Проект документального фильма о слепых детях — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Проект документального фильма о слепых детях

2020-03-31 137
Проект документального фильма о слепых детях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проект документального фильма о слепых детях

Студентки 3 курса

Исмаиловой Н.Р.

Научные руководители:

Давлетшин Р.Р.

Сидякина А.А.

 

 

Пермь 2010


Содержание

Введение

Глава 1. Социальная адаптация слепых людей как общественная проблема

§1. Отношение общества к слепым людям: история вопроса

§2. Незрячие люди в современном социуме

Глава 2. Документальное кино о слепых людях

Глава 3. Работа над созданием документального фильма о слепых детях

§1. Концепция документального фильма о слепых детях

§2. Сценарная заявка

Заключение

Список источников

Приложение: документальный фильм «Видеть душой»

 


 

Введение

 

В нашей стране живет много разных и непохожих друг на друга людей. Мы вечно куда-то спешим и порой не замечаем тех, кто отличается от нас. А точнее будет сказать, людей с ограниченными возможностями, которым государство присваивает статус «инвалид по зрению». Тех, кого принято называть слепыми.

Эти люди живут точно так же как и мы, зрячие люди. И отличаются от нас лишь тем, что живут в абсолютной темноте. Но это вовсе не означает, что они ущербны или несчастны. Окружающий нас мир также интересен и значим для слепых. Даже наоборот, для слепого человека окружающий его мир кажется намного прекраснее, так как он недосягаем ему визуально, и незрячему приходится дорисовывать его в своем воображении.

Статистика остается неумолимой. «Количество больных с тяжелыми пороками зрения неуклонно растет во всем мире, и сегодня достигает более 400 млн. человек, из них почти 16 тысяч - дети» [Старенькая 2003: ЭИ]. Это целый город.

Эта важная проблема была неоднократно затронута в документальном кино. Документалистика сыграла важную роль в процессе социальной адаптации слепых людей, облегчив их коммуникацию – не столько их с окружающим миром, сколько окружающего мира с ними. Впрочем, взаимно. Справедливо будет сказать, что документальное кино – эффективный инструмент человеческого взаимопонимания. Фильмов, посвященных слепым людям – немного. А они необходимы, так как с их помощью можно показать обществу всю панораму проблемы. Кто-то после их просмотра сделает для себя определенные выводы, а некоторые и вовсе, начинают смотреть на мир совершенно другими глазами. Так сказать, начинают понимать, насколько прекрасна и беззаботна на самом деле их жизнь, соотнеся ее с жизнью людей с ограниченными возможностями.

Просмотренные нами документальные фильмы, посвящённые проблеме людей с ограниченными возможностями, свидетельствуют о том, что фильмов про слепых людей очень мало. А про слепых детей вообще единицы. Если нам и попадались материалы про слепых детей, то, в основном, в формате передач телевидения.

Новизна нашей работы в том, что мы планируем снять фильм о слепых детях, воспитывающихся в пермском специализированном интернате, показав при этом, что они не отверженные и одинокие (этот взгляд преобладает в документалистике), а наоборот - у них есть истинные друзья и поддержка.

Объект исследования. В данной курсовой работе объектом кинопублицистического исследования является проблема социальной адаптации слепых детей.

Предмет исследования – история мальчика, воспитанника интерната слепых и плоховидящих детей.

Цель курсовой работы. Целью нашей курсовой работы являетсясъемкадокументального фильма, в котором мы хотим показать, что людям с ограниченными возможностями намного труднее адаптироваться в нашем непростом мире. Но, несмотря на все трудности и преграды, они, переступая через свои страхи и комплексы, добиваются своих целей и находят свое место в жизни. Нашим фильмом мы хотим показать, что обычные люди порой не замечают тех вещей, которые «видят» слепые люди.

Задачи. Поставленная цель предполагает ряд задач, необходимых для её достижения. Они делятся на две группы: теоретические и эмпирические.

1) Задачи теоретического исследования:

· Анализ научных и публицистических источников, посвященных данной проблеме (изучение исторической рецепции проблемы и современного ее состояния)

· Просмотр и анализ документальных фильмов, посвященных слепым и слабовидящим людям

2) Задачи эмпирического исследования:

· Разработка сценария и написание заявки на фильм

· Съемки фильма

· Монтаж видео

Методы исследования

1) Методы теоретического исследования:

анализ литературы по теме вопроса;

типологический анализ;

Проблемно-тематический анализ;

Анализ экранного текста;

2) Методы и методики сбора эмпирических данных:

наблюдение (наблюдение за воспитанниками интерната)

свободное интервью (интервью у преподавателей интерната, его воспитанников и т.д.)

Структура курсовой работы. Поставленная цель и задачи для её достижения определили структуру курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка изученной литературы.

В первой главе мы рассмотрим и проанализируем исторический аспект рассматриваемой нами проблемы. А также современное ее состояние.

Во второй главе мы дадим краткую характеристику всем просмотренным нами фильмам, и подробно проанализируем некоторые из них.

Третья глава посвящена написанию заявки на фильм, непосредственно, его съемке и монтажу.

Заключение представляет собой итог проведённой работы.

В списке литературы представлены учебники, пособия, сайты, статьи и рецензии, понадобившиеся для исследования.

В приложении будет представлен диск с нашим документальным фильмом.


Апреля 2010 года на «первом» был показан сюжет о съемках кинофильма в Израиле, авторы которого совершенно слепые люди. В сюжете говорилось о том, что авторы-дебютанты учатся делать кино прямо на съемочной площадке, в буквальном смысле вслепую. О том, что лишенных зрения кинематографистов не пугает, что результат своей работы они не смогут увидеть никогда. То есть, можно проследить тенденцию – хотя бы раз в месяц по первому каналу появляется сюжет, о достижениях незрячих людей.

На канале НТВ акцент сделан на другом – тут в основном затронута обыденная жизнь слепых людей. Показано то, как они живут и справляются со всеми препятствиями на их жизненном пути. Так, например, в одном из выпусков программы Кирилла Набутова «Один день. Новая версия», вышедшем 12 июня 2009 года, зрителю показан ровно один день (с самого раннего утра до поздней ночи) слепых людей. Было показано то, как одна из героинь решила купить себе собаку-поводыря и со сколькими трудностями, в связи с этим, ей пришлось столкнуться. В сюжете от 15 октября 2009 года рассказывается о слепых людях, проживающих в Казани. Там в местной мечети открылась специальная комнатка для незрячих людей. В данном видеоматериале показана духовная сторона жизни слепых людей. В сюжете от 16 ноября 2009 года была показана жизнь слепого звонаря Николая Игнатова, которого знает вся округа в одном из московских районов. Ослепнув в месячном возрасте, он всю жизнь проводил так, как обычные люди. Даже поехал в Америку и получил диплом, но в один прекрасный момент понял, что его призвание – быть звонарем.

То есть слепые показаны как совершенно обычные люди, с такими же мечтами, планами, проблемами. Некоторые видеоматериалы с этих телеканалов можно просмотреть на сайте «Мой мир@мейл.ру» [ http://video. mail.ru/mail/ysov05/19/20.html], а также на официальных сайтах этих телеканалов, которые представлены в списке интернет-источников. Можно отметить, что на канале НТВ тема слепых людей не так часто затрагивается, как на первом канале, но о ней тоже не забывают говорить.

Как мы видим, в наше время слепым и людям с остаточным зрением намного проще жить в современном мире, нежели несколько веков назад. Для них создаются всевозможные учреждения, школы, санатории и т.д. О них снимают фильмы и передачи. Для них придумывают новые изобретения, для того чтобы им было чуточку легче в этом непростом мире. В общем, все, о чем только мог мечтать незрячий человек в прошлое время. Радует то обстоятельство, что слепых людей теперь не считают ущербными, как это было принято раньше. Теперь обществу становится ясно, что они ничем не отличаются от обычных людей и имеют те же права, что и остальные.

Но, как бы то ни было, есть одно «но». Что бы там не изобретали и не придумывали нового для незрячих людей, большинство из них (рано или поздно) остаются одинокими, если в свое время не могут обрести друзей. Если слепым детям, имеющих родителей или, по крайней мере, интернат, еще хоть как-то проще с помощью и поддержкой (имеется в виду моральной), то взрослому слепому надеяться не на кого. Да, как уже упоминалось ранее, для них создают всевозможные предприятия, учреждения, санатории и т.д. Но одинокому человеку все это не заменит человеческого внимания и общения.

Поэтому, как мы уже говорили, эта проблема не должна оставаться в стороне, о ней должны знать. А как сделать это проще всего? Конечно же самым доступным способом «достучаться» до общества становится документальное кино. Документалистика, несомненно, играет важную роль в процессе социальной адаптации слепых людей, облегчив коммуникацию окружающего мира с ними. Так как документальное кино – это эффективный инструмент человеческого взаимопонимания.

 


Режиссер Геральд Дегальцев четко и ясно показал те моменты, которые касаются ориентации слепого человека в пространстве. На наш взгляд, целью автора явилось доказать то, что и слепые люди могут найти свое место в жизни, приспособившись к ней.

На сайте «Энциклопедия отечественного кино» в рецензии кинокритика Виктории Белопольской было сказано: «Своим фильмом Кто косит ночью Герасим Дегальцев совершает тихую революцию в позднесоветской документалистике конца 1980-х гг. Это фильм о сосуществовании природных стихий и человека. Дегальцев трактует человека вместе со всей его хозяйственной деятельностью как часть «элементарного» мира — в то время как остальному неигровому кинематографу конца 1980-х гг. он важен только в своих социальных проявлениях. В этом фильме деревенский житель предстает не жертвой драматических обстоятельств, а человеком, проживающим обычную судьбу» [Белопольская: ЭИ].

Мы считаем, что автору фильма удалось показать, что слепым людям все дается во стократ сложнее, нежели обычному человеку. И чтобы добиться хоть чего-то в жизни, им приходится немало трудиться и работать, причем, совершенно не жалуясь судьбу.

«В темноте». Реж. Сергей Дворцевой. Россия, Финляндия, Великобритания, 2004 г.

Данный фильм получил много критики в свой адрес. Так, например, все на том же сайте «Энциклопедия отечественного кино» кинокритик Зара Абдуллаева пишет: « Далеко не лучшая работа Дворцевого. Может быть, он слишком долго ее строил, не знаю. Удивляет банальность взгляда на бедного человека, который плетет авоськи, а потом на улице пытается хоть кому-нибудь, хоть бесплатно их всучить. А «равнодушные люди» бегут мимо, не удостаивая униженных и оскорбленных… Впрочем, иной раз самый банальный документ может так взволновать, что никакие «изыски» не сравнятся с ним по силе пробужденного впечатления. Но здесь такого чуда или вдруг — оторопи — не случилось» [Абдуллаева ЭИ]. Другой отзыв – критика Бориса Рогинского, все с того же сайта: «Заранее предвижу неудовольствия: показывать одинокого слепого старика — так это у всех слезу вышибет, прием в кино ниже пояса; это не искусство, а публицистика, да еще и устарелая — ее или в «Телекурьер» конца 80-х, или на Запад, им такое нравится» [Рогинский ЭИ]. Еще одно мнение об этом фильме мы нашли в журнале «Сеанс», в котором Александр Дерябин пишет: «авторский замысел простирается гораздо шире, и проясняет его только и исключительно присутствие в кадре самого режиссера. Сергей Дворцевой появляется на экране всего один раз: он буквально врывается в кадр, чтобы помочь Ивану Николаевичу собрать бумаги, рассыпанные кошкой. Не правда ли, несколько нетипичный способ существования режиссера в кадре?

Впрочем, так кажется только на первый взгляд. На самом деле модель режиссерского поведения выглядит продуманной, даже концептуальной, особенно если учесть, каких обвинений пришлось наслушаться Дворцевому после выхода на экран его фильма «Хлебный день» (1998)» [Дерябин ЭИ].

Но, как говорится, на вкус и цвет – товарищей нет. Для нас, эта картина, безусловно, выдающаяся, уводящая от частного случая к широким философским обобщениям, открыто не высказанным, но как бы закодированным в структуре картины. Главным героем фильма является пенсионер Иван Николаевич Скоробогатов. Этот одинокий слепой старик живет тем, что плетет авоськи, которые затем раздает на улице первым встречным просто так, бесплатно. А белая непоседливая кошка, хоть и скрашивает его одиночество, постоянно мешает старику: то бумаги рассыплет, то запутает клубки.

Проходят дни, недели и месяцы, а Иван Николаевич все плетет и плетет свои авоськи, не рассчитывая на благодарность. Если авоськи никто не берет, он горько плачет: и в присутствии киношников, и тем более, когда остается один. В конце фильма бездонность его одиночества становится до головокружения осязаемой: словно сочувствуя хозяину, кошка тоже рыдает. Да-да, именно рыдает, как человек.

Камера долго показывает старика на среднем плане, затем "выглядывает" на улицу, как бы взывая к сочувствию Мира. Тщетно: зеницы-окна соседнего дома пусты и равнодушны.

Белый свет, в котором рождается картина Сергея Дворцевого, словно противостоит заявленной в титуле темноте. О белом — весь фильм: белесые осенние новостройки, только что выпавший снег, белые мотки пряжи, белая кошка, белые листы бумаги, которые она сбросила со шкафа, белый свет из окна, красота белых рук слепого в быстрой работе, его белая трость, и, наконец, «сумочки, беленькие, мяконькие, для лука, для картошки, для капусты, возьмите, даром отдаю». Их никто у старика не берет. Один мужик замечает: «Такие уже никому не нужны». Да, все ходят с полиэтиленовыми пакетами, авосек не видно. Вернувшись, старик плачет и утирается одной из своих «беленьких, мяконьких». Зачем он их плетет? Зачем пытается бесплатно раздать людям? Почему ни разу ни одного слова обиды и горечи мы не слышим от него? Посмотрев этот фильм, мы понимаем, что он о свете, который несет в себе человек сквозь темноту.

«Город слепых». Реж. Александр Сидоров. Россия, 2005 г.

Композиция фильма Александра Сидорова «Город слепых» схожа с книжной: фильм разбит на пролог, главы, эпилог. Вероятно, такое членение – прием контраста, ведь мы, зрячие, привыкли книги именно читать. А здесь ее можно и слышать. Большую роль играет дикторский текст, благодаря которому мы узнаем предысторию каждого героя, статистические факты…

В «Городе слепых» несколько конфликтов. Во-первых, конечно, конфликт между мирами: миром видящих глазами и миром видящих душой. Во-вторых, проблема адаптации невидящего человека к окружающей обстановке (поиск работы, семья, досуг и др.). Кроме того, можно увидеть конфликт между поколениями, а также между государством (да и народом) и незащищенными «другими», к категории которых относятся слепые. В фильме есть кадры из дореволюционной и затем советской истории: цех, где работают слепые, «слепой» оркестр, незрячие стахановцы… Некоторые кадры из современной съемки – и ситуация, в какой-то момент, может даже показаться хуже, чем в дореволюционное время (к примеру, недостроенный реабилитационный центр в Русиново). Чередование черно-белой и цветной пленки передают конфликтность ситуации.

В фильме много выразительных образов. Один из центральных – образ дороги. Слепые неуверенно ходят на прогулке, идут на работу на комбинат, едут на электричке… Расшифровать этот образ можно так: дорога – это жизненный путь человека, слепому очень трудно идти по дороге твердым и решительным шагом, и жизнь ему приходится «прощупывать» также осторожно, потихоньку. Далее, это образ подземного перехода. Он связан, на наш взгляд, с темнотой, с некоторым отчаянием, безвыходностью, даже тупиком. В фильме прозвучала фраза о том, что подземный переход не отпускает, затягивает. Еще один образ, правильнее даже тема – слепой и музыка. Слепые музыканты в переходах, оркестр из незрячих, семья Балашовых, Диана Гурцкая…Музыка и творчество показаны, как вернейшее средство от депрессии и один из способов реабилитации.

Лейтмотивом является тема счастья. Как для зрячих, так и для слепых счастье – это дети, семья, любовь, возможность работать и отдыхать, самоутверждаться.

Несмотря на тематику, в общем, весьма серьезную и печальную, фильм жизнеутверждающий. Показаны примеры успешных незрячих людей (депутат Смолин, мастер спорта Вика Потапова, певица Диана Гурцкая). Остальные герои фильма надеются на лучшее, т. е. на операцию, несмотря на множество преград. Надежда не умирает последней – она вообще не умирает.

«Слепая любовь». Реж. Юрай Лехотски. Словакия, 2007

Бывает любовь нежная, бывает смешная и даже слепая…. Картина рассказывает о чувствах незрячих. По словам создателей ленты, "найти свое

место в жизни непросто и людям с хорошим зрением, поэтому даже трудно представить, насколько труднее это сделать слепым".

Их взгляд на многoе – простой и чистый, часто очень веселый, остроумный. Они открывают «невидимые глубины» того, что же такое счастье.

В фильме четыре героя – незрячие люди, каждый со своей историей любви.

Петер работает учителем музыки в школе и готовит ребятишек к ежегодному выступлению, изо дня в день, репетируя с ними песню "Мистер Вальс". Придя домой, он обнимает жену, которая весь день вязала ему бирюзовый свитер. Они ставят чайник, включают радио и рассказывают друг другу обо всём, что произошло за день. Картина счастливой жизни двух пожилых людей? Пожалуй, да, если бы не одно но - они оба слепые.

Марко - импозантный мужчина за сорок, по происхождению - цыган. Он влюбляется в молодую девушку Монику, у них завязывается роман. Он называет её самой красивой девушкой на земле, она говорит, что не верит ему, на что он отвечает "Я же вижу". В итоге Моника беременеет, и ей приходится рассказать о своей связи родителям, на что те выдвигают ультиматум "или мы, или он". И всё потому, что он цыган. История любви, которая перебарывает любые обстоятельства, несмотря на то, что оба влюбленных слепы.

Елена - домохозяйка, у неё есть любящий муж и большие планы на будущее. У них с мужем скоро должен родиться ребёнок, и она размышляет о том, где поставит кроватку, как купит маленький комбинезончик, и как будет учить своё дитя приспосабливаться в этой суровой жизни. Но есть одно но - она ещё думает о том, что будет, если ребенок тоже родится незрячим, ведь если оба родителя не видят, то это часто передаётся и детям.

Сюзанна - обычная девочка-подросток. Она немного замкнутая, и ей очень трудно сходиться с новыми людьми, но у кого не было таких же проблём в её возрасте? У неё есть друг по переписке, которому она доверяет все свои тайны. Она мечтает с ним встретиться, и только одно её беспокоит, как он воспримет то, что она не может видеть.

Четыре очень простые истории, в которых самое важное - это человеческие чувства и отношения. Каждая из них - это в меру трагичное отражение кипящей вокруг жизни, и, казалось бы, что нет никакой связи между ними, но есть одно но.

Если человек лишается одного из чувств, то остальные обостряются. Человек начинает лучше чувствовать других, и путь к взаимопониманию становится чуть короче. И эти четыре истории как раз об этом, о том, что люди, которым ежедневно приходится противостоять враждебной среде, не теряют способности верить, надеяться и любить. А этому, пожалуй, стоит поучиться многим из зрячих. Метафора этой борьбы - это вода, которая в том или ином качестве появляется в каждой их новелл. Вода как будто отделяет героев от окружающего мира, оставляя их наедине со своими проблемами. Тема жизни слепых людей интересна тем, что позволяет заглянуть в их тайны. Рождение человека «в темноте» вызывает много экзистенциальных вопросов. Самый главный вопрос – где же для них источник счастья. Их мир обделен зрением, но, возможно, он более духовный… И именно они находят истинное счастье.

Таким образом, мы видим, что героями всех просмотренных нами фильмов являются слепые люди, но проблема в них рассматривается с разных граней, сторон. В одних – это тема взаимоотношений, в других преодоление трудностей, встречающихся на пути незрячих людей. Но, в основном, в этих фильмах затронута тема одиночества.

Конечно, каждый автор видит своего героя по-своему, и пытается донести до зрителя свое видение проблемы. Одно можно сказать точно, что каждый из режиссеров делает это только с одной целью – чтобы обществу стало ясно, что слепые люди такие же, как мы, и порой им не хватает понимания и простой человеческой теплоты, но ни в коем случае жалости. Незрячий человек не ищет ее, он не хочет чувствовать себя ущербным, ущемленным, а просто быть обычным человеком, только немного иным.

Хочется отметить, что просмотр данных фильмов прошел не впустую, и дал нам определенных знаний (как технических, так и жизненных). Мы поняли, какие моменты будут наиболее интересны зрителю (усердное стремление мальчика в каких-либо делах), и какие моменты делать и снимать не стоит (нельзя давить и расспрашивать именно о «дефекте»). Для нас стало очевидным, что именно будет «сухим» материалом, то есть то, что уже и так много раз снимали, а что наоборот нужно «поймать». Да и вообще, нам стало более понятно, как нужно общаться и вести себя рядом с незрячими людьми. Самым главным здесь, как мы считаем, нельзя ни в коем случае проявлять к слепым чувство жалости, как к ущербному человеку (это только оттолкнет вас от слепого). Нужно всем своим присутствием показывать, что вы держите их на своем уровне, ничем их не отделяя от себя, не чертя границу между собой и ими. Мы считаем, что просмотр документальных фильмов и работа над съемками дали нам определенный багаж знаний и, в каком-то смысле, опыт.

Сценарная заявка

 

Перед тем, как приступить к съемкам нашего фильма, мы написали сценарную заявку. В ней мы описали важные моменты, которые будут использованы при съемке, то есть то, что мы хотим снять и что хотим показать зрителю. Опишем главных героев, эпизоды, которые хотим поймать в кадр т.д.

Заключение

 

В данной курсовой работе мы провели обзор источников, посвященных истории отношения общества к слепым людям, а также обозначили современное состояние проблемы. Для этого мы проанализировали и сопоставили научные источники и журналистские публикации (сюжеты ТВ), указав, на какие моменты проблемы слепых людей обращают внимание их авторы.

Мы просмотрели документальные фильмы, по интересующей нас проблеме. Некоторым из них мы дали небольшую характеристику, указали, какие именно аспекты проблемы затронуты в них. Несколько фильмов мы подробно проанализировали, указали на их образы, лейтмотивы, пытались понять, что авторы хотели донести до зрителя.

Также нами были просмотрены рецензии, мнения, отзывы и критика на данные фильмы.

Перед тем, как начать съемку нашего фильма, мы написали сценарную заявку, чтобы заранее понять – что именно мы хотим снять в этом фильме, и что хотим с помощью него донести до зрителя.

Далее нами была проведена сама съемка фильма, которая производилась в стенах (и не только) школы-интерната для слепых и плоховидящих детей. Так как герой нашего фильма слепой, то в большинстве случаев, он даже не знал, когда съемка велась, а когда нет. Поэтому в фильме нет никакой наигранности, и мальчик вел себя абсолютно естественно. И, непосредственно, был смонтирован фильм.

Эта работа, как мы считаем, имеет перспективу. Так как проблема, которую мы рассматриваем, является очень актуальной в наше время и ей было уделено не так много внимания со стороны документалистики. На наш взгляд, ценность этого проекта определяется его социальной значимостью.


Список источников

Библиография

1) Абдуллаева З. Критики о фильме «В темноте» // Энциклопедия отечественного кино. ЭИ: http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id =15&e_dept_id=1&e_person_id=257

2) Ананьев Л.Н. Теория ощущений. - Л.: Изд-во ЛГУ, 2002. 455 с.

3) Белопольская В. Выходит фильм Герасима Дегальцева «Кто косит ночью»// Энциклопедия отечественного кино. ЭИ: http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=3&e_dept_id=5&e_chrdept_id=2&chr_year=1990&e_chr_id=315

4)Дерябин А. Судный день. Об этике в документальном кино, и не только // Журнал «Сеанс», № 25/26. ЭИ: http://www.seance.ru/n/25-26/vertigo/sudnyj-den

5) Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. - М.: Просвещение, 1956. 187 с.

6) Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.

7)Рогинский Б. Критики о фильме «В темноте» //Энциклопедия отечественного кино. ЭИ: http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id= 15&e_dept_id=1&e_person_id=257

8) Сорокин В.М. Практикум по тифлопсихологии. - ЗЛ.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. Згл

9) Старенькая И. Работа по защите слепых и слабовидящих нуждается в совершенствовании // Здоровая Украина, №81 за октябрь 2003г., ЭИ: http://health-ua.com/articles/418.html

10) Ярмоленко А.В. Осязание в процессе познания. - М.: Изд-во АПН

Фильмография

ü Боланд Л. «Письмо к Лу» (Бельгия, 2005г)

ü Вернер Х. «Земля безмолвия и тьмы» (Германия, 1971 г)

[http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=914503]

ü Дворцевой С. «В темноте» (Россия, Финляндия, Великобритания, 2004 г)

[http://rutube.ru/tracks/2503833.html?v=270a1ecb3903ad0c808f05da2300e6a1]

ü Дегальцев Г. «Кто косит ночью» (СССР, 1990 г)

ü Когана А. «Все дети рождаются зрячими» (Россия, 2005г)

[http://www.akogan.ru/movie.html]

ü Лехотски Ю. «Слепая любовь» (Словакия, 2007г)

ü Мирзоева Г. «Бог сохраняет все» (СССР, 1991г)

ü Романов А. «Цветы в воспоминаниях и снах» (Россия, 2002г)

[http://rutube.ru/tracks/308432.html]

ü Сидоров А. «Город слепых» (Россия, 2005 г)

[http://arni-dokvideo.ucoz.com/news/film/2010-01-16-732]

ü Фокина О.«Чудеса и тайны» (Россия, 2004г)

[http://files.tvspas.ru/popup.php?flv=/Video/Святыни, чудеса/Чудеса и тайны.flv&hd=1]

Интернет-источники

· «Мой Мир@мейл.ру»

· «LiveJournal.com»

· «Permcinema.ru»

· «Здоровье Украины»

· «Кinozal.tv» (обсуждения на форуме «Понравился ли вам фильм Вернера Херцога "Земля безмолвия и тьмы") http://kinozal.tv/comment.php?action=add&tid=450062]

· www.1tv.ru (официальный сайт Первого канала)

· www.ntv.ru (официальный сайт телекомпании НТВ)

· «Medportal» («Естественная эхолокация помогает слепым людям») http://medportal.ru/mednovosti/news/2009/07/06/echo/]

Проект документального фильма о слепых детях

Студентки 3 курса

Исмаиловой Н.Р.

Научные руководители:

Давлетшин Р.Р.

Сидякина А.А.

 

 

Пермь 2010


Содержание

Введение

Глава 1. Социальная адаптация слепых людей как общественная проблема

§1. Отношение общества к слепым людям: история вопроса

§2. Незрячие люди в современном социуме

Глава 2. Документальное кино о слепых людях

Глава 3. Работа над созданием документального фильма о слепых детях

§1. Концепция документального фильма о слепых детях

§2. Сценарная заявка

Заключение

Список источников

Приложение: документальный фильм «Видеть душой»

 


 

Введение

 

В нашей стране живет много разных и непохожих друг на друга людей. Мы вечно куда-то спешим и порой не замечаем тех, кто отличается от нас. А точнее будет сказать, людей с ограниченными возможностями, которым государство присваивает статус «инвалид по зрению». Тех, кого принято называть слепыми.

Эти люди живут точно так же как и мы, зрячие люди. И отличаются от нас лишь тем, что живут в абсолютной темноте. Но это вовсе не означает, что они ущербны или несчастны. Окружающий нас мир также интересен и значим для слепых. Даже наоборот, для слепого человека окружающий его мир кажется намного прекраснее, так как он недосягаем ему визуально, и незрячему приходится дорисовывать его в своем воображении.

Статистика остается неумолимой. «Количество больных с тяжелыми пороками зрения неуклонно растет во всем мире, и сегодня достигает более 400 млн. человек, из них почти 16 тысяч - дети» [Старенькая 2003: ЭИ]. Это целый город.

Эта важная проблема была неоднократно затронута в документальном кино. Документалистика сыграла важную роль в процессе социальной адаптации слепых людей, облегчив их коммуникацию – не столько их с окружающим миром, сколько окружающего мира с ними. Впрочем, взаимно. Справедливо будет сказать, что документальное кино – эффективный инструмент человеческого взаимопонимания. Фильмов, посвященных слепым людям – немного. А они необходимы, так как с их помощью можно показать обществу всю панораму проблемы. Кто-то после их просмотра сделает для себя определенные выводы, а некоторые и вовсе, начинают смотреть на мир совершенно другими глазами. Так сказать, начинают понимать, насколько прекрасна и беззаботна на самом деле их жизнь, соотнеся ее с жизнью людей с ограниченными возможностями.

Просмотренные нами документальные фильмы, посвящённые проблеме людей с ограниченными возможностями, свидетельствуют о том, что фильмов про слепых людей очень мало. А про слепых детей вообще единицы. Если нам и попадались материалы про слепых детей, то, в основном, в формате передач телевидения.

Новизна нашей работы в том, что мы планируем снять фильм о слепых детях, воспитывающихся в пермском специализированном интернате, показав при этом, что они не отверженные и одинокие (этот взгляд преобладает в документалистике), а наоборот - у них есть истинные друзья и поддержка.

Объект исследования. В данной курсовой работе объектом кинопублицистического исследования является проблема социальной адаптации слепых детей.

Предмет исследования – история мальчика, воспитанника интерната слепых и плоховидящих детей.

Цель курсовой работы. Целью нашей курсовой работы являетсясъемкадокументального фильма, в котором мы хотим показать, что людям с ограниченными возможностями намного труднее адаптироваться в нашем непростом мире. Но, несмотря на все трудности и преграды, они, переступая через свои страхи и комплексы, добиваются своих целей и находят свое место в жизни. Нашим фильмом мы хотим показать, что обычные люди порой не замечают тех вещей, которые «видят» слепые люди.

Задачи. Поставленная цель предполагает ряд задач, необходимых для её достижения. Они делятся на две группы: теоретические и эмпирические.

1) Задачи теоретического исследования:

· Анализ научных и публицистических источников, посвященных данной проблеме (изучение исторической рецепции проблемы и современного ее состояния)

· Просмотр и анализ документальных фильмов, посвященных слепым и слабовидящим людям

2) Задачи эмпирического исследования:

· Разработка сценария и написание заявки на фильм

· Съемки фильма

· Монтаж видео

Методы исследования

1) Методы теоретического исследования:

анализ литературы по теме вопроса;

типологический анализ;

Проблемно-тематический анализ;

Анализ экранного текста;

2) Методы и методики сбора эмпирических данных:

наблюдение (наблюдение за воспитанниками интерната)

свободное интервью (интервью у преподавателей интерната, его воспитанников и т.д.)

Структура курсовой работы. Поставленная цель и задачи для её достижения определили структуру курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка изученной литературы.

В первой главе мы рассмотрим и проанализируем исторический аспект рассматриваемой нами проблемы. А также современное ее состояние.

Во второй главе мы дадим краткую характеристику всем просмотренным нами фильмам, и подробно проанализируем некоторые из них.

Третья глава посвящена написанию заявки на фильм, непосредственно, его съемке и монтажу.

Заключение представляет собой итог проведённой работы.

В списке литературы представлены учебники, пособия, сайты, статьи и рецензии, понадобившиеся для исследования.

В приложении будет представлен диск с нашим документальным фильмом.



Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.147 с.