Зубренок - праздник детства. Организация праздника в детском оздоровительном лагере — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Зубренок - праздник детства. Организация праздника в детском оздоровительном лагере

2020-04-01 366
Зубренок - праздник детства. Организация праздника в детском оздоровительном лагере 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Зубренок - праздник детства. Организация праздника в детском оздоровительном лагере


Введение

 

Организация детских праздников

 

Виды и формы детских праздников

 

Детский праздник - один из самых ярких моментов в жизни ребенка. Праздники открывают детям простор для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства, благородные порывы, воспитывают умение жить в коллективе, духовно обогащают ум и сердце.

Здесь крайне актуален вопрос о восприятии праздника не только как формы досуга, но и как культурно-образовательного явления, способствующего развитию личности и воспитанию. Недооценка этого фактора праздничного поведения совершенно очевидна и, к сожалению, не только в массовом сознании, но и для педагогической общественности и многих публикаций.

Особая педагогическая ценность детских праздников заключается в том, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых. [2]

Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены:

v фестивали,

v театрализованные представления,

v тематические дни и недели,

v праздничные обряды и ритуалы,

v спектакли, презентации,

v балы,

v карнавалы,

v шествия,

v смотры,

v конкурсы,

v олимпиады,

v юбилеи,

v КВН,

v утренники,

v линейки,

v вечера,

v концерты и др. [11 - c. 28]

Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми. Важная роль в реализации культурно-досуговой деятельности принадлежит учреждениям дополнительного образования детей.

Можно выделить следующие виды праздников, в которых возможно участие детей:

Ø церковные праздники, главными из которых являются Рождество и Пасха и др.;

Ø календарно-обрядовые праздники - Новый год, Масленица (проводы зимы), праздник Ивана Купалы, праздник урожая;

Ø профессионально-трудовые праздники (день учителя и т.д.);

Ø гражданско-личностные праздники, или семейные (свадьба, день рождения, юбилей и т.д.);

Ø спортивные праздники;

Ø праздники для детей;

Ø мемориальные праздники, связанные с жизнью и творчеством великих поэтов и писателей, художников и композиторов;

Ø юбилейные праздники города (День города), области и республики. [1 - c. 12]

Детские народные праздники - комплексная синтетическая деятельность, которая является активной деятельностью в сфере культурного наполнения свободного времени детей, иначе говоря, в сфере досуга. В традиционных типах культур детские праздники - это праздники взрослых, где детям не запрещается присутствовать и участвовать, иногда быть главными персонажами ритуального действия. [20 - c. 43] Детские праздники - не пустое времяпрепровождение для детей, это составная часть их образовательной культурно-просветительской программы.

 

Подготовка детского праздника

 

Сегодня любой детский праздник необходимо оценивать не только по художественному уровню, массовости охвата, но и уровню предварительной подготовки, для улучшения социально-экономического развития города.

Занимаясь подготовкой детского праздника, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь - зрелищность, яркость и веселость. Все это в массовом проявлении. [8 - c. 3]

Праздник развивает детей, готовит их к творческой, продуктивной деятельности, помогает решать многие специфические задачи воспитания. Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники.

Подготовка и проведение праздника для детей - долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности взрослых, учителей, воспитателей, руководителя и т.д. и конечно же детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.

Этапы работы.

Изучая опыт работы по организации праздников, можно выделить следующие этапы работы над праздником:этап - предварительное планирование.этап - работа над сценарием.этап - предварительное знакомство детей с праздником.этап - репетиции.этап - проведение праздника.этап - подведение итогов.этап - последействие праздника.

Многообразные виды деятельности, с которыми сталкивается ребенок в процессе подготовки и проведения праздника, творческие, познавательные, игровые, общественные и др., чтобы действительно влиять на развитие ребенка, на динамику его способностей, должны обладать определенными характеристиками. Мотивационно-потребностная сфера личности развивается, когда, во-первых, связывает деятельность с ведущими возрастными тенденциями, выводит растущего человека из зоны «актуального развития» в зону «ближайшего развития»; во-вторых, проявляется в осознанном целеполагании, связанном с моментом преодоления себя; и, в-третьих, когда ее влияние охватывает не только начальный период деятельности, но распространяется на весь процесс. [5 - c. 43]

Детский праздник обусловлен не только деятельностью, но всеми сторонами человеческой личности, на которые он призван воздействовать. Поэтому представляется правомерным при построении модели праздника и его результата исходить не только из выводов деятельности детей и подростков, а учитывать разные стороны целостной личности подростка в системе общественных отношений.

Праздники - это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения. В связи с тем, что для полноценного, всестороннего развития детей необходимо использовать для развития их речи, мышления, координации всевозможные ситуации. И праздник в данном случае должен иметь не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции.

Праздник - одно из средств полноценного и всестороннего развития личности ребенка, синтез практически всех видов искусств. В процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды репродуктивной деятельности, что позволяет решать ряд специфических задач: развивать слуховое восприятие, голос и произношение детей, расширять активный словарь, развивать моторику, расширять представления детей об окружающем мире, способствовать формированию навыков общения. И хотя творческой деятельности у детей в дошкольном и школьном возрасте как таковой еще нет, в ходе подготовки и проведения праздника формируются предпосылки для ее развития. Праздники как часть учебно-воспитательного процесса оказывают большое влияние на развитие психических процессов.

 

История НДОЛ «Зубренок»

 

Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубренок» - бюджетное учреждение образования, принадлежащее Министерству образования Республики Беларусь. Деятельность НДОЛ «Зубренок» направлена на реализацию государственного заказа по воспитанию и оздоровлению детей, формированию их активной жизненной позиции и гражданского становления.

НДОЛ «Зубренок» - одно из ведущих учреждений в Республике Беларусь, социально-педагогический комплекс, обеспечивающий воспитание, оздоровление и развитие ребенка посредством социальных, педагогических, психологических и оздоровительных программ и проектов.

Центр расположен в сосновом бору на живописном берегу озера Нарочь (территория ГПУ «Национальный парк «Нарочанский»), Мядельского района, Минской области в 160 км от г. Минска. Климатические условия и экология края уникальны, что способствует высокой его популярности.

НДОЛ «Зубренок» - это комплекс из шести спальных корпусов: «Лазурный остров», «Лесной дом», «Озерный причал», «Солнечный город», «Звездный мир», «Зеленая поляна». Площадь территории составляет 76 гектаров. Одновременно в лагере могут отдыхать в осенне-весенний период - 640 детей и подростков; в летний - 1050, что в год составляет более 10000 человек. Возраст отдыхающих - от 11 до 16 лет в учебное время и от 6 до17 в каникулярное. Режим функционирования круглогодичный. Центр имеет достаточно развитую инфраструктуру (55 зданий и сооружений): спальные корпуса, медицинский корпус, Дом детского творчества, административно-приемный комплекс, школа, столовая, хозяйственные объекты, жилые постройки и т.д.

В центре имеется: плавательный бассейн, сауна, киноконцертный и танцевальные залы, видеосалон, бильярдная, два спортивных зала, зал настольного тенниса, компьютерный клуб, стадион, костюмерная с набором театральных костюмов. На базе библиотеки создан Интеллектуальный центр. В летние смены для проведения мероприятий используются открытые площадки: «Площадь Дружбы», Летняя эстрада на воде, «Зеленый театр».

Дети распределяются в отряды по 20-30 человек. В каждом отряде на протяжении всей смены обеспечивают безопасность и жизнедеятельность ребенка три квалифицированных педагога, которые имеют педагогическое образование и специальную подготовку для работы с временным детским коллективом. [17 - c. 12]

Центр предоставляет возможность оздоровления и отдыха детям из многодетных и малообеспеченных семей, детям-сиротам, детям из районов с неблагоприятной экологической обстановкой, творческим и одаренным детям, победителям различных фестивалей, конкурсов, олимпиад, программ, детям, лидерам различных общественных организаций и объединений.

География участников смены обширна: дети Республики Беларусь, дети из стран ближнего и дальнего зарубежья.

НДОЛ «Зубренок» представляет собой объединение пятнадцати различных служб и подразделений (администрация, отдел учебно-воспитательной работы, отдел организационно-методической работы, отдел культурно-массовой и спортивной работы, отдел маркетинга, управление бухучета и финансов, отделение медицинской помощи и оздоровления, столовая, отдел материально-технического снабжения, сторожевая охрана, прачечная, общежитие, хозяйственная служба, эксплуатационно-техническая служба, автомобильный участок), деятельность которых координируется для создания и обеспечения комфортных условий, для оздоровления, развития и реализации потенциальных возможностей ребенка. Кадровый состав: 400 человек - в осенне-зимний период; 500 - в летний. [17 - c. 14]

Учебное и организационно-методическое обеспечение образовательно-оздоровительного процесса осуществляют отделы организационно-методической, учебно-воспитательной, культурно-массовый и спортивный работы.

Центр - целостный организм, определяющий в качестве педагогической модели систему условий, обеспечивающих раскрытие, реализацию и развитие смыслов, целей, интереса, ради которых детский лагерь и создан.

В системе внешкольного воспитания, образования и оздоровления НДОЛ «Зубренок» сложился как:

Ø национальный центр развития, воспитания детей, достигших успехов в различных видах деятельности;

Ø национальный центр оздоровления детей;

Ø национальный методический центр для системы детских оздоровительных лагерей Республики Беларусь;

Ø национальный центр международного детского сотрудничества и взаимодействия детей;

Ø национальный центр поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (детей-сирот, детей-инвалидов, детей, пострадавших от аварии ЧАЭС). [17 - c. 3]

В НДОЛ «Зубренок» созданы необходимые условия для социального становления и сознательного выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, их подготовки к ответственному участию в развитии белорусского государства и общества. С этой целью в лагере разработана система работы по активизации позиции участников смен через организацию лекций, дискуссий, «круглых» столов, «мозговых штурмов», форумов по проблемам детского и молодежного движения, разработку и реализацию социальных, деловых, творческих проектов, участие в благотворительных акциях, в работе органов самоуправления, встречи с политиками, учеными, молодежными лидерами.

НДОЛ «Зубренок» - центр разработки и реализации тематических программ, направленных на развитие лидерского и творческого потенциала детей и подростков, а также формирование навыков здорового образа жизни.

Воспитательная система центра совмещает опыт детского оздоровительного лагеря, внешкольного образовательного учреждения и общеобразовательной школы. Механизмом разворачивания педагогического и тематического содержания смен является игровая модель, разрабатываемая с учетом предыдущего опыта и новых подходов для каждой смены.

Учреждение располагает современной материально-технической базой, обеспечивающей эффективное выполнение педагогической программы, соответствующей приоритетам государства в области образования и молодежной политики, интересам участников программ, тенденциям профессионального становления и роста педагогов.

«Зубренок» невозможно представить без задорных звонких песен, интересных встреч с известными людьми страны. В центре побывали представители правительства, парламента, министерств, педагогической общественности, многие знаменитые люди страны.

Направления деятельности:

«Зубрёнок» - национальный центр развития и воспитания детей, достигших успехов в различных видах деятельности.

ü реализация комплексно-целевых программ: «Юные таланты Беларуси», «Лидер», «Патриот»;

ü реализация творческо-игровых, социально-педагогических программ и проектов;

ü реализация программ лидерской направленности для детей-организаторов социальных инициатив в различных видах деятельности;

ü постоянное взаимодействие с детскими и молодежными общественными организациями;

ü проведение республиканских конкурсов, слетов, фестивалей, форумов;

ü организация деятельности и реализация программ профильных отрядов;

ü деятельность профильной очно-заочной школы для талантливых детей из сельской местности.

«Зубрёнок» - национальный центр оздоровления детей.

ü реализация комплексно-целевой программы «Шаги к здоровью»;

ü осуществление проектов: «Здоровые зубы», «Чистая вода», «Рациональное питание», «Витаминизация», «Движение - жизнь» и др.;

ü функционирование групп здоровья, лечебных групп, лечебно-оздоровительных отрядов. 

«Зубрёнок» - национальных центр поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

ü реализация комплексно-целевой программы «Мир для детей» по социальной поддержке ребят, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

ü организация отдыха детей из семейных детских домов (корпус «Зелёная поляна»);

ü функционирование постоянно действующего детского объединения «Социальный патронаж»;

ü осуществление проектов «Поможем им жить», «Спасательный круг». [17 - c. 19]

Таким образом, мы видим, что детский оздоровительный лагерь - это система, состоящая из нескольких подсистем, взаимосвязанных между собой целями и задачами, взаимодействующих друг с другом и с окружающей средой. Основной творческий потенциал - педагоги и педагогические коллективы. Их талантом, интеллектом жизненной энергией создается современный имидж оздоровительного детского лагеря. Они - зачинатели новых дел и разработчики программ. Наибольшим спросом у детей пользуются программы интеллектуально-творческой, лидерской, досугово-творческой, ценностно-ориентационной, спортивно-оздоровительной направленности.

Организационный период

В организационный период должно произойти:

. Знакомство ребят друг с другом, с вожатыми.

Для этого необходимо:

Ø включить детей в активную деятельность, предполагающую разностороннее общение;

Ø создать доброжелательную атмосферу;

Ø помочь запомнить имена, найти товарищей по интересам, увлечениям;

Ø помочь проявиться в лучших качествах;

Ø дать возможность попробовать себя в разных видах деятельности;

Ø рассказать о себе самом, показать себя в деле;

Ø проявить доверие к ребенку, показать его значимость, уважение к его личности.

Игры на знакомство, визитки с именами, коллективные творческие игры, совместная деятельность на общую пользу (дежурство в столовой), встреча гостей или тех ребят, которые приехали позже, «огонек» знакомства, совместные дела на знакомство - творческие, музыкальные, конкурсные программы, дискуссионные формы - обсуждение общих проблем; индивидуальные беседы с детьми, диагностика интересов, работа с личными дневниками, «Черный ящик» (вопросы от детей), общее подведение итогов дня, обмен мнениями, вечер знакомства с представлением делегаций, с рассказом о своем крае, знакомство с другими отрядами и тому подобное.

. Знакомство с окружающими людьми и с самим лагерем.

Для этого необходимо:

Ø познакомить с теми взрослыми, к кому ребенок может обратиться при возникновении трудностей, - с врачом, сестрой-хозяйкой, плотником, электриком, нянечкой, поварами;

Ø познакомить с людьми, которые могут ответить наличные вопросы ребенка, дать полезную информацию (начальник, старшие вожатые, методист, психолог, библиотекарь, руководители кружков, учителя, вожатые других отрядов, кассир, зав. камерой хранения и др.);

Ø познакомить с территорией, помочь научиться ориентироваться в лагере;

Ø познакомить с условиями (в том числе бытовыми) и возможностями, которые есть в лагере для ребенка, дать информацию о том, как ими пользоваться;

Ø познакомить с окружающей природой; обозначить «опасные» места лагеря.

Экскурсии, игровые формы («Разведка интересных дел», составление карты-схемы лагеря из природных материалов), вертушки знакомства, игры по станциям с маршрутными листами, встречи с интересными людьми, игры и дела на разных площадках, игра-путешествие. Проводить часть дел по возможности на природе, в разных местах лагеря. Детям можно давать небольшие поручения, готовить с ними сюрпризы для других людей, в уголке отряда вывесить карту местности (готовую или составленную ими), другую полезную информацию.

Из дел может пройти вечер знакомства и пресс-конференция с администрацией, со службами лагеря, «Черный ящик», презентация клубов, кружков. Важно не только дать информацию, но и создать условия для ее самостоятельного получения. В первый вечер, после ужина, наступает время для первого и очень серьезного отрядного дела - огонёк знакомства. Это «официальная» встреча вожатого и ребёнка.

Провести вечер знакомств лучше возле костра, либо коллективно творческое время и конечно фантазия вожатого. Необходимо создать для ребят атмосферу радости, приподнятости, легкости и таинственности. Цель вечера - помочь ребятам узнать поближе друг друга, услышать от них, чего они ожидают от предстоящей смены. На второй день смены необходимо поработать над проблемой организационного оформления отряда, определить, кто является настоящим лидером, организовать выборы органов самоуправления.

Деловая игра «Лидер», «Перспектива» помогут в игровой форме рассказать ребятам о правилах поведения в лагере, о соблюдении дисциплины и выбрать органов самоуправления.

На третий, четвёртый день должно состояться открытие смены. Вот здесь проявляется всё творчество, активность, на которые, способен педагогический коллектив лагеря. Праздник открытие смены - это мероприятие помогает погрузить детей в проект смены, рассказывает о том, что ожидает ребят в смене, какие значимые мероприятия пройдут в смене, знакомятся с органами детского самоуправления центра, где они смогут проявить свои лидерские способности. Открытие должно быть очень эмоциональным, ярким, запоминающимся, таким, которое надолго останется в памяти ребёнка. В открытие смены участвуют творческие коллективы, которые отдыхают в лагери, а так же ребята, которые приехали отдыхать в лагерь. Готовится открытие смены от 1 до 2 дней. С детьми, работают педагоги-организаторы корпусов и педагоги-организаторы культурно-массового отдела, музыкальные руководители центра.

А когда отгремят фанфары торжественного открытия. Для ребят организовывается праздничная дискотека. Дискотека - это обязательная часть любого праздника в лагери. Ну, а когда умолкнут последние аккорды праздничной дискотеки, вожатые почувствуют, что организационный период подошел к концу, уступив место основному.

3. Принятие общих норм и требований проживания и совместной деятельности.

Для этого необходимо:

Ø познакомить с требованиями и правилами, направленными на охрану жизни и здоровья детей;

Ø познакомить с режимом дня, с санитарно-гигиеническими требованиями, с правилами их выполнения, сообщить о времени для личной гигиены в течение дня, научить поддерживать уют;

Ø познакомить с правилами пользования бытовыми помещениями, посещения столовой;

Ø познакомить с законами и традициями лагеря, с правами и обязанностями детей и взрослых в лагере;

Ø договориться о нормах поведения, поддерживать доброжелательную атмосферу, выработать собственные нормы, которые будут приняты каждым.

Оргсбор отряда, хозсбор, «огонек» знакомства, вечер «зубрятских» легенд, экскурсии, дела о законах и традициях, принятие Декларации о законах жизни в лагере, инструктажи, индивидуальные беседы, информационный стенд, график дежурства, памятки дежурным; совместное обсуждение возникающих проблем, поиск выходов, решений; напоминания и контроль для выработки и поддержания гигиенических, бытовых навыков у детей; письмо-наказ предыдущей смены.

. Формирование представлений о перспективах деятельности.

Для этого необходимо:

Ø предложить детям информацию о возможных вариантах деятельности в смене;

Ø заинтересовать детей, включив в интенсивную деятельность, в планирование деятельности;

Ø задать ситуацию выбора деятельности;

Ø выявить собственные интересы и желания детей, помочь соотнести их с возможностями лагеря, смены.

Диагностика интересов и потребностей детей; разведка интересных дел, планирование; оргсбор; дискуссионные формы дел на темы, касающиеся выбора детей, возможностей смены, отношения к отдыху и тому подобное интенсивная разнообразная деятельность, встречи с интересными людьми.

И так, организационный период - это период предъявления четких требований и создания условий, при которых (в сочетании с искренностью, доброжелательностью и вниманием вожатого) выполнение этих требований для ребенка становится интересным и необходимым.

Вожатый в этот период является ведущим, организатором, лидером. Для появления общности в группе ребят, для того, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, необходима деятельность - интересная, информационно наполненная, полезная. В первые дни смены, дети чаще всего, неспособны сами ее организовать, им необходима помощь. Дети - активные участники дел, помощники.

Основной период

Основной период смены - период личностной самореализации ребенка. Главный мотив этого временного отрезка - выбор видов деятельности, позволяющих наиболее полно реализовать личностный творческий потенциал. Педагог с позиции главного организатора и руководителя переходит на позицию консультанта, координатора. В межличностном плане - это период конфликтов (время «присматривания» прошло, вы оценки сделали). Возникают отношения, которые можно разделить на отношения по симпатиям и деловые отношения. В этот период большую роль начинает играть общественное мнение, складывающееся в детском объединении.

Основной период смены часто делится на два самостоятельных этапа: 1 этап - учебно-демонстрационный, 2 этап - демонстрационно-закрепляющий.

Задачи каждого этапа различаются по своему содержанию, а цель основного периода остается общей: создание условий для реализации основного содержания программы смены по отношению к каждому ребенку или подростку.

На 1 этапе (учебно-демонстрационном, 5-12-й день смены) решаются задачи:

Ø овладение ребенком знаниями и умениями в соответствии с профилем программы, навыками самоопределения в выборе видов деятельности, роли и позиции в детском объединении, отвечающих ожиданиям, интересам и потребностям подростка в саморазвитии;

Ø создание условий для проявления индивидуальности каждого ребенка, его творческого и нравственного потенциала;

Ø развертывание деятельности клубных пространств развивающего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам детей и подростков;

Ø корректировка ценностно-мотивационных норм общения, поведения, отношений и деятельности;

Ø создание условий для деятельности органов детского самоуправления.

На 2 этапе (демонстрационно-закрепляющем) решаются следующие задачи:

Ø организация разнообразной творческой деятельности при активном участии детей в её разработке и проведении;

Ø создание условий для демонстрации самодеятельности и самостоятельности участников программы в органах детского самоуправления;

Ø показ детских достижений и приобретений через разнообразные формы: игровые программы, конкурсы, турниры, спортивные состязания, учебные занятия, трудовые акции и т.д.

Ø показ знаний, умений и навыков, полученных в работе клубных объединений;

Ø корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействий;

Ø анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на стимулирование успешности участников программы в разнообразных видах деятельности.

Во время основного периода смены акцент в работе делается не только на внутри отрядную деятельность, но и на межотрядную и общелагерную. Причем акцент усиливается на втором этапе основного периода.

Не может быть эффективной работы, если педагоги используют лишь один способ организации деятельности детей. Целесообразен вариативный подход, включающий различные способы:

1. Группа или один ребенок, выполняющие поручения педагога.

2. Инициативная группа (или один человек), которая, как правило, сама предлагает дело и берется за его организацию, задействуя остальных ребят.

.   Творческая группа: разрабатывает идею, придумывает и раздает задания группам, проверяет их готовность, проводит дело, анализирует вместе со всеми.

.   Совет дела: избирается из представителей от всех групп отряда, обсуждает идею внутри совета дела, возвращается в свои группы для обсуждения идеи, принимает критику, собирается с новыми предложениями и замечаниями, разрабатывает идею, продумывает задания, организует подготовку и проведение, задействуя членов отряда, проводит дело, анализирует в совете, анализирует вместе со всеми.

Таким образом можно готовить и проводить не только отрядные дела, но и межотрядные и общелагерные.

Основными общелагерными мероприятиями организационного периода являются: «Вожатский вечер», «Фестиваль искусств», «Мисс и Мистер лагеря», тематические дискотеки, развлекательные и интеллектуальные игры, соревнования и спортландии.

Вожатский вечер - это дело-сюрприз, подготавливаемое педагогами традиционно к концу основного периода. Этот праздник выполняет функции эмоциональной разрядки для детей и педагогов, представляет возможность педагогам продемонстрировать свои таланты, предстать в другой роли. Кроме того, вожатский вечер это отличное завершение периода адаптации. Это мероприятия готовят вожатые совместно с культурно-массовым отделом от написания сценария, подбора номеров и организации репетиций. Репетиции вожатского вечера проводятся в ночное время, после того как состоится отбой в корпусе. Сценарий вожатского вечера меняется в зависимости от тематики смены, формы проведения варьируются от традиционного концерта до сказки и агитбригады.

Шоу-программы «Мисс лагеря (центра)», «Мистер лагеря (центра)» «Идеальная пара» пользуются у детей неизменной популярностью. Такого рода мероприятия не только прививают эстетический вкус, но и создают условия для самовыражения, развивают у детей фантазию и творческие способности, умение публично выступать перед большой аудиторией. При подготовке шоу-программ участниками являются, как правило, ребята, которые стремятся ярко позиционировать себя, готовы выступать публично. Во время репетиций, мы учим их работать в коллективе, командой. Шоу программа проходит примерно на десятый день смены, девочки, юноши, пары участницы каждый день посещают репетиции, выполняют задания в отрядах, готовят визитки, костюмы, реквизит. Репетиции проходят каждый день от 45 минут до полтора часа в день на протяжении 6 - 7 дней. Организовывается кастинг (отбор) участников шоу, главное требования на отборе, умение держаться на сцене. Педагоги-огранизаторы культурно-массового отдела, музыкальные руководители, хореографы работают с участниками, организовывают репетиции, пишут сценарии и занимаются организационными вопросами. Не смотря на то, что в шоу участвует от 7 до 12 человек, зал воспринимает его очень эмоционально и позитивно. За каждым участником - его отряд, который готовит творческие номера, плакаты и слоганы для поддержки во время конкурса.

Не меньшей популярностью у детей в НДЦ «Зубрёнок» пользуется фестиваль искусств, где могут проявить себя талантливые участники смены, ребята, которые умеют петь, танцевать, читать стихи и др. В «Зубрёнке» предлагают новую форму проведения фестиваля искусств - «Евровидение по-зубрятски». Особенность данной формы в отсутствии традиционного жюри. За конкурсантов голосуют сами дети. Независимые эксперты - ответственные педагоги выставляют стартовые баллы, а затем организуется интерактивное зрительское голосование. На каждый отряд раздаются бланки для голосования, каждый ребёнок из отряда может проголосовать за понравившегося исполнителя. Интрига голосования в том, что зрители не могут голосовать за представителя из своего отряда. Вожатый подводит итог в отряде, затем независимые эксперты - общий итог. Лидеры отрядов или корпусов объявляют рейтинг популярности участников. Параллельно оглашениям результатов на экране сцены появляются оценки конкурсантам, оценки автоматически приплюсовываются и лидирующий конкурсант переносится выше строчкой. Главный приз Евровидения по-зубрятски - это Хрустальный Зубр, своеобразный Тэффи «Зубрёнка».

Практически любые праздники в «Зубрёнке» заканчиваются дискотеками. Дискотеки в лагери, практически все тематические. Нравятся ребятам такие дискотеки как «Танцевальный марафон», на протяжении двух часов ребята постоянно должны танцевать различного рода танцы от народных, классических до современных, танцуя они ещё должны выполнять движения, которые им говорит ди-джей. Только самые настойчивые доходят до финала, за что получают призы и дипломы НДЦ «Зубрёнка».

Дискотека «Стартинейджер». Отряд, который приходит на дискотеку - это тусовка, у которой должно быть название, обозначающий знак, цвет или стиль одежды. Тусовка занимает обозначенное ей место, все задания должны выполняться всем отрядом. Оценивается синхронность, оригинальность, артистизм, костюмированние тусовки.

Заключительный период

Заключительный период (последние 3-4 дня смены) - время подведения итогов и самоанализа ребенка. Детям надо выяснить, чему они научились, что приобрели, что из приобретенного опыта может быть полезно в дальнейшей послелагерной жизни. Значение педагога как главного организатора снова усиливается.

Опыт свидетельствует, что в заключительный период происходит немало ЧП, связанных с нарушением лагерного режима. Это вызвано синдромом скорого окончания смены. Поэтому заключительный период с точки зрения безопасности ребенка является очень важным. Детское объединение становится более сплоченным, общие интересы выступают на первый план. Настроение, несмотря на близкую разлуку, мажорное.

Педагогические задачи, решаемые в заключительный период смены:

Ø групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений;

Ø оценка и самооценка участниками смены личностно-значимых результатов участия в программе;

Ø создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее активных участников деятельности органов самоуправления и центральных дел и событий смены;

Ø стимулирование положительных изменений в личности участника смены как фактора его реадаптации к возвращению домой;

Ø организация дел, снимающих психологическое состояние временности пребывания, вызванное скорым отъездом;

Ø диагностика и разработка индивидуальных программ саморазвития.

Дела, которые помогут эти задачи решить:закрытие смены, итоговый сбор отряда, прощальный «огонек», деловые игры, пресс-конференции, творческие дела («для дома», «для лагеря»), спор-площадка «Чему я научился? Чему научу своих друзей!».

На закрытии смены вспоминаются все яркие моменты смены, подводится итог деятельности отрядов, подводится итог работы органов самоуправления, награждаются наиболее отличившиеся ребята в смене, различных делах отряда, лагеря им вручаются грамоты, благодарственные письма в адрес родителей. Творческие номера на закрытии смены, те которые запомнились ребятам больше всего, так же номера берутся и с самых ярких дел смены: выход на Мисс, победитель «Фестиваля искусств», номер с участием вожатых.

Необходимо найти баланс между массовыми формами работы развлекательно-зрелищного характера (общелагерный уровень) и индивидуально-групповыми формами, имеющими, помимо развлекательной направленности, аналитико-рефлексивную (внутри-отрядный уровень)

Пребывание ребенка в детском оздоровительном лагере - это «зона» особого внимания общественности и педагогов к ребёнку, его социальной защиты, полигон для творческого развития, обогащения духовного мира, интеллекта, создания условий для социализации ребёнка с учётом современной жизни. Это активное самопознание, развитие, это оригинальные формы реализации неуёмной энергии, творческих инициатив детей, когда в неформальной обстановке ребёнку предоставляется возможность свободного выбора того или иного вида деятельности, соответствующего его интересам, обеспечивается его личностный рост.

Подготовка и организация праздника для детей

 

Совместность - одна из основных характеристик праздника как культурно-эстетической формы организации совместных действий. Праздновать можно в масштабе семьи, школы, вуза, клуба, двора, улицы. Если спросить человека любого возраста, что ему нравится в праздниках, какие праздники обычно запоминаются, один из ответов непременно будет: тот, в подготовке которого он сам принимал участие.

Праздник всегда носит коллективный характер и возникает там, где существуют духовные связи между людьми и общие идеальные устремления.

Совместность праздника как воспитательного дела прекрасно реализуется в методике коллективной творческой деятельности (КТД), разработанной И.П. Ивановым. Будучи частицей жизни, КТД отличаются яркостью, многообразием видов деятельности, творчеством отношений. В системе подготовки и проведения коллективного творческого дела участники проходят шесть стадий коллективного творчества, каждая из которых требует решения определенной педагогической задачи. Результат решения становится предпосылкой перехода к следующей стадии. [7 - c. 37]

Пер


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.