерского учета руководствоваться и положениями Трудового кодекса РК.

Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.

По общему правилу за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка.

Размер ущерба при утрате или порче имущества должен соответствовать фактическим потерям исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не может быть ниже стоимости утраченного имущества по данным бухгалтерского учета (с учетом износа).

Взыскание суммы ущерба в размере не более среднего месячного заработка может производиться по распоряжению работодателя. При этом такое распоряжение должно быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера ущерба.

Кроме того, ограничен общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы: удержания не могут превышать 20%, а при удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено 50% его заработка.

При документальном подтверждении факта отсутствия виновных лиц соответствующим органом такие убытки признаются внереализационными расходами при исчислении налога на прибыль.

К товарным потерям относят также:

. Порчу, бой, лом товара.

Порчу, бой и лом товаров оформляют актом, в котором указывают наименование, артикул, сорт, цену, количество и стоимость товаров, причину и виновников потерь, возможность дальнейшего использования товаров (продажа по сниженным ценам, сдача в утиль или переработку, или товар направить на уничтожение.

Бой, лом, порча товаров бывают следствием безхозяйственности, поэтому потери взыскиваются с виновных лиц.

 

Таблица 6. Отражение на счетах бухучета недостачи, списанной за счет виновного лица

№ п/п Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма тыс. тенге
    Дебет Кредит  
1. 2. 3. Отражена недостача товаров Списана недостача за счет виновного лица Восстановлен НДС в части недостачи, взыскиваемого с виновного лица 2180,2181 1254 1254 1331,1332 2180,2181 3130 15280 13294 1986

 

Если конкретных виновников установить невозможно, потери списывают за счет предприятия.

Потери товара от завеса тары. Товары должны приходоваться чистым весом.

 


 

Таблица 7. Отражение на счетах бухучета недостачи, списанной за счет предприятия

№ п/п Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма тыс. тенге
    Дебет Кредит  
1. 2. Отражена недостача товаров Списана недостача в состав административных расходов 2180 7210 1331 2180 15280 2180

 

Оформляют завес тары специальным актом в установленные сроки, на таре делают отметку краской с указанием даты и номера акта, чтобы предотвратить повторное активирование одной и той же тары.

 

Таблица 8. Отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с завесом тары

№ п/п Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма тыс. тенге
    Дебет Кредит  
1. 2. 3. Произведен завес тары на стоимость товаров по продажным ценам Произведен завес тары за счет специальной скидки (скидка на завес тары) Списание завеса тары за счет торговой организации 3520 6030 7110, (74) 1283 1283 1283 8905 410   9315

 

На оптовом торговом предприятии может быть сосредоточено большое количество тары под товаром и порожней. Если количество и качество поступившей тары не соответствуют данным сопроводительного документа, то составляется акт в таком же порядке, как и по товарам.

Проверенные документы служат основанием для отражения поступления и выбытия тары в бухгалтерском учете.

 


 

2.3 Финансово-экономический анализ ТОО «Айнакөл»

Таблица 9. Основные экономические показатели работы ТОО «Айнакөл» за 2012-2013 годы

Показатели 2012 год 2013 год Отклонение (+;-) Темп роста, %
1. Доход от реализации продукции, тыс. тенге 2173047 2493827 +320780 114,76
2. Себестоимость реализованной продукции, тыс. тенге 1891092 2174620 +283528 114,99
3. Валовая прибыль, тыс. тенге 281955 319207 +37252 113,21
Продолжение таблицы 9        
4. Итоговая прибыль за период, тыс. тенге 164593 159190 -5403 96,72
5. Среднегодовая численность работников, человек в том числе рабочих 80 71 84 74 +4 +3 105,00 104,23
6. Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. тенге 77472 75216 -2256 97,09
7. Среднегодовая стоимость МОС, тыс. тенге 678538,5 793690 +115151,5 116,97

Качественные показатели

9. Среднегодовая выработка 1 рабочего, тенге 31043528,57 33700364,86 +2656836,29 108,56
10. Рентабельность производства, % 8,70 7,32 -1,38 -
А 1 2 3 4
11. Рентабельность производственных фондов, % 21,77 18,32 -3,45 -
12. Рентабельность реализованной продукции, % 7,57 6,38 -1,19 -
13. Фондоотдача, тенге 28,86 33,19 +4,33 115,00
14. Фондоемкость, 0,034 0,03 -0,004 88,23
15. Фондовооруженность труда, тенге на 1 чел. 941212,50 894464,28 -46748,22 95,03
16. Коэффициент оборачиваемости 3,203 3,142 -0,061 98,09
17. Оборачиваемость в днях, дни 112,4 114,6 +2,2 101,96
18. Затраты на 1 тенге реализованной продукции, тиын 87,02 87,20 +0,18 100,21
9. Среднегодовая выработка 1 рабочего, тенге 31043528,57 33700364,86 +2656836,29 108,56

 

Анализ основных технико-экономических показателей работы ТОО «Айнакөл» показал, что за данный период произошли следующие изменения:

доход от реализации продукции в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличился на 320780 тыс. тенге или 14,76%, себестоимость продукции так же повысилась на 283528 тыс. тенге или на 14,99% и темп роста себестоимости продукции превышает темп роста дохода от реализации продукции. Наблюдается так же увеличение валовой прибыли на 37252 тыс. тенге или на 13,21%, а итоговая прибыль уменьшилась на 5403 тыс. тенге или на 3,28%;

в отчетном периоде среднесписочная численность работников увеличилась на 4 человека или 5,66% и численность рабочих на 3 человека или 4,23%. Выработка на 1 работника повысилась в 2013 году по сравнению с 2009 годом на 2525329,16 тенге или на 9,29%, а среднегодовая выработка

рабочего соответственно на 2656836,29 тенге или 8,56%;

рентабельность производства понизилась на 1,38%, рентабельность производственных фондов соответственно на 3,45% и рентабельность реализованной продукции на 1,19%;

для анализа использования ОПФ на предприятии применяются показатели фондоотдачи, фондоемкости и рентабельности ОПФ. Фондоотдача показывает размер дохода от реализации продукции на 1 тенге ОПФ. За рассматриваемый период фондоотдача повысилась на 4,33 тенге или на 15,00%, фондоемкость отражает размер ОПФ на получение 1 тенге дохода от РП. Фондоемкость понизилась на 0,004 тенге или 11,77% и рентабельность ОПФ - 6,72%;

фондовооруженность отражает уровень технической оснащенности труда на предприятии. Она характеризует размер ОПФ приходящихся на 1 работника предприятия. В 2013 году по сравнению с 2010 годом фондовооруженность труда понизилась на 46748,22 тенге на 1 человека или на 4.97%, что отрицательно характеризует технико-организационный уровень работы предприятия;

показатель себестоимости продукции - затраты на 1 тенге реализованной продукции за рассматриваемый период повысились на 0,18 тиын, что отрицательно сказалось на размере валовой прибыли и относительных показателях доходности работы ТОО «Айнакөл».

Анализ состояния основных средств, их обеспеченность и использование

Рассмотрим состояние основных средств их обеспеченность и использование. Основные производственные фонды, состоящие из зданий, сооружений, машин, оборудования и других средств труда, которые участвуют в процессе производства, являются самой главной основой деятельности фирмы.

На основании данных «Отчета о наличии и движении основных средств и нематериальных активов (приложение 3)», «Отчета о прибылях и убытках (приложение 2)», «Отчета по труду (приложение 4)» и оперативных данных рассчитаем и проанализируем показатели структуры основных фондов, показатели обеспеченности ТОО «Айнакөл» основными фондами и эффективности их использования.

 

Таблица 10. Структура основных производственных фондов ТОО «Айнакөл» на начало и конец 2013 года

Состав основных фондов

стоимость, тыс. тенге

Структура, %

Отклонение (+;-)

Темп изме-нения, %
  на начало года на конец года на начало года на конец года тыс. тенге %  
1. Здания 52300 52307 69,46 69,62 +7 +0,16 100,07
2. Сооружения 623 600 0,83 0,80 -23 -0,03 96,31
3. Компьютерные устройства 760 709 1,01 0,94 -51 +0,07 93,29
Итого пассивной части 53683 53616 71,30 71,36 -67 +0,06 99,86
4. Машины и оборудования 14436 14370 19,17 19,13 -66 -0,04 99,54
5. Прочие основные средства 7178 7149 9,53 9,51 -29 -0,02 99,59
Итого активной части 21614 21519 28,70 28,64 -95 -0,06 99,56
Всего 75297 75135 100,00 100,00 -162 - 99,78
в том числе ОПФ ОНПФ 75297 75135 100,00 100,00 -162 - 99,78
  - - - - - - -

 

Вывод: В 2013 году изменился состав и структура основных фондов ТОО «Айнакөл», в частности эти изменения характеризуются прежде всего уменьшением общей стоимости на 162 тыс. тенге или 0,22%, изменилась доля активной и пассивной части, так например понизилась доля активной части на 0,06% и соответственно повысилась доля пассивной части. Общая оценка работы предприятия отрицательная

На предприятии необходимо разработать мероприятия по дальнейшему совершенствованию структуры основных фондов.

 

Таблица 11. Показатели обеспеченности основными фондами ТОО «Айнакөл» в 2011-2013 годах

Показатели 2011 год 2012 год 2013 год

отклонение(+;-)

        тенге тенге
1. Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. тенге 74551 75297 75135 +746 -162
2. Среднесписочная численность рабочих, человек 79 80 84 +1 +4
3. Фондовооруженность труда, тенге на 1 человека 943689,68 941212,50 894464,28 -2477,18 -46748,22
4. Количество потребленной электроэнергии, кВт*час 51300 51400 50100 +100 -1300
5. Энерговооруженность труда, кВт*час на 1 человека 649,36 642,50 596,43 -6,86 -46,07

 

Рассчитаем показатели обеспеченности основными фондами ТОО «Арго»

 

 

год

Фондовооруженность труда = 75297000 / 80= 941212,50 тенге на 1 человека

год

Фондовооруженность труда = 7513500 / 84 = 894464,28 тенге на 1 человека

 

 (2)

 

год

Энерговооруженность труда = 51400 / 80 = 642,50 кВт*час на 1 человека

год

Энерговооруженность труда = 50100 / 84 = 596,43 кВт*час на 1 человека

В 2013 году по сравнению с 2012 годом в ТОО «Айнакөл» понизилась фондовооруженность труда на 46748,22 тенге на 1 человека или на 4,97% и энерговооруженность труда на 46,07 кВт*час на 1 человека или 7,17%. Это отрицательно повлияет на производительность труда и результаты работы организации.

Таблица 12. Показатели использования основных фондов в ТОО «Айнакөл» за 2011-2013 годы

Показатели 2011 год 2012 год 2013 год

отклонение (+;-)

        От 2009 г. От 2010 г.
1. Доход от реализации продукции и оказания услуг, тыс. тенге 414074 2173047 2493827 +1758973 +320780
2. Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. тенге 74551 75297 75135 +746 -162
3. Фондоотдача, тенге 5,55 28,85 33,19 +23,3 +4,34
4. Фондоемкость, тенге 0,18 0,034 0,030 -0,146 -0,004
5. Итоговая прибыль, тыс. тенге 57600 164593 159190 +106993 -5403
6. Рентабельность ОПФ, % 77,26 218,59 211,87 +141,33 -6,72

 

Рассчитаем показатели использования основых фондов в ТОО «Айнакөл»

 

 

год

Фондоотдача = 2173047 / 75297 = 28,86 тенге

год

Фондоотдача = 2493827 / 75135 = 33,19 тенге

 

 (4)

 

год

Фондоемкость = 75297 / 2173047 = 0,034 тенге

год

Фондоемкость = 75135 / 2493827 = 0,030 тенге


 

(5)

 

год

Рентабельность ОПФ = (164593 / 75297) * 100% = 218,59%

год

Рентабельность ОПФ = (159190 / 75135) * 100% = 211,87%

Вывод: В 2013 году по сравнению с 2011 годом в ТОО «Айнакөл» фондоотдача увеличилась на 23,3 тенге в сравнении с 2012 годом на 4,34 тенге или на 15%, фондоемкость


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.148 с.