Геополитическая концепция морских путей — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Геополитическая концепция морских путей

2020-04-01 192
Геополитическая концепция морских путей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Геополитическая концепция морских путей

 

В истории существует одна очень интересная политическая концепция - геополитика. Согласно ней внешняя политика государства определяется в основном географическими факторами, положением страны. И для того чтобы правильно проанализировать морские сражения Ф.Ф. Ушакова и Г. Нельсона, нужно понять, какое значение водные сообщения играли в жизни людей и государства.

Великая держава не может быть великой, если она не имеет выходов к морю. Страна не может быть сильной, если она не имеет мощного, модернизированного и мобилизованного флота. Вода соединяет материки: если бы вместо нее расстилались поля, леса, пустыни, то сообщение между людьми было бы весьма затруднительным. Два поселения, если они разделены дремучим лесом или горным хребтом могут не иметь никаких сообщений. В то же время "близко друг к другу" могут располагаться те населенные пункты, между которыми сотни миль воды. Большинство торговых путей проходит по воде или вблизи нее. И это могут быть не обязательно морские, но и внутриконтинентальные сообщения. Например, реки, озера, которые издревле играли огромную роль в перевозке людей и грузов.

Например, Древняя Русь, где реки играли огромную роль. Днепр, Волга, Десна, Западная Двина, вытекавшие с Валдайской возвышенности, служившей главным водоразделом страны. А многочисленные притоки этих рек превращались в разветвленную сеть, соединявшую земли, ранее недоступные. На Руси реки помогли создать единое государство и контролировать его огромную территорию.

Огромное значение для древнерусского государства имел восточный торговый путь. Его осью были реки Волга и Дон. Торговые караваны шли из полянских земель либо сушей до Дона, либо спускались вниз по Днепру в Черное море, затем плыли по морю мимо Крыма в Дон. Как вы видите, черноморский путь был важен для России даже в этот ранний период зарождения государства. В том месте, где Волга и Дон текут близко друг от друга (сегодня там проложен Волго-Донской канал), торговые суда волоком перетаскивали из одной реки в другую. Дальнейший путь шел вниз по Волге в Каспийское море, в страны Востока и на Кавказ.

Существовали торговые пути и в Центральную и Южную Европу. Один из них шел по Днепру, Черному морю, а далее по Дунаю в глубь Европы.

Большая глубина, ширина, протяженность крупных рек, их разветвленность, медленное равнинное течение делали Россию страной удобных водных путей. Вода превращалась в постоянного спутника жизни человека. На берегах рек и озер селились люди, на лодках и плотах плавали по водной глади, кормились рыбой. Одним словом, значение озер и рек в жизни человека полностью оценить невозможно. Но если пресные водоемы в основном устанавливают связь между людьми, живущими в одной стране, то море - "ниточка", соединяющая два далеких государства. Наглядный пример - знаменитый путь "из варяг в греки". Древнейшее торговое сообщение шло от берегов Балтики ("из варяг"), вдоль европейского побережья, по Средиземному морю до Рима, а оттуда в Константинополь ("в греки").

В XVIII веке выход к морю был необходим любой стране. Без него экономика государства не могла развиваться полноценно. Торгово-экономические отношения внутриконтинентальных государств развивались замедленно. Морские пути были главным средством связи, транзитная торговля практически не развивалась. В таких условиях постоянная борьба за выход к морю, за расширение сфер влияния любыми экономическими и внеэкономическими, силовыми методами является вполне уместной.


Сравнительный анализ состояния военно-морского флота России и Великобритании

Два адмирала в боях за Отечество

 

Для того чтобы правильно понять особенности стратегии адмиралов Ушакова и Нельсона, нужно вернуться к истокам их жизни. Очень важно понять, что толкнуло совершенно обычных мальчишек сделать такой выбор.

 

2.1 Жизненный путь Ф.Ф. Ушакова и Г. Нельсона

Г. Нельсон - гордость нации

Горацио Нельсон родился 29 сентября 1758 года в доме приходского священника Эдмунда Нельсона. Приход назывался Борнем-Торп и находился в сельской местности на побережье Северного моря. У Г. Нельсона священником был не только отец. К числу священнослужителей принадлежали также оба его дяди, два их брата, восемь двоюродных братьев и два родных брата самого Горацио. Нельсоны основательно упрочились в церковных сферах. Это давало общественное положение и обеспечивало сравнительно безбедное существование.

Горацио исполнилось десять лет, когда умерла его мать. У нее был твердый характер и воля - эти черты Горацио унаследовал именно от матери. Кэтрин Нельсон всегда любила море и восторгалась моряками… Естественно, что этот интерес передался и Горацио. В семье много говорили о том, что его родной дядя Морис Саклинг участвовал в сражениях с превосходящими силами французского флота. Слушал мальчик и другие семейные рассказы о героических подвигах своих предков на морях. Все это возбуждало и подогревало его мечты о морской службе.

Многие десятилетия напряженной Борьбы с Францией сформировали соответственные убеждения многих английских семей, и в том числе Нельсонов. Для них французы были естественными врагами.

1 января 1771 года Горацио был включен в список членов экипажа корабля "Резонабл" ("Разумный") мичманом. В этот момент ему было 12 лет и 3 месяца. Военно-морская служба будущего адмирала началась с самого младшего из офицерских чинов в британском флоте. Стоит отметить, что у Горацио было слабое здоровье и очень незавидные физические данные. Он поступил на службу только благодаря его дяде, капитану Саклингу, который был капитаном этого корабля.

До ухода на флот Нельсон посещал, хотя и недолго, начальную школу в Норидже, где жили его родственники. Затем в течение в течение года учился в частной школе в Норс Уэлшим. И этим ограничилось его образование. Более значительного он не получил. Нельсон впоследствии пополнил существенно свои знания путем самообразования. Однако писал он с ошибками, не соблюдая правил грамматики. В этом отношении он не был исключением в среде английских офицеров. Все они начинали службу на кораблях рано, а, следовательно, преждевременно бросали школу.

Горацио всегда проявлял выдающиеся способности и усердие по службе. Но этого было мало. Англия в XVIII веке была поражена коррупцией во всех звеньях, и флот не являлся исключением. Требовалась поддержка сверху. И здесь капитан Саклинг неизменно играл свою положительную роль на начальном этапе военно-морской службы Нельсона. Его рука не только помогала двигаться по ступенькам служебной лестницы без препятствий, но и обеспечивала быстрейшее, чем это предусматривалось правилами и традициями продвижение.

С самого начала карьера Нельсона развивалась, нарушая сложившиеся правила, регулирующие продвижение офицеров. Он не мог быть взят на корабль ранее пятнадцатилетнего возраста и, тем не менее, начал свою службу с двенадцати лет. Его нельзя было назначать мичманом до того, как он прослужил на море четыре года, он же стал мичманом, не прослужив ни одного дня. Экзамены на диплом лейтенанта разрешалось держать по достижении двадцати лет, а Нельсон держал их в восемнадцать.

В 1772 году Саклинг назначил Горацио на подчиненное ему небольшое судно, действовавшее в устье Темзы. Именно тогда Нельсон приобрел хороший опыт и знание лоцманского дела, неутомимо лавируя между запутанными и капризными мелями в нижнем течении Темзы и при впадении ее в море. Полученные знание очень пригодились ему в дальнейшем.

В 1773 году Нельсон принял участие в полярной экспедиции. Два военных корабля были направлены Адмиралтейством на север, в сторону полюса. Но суда оказались затертыми во льдах. Пришлось остаться на зиму. Но с ее окончанием положение не исправилось. Когда капитан хотел уже приказать покинуть корабль и двигаться пешим ходом, внезапно подул благоприятный ветер и суда смогли выбраться из ледяной ловушки.

После этого Горацио совершил плавание к берегам Индии, где переболел малярией. Вскоре Нельсон сдал необходимый экзамен и получил чин лейтенанта. Был назначен командиром шхуны, приданной фрегату "Ловестов", и на ней прошел через многие проливы, разделяющие острова Карибского моря.

В июне 1779 года Нельсона назначили капитаном фрегата "Хинчинбрук". На нем Горацио плавал у берегов Индии, Северной Америки, в Карибском море. Будущий прославленный адмирал участвовал в типичных для того времени пиратских налетах и грабежах. Заболел дизентерией и был вынужден вернуться в Англию.

В 1783 году Горацио совершил путешествие во Францию, с целью изучить французский язык. После этого был назначен капитаном фрегата "Бореас". На нем Нельсон отправляется в Вест-Индию, на остров Барбадос, под командование адмирала Хьюза. Там он познакомился с крупным плантатором Нэвис Джоном Гербертом и вскоре женился на его племяннице Френсис Нисбет.

В июле 1787 года Горацио вернулся на Родину. Корабль был списан и капитан остался без работы. Это было самое тяжелое для Нельсона время. И дело даже не в том, что они с женой испытывали материальные затруднения. Горацио было очень тяжело без моря. Он часто ездил в Адмиралтейство и просил дать ему любой, даже самый плохой корабль. Но после конфликта с адмиралом Хьюзом, когда Нельсон проявил неповиновение, его отношения с членами Адмиралтейства испортились.

Но в 1793 году началась англо-французская война, и отношение к молодому капитану резко изменилось. Ему были принесены извинения за то, что долгое время он оставался без дела. Нельсон был назначен командиром 64-пушечного корабля "Агамемнон" и вошел в эскадру адмирала Худа. С этого времени жизнь прославленного адмирала практически не возвращалась в мирное русло. Но Горацио считал это время самым счастливым в своей жизни. Будут Сан-Винсент, Абукир, Копенгаген, но это все тема второй части работы. Горацио Нельсон так и погиб, 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар, исполняя свой долг.

 

Фидониси - первый бой

Ф.Ф. Ушаков воевал в одну эпоху с великими русскими полководцами. П.А. Румянцев, Г.А. Потемкин, А.В. Суворов: все они, безусловно, оказали влияние на флотоводца. И то, что флот действовал скоординировано и едино с сухопутной армией стало одной из причин будущих побед.

В августе 1787 года Турция, потребовав возвращения Крыма, ухода русских войск из Грузии и получив отказ, объявила России войну. Османская империя до 1700 года контролировала практически все побережье Черного и Азовского морей. Менее чем за век она потеряла большую часть этих территорий. Не желая с этим мириться, она вновь и вновь объявляла Российской империи войну. И, несмотря на то, что условия подчас складывались весьма благоприятные (зачастую России приходилось воевать сразу на два фронта), Турция теряла все больше и больше.

Вполне естественно, что борьба за акваторию Черного моря в основном решалась именно в морских сражениях. После неудачной высадки десанта в Кинбурге и разгрома в Лимане главнокомандующим турецкого флота был назначен, вернувшийся из египетского похода капудан-паши (полный адмирал) Эски-Гассан.28 июня 1788 года он покинул Очаков и двинулся навстречу Севастопольскому флоту. К этому времени он получил подкрепление и его флот состоял из 17 линейных кораблей, 8 фрегатов, 3 бомбардирских кораблей и 21 шебеки. Черноморский флот, под командованием контр-адмирала М.И. Войновича, вышел 18 июня из Севастополя. Он состоял из двух линейных кораблей, 11 фрегатов и 23 более мелких судов. Авангардом в этой эскадре командовал капитан бригадирского ранга Ф.Ф. Ушаков. Из-за постоянно меняющегося ветра корабли не могли начать бой, следуя друг за другом до острова Фидониси.3 июля, когда подул северный ветер, стало понятно - бой неизбежен

Эски-Гассан стал вытягивать корабли в линию. Выстроив все линейные корабли впереди, он хотел воспользоваться боевым преимуществом (2 русских линейных корабля против 17 турецких). Фрегаты и шебеки держались несколько выше. Турецкий главнокомандующий прибавил ходу, стремясь обогнуть турецкий флот и окружить его. Но Ф.Ф. Ушаков разгадал замыслы противника и пошел на него. В результате проведенных маневров авангард Ушакова оказался ближе всего к противнику. Завязался бой Гассан поставил против "Святого Павла" на котором находился Ф.Ф. Ушаков самый большой 80-пушечный корабль и два 60-пушечных, а сам с двумя передовыми кораблями бросился на идущие впереди фрегаты "Берислав" и "Стрела". Но турецкий паша слишком растянул строй. На своем корабле, получив большие повреждения, он смог прорваться назад в строй. А оба передовых турецких корабля оказались отрезанными и были вынуждены спасаться бегством. Другие корабли авангарда не могли повернуться к русским бортом и дать отпор, поскольку сзади напирали другие суда. Видя безнадежность создавшегося тупика, корабли кордебаталии и арьергарда стали поворачивать назад. А разгромленные корабли авангарда стали спасаться бегством.

Ф.Ф. Ушаков в этой битве командовал лишь авангардом. В результате же, следуя впереди, он фактически управлял всем флотом. Эта битва была первым ударом по канонам линейной тактики. Противник, имеющий в 8 раз больше кораблей, чем русские был разгромлен. И виной тому не Эски-Гассан. Он лишь жертва устоявшихся традиций: делал все так, как и было запланировано. Закон линейного боя был суров. Каждый корабль в боевом построении имел свое ранее запланированное место и вел огнь только по одной, ранее намеченной цели. Такой вариант имел свои преимущества: прежде всего огневая мощь, практически идеальный порядок в боевом построении. Но он имел и недостатки, которые русский флотоводец умело использовал и доводил до полной победы. Ради мощи турецкая эскадра жертвовала, прежде всего, скоростью и маневренностью. Ее действия были предсказуемы. Ф.Ф. Ушаков, напротив, предпринимал нестандартные действия, которые разрушали боевой порядок противника. Так случилось и у острова Фидониси.

Русский флотоводец, не желая мириться с таким раскладом, не стал вытягиваться в линию, параллельную турецкому флоту. Он врезался в боевое построение турок, внеся туда хаос. Из-за стеснённости противник не мог повернуться к русским бортом. Началась паника. А впереди проплывали всё новые и новые русские корабли и с бортов, максимальным количеством пушек громили носа турецких кораблей. Боевой порядок Гассана был разбит.

В отличие от предыдущих побед сражение при Фидониси не имело существенного влияния на дела всей компании, поскольку практически всем турецким кораблям удалось скрыться. Но оно было примечательно в другом. Впервые в открытом морском сражении малочисленный русский флот одержал победу над значительно превосходящими силами противника. К тому же в этом сражении произошла первая проба стратегии Ф.Ф. Ушакова. У острова Фидониси флотоводец, несмотря на то, что он командовал лишь авангардом, начал экспериментировать с основами линейной тактики. Появляются особенности ведения боя Ф.Ф. Ушакова. Они складывались в его собственную тактику - одну из самых известных тактик во всем мире. Это сражение явилось началом конца турецкого владычества на Чёрном море и, вместе с тем, началом расцвета российского военно-морского искусства.

Заключение

 

В этой работе мы постарались выявить и проанализировать все особенности стратегии двух великих адмиралов: Федора Федоровича Ушакова и Горацио Нельсона. Было разобрано огромное количество материалов и документов, составлены подробные схемы морских сражений флотоводцев. Все это и позволило нам сделать следующие выводы.

Тактика Ф.Ф. Ушакова отличалась от обыденной линейной, хотя русский адмирал и не отходил от ее канонов. Он сохранял боевое построение кораблей в линию, что позволяло ему использовать максимальную огневую мощь кораблей. Адмирал давал командирам в своей флотилии некоторую свободу в действиях, позволявшую его флоту быть более быстроходным и маневренным. Зачастую он применял совершенно нестандартные для флота приемы, разрушал установившиеся традиции ведения боя. Например, выделял из легких быстроходных кораблей резерв, не положенный во флоте, или проводил флотилию между кораблями противника и береговой артиллерией (мыс Калиакрия). Его козырем были скорость и маневренность, благодаря которым легкие быстроходные фрегаты оказывались в более выигрышном положении, нежели чем тяжелые, но мощные линейные корабли.Ф. Ф. Ушаков сам проводил обучения всех матросов и солдат, поступавших к нему во флотилию. Благодаря этому корабли, находящиеся под его командованием, двигались быстрее, а стреляли прицельнее. Его капитаны могли найти выход практически из любой ситуации, так же как и он, обладали хорошим стратегическим мышлением. В битве главной целью Ф.Ф. Ушакова всегда был флагманский корабль. При выведении его из строя порядок в построении нарушался. Своими непредсказуемыми поступками он вносил хаос в линию противника. При этом построение в его флотилии всегда оставалось практически идеальным.

Г. Нельсон также отошел от канонов линейной тактики, внес в нее свои коррективы. Так же, как Ф.Ф. Ушаков, он делал ставку на скорость и маневренность, проводил новые, зачастую неожиданные для противника маневры. Но в отличие от русского адмирала Г. Нельсон часто полагался на свои эмоции. Возможно, в этом виновато недостаточное образование английского флотоводца. Но недостаток знаний он восполнял боевым опытом, интуицией, смелостью. Самый большой урок Горацио Нельсон получил во время первого боя, завершившегося полным разгромом его эскадры.

Все это позволяет нам заявлять. Все особенности ведения боя Ф.Ф. Ушаковым и Г. Нельсоном складываются в их собственные тактики. И эти тактики во многом является уникальными и неповторимыми. Они ждут серьезных и глубоких исследований.

Во введении было замечено, что история - это не только ряд событий и дат, но и, прежде всего живые люди, лидеры, которые могут оказывать иногда определяющее влияние на ход событий. И это было упомянуто мною не случайно. Несомненно, различные факторы в биографии адмиралов оказали определенное влияние на ход жизней флотоводцев.

Но главная причина, послужившая опорой для появления талантливого адмирала Ф.Ф. Ушакова, скорее всего, заключена в том, что знаменитый русский флотоводец обладал глубокими знаниями мореходного дела, тактики ведения морского боя, хорошо развитым умением принимать неординарные решения и лидерскими качествами, которыми он "управлял" так же умело, как управлял своими кораблями. Именно все это и составило талант флотоводца, который стал главным ключом к решению весьма важной для страны проблемы. Во времена Федора Федоровича Ушакова Российская империя как никогда прочно укрепилась на Черном море.

В этой работе мы попытались выявить все особенности ведения боя двух великих адмиралов. Каждый из них гениален, каждый обладал своим талантом. Воевавшие в одну эпоху, они оба вошли в историю. Доблесть и честь Горацио Нельсона стали символом нации. В честь его последнего боя названа центральная площадь Лондона, на ней стоит не фигура короля или политического деятеля, а памятник Горацио Нельсону. Историю его жизни знает каждый уважающий себя англичанин. И так же, как британцы, мы должны чтить память о Федоре Федоровиче Ушакове. Страна должна помнить своих героев, готовых отдать за нее жизнь.


Список литературы

 

А) Источники

1. Аренс Е.И. История русского флота. Екатерининский период. Санкт-Петербург; Николаев, 1897

2. Военно-морская идея России / Российский военный сборник. Вып.11. - М., 1998.

3. Известие о кончине адмирала Ф.Ф. Ушакова / Русский вестник. Вып.2. - М., 2000.

4. Мазюкевич М. Прибрежная война. Десантные экспедиции и атака приморских укреплений. - СПб., 1874

5. Макаров С.О. Мир не вечен. Рассуждения по вопросам морской тактики. - СПб. 1997.

6. Машков В.А. Ушаков - благодетель. / Адмирал Ушаков. Материалы и документы. - СПб., 1998.

7. Овчинников В.Д. Вахтенный журнал. - М., 1995.

Б) Литература

8. Ганичев В.Н. Адмирал Ушаков. Жизнь замечательных людей. - М., 1990.

9. Ганичев В.Н. Русский военный флот // вопросы истории.

10. Дружинина Е.И. Северное Причерноморье в 1775 - 1800 гг. - М., 1959.

11. Керсонский А.А. История русской армии. - М., 1992.

12. Кертман Л.Е. География, история и культура Англии - М., 1995.

13. Овчинников В.Д. В служении Отечеству. - М., 1993.

14. Овчинников В.Д. Святой адмирал Ушаков. - М., 2003.

15. Петрушевский Д.М. Очерки из истории английского государства в средние века. - М., 1986.

16. Сацкий А.Г. Начало создания Черноморского флота // Вопросы истории. 1985. № 8.

17. Сацкий А.Г. Фёдор Федорович Ушаков // Вопросы истории. 2002. № 3

18. Скаловский Р. Жизнь адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова. - СПб., 1764.

19. Трухановский В.Г. Судьба адмирала: триумф и трагедия. - М., 1984.

20. Трухановский В.Г. Крупнейшие сражения Г. Нельсона // Прометей стр.51-78 Фаган Г. Обнаженный меч. Эпизоды их английской истории. - М., 1991.

21. Эджингтон Г. Адмирал Нельсон. История жизни и любви. - М., 1992.


[1] Генерал Леер «Положительная стратегия» 1871 год

[2] Брандер – судно, начиненное горючими и взрывчатыми веществами, предназначенное для сожжения неприятельского флота.

[3] Галера – гребно-парусное судно с треугольными и четырехугольными парусами в качестве вспомогательного движителя и вооружением до 20 пушек.

[4] Во времена парусного флота слово «корабль имело более узкое, чем сейчас, значение. Оно обозначало судно большого размера, оснащенное прямыми парусами, размещенными на трех мачтах.

[5] Ростовский филиал Государственного архива Ярославской области.

[6] Пинк – небольшое трехмачтовое судно.

[7] Фрегат – трехмачтовое судно с закрытой батарейной палубой и вооружением от 20 до 50 пушек.

[8] Многие описания сохранились с того времени.

Геополитическая концепция морских путей

 

В истории существует одна очень интересная политическая концепция - геополитика. Согласно ней внешняя политика государства определяется в основном географическими факторами, положением страны. И для того чтобы правильно проанализировать морские сражения Ф.Ф. Ушакова и Г. Нельсона, нужно понять, какое значение водные сообщения играли в жизни людей и государства.

Великая держава не может быть великой, если она не имеет выходов к морю. Страна не может быть сильной, если она не имеет мощного, модернизированного и мобилизованного флота. Вода соединяет материки: если бы вместо нее расстилались поля, леса, пустыни, то сообщение между людьми было бы весьма затруднительным. Два поселения, если они разделены дремучим лесом или горным хребтом могут не иметь никаких сообщений. В то же время "близко друг к другу" могут располагаться те населенные пункты, между которыми сотни миль воды. Большинство торговых путей проходит по воде или вблизи нее. И это могут быть не обязательно морские, но и внутриконтинентальные сообщения. Например, реки, озера, которые издревле играли огромную роль в перевозке людей и грузов.

Например, Древняя Русь, где реки играли огромную роль. Днепр, Волга, Десна, Западная Двина, вытекавшие с Валдайской возвышенности, служившей главным водоразделом страны. А многочисленные притоки этих рек превращались в разветвленную сеть, соединявшую земли, ранее недоступные. На Руси реки помогли создать единое государство и контролировать его огромную территорию.

Огромное значение для древнерусского государства имел восточный торговый путь. Его осью были реки Волга и Дон. Торговые караваны шли из полянских земель либо сушей до Дона, либо спускались вниз по Днепру в Черное море, затем плыли по морю мимо Крыма в Дон. Как вы видите, черноморский путь был важен для России даже в этот ранний период зарождения государства. В том месте, где Волга и Дон текут близко друг от друга (сегодня там проложен Волго-Донской канал), торговые суда волоком перетаскивали из одной реки в другую. Дальнейший путь шел вниз по Волге в Каспийское море, в страны Востока и на Кавказ.

Существовали торговые пути и в Центральную и Южную Европу. Один из них шел по Днепру, Черному морю, а далее по Дунаю в глубь Европы.

Большая глубина, ширина, протяженность крупных рек, их разветвленность, медленное равнинное течение делали Россию страной удобных водных путей. Вода превращалась в постоянного спутника жизни человека. На берегах рек и озер селились люди, на лодках и плотах плавали по водной глади, кормились рыбой. Одним словом, значение озер и рек в жизни человека полностью оценить невозможно. Но если пресные водоемы в основном устанавливают связь между людьми, живущими в одной стране, то море - "ниточка", соединяющая два далеких государства. Наглядный пример - знаменитый путь "из варяг в греки". Древнейшее торговое сообщение шло от берегов Балтики ("из варяг"), вдоль европейского побережья, по Средиземному морю до Рима, а оттуда в Константинополь ("в греки").

В XVIII веке выход к морю был необходим любой стране. Без него экономика государства не могла развиваться полноценно. Торгово-экономические отношения внутриконтинентальных государств развивались замедленно. Морские пути были главным средством связи, транзитная торговля практически не развивалась. В таких условиях постоянная борьба за выход к морю, за расширение сфер влияния любыми экономическими и внеэкономическими, силовыми методами является вполне уместной.



Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.