Организация и перспективы развития туризма в Украине — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация и перспективы развития туризма в Украине

2020-04-01 147
Организация и перспективы развития туризма в Украине 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организация и перспективы развития туризма в Украине

Содержание

Введение

1 Теория туризма______________________________________________________________4

1.1 История развития туризма________________________________________________4

1.2 Сущность, классификация и факторы, влияющие на туризм____________________8

1.2.1 Сущность туризма_________________________________________________9

1.2.2 Классификация туризма___________________________________________10

1.2.3 Факторы, влияющие на туризм______________________________________16

2 Анализ современного состояния конкуренции на рынке туризма____________________20

2.1 Анализ общего состояния рынка туризма в Украине__________________________20

2.2 Сравнительный анализ деятельности туроператоров__________________________23

2.3 Нормативно – правовая база и государственные органы управляющие туристической деятельностью__________________________________________________25

3 Проблемы и перспективы оживления современного национального рынка туризма____27

3.1Проблемы национального рынка туризма___________________________________27

3.2 Предложения относительно решения проблемы_____________________________29

3.3Проблемы и перспективы развития отрасли туризма в городе Севастополе______31

3.3.1 Тенденции развития туризма и рекреации_____________________________31

       3.3.2 Проблемы развития отрасли туризма__________________________________32

Заключение

Список используемой литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Целью курсовой работы является раскрытия понятия «туризм», раскрыть проблемы туристической отрасли на национальном рынке и пути их решения.

Личной моей целью при выборе данной темы послужило то, что я при выполнении работы буду развиваться по двум дисциплинам в рамках специальности Экономика предприятия: «Экономика сферы услуг», непосредственно по которой выполняется курсовая работа, и «Экономика туризма». Интерес мой к этой теме возрастает также и из-за того, что наша страна и наш город владеет огромным рекреационным потенциалом и большими «незанятыми» и неразвитыми нишами для развития туризма.

Актуальность данной проблемы просто таки огромна. В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны, отдохнуть, вылечиться и развлечься. Туризм – термин, не имеющий корней и истоков в русском языке, пришел из других языковых систем, в частности из французского языка.

С экономической точки зрения туризм – это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики (в некоторых странах).

 

1 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ТУРИЗМА

          1.1 История развития туризма.

Для начала необходимо отметить, что существует такая наука «История туризма».

Это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени.

  Туризм (франц. tourisme, от tour – прогулка, поездка), путешествие (поездка, поход) в свободное от работы время.

Предыстория туризма – период развития туризма до начала XIX в. включает следующие этапы развития: античный туризм – когда основными мотивами путешествий были образование, паломничество, торговля, лечение, спортивные соревнования; туризм средних веков – когда основными мотивами путешествий были: религиозный туризм, образование, аристократические отношения; туризм нового времени – когда основные тенденции отдыха определила промышленная революция.

К первым миграциям относятся путешествия религиозного характера, которые в древнем Египте отмечаются уже в 4 тысячелетии до н. э. Туризм в то время не составлял источника доходов.

Но персы оценили значение дорожных сетей. Главными из них были пути, связывающие Вавилон, Сузы и Екбатан с окрестностями. Каждые 30 миль на этих дорогах стояли пункты питания. За оказываемые услуги полагалась плата, согласно ставкам.

Греки и римляне часто предпринимали весьма далекие путешествия, при этом греки – из-за слабого развития дорожной сети – совершали их главным образом морским путем.

Массовый характер в те времена носили и путешествия в религиозных целях. Другой формой туристских путешествий были выезды в лечебные местности. При минеральных источниках, либо вблизи святых мест, возводились объекты наподобие современных санаториев, Уже в древнем Риме отмечается двухсезонность туристских выездов, причем зимние выезды не имели такого массового характера, как летние.

Средневековье отличалось значительным замедлением туристского движения. Это происходило вследствие возникновения множества новых государств с нестабильной внутренней обстановкой. И только в VII и VIII вв. н.э. были возобновлены активные путешествия в религиозных целях.

Все больше отмечалось поездок политического характера, особенно предпринимаемых официальными посланниками глав государств. Развитие науки, начиная с XIII в., привело к появлению в Европе путешествий студентов.

Миграции, связанные с религиозным культом и университетскими центрами, составляли решающее большинство в общей структуре туристского движения в период от позднего средневековья до современной истории.

В XVII в. в Европе появляется форма «чистого туризма», которая охватывала людей, путешествующих с целью познания, лечения либо отдыха.

Зарождение туризма, как социального явления относится к концу XVII – началу XVIII вв., когда учащиеся школ стали совершать пешеходные прогулки на природу. Но близкий к современному туризм, как форма отдыха и развлечений, зародился примерно 150 лет назад.

          Зарождение элементов путешествия связано с охотой и с посещением соседних племен первобытными людьми. И в том и в другом случае им необходимо было запоминать пути к намеченной цели. 

В эпоху рабовладельческого общества, уже делались попытки систематизации географических знаний об известной им части Земли и объяснения, происходящих в природе.

У древних китайцев имелась географическая литература, в том числе книга рек, книга о морях и горах, книга по географии Китая- «Юкинг».

Расцвет экономики и культуры периода Римской империи происходило развитие туризма с целью лечения различных болезней.

Ещё в I в. до н. э. у древних римлян имелась определённая классификация гостиничного хозяйства. Существовали два типа «пристанищ» в провинции и в самом Риме: один из них предназначался только для патрициев (мансионас), другой - для плебеев(стабулярии).

Самым знаменитым путешественником средневековья был венецианский купец Марко Поло, который не только совершил путешествие из Европы в Золотую Орду, но и прослужил при дворе великого хана почти 25 лет.

Большое впечатление на Марко Поло произвела система путей сообщения, установленная по всей монгольской империи, и особенно в Китае.

На расстоянии от 175 до 210 км одно от другого в населённых и до 28 км в пустынных местностях были построены большие здания-станции, хорошо оборудованные и снабжённые запасами всякого рода провизии. В каждой комнате имелись шёлковые постели, чистое шёлковое бельё и все необходимые принадлежности, которые могли понадобиться путешественнику. При каждой такой станции были конюшни на 200-400 лошадей.

Про путешествия Поло была написана книга: «Книга Марко Поло о разнообразии мира».

Рассказывая о путешествиях, невозможно не упомянуть о великом человеке Христофоре Колумбе (октябрь 1451г.), который открыл все важнейшие острова американского средиземноморья и положил начало открытию двойного западного континента, который получил название Америки. Своими великими открытиями он предопределил судьбу многих людей, путешественников и не только. Все они направились на неизвестные ранее территории в разных целях.

Подытоживая сказанное, хочу напомнить, что началом туризма являются путешествия религиозного характера, в древнем Египте в 4 тысячелетии до н. э. В древние века – это в основном походы в целях охоты и визиты к соседним племенам, в средние века появляются политические и студенческие поездки. Ну а зарождение туризма близкого к современному, произошло примерно 150 лет назад.

1.2 Сущность, классификация и факторы, влияющие на туризм.

1.2.1 Сущность туризма. Согласно закону Украины «О туризме», туризм – это временный выезд лица с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных профессионально деловых или других целях, без осуществления оплачиваемой деятельности в месте пребывания.

ООН дает свое определение: туризм – это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое и развитие человека; связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства.

Некоторые авторы дают такое определение: туризм – это взаимодействие процессов, возникающих во время путешествия.

С экономической точки зрения туризм – это производства и реализация туристических услуг и товаров, различными организациями, которые располагают туристическими ресурсами.

Вышеперечисленные определения туризма дают понятие о нем как о процессе. Но существует еще и наука «Туризм». Она вкладывает в понятие туризм несколько смыслов: в узком, в туризм входят отрасли, непосредственно обслуживающие туристов, в широком - это совокупность отраслей обслуживания и материального производства, ориентированных на рынок туризма.

Согласно закону Украины турист – это лицо, осуществляющее путешествие по Украине или в другую страну с целью незапрещенной законодательством страны пребывания на срок от 24 часов до 12 месяцев, без осуществления какой-либо оплачиваемой деятельности и с обязательством оставить страну или место пребывания в указанный срок.

Туристическая деятельность - это деятельность по предоставлению туристических услуг в соответствии с законом и другими законодательными актами.

В соответствии с законом о туризме субъектов туристической деятельности значительное множество:

1) Тур оператор – юридическое лицо, организующее и обеспечивающее создание тур продукта и реализующее или предоставляющее тур услуги. Другими словами – это человек, формирующий тур.    

2) Тур агент – юридическое или физическое лицо (посредник), реализующий тур продукт тур операторов и тур услуг других субъектов тур деятельности.

3) Туристическое сопровождение – лица, получившие право на данную деятельность:

- гиды–переводчики;

- инструктора;

- экскурсоводы;

- проводники;

4) Другие субъекты предпринимательской деятельности, получившие право на такую деятельность как размещение, питание, развлечение и т. п.

5) Физические лица, непредпринимательской деятельности, но предоставляющие услуги по размещению, питанию, развлечению. Для нашего города явным примером является сдача жилья на короткий срок.

Туристический продукт – это предварительно разработанный комплекс (более 2) туристический услуг, реализуемый или предлагаемый к реализации по определенной цене, в состав которого входят услуги по размещению, развлечению и питанию.

1.2.2 Классификация туризма.

В процессе производственного обслуживания туриста выделяют формы, виды и разновидности туризма.

Формы связаны с пересечением туристом государственной границы своей страны. В общем, выделение форм туризма связано со страновым признаком. Различают внутренний и международный туризм.

Внутренний, то есть отечественный туризм – это выезд гражданина какой-либо страны со своего постоянного места жительства в другой район этой же страны.

Международный туризм – это туризм в другую страну, то есть иностранный туризм на основе межгосударственных договоров. Он делится на въездной и выездной.

Вид туризма связан со спецификой отражения финансовых результатов в бюджете страны или региона. Существует два вида туризма:

1) активный туризм – это приезд иностранных туристов в другую страну или отечественных туристов в данный регион страны. Этот вид является фактором ввоза денег в страну или регион.

2) пассивный – это выезд граждан одной страны в другую или выезд туристов из данного региона страны.

Разновидностей туризма существует значительное множество. Для того, чтобы дать наиболее полную его классификацию, необходимо использовать наиболее существенные признаки, характеризующие тот или иной вид туризма. В зависимости от национальной принадлежности различают:

- национальный (внутренний)

- международный (внешний) туризм.

Международный туризм, в свою очередь, подразделяется на активный и пассивный, или иначе въездной и выездной туризм.

В зависимости от потребности, обуславливающей туристское путешествие, различают следующие виды туризма:

1. лечебный (медицинский туризм). В основе этого вида туризма лежит потребность в лечении различных заболеваний. Лечебный туризм имеет несколько разновидностей, характеризующихся природными средствами воздействия на человеческий организм, например: климатолечение, бальнеолечение, морелечение, грязелечение, плодолечение, молоколечение и т.д. Зачастую при лечении могут использоваться несколько видов воздействия, в таких случаях вид туризма определяет основное средство воздействия на организм отдыхающего.

2. рекреационный туризм. В основе этого вида туризма лежит потребность в восстановлении физических и душевных сил человека. Этот вид туризма отличается большим разнообразием. Так, например, рекреационный туризм может включать следующие программы:

- зрелищно – развлекательные (театр, кино, карнавалы, ярмарки, дни города, фестивали);

- занятия по интересам (охота и рыбная ловля, художественное и музыкальное творчество, туры для коллекционеров и т.д.);

- обучающие (туризм, другие виды спорта, искусство, ремесла и т.п.);

- «этнические» и бытовые (связанные с изучением национальной культуры и нетрадиционного быта);

- туристско-оздоровительные (включая маршруты с активными способами передвижения, купальные, горнолыжные и т.д.).

3. Спортивный туризм. В основе этого вида туризма лежит потребность двух видов, в связи с чем различают два подвида спортивного туризма:

-активный (основой является потребность в занятиях каким – либо видом спорта);

-пассивный (основой является интерес к какому – либо виду спорта, т.е. путешествие с целью посещения соревнований или спортивных игр).

4. Познавательный туризм. Основой данного вида туризма является потребность в расширении знаний по различным направлениям. К данному виду туризма можно отнести экологический туризм. Программы экотуров предполагают посещение охраняемых природных территорий.

5. Туризм с деловыми целями. К данному виду туризма относятся поездки с целью установления или поддержания деловых контактов с различными партнерами.

6. Конгрессный туризм. Туристические поездки с целью участия в различных мероприятиях, в том числе: конференциях, симпозиумах, съездах, конгрессах и т.д.

Интенсивное развитие данного вида туризма привело к созданию ряда международных организаций полностью специализирующихся на проведении деловых международных и научных мероприятий, например, Международный союз организаторов конгрессов. Специализация турфирм на данном виде туризма обусловлена объективной закономерностью дальнейшего международного разделения труда, в том числе и в сфере туризма. В США конгрессный туризм приносит ежегодно свыше 40 млрд. долларов дохода. Большим преимуществом конгрессного туризма является то обстоятельство, что он может реализовываться в несезонный период. интерес туристской индустрии к данному виду туризма объясняется прежде всего тем, что проведение конгресса, предоставление мест размещения, обеспечение питанием, экскурсионным обслуживанием) так и специфических услуг. Специфика турпродукта конгрессоного туризма состоит в необходимости предоставления большого объема разнообразных услуг, выходящих за рамки традиционных. Основные трудности при организации конгрессного обслуживания связаны с необходимостью выпуска значительного количества печатной продукции (тезисы докладов, приглашения, информационные письма и т.д.), необходимостью предоставления такого рода услуг как: регистрация участников конгресса, переговоры, техническое обеспечение, спец мероприятия, деловые встречи и т.д., а также организации до – и после конгрессных туров.

Расходы участника конгресса, как правило, значительно превышают расходы обычного туриста, следовательно, при увеличении свободного времени участников за счет оптимальной организации, а также оплате деловой части направляющим учреждением, возможно комбинирование поездки на конгресс с различными туристическими программами.

7. Культовый (религиозный) туризм. Этот вид туризма основан на религиозных потребностях людей различных конфессий. Культовый туризм подразделяется на два подвида:

- посещение культовых сооружений в религиозные праздники;

- посещение святых мест с целью отпущения грехов.

8. Ностальгический туризм. Данный вид туризма основан на потребности людей в посещении мест в области исторического проживания.

9. Транзитный туризм. В основе транзитного туризма лежит потребность пересечения территории одной страны, с целью посещения другой.

10. Самодеятельный туризм. Этот вид туризма объединяет любителей активного отдыха, занимающихся лыжным, горным, водным туризмом и т.д. Отличительной особенностью данного туризма является потребность участвующих в нем в самоорганизации. Организацией туров занимаются не туристические фирмы, а сами туристы совместно с туристско-спортивными клубами и союзами.

Разумеется, на практике очень часто имеют место комбинированные туры, сочетающие в одном путешествии несколько видов туризма, обусловленных различными потребностями туристов, например, рекреационный с познавательным, спортивный с рекреационным и т.д. Однако, при анализе туристической деятельности необходимо выделять основные потребности, послужившие побудительным мотивом к путешествию.

В зависимости от транспортных средств, используемых на туристическом маршруте, различают следующие виды туризма:

1. Туристы на собственном транспорте – туры на транспорте, принадлежащем транспортным хозяйствам туристической системы или непосредственно туристической организации.

2. Транстуры на арендованном туристском транспорте – туры на транспорте, принадлежащем транспортным организациям, использующемся туристскими организациями на правах аренды (по договору) на срок, определенный сроком действия тура. В качестве арендованного специализированного транспорта туристские организации используют морские и речные теплоходы, самолеты, специальные составы туристско-экскурсионных предприятий.

3. Туры на личном транспорте туристов – специально разработанные индивидуальные или групповые туры для автомобилей (владельцев личных автомобилей) с предоставлением туристам всех видов услуг по маршруту (проживание в автокемпингах, питание, экскурсии, досуг, авторемонт и т.д.), кроме проезда.

В зависимости от способа передвижения виды туризма подразделяются:

1. Автомобильный туризм. Этот вид туризма бурно развивается со второй половины двадцатого века. В настоящее время он получил наиболее широкое распространение.

2. Железнодорожный туризм. Этот вид туризма развивается с сороковых годов 19 века. Относительная дешевизна железнодорожных билетов делает его доступным менее обеспеченным слоям населения. В настоящее время обостряется конкурентная борьба между железнодорожным и другими видами транспорта.

3. Авиационный туризм. Данный вид туризма является наиболее перспективным, так как обеспечивает экономию времени при доставке туристов к местам посещения. В течении 20 лет (с 1960 по 1980 годы) удельный вес авиатранспорта, используемого в туризме вырос в три раза. Авиационные туры подразделяются на групповые туры с использованием части мест в самолетах пассажирских авиалиний и спецавиарейсы с полной арендой самолета для специальных туристских перевозок.

4. Теплоходный (водный) туризм. При данном виде туризма маршруты организовываются на теплоходах речных и морских пароходах. Морские маршруты бывают: круизные (путешествия на арендованных судах продолжительностью более суток). Они могут быть как с посещением портов, так и без посещения.

Речные маршруты – с использованием судов речных пароходств. Имеют подвиды: туристско-экскурсионные рейсы – это путешествия на арендованных речных судах продолжительностью более одних суток и экскурсионно-прогулочные – поездки экскурсантов с целью ознакомления с памятными и историческими местами и отдыха, продолжительностью не более 24 часов.

Для организации крупных и туристско-экскурсионных рейсов используются в основном комфортабельные теплоходы. Для организации экскурсионно-прогулочных и прогулочных рейсов могут использоваться как теплоходы, так и малый флот (речные трамвайчики, ракеты, катера, катамараны и др.).

Преимущества водного туризма на комфортабельных теплоходах заключается в том, что туристы обеспечиваются средствами размещения, питания, спорта, развлечений и т.п. на корабле.

5. Автобусный туризм. При данном виде туризма путешествия организовываются с использованием автобусов, в качестве средства передвижения. Автобусные туры могут быть обычными туристско-экскурсионными (с предоставлением всех видов услуг, предлагаемых транспортным туром – проживание, питание, экскурсионное обслуживание) и так называемый «автобусы здоровья» - прогулочные (автобусы одного дня).

6.  Велосипедный туризм. Этот вид туризма доступен для использования достаточно ограниченному контингенту туристов.

7. Пешеходный туризм. Данный вид туризма получил наибольшее распространение во внутреннем туризме. Следует отметить, что на практике очень часто при одном туристском путешествии используется несколько видов транспорта, например, самолет – автобус, железная дорога – автобус и т.д., такие виды туров называются комбинированными.

В зависимости от средств размещения туристов различают следующие виды туризма:

1. Туризм в отеле.

2. Туризм в мотеле.

3. Туризм в пансионе.

4. Кемпинговый туризм.

5. Туризм в туристической деревне, на турбазе и т.д.

Отели, как правило, расположены либо в центре города, либо недалеко от аэропорта или железнодорожного вокзала.

Мотели располагаются либо вдоль автомобильной трассы, либо на окраине города. Проживание в мотеле должно обеспечивать туристам условия по уходу по автомобилем (автостоянки, бензозаправочные станции, автосервис и т.д.)

Турпансионы гостиничного типа с единым управлением, предоставляют клиентам жилье в одном или нескольких номерах, сопутствующие услуги и автономную кухню.

Кемпинги, туристические деревни, турбазы – это помещения, расположенные, как правило, в загородной местности, предназначенные для размещения как обычных, так и автотуристов.

Туристические деревни – это сервисные хозяйства с единым управлением, огороженные и оборудованные для отдыха и ночевки туристов, не имеющих автономного оборудования, необходимого для ночевки.

Помимо перечисленных видов предприятий гостиничного хозяйства, определяющих вид туризма, существуют и такие виды как: дома и меблированные квартиры, дома отдыха, дома молодежи.

Все перечисленные выше средства относят к гостиничным предприятиям различных категорий, и они подлежат сертификации на предмет номенклатуры и качества услуг, оказываемых туристам. Средства размещения разделяются также на постоянные, в которых прием туристов осуществляется круглый год, и сезонные – обслуживающие туристов только в определенное время года, в туристский сезон.

Туризм также в зависимости от времени путешествия подразделяется на сезонный и несезонный.

В зависимости от продолжительности путешествия различают два вида туризма: продолжительный и кратковременный (при кратковременном туризме путешествие осуществляется на срок до 5 – 7 дней).

В зависимости от состава группы различают:

1. Массовый туризм - путешествия туристов в составе группы;

2. Индивидуальный туризм. Данный вид туризма чаще всего реализуется в рамках делового, научного и оздоровительного туризма. В последнее время индивидуальный туризм получает значительное развитие по каналам родственных семейных связей, творческих обменов, посещений по приглашению. Индивидуальные поездки практикуются также по программам социального и молодежного туризма. Индивидуальные туристы могут воспользоваться услугами гидов-переводчиков, экскурсоводов, организаторов путешествия, проводников и сопровождающих, арендовать легковой автотранспорт, использовать возможности других форм туристического сервиса.

3. Семейный туризм - путешествие туристов с членами семьи. Данный вид туризма получил большое развитие в последние годы в значительной степени за счет скидок, которые предлагают турфирмы лицам, путешествующим с детьми. Зачастую, семейный туризм осуществляется по программам, разработанным туроператором для семейного отдыха.

4. Молодежный (студенческий) туризм.

5. Детский (школьный) туризм.

Молодежный и детский туризм получил большое развитие в значительной степени за счет туристских обменов как внутри страны, так и между различными странами. Туристы, путешествующие в рамках молодежного и детского туризма, имеют право на значительные скидки в ценах на обслуживание.

В зависимости от организационных форм существуют:

1. Организованный туризм.

2. Неорганизованный туризм.

3. Клубный туризм.

В зависимости от определяющего принципа формирования цены на продукт существует коммерческий и социальный (дотационный) туризм. Социальный туризм предполагает определенные дотации в различных формах, как от государственных, так и от общественных организаций, а также коммерческих структур, в целях обеспечения возможности получения отдыха и участия в туристических мероприятиях различных слоев населения, не имеющих для этого достаточного количества денежных средств. Например, пенсионеры, студенты, категория низкооплачиваемых работников и т.д.

1.2.3 Факторы, влияющие на туризм. Для анализа положения страны на мировом рынке туризма большое значение имеет характеристика туристских потоков, зарождающихся в том или ином регионе, и предпосылки для их возникновения в будущем:

1. Направление туристских потоков в регион и из него, структура зарубежной туристской клиентуры и собственных граждан, выезжающих с туристскими целями;

2. Особенности туризма в данном регионе: ритмы сезонности, преобладающие виды и формы туризма, основные цели посещения и т.д.;

3. Отношения властей и местных туристских органов проблемам туризма, специфика из туристской политики;

4. Экономическая роль туризма в хозяйственной структуре данного региона;

5. Перспективы развития туризма на данной территории.

Американский социолог Т. Бертон выделяет три группы факторов, которые воздействуют на характер проведения досуга и, в свою очередь, на модель туристского отдыха:

- технологические (средства массовой коммуникации);

- институциональные (законодательные);

- социально-экономические (демографические, величина дохода, профессия).

В свою очередь характер проведения досуга является одним из основных факторов, влияющих на развитие туризма.

Основные факторы, влияющие на развитие туризма делятся на статичные и динамичные. К статичным относятся совокупность природно-географических факторов. Они имеют непреходящие, неизменные значения. Человек лишь приспосабливает их к туристским потребностям, делает их более доступными для использования. Природно-климатические и географические факторы находят выражение в красивой, богатой природе, климате, рельефе местности, подземных богатствах (минеральные пещеры и тд.), культурно-исторические факторы (памятники архитектуры, истории и т.д.) тоже, в значительной мере можно отнести к статичным факторам.

К динамичным факторам относятся демографические, социально-экономические, материально-технические и политические факторы. Они могут иметь различную оценка значения, меняющиеся во времени и в пространстве. Кроме того, факторы, воздействующие на туризм делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

Внешние (экзогенные) факторы воздействуют на туризм посредством демографических и социальных изменений. Данная группа включает в себя:

- возраст населения;

- увеличения числа работающих женщин;

- изменение дохода на каждую семью;

- рост пропорции одиноких людей;

- тенденции к более позднему вступлению в брак и образованию семьи;

- рост числа бездетных пар в составе населения;

- уменьшение иммиграционных ограничений;

- увеличение оплаченных командировок и более гибких графиков рабочего времени;

- более ранний выход на пенсию;

- увеличение осознания туристских возможностей.

 Практически все, перечисленные выше показатели в той или иной степени влияют на структуру свободного времени населения, которая создает объективные социально-демографические условия развития туризма. Поэтому при разработке программ развития туризма важно выявить структуру фонда времени населения и бюджет свободного времени.

Структура свободного времени населения:

1.  Годовой бюджет: млдр. Час., %, в том числе:

-труд в общественном производстве;

-удовлетворение физиологических потребностей;

-труд в домашнем хозяйстве

-затраты времени на образование;

-свободное время.

2. бюджет свободного времени: 100 %, в том числе:

-ежедневные

-выходные и праздничные дни

-отпуска и каникулы учащихся

-свободное время пенсионеров

В настоящее время у нас проявляются рассогласования между структурой свободного времени и экономическими возможностями части населения в результате того, что многие предприятия отправляют своих сотрудников в неоплаченные отпуска. Складывается ситуация, при которой значительная часть населения, имеющая свободное время, не может воспользоваться туристскими услугами. В свою очередь, представители коммерческих структур, имеющие материальные возможности для проведения отдыха с использованием возможностей туристских фирм, зачастую не могут позволить себе даже краткосрочного отсутствия.

Число внешних факторов воздействующих на туризм, относятся также экономические и финансовые факторы:

- улучшение (ухудшение) экономической и финансовой ситуации;

- увеличение (снижение) персонального дохода;

- более высокая (низкая) туристская активность в зависимости от выделенной на отдых части доходов;

- возрастание (снижение) доли общественно-выделяемях средств на покрытие расходов на туризм и путешествия.

К социально-экономическим факторам, влияющим на рост туризма, относятся также повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Как элемент эстетических потребностей можно рассматривать стремление людей познакомится с бытом, историей, культурой, условиями жизни различных стран.

Кроме того, к внешним факторам относятся изменения политического и правового регулирования; технологические изменения; развитие транспортной инфраструктуры и торговли, а также изменение условий безопасности путешествий.

Внутренние (эндогенные) факторы – это факторы, воздействующие непосредственно в сфере туризма. К ним относятся, прежде всего, материально-технические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма. Главный из них связан с развитием средств размещения, транспорта, предприятий общепита, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д.

К внутренним факторам относятся также факторы туристского рынка:

1) процессы спроса, предложение и распространения (в качестве особенности современных рыночных факторов можно выделить, например, превращение спроса на турпродукты в постоянный запрос, а также рост индивидуального туризма;

2) возрастание роли сегментации рынка, то есть появление новых внутри региональных туристских сегментов. Увеличение расстояний путешествий, разнообразие форм проведения каникул, рост краткосрочного пребывания, возрастание диверсификации туристского развития в устоявшемся туристском пространстве и т.д.;

3)  возрастание роли координации деятельности в туризме и процессов монополизации (усиление горизонтальных интеграций, т.е. рост партнерских отношений крупных фирм со средним и мелким бизнесом; вертикальные интеграции через создание стратегических туристских союзов; глобализация туристского бизнеса и т.д.);

4) возрастание роли средств массовой информации и связи с общественностью в продвижении, рекламе и реализации разрабатываемых турпродуктов;

5) возрастание роли кадров в туризме (увеличение численности работников, развитие профессионально-квалификационной структуры, повышения значения профессиональной подготовки, улучшения организации труда и т.д.);

6) возрастание роли частного туристского бизнеса (создаются условия, при которых на рынке действует ограниченное число больших транснациональных операторов и значительное количество родственных малых предприятий – агентов, осуществляется эффективная реализация турпродукта на основе профессионального маркетинга, что в свою очередь поражает потребность вы повышении квалификации персонала).

Перечисленные выше факторы, в свою очередь, подразделяются на экстенсивные и интенсивные, а так же сдерживающие (негативные).

К экстенсивным факторам относятся:

- рост численности работников;

- увеличение количества вовлекаемых в хозяйственный оборот материальных ресурсов;

- строительство новых объектов туризма с техническим уровнем существующих.

Интенсивные факторы:

- повышение квалификации персонала;

- развитие профессионально-квалификационной структуры;

- техническое совершенствование материальной базы на основе внедрения достижений и результатов НТП, включая реализацию целевых программ улучшения культуры и качества обслуживания, индустриализации, технологизации и компьютеризации туризма;

- рациональное использование имеющихся материальных ресурсов, объектов и маршрутов и т.д.

К сдерживающим факторам относятся:

- кризисы;

- милитаризация экономики;

- рост внешней задолженности;

- политическая нестабильность;

- рост цен на предметы потребления;

- безработица;

- забастовки;

- криминогенная обстановка;

- финансовая нестабильность (инфляция, стагнация валют), сокращение объемов личного потребления, неблагополучие экологической ситуации банкротство туристских фирм, ужесточение туристских формальностей, снижение квот обмена валют, невыполнение турфирмами своих обязательств и т.д.

Примером влияния негативных факторов на развитие туризма может служить ситуация в сфере мирового туризма сложившаяся в результате энергетического кризиса в конце 70-х годов. В результате экономического спад возникли нестабильность тарифов на обслуживание (особенно на транспорте); рост цен на туристское обслуживание в целом; ухудшение гостиничного сервиса; сокращение дальности поездок, их продолжительности и расходов на них; снижение спроса на поездки за границу. Особенно значительное влияние данные факторы оказывают на такие виды туризма как социальный и молодежный, являющиеся особо уязвимыми в таких условиях.

Особое место среди факторов, оказывающих вли


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.142 с.