Экспериментирование «как вода камень точит? » — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Экспериментирование «как вода камень точит? »

2020-03-31 408
Экспериментирование «как вода камень точит? » 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: формирование у дошкольников элементарных представлений об изменениях в неживой природе.

Задача: экспериментальным путем показать, как разрушаются камни и горы.

Оборудование и материалы: лупы, камни.

Опыт 1. Налейте в стеклянную бутылку воды. Бутылку поставьте в емкость, например в пластмассовое ведро. Если опыт проводится зимой, то вынесите бутылку на мороз на 1–2 часа. Если же вы экспериментируете в теплое время года, поставьте бутылку вместе с большой емкостью в холодильник. Это позволит вам показать дошкольникам силу замерзшей воды. Вода просто разрывает бутылку на части. То же самое происходит и с камнем. Вода, попадающая в трещинки скалы, замерзая зимой, расширяет их. С каждым годом трещины становятся все больше и больше, пока от камня, наконец, не отколется кусок.

– Найдите на территории детского сада или в парке крупные камни. Внимательно их рассмотрите при помощи луп: есть ли трещины, что здесь растет (мох, лишайник). Большие трещины или маленькие? Есть ли в них земля? Попробуйте извлечь ее из трещины палочкой. Откуда же взялись такие трещины? (Пусть дети выскажут свои предположения.)

– Исследуйте, попадет ли в трещины на камне вода после дождя. Можно ли зимой обнаружить в них снег? Лед?

– Проверьте, есть ли подо мхами, лишайниками трещинки, ямки.

Физкультминутка (иллюстрирует процесс разрушения горы).

– Горы такие большие, высокие, а камни, из которых они состоят, очень крепкие. Почему же тогда и горы, и камни разрушаются? Проведем опыты и проверим свои предположения о появлении трещин в камнях. А что будет, если вода попадет в трещину камня?

Опыт 2. Выберем камень, в котором видны трещины, намочим его в воде. (Для этих целей хорошо подходит известняк.) Мокрый камень положим в морозилку холодильника или за окно (в морозную погоду). Через несколько часов внесем наш образец в теплое помещение и подождем, пока он нагреется. Рассмотрим внимательно трещины, они должны стать больше. Дело в том, что при замерзании вода в углублениях увеличивается в объеме и как бы расталкивает стенки трещины, раскалывает камень. Если камень предварительно намочить и помещать в холод неоднократно, увеличение трещины будет более заметным. (Этот опыт дети проводят совместно со взрослыми.)

Опыт 3. Постучим одним камешком о другой. (Взять для этого опыта камни помягче, менее прочные, например мел, известняк.) Что происходит? Когда камни сталкиваются, от них откалываются маленькие кусочки, образуются ямки, трещины. Почему в природе камни сталкиваются? (Высказывания детей.)

Они катятся вниз с горы, их передвигают вода, ветер, животные. Даже песчинки, которые ветер ударяет о камни, способны выточить небольшие ямки. А потом в них попадает вода, которая, как в бутылке, замерзает и «раздвигает» стенки трещины. Здесь скапливаются мелкие кусочки камня, а на них появляются растения, например мхи, лишайники. Так вода и ветер потихоньку камень разрушают. Пусть дети подумают над смыслом поговорки «Вода камень точит». Почему так говорят?

 

ИССЛЕДОВАНИЕ
«ПОЧЕМУ КАМНИ БЫВАЮТ РАЗНОЦВЕТНЫМИ»

Цель: формирование у детей первоначального представления о внутреннем строении Земли.

Задачи: познакомить дошкольников с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней; развивать у детей любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам.

Материал: несколько кусочков цветного пластилина.

Предложите детям скатать кусочек пластилина в шарик и поставить шарики друг на друга в виде снеговика. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. Движения могут сопровождаться комментарием: «Проходило время… Миллионы лет… Каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один…» Теперь предложите дошкольникам стекой разрезать пластилин и полюбоваться на полосатые срезы. Затем при посещении мини-музея дети сами найдут камни, образовавшиеся подобным способом.

Предложите детям побывать в роли самой матушки-природы, создающей удивительный мир камней-самоцветов. Пусть каждый ребенок возьмет 2–3 кусочка пластилина разного цвета и смешает их (можно скатывать в колбаску, а затем снова в шарик, сворачивать по спирали и снова комочком). Главное – не перестараться, иначе можно сделать пластилин однородным. После этого пусть дошкольники возьмут стеки и разрежут комочки пополам. На срезах получаются удивительные узоры. Дети могут ими полюбоваться, оценить узор товарища, показать всем свой. Причем узоры всегда получаются разными из-за различий темпераментов, а также потому, что у детей с не очень развитой моторикой пластилин смешивается плохо, полосы получаются широкие. Некоторые ребята делают узкие полосы, от них рябит в глазах. Но педагог долен помнить: не может быть правильного и неправильного варианта выполнения задания. Объясните детям, что так по-разному бывает в природе: где-то подземные процессы идут сильнее, а где-то – слабее. Предложите воспитанникам найти в музее камни, образовавшиеся таким способом.

Материал:один или два кусочка цветного пластилина и рисовые, пшеничные или другие виды крупяных зерен.

– Определите, что тверже: крупа или кусочки пластилина?

– В природе есть камни более твердые, а есть – более мягкие. Представим себе, что в подземных глубинах как раз и встретились такие разные виды камней и… «заварилась» вот такая «каша»: смешайте кусочки пластилина крупой. Что получилось?

Предложите детям найти в музее камни с отчетливо видными вкраплениями.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.