Понятие, признаки и формы унитарных предприятий — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Понятие, признаки и формы унитарных предприятий

2020-04-01 204
Понятие, признаки и формы унитарных предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Внедрение высокоточных и емких технологий, реализация крупных проектов требуют огромных материальных затрат. Решить такого рода задачу в условиях рыночных отношений можно путем объединения капиталов самих участников рыночных отношений. Появление коллективных образований, называемых юридическими лицами, обусловлено их возможностью быстро концентрировать в значительном количестве капитал, что не под силу одному физическому лицу. В свою очередь, концентрация капитала у коллективных образований способствует более быстрому внедрению новых технологий реализации крупных проектов, то есть тому, что может быть осуществлено коллективом.

Унитарные предприятия как юридические лица являются важнейшими субъектами хозяйствования, участвующие в рыночных отношениях. Унитарные предприятия вносят огромный вклад в экономику страны. В связи с этим последнее время к унитарным предприятиям уделяется большое внимание, о чем свидетельствуют имеющиеся теоретические и практические наработки в гражданском законодательстве. Например, разрабатывается проект Закона "Об унитарных предприятиях" [17].

Целью своей курсовой работы я ставлю исследовать теоретическое понятие унитарного предприятия как юридического лица, рассмотреть практические наработки в гражданском законодательстве, относящиеся к унитарным предприятиям.

Рассмотрение темы моей курсовой работы ставит следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие, признаки и формы унитарных предприятий.

2. Рассмотреть порядок образование и учредительные документы унитарных предприятий.

3. Прекращение деятельности унитарных предприятий.

В ходе написания курсовой работы мной использовались следующие методы: изучение литературы; обобщение материалов периодической печати; работа с нормативно-правовыми актами в области гражданского законодательства; изучение и обобщение нормотворческой деятельности органов государственного управления при регулировании вопросов касающихся унитарных предприятий.

Исходя из этого, я в большей мере опирался на научные источники и нормативные акты опубликованные в последние года, а также мной были рассмотрены законопроекты в данной области:

1. Витушко В.А. Курс гражданского права: Общая часть. В 2 томах. Т.1: научно-практическое пособие. Мн.: БГЭУ. 2001. - 414 с.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. (С измен. и доп. от 29 декабря 2006 г. № 193-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 4.2/1290.

3. Гражданское право: Учебник. В 2-х ч. Ч 1/Под. общ. ред. проф. В.Ф. Чигира. Мн.: Амалфея. 2000.976 с.

4. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики (постатейный): В 3 кн. Кн.1. Разд.I. Общие положения. Разд. II. Право собственности и другие вещные права // Отв. ред. Чигир В.Ф. Мн.: Амалфея. 2005.1040 с.

5. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть: Учеб. Пособие. - Мн.: Акад. МВД Республики Беларусь. 2004. - 496 с.

6. О предпринимательстве: Закон Республики Беларусь от 28.05.1991 г. № 813-XII (с изм. и доп. от 30.07.2004 г. № 307-З) // Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. 2004. № 122.2/1056.

7. Об объектах, находящихся только в собственности государства: Закон Республики Беларусь от 05.05.1998 г. (ред. от 05.12.2002 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. - № 141.2/904.

8. О некоторых вопросах ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2003 г. № 359 (С изм. и доп. от 14.12.2005 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. - № 1.5/16952.

9. О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития: Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2005 г. № 1/637 (ред. от 24.09.2007 г. № 447) // национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2005. - № 1/7075.

11. О некоторых вопросах распоряжения государственным имуществом: Указ Президента Республики Беларусь от 25.03.2003 г. № 118 (с измен. и доп. от 11.09.2003 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. - № 105.1/4911.

12. Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. № 11 (с измен. и доп. от 10.04.2006 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. - № 58.1/7426.

13. О создании республиканских казенных предприятий: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.10 2003 г. № 1420 (ред. от 17.11.2007 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 287, 5/26185.

14. Об унитарных предприятиях: Проект Закона Республики Беларусь от 17.01.2007 г. // КонсультантПлюс: Россия [Электронный ресурс] / ООО "Юриспектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Мн. 2007.

15. Паращенко В.Н. Хозяйственное право в 2 ч. Ч 1. Общие положения. Мн.: Веды, 1998. - 320 с.

16. Предпринимательское (хозяйственное) право Республики Беларусь: Практ. пособие / С.С. Вабищевич. - Мн.: Молодеж. науч. об-во, 2002. - 369 с.

17. Положение о порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации: Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2004 г. № 913 (с измен. и доп. от 16.10.2007 г. № 1337) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 253, 5/25990.


Формы унитарных предприятий

 

Унитарное предприятие может быть образованно в форме:

1. Государственные ( республиканские и коммунальные) унитарные предприятия, обладающие правом оперативного управления или хозяйственного ведения на имущество.

Имущество республиканского унитарного предприятия находится в собственности Республики Беларусь и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления [3, ч.2 п.2 ст.113].

Имущество коммунального унитарного предприятия находится в собственности соответствующей административно-территориальной единицы. Например, если предприятие находится на территории Гомельской области и относится к ведению какой-то административно-территориальной единицы, то и предприятие, и имущество этого предприятия является собственностью этой административно-территориальной единицы [7, с.117]. Например, если предприятие находится на территории Гродненской области и относится к ведению какой-то административно-территориальной единицы, то и предприятие, и имущество этого предприятия является собственностью этой административно-территориальной единицы. Но это не всегда означает, что если предприятие находится на территории какой-то административно-территориальной единицы, то имущество его составляет собственность этой единицы. К примеру, УП "Завод полупроводниковых приборов" находится на территории Минской области, но имущество его не относится к собственности этой административно-территориальной единицы, так как данной предприятие является республиканским унитарным предприятием.

Государственные или коммунальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, являются самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладают правами юридического лица, имеют закрепленное за ними имущество, производят и реализуют продукцию, оказывают услуги и выполняют другие работы, не запрещенные законодательством. Главной задачей деятельности этих предприятий является получение прибыли.

2. Частные унитарные предприятия, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество.

Имущество частного унитарного предприятия - в собственности физического лица. Это может быть совместная собственность супругов или членов крестьянского (фермерского) хозяйства либо юридического лица, образованного на основе частной собственности.

Унитарное предприятие, учреждающее дочернее предприятие, пользуется в отношениях с дочерним предприятием теми же правами, которыми пользуется собственник в отношениях с унитарным предприятием, учредившим дочернее предприятие.

Долевая собственность на имущество унитарного предприятия не допускается [7, с.224].

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в пределах, определяемых законодательством. Собственник имущества осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, имеет право на получение части прибыли от использования этого имущества.

Унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд, вновь создаваемых юридических лиц, иным образом распоряжаться имуществом без согласия собственника. В соответствии с ч.2 п.3 ст.276 Гражданского кодекса Республики Беларусь движимым имуществом предприятие распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством или собственником.

Казенное предприятие вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника. Собственник вправе изъять у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по назначения. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником.

Собственник имущества унитарного предприятия основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством [3, п.3 ст.52].

Согласно п.5 ст.115 Гражданского кодекса Республики Беларусь, по обязательства казенного предприятия при недостаточности его имущества Республика Беларусь несет субсидиарную ответственность.

В заключение данного вопроса следует повторить, что в форме унитарного предприятия могут быть образованы государственные (республиканские или коммунальные) унитарные предприятия либо частные унитарные предприятия. Соответственно имущество унитарного предприятия находится в государственной либо частной собственности физического или юридического лица.

Унитарные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления. Законом проведено разграничение имущества предприятий, по отношению к которым оно может находиться на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, установленных законодательством [3, п.8 ст.114].

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия) при недостаточности имущества по имеющимся обязательствам этих предприятий субсидиарную ответственность несет государство.

Унитарное предприятие может образовывать дочерние предприятия с передачей части своего имущества. Долевая собственность на имущество унитарного предприятия не допускается.

Унитарные предприятия, как обладающие правом хозяйственного ведения, так и оперативного управления, осуществляют коммерческую деятельность на базе имущества, которое находится в чужой собственности. Этим унитарные предприятия отличаются от юридических лиц, которые являются собственниками имущества, находящегося в их ведении.


2. Порядок образования и учредительные документы унитарных предприятий

 

2.1 Порядок образования унитарных предприятий

 

Унитарное предприятие не возникает само по себе. Для его создания необходима инициатива и воля его учредителей. Унитарные предприятия являются особой разновидностью коммерческих организаций. Специфика данных субъектов хозяйствования гражданских правоотношений заключается в том, что их имущество находится соответственно в государственной (коммунальной) собственности или в собственности лица и принадлежит только предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Такая особенность определяет присущий только унитарным предприятиям способ образования - распорядительный порядок образования.

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает (создается) на основе распоряжения собственника имущества или уполномоченного им органа.

Для распорядительного способа образования юридического лица характерны следующие стадии:

1. Обоснование необходимости образования нового юридического лица и издание нормативного правового акта компетентным органом государства.

Например, компетентные органы государства приходят к решению, что на территории Республики Беларусь создание какого-то конкретного предприятия будет способствовать оздоровлению экономики. На основании решения издается нормативный акт, регламентирующий образование данного предприятия.

2. Организационная работа. На этой стадии происходит выделение средств, открытие счетов для финансирования работ, подборка кадров, изготовление проектно-сметной документации.

Руководитель будущего унитарного предприятия назначается собственником имущества либо уполномоченным собственником органом и ему подотчетен.

3. Подготовка и утверждение устава, разработка учредительных документов, в которых должны быть отражены специфика и характер деятельности юридического лица.

Например, в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь "О создании республиканских казенных предприятий" говорится, что для создания на базе Центра утилизации авиационных средств поражения утвердить прилагаемый к постановлению устав предприятия [16, п.1-3].

В заключение данного вопроса следует повторить, что унитарные предприятия образуются в распорядительном порядке. Для распорядительного способа образования характерны 3 стадии. Это стадия обоснование необходимости образования нового предприятия и издание нормативного правового акта компетентным органом государства; организационная работа и стадия подготовка и утверждение устава.

 

Заключение

 

Написав курсовую работу по теме "Унитарные предприятия как юридические лица" и проработав, все поставленные мной цели и задачи курсовой работы я делаю, вывод, что унитарные предприятия является юридическим лицом. Унитарные предприятия имеют большое значение в развитии экономики нашей страны.

Унитарные предприятия являются особой разновидностью коммерческих организаций. Как унитарные предприятия, обладающие правом хозяйственного ведения, так и казенные предприятия осуществляют коммерческую деятельность на базе имущества, которое находится в чужой собственности. Эти они отличаются от юридических лиц, которые являются собственниками имущества, находящегося в их ведении. Этим же обусловлены и особенности унитарных предприятий.

Понятие унитарного предприятия содержится в ч.1 п.1 ст.113 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Правовое положение унитарных предприятий определяется законодательством об унитарных предприятиях - декретами, указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Правительства Республики Беларусь.

Издаваемые и проектируемые правовые акты в области законодательства унитарных предприятий определяет общие правовые, экономические и социальные основы организации унитарных предприятий в условиях развития рыночных отношений.

Законодательство в области унитарных предприятий направлено на обеспечение самостоятельности предприятий, определяет права и ответственность в осуществлении хозяйственной деятельности, регулирует отношения унитарных предприятий с другими коммерческими и некоммерческими организациями, органами государственного управления.

Так же надо отметить, что институт юридического лица в гражданском праве постоянно развивается. Необходимость совершенствования и развития связана с вхождением в рынок. Интерес к исследованию и конструированию понятия унитарного предприятия как юридического лица в условиях проявления рыночных отношений приобрел особую значимость. Ведь для правильного разрешения вопросов и споров, возникающих между субъектами хозяйствования в процессе их взаимодействия, требуется само понимание сущности унитарного предприятия, четкая правовая регламентация деятельности унитарных предприятий.

Помоему мнения, возрастание интереса к унитарным предприятиям как юридическим лицам в гражданском праве обусловливается перестройкой внешнеэкономических связей, а также созданием совместных предприятий с участием зарубежных партнеров.


Введение

 

Внедрение высокоточных и емких технологий, реализация крупных проектов требуют огромных материальных затрат. Решить такого рода задачу в условиях рыночных отношений можно путем объединения капиталов самих участников рыночных отношений. Появление коллективных образований, называемых юридическими лицами, обусловлено их возможностью быстро концентрировать в значительном количестве капитал, что не под силу одному физическому лицу. В свою очередь, концентрация капитала у коллективных образований способствует более быстрому внедрению новых технологий реализации крупных проектов, то есть тому, что может быть осуществлено коллективом.

Унитарные предприятия как юридические лица являются важнейшими субъектами хозяйствования, участвующие в рыночных отношениях. Унитарные предприятия вносят огромный вклад в экономику страны. В связи с этим последнее время к унитарным предприятиям уделяется большое внимание, о чем свидетельствуют имеющиеся теоретические и практические наработки в гражданском законодательстве. Например, разрабатывается проект Закона "Об унитарных предприятиях" [17].

Целью своей курсовой работы я ставлю исследовать теоретическое понятие унитарного предприятия как юридического лица, рассмотреть практические наработки в гражданском законодательстве, относящиеся к унитарным предприятиям.

Рассмотрение темы моей курсовой работы ставит следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие, признаки и формы унитарных предприятий.

2. Рассмотреть порядок образование и учредительные документы унитарных предприятий.

3. Прекращение деятельности унитарных предприятий.

В ходе написания курсовой работы мной использовались следующие методы: изучение литературы; обобщение материалов периодической печати; работа с нормативно-правовыми актами в области гражданского законодательства; изучение и обобщение нормотворческой деятельности органов государственного управления при регулировании вопросов касающихся унитарных предприятий.

Исходя из этого, я в большей мере опирался на научные источники и нормативные акты опубликованные в последние года, а также мной были рассмотрены законопроекты в данной области:

1. Витушко В.А. Курс гражданского права: Общая часть. В 2 томах. Т.1: научно-практическое пособие. Мн.: БГЭУ. 2001. - 414 с.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. (С измен. и доп. от 29 декабря 2006 г. № 193-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 4.2/1290.

3. Гражданское право: Учебник. В 2-х ч. Ч 1/Под. общ. ред. проф. В.Ф. Чигира. Мн.: Амалфея. 2000.976 с.

4. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики (постатейный): В 3 кн. Кн.1. Разд.I. Общие положения. Разд. II. Право собственности и другие вещные права // Отв. ред. Чигир В.Ф. Мн.: Амалфея. 2005.1040 с.

5. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть: Учеб. Пособие. - Мн.: Акад. МВД Республики Беларусь. 2004. - 496 с.

6. О предпринимательстве: Закон Республики Беларусь от 28.05.1991 г. № 813-XII (с изм. и доп. от 30.07.2004 г. № 307-З) // Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. 2004. № 122.2/1056.

7. Об объектах, находящихся только в собственности государства: Закон Республики Беларусь от 05.05.1998 г. (ред. от 05.12.2002 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. - № 141.2/904.

8. О некоторых вопросах ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2003 г. № 359 (С изм. и доп. от 14.12.2005 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. - № 1.5/16952.

9. О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития: Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2005 г. № 1/637 (ред. от 24.09.2007 г. № 447) // национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2005. - № 1/7075.

11. О некоторых вопросах распоряжения государственным имуществом: Указ Президента Республики Беларусь от 25.03.2003 г. № 118 (с измен. и доп. от 11.09.2003 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. - № 105.1/4911.

12. Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. № 11 (с измен. и доп. от 10.04.2006 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. - № 58.1/7426.

13. О создании республиканских казенных предприятий: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.10 2003 г. № 1420 (ред. от 17.11.2007 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 287, 5/26185.

14. Об унитарных предприятиях: Проект Закона Республики Беларусь от 17.01.2007 г. // КонсультантПлюс: Россия [Электронный ресурс] / ООО "Юриспектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Мн. 2007.

15. Паращенко В.Н. Хозяйственное право в 2 ч. Ч 1. Общие положения. Мн.: Веды, 1998. - 320 с.

16. Предпринимательское (хозяйственное) право Республики Беларусь: Практ. пособие / С.С. Вабищевич. - Мн.: Молодеж. науч. об-во, 2002. - 369 с.

17. Положение о порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации: Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2004 г. № 913 (с измен. и доп. от 16.10.2007 г. № 1337) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 253, 5/25990.


Понятие, признаки и формы унитарных предприятий


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.