Глава 3. Диагностический инструментарий по формированию полоролевого поведения у дошкольников — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Глава 3. Диагностический инструментарий по формированию полоролевого поведения у дошкольников

2020-04-01 146
Глава 3. Диагностический инструментарий по формированию полоролевого поведения у дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

воспитание полоролевой поведение дошкольник

В первую очередь следует уточнить лексическое значение понятия «диагностика». Произошедшее от слова «диагноз» (греч. распознание, определение), данное понятие долгое время было абонировано медициной и означало «распознавание болезни» и «определение болезни». Поставить диагноз значило выявить и определить болезнь на основании исследования.

В настоящее время утвердилось расширенное толкование значения слова «диагностика», оно включает и сам процесс исследования для определения диагноза. Сначала как тенденция, а затем как свершившийся факт, содержание понятия расширилось от «распознавания болезней» до «распознавания характеристик» предмета исследования.

Такой путь лексического смещения особенно заметен в психологии. «Диагностики» создавались представителями патопсихологии, использовались психотерапевтами, затем психологами в случаях необходимости выявить некоторые психические отклонения, а потом - психологами для уточнения, присутствует ли аномалия в поведении человека или это своеобразие нормальной личности.

В конце концов, понятие «диагностика» стало означать сам процесс исследования в целях выявить, распознать, определить характеристики человека, неподдающиеся обнаружению в прямом непосредственном общении с человеком.

Тогда «диагностика» - при таком широком ее толковании - естественно вошла в терминологический аппарат педагогики, сначала в научные исследования, а затем в систему практической организации воспитательного процесса педагогов-профессионалов. Стремительное время внесло свои поправки: вместо «методики диагностирования» появилось одно слово «диагностика» как понятие, совмещающее в себе лексический смысл этого словосочетания.

Таким образом, педагогические диагностики - это способы тонкого исследования социально-психологических характеристик ребенка, скрытых в глубинах его личностной структуры, но выявляемых путем особых методик, организуемых как в контексте естественно протекающей жизнедеятельности, так и в лабораторных условиях.

Диагностики не решают педагогических проблем воспитания личности, не могут заменить необходимости работать с детьми, не способны заменить собой систему воспитания и снять высокие требования к профессиональной культуре педагога. Диагностики - и в этом их предназначение! - лишь фиксируют наличие определенных характеристик личности, помогая педагогу расширить представление о ходе становления и развития личности ребенка.

Диагностики педагога, в большинстве случаев, носят скрытый характер, чтобы дети не чувствовали себя объектом исследования. Поэтому они всегда принимают формы занимательные, интересные, лаконичные.

Педагогические диагностики являются одним из элементов воспитательной работы с детьми. И следовательно, профессиональное владение ими выступает как непременный компонент профессионального мастерства педагога любого профиля[26].

В нашем исследовании использовались такие методы диагностики полоролевого поведения как:

1. Диагностическая методика "Рисунок человека".

Этот тест - один из наиболее используемых диагностических методов, можно применять с трёхлетнего возраста.

Данный метод впервые был предложен в 1926 году Ф. Гудинаф для исследования познавательных способностей. Впоследствии К. Маховер разработала критерии, позволяющие оценивать личностные особенности человека. Мы же используем данный метод для выявления степени выраженности полоролевой идентичности ребёнка, т.к. полоролевая идентификация (отождествление себя с представителями определенного пола) является ведущими механизмом полоролевой социализации.

Беседа с детьми.

Для беседы с каждым ребёнком нами был составлен «Вопросник» (Приложение 1). Беседа направлена на уточнение знаний детей о своей половой принадлежности, роли и занятости мужчины я женщины в семье, их социальном статусе, об основных чертах внешности и поведения. Также в ходе беседы изучались представления дошкольников о культуре общения мальчиков и девочек. В беседе совершенствуется речевая активность детей и осуществляется попытка привлечения внимания детей к половым и возрастным различиям людей. При анализе учитывалось понимание ребенком роли мужчины и женщины. Использовались вопросы из полустандартизированного интервью Кагана и серии вопросов предложенных И. П. Шелухиной.

Составление рассказов.

Цель: понимание мальчиками фемининных черт девочек, уточнение о понятии женственности. Понимание девочками маскулинных черт мальчиков, уточнение о мужественности мальчиков.

Для составления рассказов дети были разделены на две группы по половым различиям: девочкам предлагалось составить рассказ о мальчиках, с помощью которого выяснялось понимание девочками маскулинных черт мальчиков. Мальчики составляли рассказ о девочках для выяснения понимания мальчиками фемининных черт девочек.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.