Формирование интереса к конструированию у детей дошкольного возраста — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Формирование интереса к конструированию у детей дошкольного возраста

2020-04-01 809
Формирование интереса к конструированию у детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формирование интереса к конструированию у детей дошкольного возраста

 


Введение

 

Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности. Актуальность проблемы проведения занятий по конструированию в дошкольных учреждениях состоит в том, что на данном этапе развития общества, конструированию уделяется мало часов для освоения детьми, нежели другим дисциплинам (языку, математике, рисованию и др.)

Конструирование в процессе обучения - средство углубления и расширения полученных теоретических знаний и развития творческих способностей, изобретательных интересов и склонностей учащихся. [14].

Само слово конструирование (от лат. construo - строю, создаю) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов и процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчетов.

Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. [2]. Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника. В истории педагогики игры со строительным материалом описаны достаточно давно и представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид игры обстоятельно изучен в отечественной дошкольной педагогике (А.Н. Давидчук, Л.А. Венгер, Л.А. Парамонова, С.В. Петрушина и др.).

Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Игры со строительным материалом (как театрализованные, дидактические, подвижные игры) можно отнести к разряду рубежных, по средством которых у ребенка формируются умения, качества и свойства личности, подготавливающие его переход к новому виду деятельности. Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности, что убедительно доказано в исследованиях Н.Н. Поддьякова, Л.А. Парамоновой и др.

Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов в процессе технического творчества.

И цель нашего исследования состоит в изучении специфики обучения и своеобразия проявления конструктивных умений и навыков детей дошкольного возраста.

Объект исследования: игры детей со строительным материалом.

Предметом исследования, выступают конструктивные умения детей старшего дошкольного возраста.

Задачами исследования являются:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, дабы иметь представление об основах пространственного мышления дошкольников.

2. Определить содержание работы и роль воспитателя по развитию строительных игр детей дошкольного возраста, в соответствии с программными требованиями.

3. Проанализировать влияние конструктивного творчества на всестороннее развитие дошкольников (в частности на умственное, сенсорное, нравственное, трудовое, творческое и эстетическое воспитание).

4. Раскрыть методику развития компонентов строительных игр старших дошкольников с определенным видом материала.

5. Определить степень модернизации содержания строительных игр в дошкольном учреждении, на основе знаний и умений дошкольников.

6. Выяснить значимость использования современных конструкторов в процессе игр детей и приобретении ими новых знаний, умений и навыков.

7. Ознакомить детей старшего дошкольного возраста с основами архитектуры и сопоставить степень успешности проведения занятий по конструированию.

Для успешного решения поставленных задач в работе целесообразно использовать следующие методы:

· анализ психолого-педагогической литературы;

· цитирование педагогов занимающихся этой проблемой;

· целенаправленное наблюдение за техническими умениями и навыками детей;

· аннотирование программной литературы;

· проведение педагогического эксперимента по усовершенствованию знаний, умений и навыков дошкольников;

· математическая обработка и сортировка полученных при исследовании данных.

 


Содержание работы воспитателя по развитию строительных игр детей дошкольного возраста

дошкольник игра строительный конструктор

«Обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в очень сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития».

Л.С. Выготский

Работа воспитателя в дошкольном учреждении, непосредственно связана и регулируется в соответствии с требованиями государственных образовательных программ.

Рассмотрим требования нескольких программ воспитания и обучения в детском саду, в разные периоды. Для этого мы воспользуемся четырьмя весьма популярными изданиями:

4. «Дитина: програма виховання і навчання дітей дошкільного віку», утвержденная МОН Украины, 1993 год;

5. «Малятко: програма виховання дітей дошкільного віку», утвержденная МОН Украины, 1999 год;

6. «Ладушки: программа формирования основ гуманистически направленной активной личности в дошкольном возрасте», составитель Н.А. Дернович, 1992 год;

7. «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду», утвержденная Министерством просвещения СССР, 1984 год.

Работа воспитателя с детьми в дошкольном учреждении важна не только в конструктивной деятельности, но и во всех остальных. Однако, мы рассмотрим некоторые программные требования, что касаются именно конструктивной деятельности. Согласно предоставленным программам:

ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ВОСПИТАТЕЛЯ ЯВЛЯЮТСЯ:

Сотрудничество воспитателя с детьми в первой группе раннего возраста и содержание его работы заключается в основном в развитии у малыша интереса к новым игрушкам, предметам, желания взять их в руки, положить, постукать, покрутить. Это способствует более быстрому усвоению формы, величины, цвета, количества предметов.

Воспитателю необходимо создавать условия для развития целенаправленных действий, умения самостоятельно сосредотачиваться на определенной деятельности.

Игры-занятия со строительными игрушками, проводимые воспитателем, учат детей узнавать и различать кубики и кирпичики, ставить детали одну на другую, выкладывать их в ряд…, снимать со стержня кольца и надевать их обратно по величине.

Задача воспитателя в этот период, это вызвать интерес и эмоциональную отзывчивость у ребенка на конструктивную деятельность, чтобы в дальнейшем малыш охотно увлекался конструированием.

Во второй группе раннего возраста к задачам воспитателя добавляется: воспитание у деток интереса к отображению несложных игровых действий со строением и образными игрушками; привлечение малышей к складыванию строительного материала в коробку, что формирует в детях основы трудового воспитания.

Необходимо начинать привлекать детей к повторению действий за воспитателем в построении конструкции. Обязательно поощрять и оценивать действия ребенка в этом процессе.

На третьем году жизни, в первой младшей группе, задачей воспитателя становится воспитание у детей желание самостоятельно, и без помощи взрослого выполнять несложные действия с деталями конструктора, тем самым, воплощая свой нехитрый замысел. Вызывать интерес к своей постройке и желание с ней поиграть. На этом этапе для осуществления воспитательной работы вводится простой строительный материал (кубики, кирпичики, дощечки…).

В четыре года, во второй младшей группе, воспитатель проводит конструирование, на ряду с играми, и в форме занятий, где ребенок получает уже определенные «легкие» знания (Построить дом для куклы - Маши). Воспитатель вместе с детьми проговаривает этапы строительства, обсуждает форму деталей. Дети учатся экспериментировать с формой, работать в коллективе.

В средней группе, на основе полученных знаний, дети при помощи воспитателя приучаются к аккуратности и качественности построения конструкций. Педагог заинтересовует детей на экспериментирование и самостоятельное изготовление строительных материалов. По детальному рассказу и показу дети вместе с воспитателем учатся создавать конструкции из различных природных и бросовых материалов, проявлять творческие способности в конструировании.

На шестом году жизни, в старшей группе, обязанность воспитателя состоит в том, чтобы стимулировать у детей творческую инициативу, фантазию, находчивость, экспериментирование, желание усовершенствовать уже готовую конструкцию.

Педагог обязан приучить детей собирать конструктивный материал для своих поделок, соблюдая при этом правила поведения (не ломать веток, не топтать клумб…).

В подготовительной к школе группе, основной задачей воспитателя является, закрепление полученных знаний и умений детей и введение в работу нового строительного материала - технического конструктора. Воспитатель применяет для конструирования схемы, чертежи, фотографии, рисунки.

Закрепляет привычки коллективной работы и сотрудничества между детьми; умение рассказывать об этапах будущего строительства конструкции соответственно задуманному плану.

В среднем на конструирование, как определенный вид деятельности, выделяется один час в неделю. В некоторых программах, для облегчения работы воспитателей, в части «приложение», опубликовываются:

8. Перечень занятий на неделю: количество часов на предмет, соответственно возрастной группе;

9. Примерный план занятия;

10.Перечень: рекомендованной литературы, музыкальных произведений дидактических и подвижных игр, различных тематических репродукций, перечень диафильмов и т.д.

Исходя из требований четырех предоставленных программ воспитания в детском саду, что касается именно конструирования и игр со строительным материалом, мы можем рассортировать данные в таблицу по видам данной деятельности.

 

Таблица №1.

Группы возраста

Конструирование

Программы

 

 

Дитина

Малятко

Ладушки

Типовая программа

Первая группа раннего возраста (9-12 мес.)

Из строит. материала

 

 

 

 

 

Из деталей конструктора

 

 

 

 

 

Из бумаги

 

 

 

 

 

Из бросового материала

 

 

 

 

 

Из природного материала

 

 

 

 

 

Игры-занятия со строит. материалом

+

+

+

+

Вторая группа раннего возраста (12-18 мес.)

Из строит. материала

 

 

 

 

 

Из деталей конструктора

 

 

 

 

 

Из бумаги

 

 

 

 

 

Из бросового материала

 

 

 

 

 

Из природного материала

 

 

 

 

 

Игры-занятия со строит. материалом

+

+

+

+

Первая младшая группа (3 года)

Из строительного материала

+

+

 

+

 

Из деталей конструктора

 

 

 

 

 

Из бумаги

 

 

 

 

 

Из бросового материала

 

 

 

 

 

Из природного материала

 

 

 

 

 

Игры-занятия со строит. материалом

+

+

+

+
Вторая младшая группа (4 года)

Из строительного материала

+

+

+

+

 

Из деталей конструктора

 

 

 

 

 

Из бумаги

+

 

 

 

 

Из бросового материала

 

 

 

 

 

Из природного материала

 

 

 

 

 

Игры-занятия со строит. материалом

+

 

 

+

Средняя группа (5 лет)

Из строительного материала

+

+

+

+

 

Из деталей конструктора

 

 

 

 

 

Из бумаги

+

+

+

+

 

Из бросового материала

+

+

+

+

 

Из природного материала

+

+

+

+

 

Игры-занятия со строит. материалом

 

 

 

 

Старшая группа (6 лет)

Из строительного материала

+

+

+

+

 

Из деталей конструктора

 

 

 

 

 

Из бумаги

+

+

+

+

 

Из бросового материала

+

+

+

+

 

Из природного материала

+

+

+

+

 

Игры-занятия со строит. материалом

 

 

 

 

Подготовительная группа (7 лет)

Из строительного материала

+

+

+

+

 

Из деталей конструктора

+

+

 

+

 

Из бумаги

+

+

+

+

 

Из бросового материала

+

+

+

+

 

Из природного материала

+

+

+

+

 

Игры-занятия со строит. материалом

 

 

 

 

                   

 

Проанализировав данные составленной таблицы, мы видим в программах: Малятко, Дитина, Ладушки, и Типовой программе обучения в детском саду 1984 года, постепенное введение различных видов конструктивной деятельности, где имеются небольшие различия:

11.Программа «Дитина» более оптимальна для применения в дошкольных учреждениях, она обладает, на мой взгляд, более высокими запросами к детям второй младшей группы, так как, в этот период вводится работа с бумагой; в остальном она практически идентична программе «Малятко»;

12.Авторская программа «Ладушки» имеет достаточно существенное упущение в работе с подготовительной группой, где не упоминается о перспективе работы с техническими конструкторами. Однако, этот недостаток замещается богатой практикой в области поделок из бросового и природного материала;

13.Типовая программа под редакцией Р.А. Курбатовой и Н.Н. Поддьякова за 1984 год, выпущена в двух изданиях (для подготовительной группы отдельно).


Заключение

 

Пройдя основные этапы формирования конструктивной деятельности дошкольника мы увидели что:

. Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности;

. В следствии, педагогического исследования мы изучили специфику (пространственное мышление) и своеобразие (творчество) проявления конструктивных умений и навыков детей дошкольного возраста;

1. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы убедились в том, что процесс пространственного восприятия детей, необходимый для конструктивной деятельности, усложняется по мере взросления и скорейшему его формированию должны сопутствовать дидактические игрушки специально подобранные взрослыми;

2. Что касается содержания работы воспитателя по развитию строительных игр детей дошкольного возраста, то она обязана определяться государственными программными требованиями, однако проявление инициативы и творческого подхода к процессу конструирования делает занятия не только разнообразными, но и эмоционально насыщенными;

3. Мы убедились, что конструктивная деятельность связана не только с пространственным мышлением, но и благотворно влияет на всестороннее развитие дошкольников (в частности на умственное, сенсорное, нравственное, трудовое, творческое и эстетическое воспитание), способствуя их развитию;

4. Воспитатель для работы с детьми может использовать как общепринятые, так и новые, необычные методики развития компонентов строительных игр дошкольников, используя необычные способы конструирования из бросового и природного материала;

. В процессе проведения исследовательской работы, а именно наблюдения за техническими умениями и навыками детей и анализа продуктов детской деятельности, мы определили степень модернизации содержания строительных игр в дошкольном учреждении;

1. И выяснили, что в настоящее время, в большинстве государственных детских садах в связи с недостаточным финансированием, выбор конструктивного материала совсем не велик и дети учатся работать с не самыми новыми конструкторами, поэтому уровень конструктивных умений у детей неодинаков;

2. Большое значение имеет использование современных конструкторов в процессе игр детей и приобретении ими новых знаний, умений и навыков;

3. В ходе формирующего эксперимента выяснилось, что проведение дополнительных занятий по конструированию с «отстающими» детьми, даже с имеющимся конструктивным материалом, значительно «выравнивает» ситуацию;

4. А для формирования новых, качественных, архитектурных представлений у детей недостаточно простого присутствия на занятиях в группе за партой. Необходимо проводить разнообразные экскурсии, походы, беседы, просмотр демонстративного материала для формирования мировоззрения будущего школьника.

Формирование интереса к конструированию у детей дошкольного возраста

 


Введение

 

Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности. Актуальность проблемы проведения занятий по конструированию в дошкольных учреждениях состоит в том, что на данном этапе развития общества, конструированию уделяется мало часов для освоения детьми, нежели другим дисциплинам (языку, математике, рисованию и др.)

Конструирование в процессе обучения - средство углубления и расширения полученных теоретических знаний и развития творческих способностей, изобретательных интересов и склонностей учащихся. [14].

Само слово конструирование (от лат. construo - строю, создаю) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов и процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчетов.

Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. [2]. Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника. В истории педагогики игры со строительным материалом описаны достаточно давно и представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид игры обстоятельно изучен в отечественной дошкольной педагогике (А.Н. Давидчук, Л.А. Венгер, Л.А. Парамонова, С.В. Петрушина и др.).

Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Игры со строительным материалом (как театрализованные, дидактические, подвижные игры) можно отнести к разряду рубежных, по средством которых у ребенка формируются умения, качества и свойства личности, подготавливающие его переход к новому виду деятельности. Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности, что убедительно доказано в исследованиях Н.Н. Поддьякова, Л.А. Парамоновой и др.

Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов в процессе технического творчества.

И цель нашего исследования состоит в изучении специфики обучения и своеобразия проявления конструктивных умений и навыков детей дошкольного возраста.

Объект исследования: игры детей со строительным материалом.

Предметом исследования, выступают конструктивные умения детей старшего дошкольного возраста.

Задачами исследования являются:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, дабы иметь представление об основах пространственного мышления дошкольников.

2. Определить содержание работы и роль воспитателя по развитию строительных игр детей дошкольного возраста, в соответствии с программными требованиями.

3. Проанализировать влияние конструктивного творчества на всестороннее развитие дошкольников (в частности на умственное, сенсорное, нравственное, трудовое, творческое и эстетическое воспитание).

4. Раскрыть методику развития компонентов строительных игр старших дошкольников с определенным видом материала.

5. Определить степень модернизации содержания строительных игр в дошкольном учреждении, на основе знаний и умений дошкольников.

6. Выяснить значимость использования современных конструкторов в процессе игр детей и приобретении ими новых знаний, умений и навыков.

7. Ознакомить детей старшего дошкольного возраста с основами архитектуры и сопоставить степень успешности проведения занятий по конструированию.

Для успешного решения поставленных задач в работе целесообразно использовать следующие методы:

· анализ психолого-педагогической литературы;

· цитирование педагогов занимающихся этой проблемой;

· целенаправленное наблюдение за техническими умениями и навыками детей;

· аннотирование программной литературы;

· проведение педагогического эксперимента по усовершенствованию знаний, умений и навыков дошкольников;

· математическая обработка и сортировка полученных при исследовании данных.

 



Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.