Теоретические подходы к изучению гендерных особенностей агрессии — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Теоретические подходы к изучению гендерных особенностей агрессии

2020-04-01 250
Теоретические подходы к изучению гендерных особенностей агрессии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

 

Введение

. Теоретические подходы к изучению гендерных особенностей агрессии

Теории о причинах агрессивного поведения

Факторы, определяющие агрессивное поведение

Влияние воспитания на агрессивное поведение

Виды агрессии

Гендер и агрессия

Выводы

. Эмпирическое изучение гендерных особенностей агрессии

Планирование эксперимента. Особенности выборки и методы исследования

Результаты эмпирического исследования гендерных особенностей агрессивного поведения

Выводы

Заключение

Литература

Приложения

 


Введение

Издревле человечество проявляло интерес к феномену агрессии. И в наше время агрессия является предметом активных научно-практичных исследований. Психологи отмечают, что в наше время мало кто оказывается в состоянии реально управлять собственной агрессивностью.

Ни одно общество не свободно от таких явлений, как убийство и разрушение. Наше непосредственное окружение полно красноречивых сцен: омерзительная пьяная драка на улице, убийство из ревности, ограбление. Насилие устрашает, повергает в смятение и возмущает. Нам всем хочется жить в мире с другими. Мы надеемся прийти к этой цели, выслушав конфликтующие стороны. На словах все без исключения искренне против насилия. Все они подчеркивают, что предпочитают решать любой конфликт мирным путем и прибегают к насилию только в крайних случаях. Однако дело обстоит в точном соответствии с поговоркой о благих намерениях, которыми вымощена дорога в ад - все наши попытки воплотить эти намерения в жизнь терпят неудачу. Расхождение между нашими словами и действиями проявляется со всей остротой. Вот реальности сегодняшнего дня.

Агрессия, насилие есть средство подавить и победить соперника. И все же: почему применяющий силу не оставляет противника в покое после того, как тот потерпел явное поражение? Что такое агрессия? Почему же насилие несет в себе черты необъяснимого магнетизма? Что же происходит с нами? Почему от зловещей тени не свободен даже мир детства? Какое воздействие оказывают на наше поведение факторы окружающей среды и стимуляторы? Как можно предотвратить или взять под контроль агрессивное поведение? Целью исследования является попытка ответить на предложенные вопросы.

В данной работе сосредоточено свое внимание на глубинно-психологических корнях феномена человеческой агрессии. Вместо бессмысленных сетований по поводу несовершенства человеческой натуры попытаемся разобраться в истоках агрессивного поведения.

Согласно одному из определений, предложенному Бассом, агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.

Второе определение, предложенное, несколькими известными исследователям, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. И, наконец, третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.

Несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: Агрессия это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Это определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Это важное утверждение породило большую путаницу. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, такими как злость; с мотивами, такими как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками, такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Злость вовсе не является необходимым условием нападения на других; агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно не обязательно чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно.

Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, весьма полезным оказывается ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенными Бассом. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая вербальная, активная пассивная и прямая непрямая.

Статистика свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят иубивают друг друга, причиняют боль и страдание своим ближним. Сведения о проявлении насилия в другие времена и в других местах говорят о том, что в жестокости и насилии, царящих в нашем мире, нет ничего из ряда вон выходящего. Вопрос, почему люди действуют агрессивно, занимал лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривался с различных позиций с точки зрения философии, поэзии и религии.

В связи с этим можно отметить актуальность изучения проблемы человеческой агрессии. Она предполагает наличие многих факторов, присущих исключительно людям и обуславливающих их поведение.

Актуальность исследования: за последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженный с собой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно связаны с понятием и агрессии и агрессивности, возникающие как из внутренних (личностных), так и из внешних (социальных) факторов, вызывают серьезное беспокойство. Тему агрессии называют сегодня «интригующей», а сам двадцатый век «веком беспокойства и насилия» Своевременностью исследования данной темы являетсятеоретический анализ гендерных аспектов уровня агрессивного поведения студентов, с целью поледующей коррекции поведения и уменьшения уровня агрессивности поведения среди студентов.

Цель работы: анализ гендерных аспектов агрессивного поведения студентов

Предмет исследования: гендерные аспекты агрессивного поведения студентов.

Задачи исследования:

1. теоретический анализ гендерных аспектов агрессии;

2. изучить особенности агрессивного поведения студентов в конфликтных ситуациях;

3. выявить гендерные различия агрессивного поведения студентов;

Гипотеза исследования: не существует значимых гендерных различий агрессивного поведения студентов.

Объект исследования: юноши и девушки, студенты в возрасте от 19 до 21 года. Исследование проводилось на базе Ленинградского Государственного областного университета им А.С. Пушкина. Всего обследовано 20 человек, студенты второго курса факультета психологии. Из низ 10 женщин и 10 мужчин.

Подавляющее большинство обследованных представители славянских национальностей, свободно владеющих русским языком, что позволяло в полном объеме использовать представленные вербальные методики.

Методы исследования: для изучения уровня агрессивности нами была использована комплексная психодиагностикая методика исследования личностных качеств тест К. Тамаса и опросник Басса-Дарки. По средствам опросника Баса Дарки мы выявим уровень агрессивности человека, а с помощью методики К. Томаса мы рассмотрим существуют ли гендерные различия в выражении агрессии в конфликтных ситуациях. А так же проведем корреляционный анализ полученных данных.

 


Виды агрессии

 

Согласно одному из определений, предложенному Бассом, агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.

Второе определение, предложенное, несколькими известными исследователям, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. И, наконец, третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.

Несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Это определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Это важное утверждение породило большую путаницу. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, - такими как злость; с мотивами, - такими как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками, - такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Злость вовсе не является необходимым условием нападения на других; агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно не обязательно чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно.

Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, весьма полезным оказывается ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенными Бассом. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая - вербальная, активная - пассивная и прямая - непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые.


Виды агрессии по Бассу

Тип агрессии Примеры
Физическая - активная - прямая Физическая - активная - непрямая Физическая - пассивная - прямая Физическая - пассивная - непрямая Вербальная - активная - прямая Вербальная - активная - непрямая Вербальная - пассивная - прямая Вербальная - пассивная - непрямая Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия. Закладка мини-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага. Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация). Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации). Словесное оскорбление или унижение другого человека. Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке. Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д. Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).

 

Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, - это то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное. Согласно этому довольно распространённому подходу, агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально «запрограммированы» на подобные действия.

Гендер и агрессия

 

Обычно агрессию определяют как физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда или боли. Существует два типа агрессии: враждебная и инструментальная. Цель враждебной агрессии-причинение вреда. В случае инструментальной агрессии причинение вреда не есть сама цель, но средство достижение этой цели. И житейские наблюдения, и данные исследований в области психологии показывают, что различия между мужчинами и женщинами, как потенциальными субъектами и объектами агрессивного поведения существуют. Принято считать, что мужчины больше агрессивны, чем женщины, и более склонны прибегать в своем поведении к агрессии, особенно физической.

Существует утверждение согласно, которому мужчины уже на генетическом уровне запрограммированы проявлять больше склонности к агрессивному поведению, нежели женщины. Также во многих культурах считается, что представители мужского пола не только являются, но и должны быть грубее, самоувереннее и агрессивнее, чем женщины.

Данные, полученные в целом ряде исследований, действительно позволяют сделать вывод, что мужчины больше склонны прибегать к физической агрессии.

Гендерные различия в агрессии заметны в ситуациях, когда к агрессии вынуждены обратиться, в отличии от ситуаций, когда к ней прибегают без всякого принуждения. Более того, склонность мужчин доминировать более высокие уровни агрессии на много очевидней после сильной провокации, чем при ее отсутствии.

Мужчины и женщины по разному представляют функции агрессии. Женщины рассматривают агрессию как средство выражения гнева и снятия стресса, т.е как экспрессию. Мужчины как инструментальную модель поведения, к которой прибегают для получения социальных и материальных вознаграждений.

Для выяснения установления гендерных различий в агрессии используют чаще всего две модели - биологическую и социокультурную. Согласно первой модели, считается, что гендерные различия в агрессивном поведении обусловлены генетическими факторами: для мужчин характерен более высокий уровень физической агрессии, потому что в прошлом подобное поведение давало возможность передавать свои гены следующему поколению. Результатом такого естественного отбора, связанного с воспроизводством, явилось то, что нынешние мужчины более склонны к физической агрессии и демонстрации механизмов, связанных с подобным поведением. Однако кое-какие данные могут быть интерпретированы как подтверждения предположения, что гендерные различия в агрессии порождаются, по крайней мере отчасти, генетическими факторами. Женщины, в отличии от мужчин считают склонность к доминированию у своего возможного супруга привлекательной чертой. Такие данные свидетельствуют, что напористость или агрессивное поведение может действительно помогать мужчинам передавать гены последующему поколению.

Согласно этой модели, гендерные различия в агрессии порождаются противоположностью гендерных ролей, т.е. представлениями о том, какие, в пределах данной культуре должно быть поведение представителей различных полов. У многих народов считается, что женщины, в отличии от мужчин, более общественные создания для них должно быть характерно беспокойство за других, эмоциональная экспрессивность. Для мужчин же, напротив, ожидается демонстрация силы-независимости, уверенности в себе. Гендерные роли, которые приписываются мужчинам и женщинам поощряют проявление мужчинами агрессии в некоторых факторах, в то время как агрессивность у женщин не приветствуется (агрессивность, например, несовместима с некоторыми ролями).


Выводы

агрессивный поведение гендерный студент

Насколько же велика разница между мужчинами и женщинами. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что гендерные различия не велики как принято считать. Мы никак не можем со стопроцентной уверенностью сказать, что гендерные различия можно обосновать биологическими. На нашу гендерную роль влияет огромное количество внешних факторов с самого рождения. Мы наблюдаем за поведением наших родителей и других взрослых, стараясь подражать людям своего гендера, играем в определенные игры. Средства массовой информации создают в нашем обществе стереотипы женственности и мужественности, которые мы не можем оставлять без внимания. Мы вырастаем, стараясь в большинстве своем соответствовать своей роли, быть настоящим мужчиной или настоящей женщиной, далеко не всегда соглашаясь с тем что, предписывает нам общество. Таким образом, можно сказать, что у каждого из нас в характере присутствует агрессивность. У кого-то она имеет оборонительные, доброкачественные формы, у кого-то, возможно, уже перешла и в деструктивную, злокачественную область. Но как бы это ни было человеку предоставляется возможность как существу разумному предотвращать появление агрессии и контролировать её.


Планирование эксперимента, особенности выборки и методы исследования

 

В соответствии с целью и задачами исследования была обследована группа студентов Ленинградского Государственного областного университета им А.С. Пушкина в возрасте от 19 до 21 года. Всего обследовано 20 человек, студенты второго курса факультета психологии. Из них 10 женщин и 10 мужчин.

Подавляющее большинство обследованных представители славянских национальностей, свободно владеющих русским языком, что позволяло в полном объеме использовать представленные вербальные методики.

В основу гипотезы исследования были положены теоретические положения о том, что не существует гендерных различий агрессивного поведения студентов.

Выбор методики для экспериментального исследования был обусловлен

следующим:

·  задачами исследования

·  надежностью, валидностью используемых методик

·  учетом личных особенностей испытуемых.

Для изучения уровня агрессивности нами была использована комплексная психодиагностикая методика исследования личностных качеств тест К. Тамаса и опросник Басса-Дарки. По средствам опросника Баса Дарки мы выявим уровень агрессивности человека, а с помощью методики К. Томаса мы рассмотрим, существуют ли гендерные различия в выражении агрессии в конфликтных ситуациях.

Опросник Басса-Дарки

Опросник разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Тест состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

. Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника авторами использовались следующие принципы:

. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить эффект социальной желательности ответов.

По мнению авторов, под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д.

Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый - мотивационная агрессия, как самоценность, второй - инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность)).

Данный опросник широко распространен в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются его высокие валидность и надежность.

Отмечается, что в ситуации экспертизы опросник не защищен от искажений, а достоверность результатов зависит от доверительности в отношениях испытуемого и психолога. Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте целостного психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками.

Тест К. Томаса

Позволяет выявить наиболее предпочитаемые формы социального поведения индивида в ситуации конфликта, а также определить тенденции его взаимоотношений в сложных условиях. В конфликтной ситуации, согласно Томасу, выделяют два основных стиля поведения.

Основные стили поведения

Кооперация, которая возможна только при внимательном отношении человека к интересам других людей, находящихся в конфликте.

Напористость, когда, прежде всего, защищаются свои интересы.

Соответственно перечисленным стилям поведения выделяются следующие способы реагирования в конфликте:

Соревнование (соперничество) - неэффективный, однако часто применяемый стиль поведения в конфликтах, это выражается в стремлении добиться своих интересов, не принимая во внимание интересы других.

Приспособление - пренебрежение собственными интересами ради других.

Компромисс - соглашение между конфликтующими сторонами, которое достигается путем взаимных уступок.

Избегание - уклонение, как от кооперации, так и пренебрежение собственными интересами.

Сотрудничество - альтернативное решение конфликта, которое полностью удовлетворяет интересы конфликтующих сторон.

Опросник включает 30 пар утверждений, и в каждой паре испытуемый отмечает те, которые ближе его стилю поведения. Оценки суммируются по каждому из факторов и сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.

Полученные результаты показывают возможности человека к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Согласно К. Томасу: в случае избегания конфликта, ни одна из сторон не достигнет успеха; в случаях соперничества, приспособления и компромисса, кто-то выигрывает, кто-то проигрывает, или обе стороны проигрывают, потому что идут на компромисс; только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Выводы

 

ü По результатам проведенного нами эмпирического исследования можно сделать вывод о том, что гипотеза, представленная в начале нашей работы, которая гласит, что не существует значимых гендерных различий агрессивного поведения студентов, полностью подтверждена

ü Не существует большого гендерного различия в особенности проявления агрессивного поведения студентов в конфликтных ситуациях;

ü Гендерные аспекты не оказывают большого влияния на уровень агрессивности средний балл мужчин составил 4,6 а у женщин 4,3. Зато они оказывают небольшое влияние на способы реагирования в конфликтных ситуациях.

Разнообразные аспекты ситуаций межличностного взаимодействия, так называемые посылы к агрессии, также могут подталкивать индивидуума к актуализации агрессивных реакций. Эти приглашения могут исходить из множества разнообразных источников. Если у потенциального агрессора некоторые индивидуальные характеристики потенциальной жертвы просто ассоциируются с агрессией, он будет склонен реагировать агрессивно. Оружие также служит «приглашением к агрессии», как, впрочем, и демонстрация сцен насилия в масс-медиа.

И, наконец, агрессия может как усиливаться, так и подавляться за счет тех аспектов ситуации, которые влияют на степень и характер личностного самоосознания. Когда человек сообразует свои поступки с потенциальной реакцией жертвы или представителей правопорядка, говорят о публичном самоосознании; когда человек сосредоточен преимущественно на собственных мыслях и переживаниях - говорят о приватном самоосознании. Любой из двух указанных типов личностного самоосознания способствует снижению вероятности проявления агрессивных реакций. Аналогичным образом снижение уровня личностного самоосознания, которое может быть описано в терминах процессов дезингибиции и деиндивидуализация, способствует возникновению агрессии.

 


Заключение

 

Одна и та же поведенческая реакция разными индивидами может восприниматься и как недопустимо агрессивная и как нормальная - все зависит от системы норм и ценностей конкретного индивида. Такого рода внутренние стандарты наиболее ярко проявляются, а значит, и оказывают наиболее сильное влияние на поведение в ситуации повышенного личностного самоосознания. Повышение степени личностного самоосознания подталкивает индивида к агрессии, если он считает подобное поведение допустимым, и наоборот, удерживает его от совершенная агрессивных действий, если он относится к такому поведению как к недопустимому.

Исследования показали, что если сравнивать мужчин и женщин, то первые демонстрируют более высокие уровни прямой, а последние - непрямой,то есть не выраженной в физических действиях агрессии. Кроме того, мужчины чаще, чем женщины, выступают в качестве объекта физического нападения,. Гендерные различия в агрессии иногда объясняются влиянием генетических или биологических факторов. Действительно, существуют определенные данные, свидетельствующие о том, что влияние этих факторов как детерминант агрессии весьма значительно, однако ясно, что уже самопо себе противопоставление гендерных ролей, является очень важным фактором. Кроме того, даже если гендерные различия, проявляющиеся в агрессии, действительно в какой-то степени порождаются именно биологическими факторами, это отнюдь не означает, что мужчины неизбежно должны будут демонстрировать более высокий уровень агрессивности, нежели женщины. Напротив, агрессия во всех своих формах может быть предотвращена или редуцирована с помощью соответствующих средств.

 


Литература

 

1.  Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. - 2000. - №6. - С.112-121.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., МГУ, 1999год

.   Андреев В.И. Конфликтология. Мосва., 2000год.

.   Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001. - 512с.

.   Берон Р., Ричардсон Д. «АГРЕССИЯ» ПИТЕР, Санкт-Петербург 1999г

.   Берн Ш "Гендерная психология"; М. 2001

.   Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. Москва, 1982год.

.   Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.

.   Зуйкова Е.М., Р.И. Ерусланова "Феминология"; М.2001

.   Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1998 год.

.   Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001. - 208с.

.   Кирилина Л.В. Категория «gender» в языкознании // Женщина в российском обществе. 1997. 2. С. 15-20.

.   Мухина В.С «Психология детства и отрочества»., Москва, институт практической психологии, 1998 год.

.   Сельченок К.В. Психология человеческой агрессивности /. - Мн., 1999. - 656с.

.   Струбицкий. В. В. Меры поощрения и наказания и методика их применения в нравственном воспитании учащихся, Москва 2001год

.   http/:libword.by.ru/Zarubeznaya/Dvadcaty_vek/Cveig_S/

 


Приложения

 

Опросник Басса-Дарки

1. 1.Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим да нет
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю да нет
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь да нет
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню да нет
5. Я не всегда получаю то, что мне положено да нет
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной да нет
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать да нет
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести да нет
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека да нет
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами да нет
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам да нет
12.Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его да нет
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами да нет
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал да нет
15. Я часто бываю несогласен с людьми да нет
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь да нет
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему да нет
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями да нет
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется да нет
20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор да нет
21. Меня немного огорчает моя судьба да нет
22. Я думаю, что многие люди не любят меня да нет
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной да нет
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины да нет
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку да нет
26. Я не способен на грубые шутки да нет
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются да нет
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались да нет
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится да нет
30. Довольно многие люди завидуют мне да нет
31. Я требую, чтобы люди уважали меня да нет
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей да нет
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу» да нет
34. Я никогда не бываю мрачен от злости да нет
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь да нет
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания да нет
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть да нет
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются да нет
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям да нет
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены да нет
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня да нет
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь да нет
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием да нет
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел да нет
45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" да нет
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю да нет
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею да нет
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь да нет
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева да нет
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться да нет
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать да нет
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня да нет
52. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ да нет
53. Неудачи огорчают меня да нет
54. Я дерусь не реже и не чаще чем другие да нет
55. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее да нет
56. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку да нет
57. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо да нет
58. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю да нет
59. Я ругаюсь только со злости да нет
60. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть да нет
61. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее да нет
62. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу да нет
63. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся да нет
64. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить да нет
65. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает да нет
66. Я часто думаю, что жил неправильно да нет
67. Я знаю людей, ко

Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.