Теоретический анализ представлений о сознании. Сознание как психологический феномен — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Теоретический анализ представлений о сознании. Сознание как психологический феномен

2020-03-31 147
Теоретический анализ представлений о сознании. Сознание как психологический феномен 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Понятие «сознание» в гуманитарных науках имеет несколько различный смысл в зависимости от понятийного тезауруса, в котором он используется. Так, в психологической науке сознание противопоставлено в первую очередь бессознательным процессам или неосознаваемому содержанию восприятия, памяти, мышления или творчества. В социологии антонимом сознательности является стихийность, а в философии сознание - форма отражения бытия. В этом последнем смысле говорят о представлении объектной и субъектной социальной действительности в сознании человека, отождествляя понятие сознания с имплицитной картиной мира[42].

В психологическом плане исследование индивидуального сознания подразумевает представление его в виде многослойной уровневой системы, включающей как осознаваемые, так и не осознаваемые компоненты. Одной из центральных проблем современной психологии является изучение строения сознания, возможность человека выйти за пределы непосредственного, чувственного отражения действительности, анализ способности отражать мир в сложных, отвлеченных связях и отношениях, глубже, чем это может отражать чувственное восприятие. Это отвлеченное и обобщенное отражение мира и отвлеченно мышление осуществляется при непосредственном участии языка[38].

В.М. Бехтерев пишет: «Под сознанием мы понимаем ту субъективную окраску или то субъективное, т.е. внутреннее, непосредственно воспринимаемое состояние, которое или которым сопровождаются многие из наших психических процессов. Благодаря этой субъективной окраске мы можем различать наши психические процессы по их сложности или тем или другим присущим им обязанностям. Таким образом, мы различаем в нашем восприятии ощущение, представление, стремление, желание и пр., т.е. те явления, сумма которых и составляет содержание нашего сознания» [28].

Сознание - высшая форма психического отражения, присущая человеку как общественно - историческому существу, выступает в виде сложной системы, способной к развитию и саморазвитию, несущей в своих структурах присвоенный субъектом общественный опыт, моделирующий мир и образующий его деятельность[40].

С.Л. Рубинштейн в своей книге «Бытие и сознание» писал: «Психические явления возникают в процессе взаимодействия субъекта с объективным миром, начинающегося с воздействия вещи на человека. В вещах - источник происхождения всех представлений о них. Связь психических явлений с объективной реальностью заложена в самом их возникновении, она основа их существования. По самому смыслу и существу сознание - всегда есть осознание чего-то, что находится вне его. Сознание - это осознание вне его находящегося объекта, который в процессе осознания трансформируется и выступает в форме, в виде ощущения, мысли» [42].

Развитие у человека сознания связано с общественно организованной деятельностью людей, с трудом и совершается на его основе. Труд требует осознания результата труда как его цели, и в процессе труда сознание и формируется.

Деятельность субъекта - внешняя и внутренняя - опосредуется и регулируется психическим отражением реальности. «Психическая реальность, которая непосредственно нам открывается, - это субъективный мир сознания». Сознание есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен он сам, его действия и состояния[3].

В процессе общественно организованного труда возникает и язык, слово. В слове откладываются и объективируются накапливаемые человеком знания. Только благодаря слову они обобщаются, абстрагируются от отдельных частных ситуаций и становятся общественным достоянием, доступным каждому индивиду как члену коллектива. Возникновение сознания как специфики человеческого способа отражения действительности неразрывно связано с языком: язык - необходимое условие возникновение сознания. Осознавать - значит отражать объективную реальность посредством объективированных в слове общественно выработанных обобщенных значений[50].

Связь сознания и языка, таким образом, - теснейшая, необходимая. Без языка нет сознания. Язык - общественная форма сознания человека как общественного индивида.

Язык и речь формируют два разных, но взаимосвязанных пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значения слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания отдельного индивида[26].

Язык имеет свои правила употребления: грамматику, фонетику, морфологию, синтаксис. Но даже когда нам известен язык и его грамматика, это автоматически не обеспечивает понимания. «Благодаря языку мы расширяем число степеней свободы для своего познания и действия, освобождаемся (хотя бы относительно) от таких суровых определений человеческого бытия, как пространство, время, даже социум». Сам язык - это не значение, а инструмент общения, усвоения, мышления, порождение нового сознания, его сохранения, развития и трансляции, в том числе и по отношению к самому себе. Существует мнение, что трансляция самому себе - это перевод значения на «язык смысла». Для того, чтобы произошло понимание, «текст, высказанный или прочитанный на каком-либо языке, должен быть воспринят, а его значения осмыслены, то есть переведены на язык смысла» [29].

Язык является сложной системой кодов, которая сформировалась в общественной истории. Анализируя строение языка, стоит, прежде всего, обратится к слову и его семантическому строению, т.е. к слову как носителю определенного значения. Слово - основной элемент языка. Основной функцией слова является его обозначающая роль, (некоторые авторы называют ее анотативной или референтной): слово обозначает вещи, выделяет признаки, действия отношения. Однако было бы не верным считать, что слово является лишь ярлыком, обозначающим отдельный предмет, действие или качество. На самом деле смысловая (семантическая) структура слова гораздо более сложная и ее исследование требует гораздо более широкого подхода[6].

В системной организации человеческого сознания образующими компонентами являются, по А.Н. Леонтьеву:

·   значение - «это ставшее достоянием моего сознания в более или менее своей полноте и многосторонности обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, значения или даже умения, как обобщенного «образа действия», нормы поведения и т.д.»;

·   личностный смысл, т.е. пристрастное отношение субъекта к миру, выраженное в значениях и неразрывно связанное с мотивами личности и ее общей направленностью. Личностный смысл проявляется в эмоциональной окраске, неосознаваемых установках или готовности. Осознаваемый личностный смысл подразумевает представленность его субъекту в языковой форме;

·   чувственная ткань, т.е. чувственная данность мира в форме образов, наглядных впечатлений, представлений, которые порождаются в практической деятельности и выпускают связующим звеном между субъектом и внешним миром[25].

Названые компоненты составляют единое функциональное целое; их самостоятельное распространение есть абсолютизация некоторых сторон реальных процессов, их своеобразные логические пределы. Так, А.Н. Леонтьев отмечает, что «одна из сторон движения значений в сознании конкретных индивидов состоит в возвращении к их чувственной предметности мира». Другая сторона движения значений состоит в той особой субъективности, которая выражается в приобретаемой ими пристрастности, т.е. связи с еще одной образующей сознания - личностным смыслом.

реабилитация программа отношение межличностный


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.