Связь цели и содержания воспитания — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Связь цели и содержания воспитания

2020-04-01 125
Связь цели и содержания воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.

Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.

Направление воспитания определяется единством целей и содержания.

По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы - гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Оно предполагает:

· развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов;

· формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

· стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;

· а также развитие личностных качеств -- самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности.

Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Например, И. Кант считал, что созерцая художественное произведение, созданное рукою человеческого гения, мы приобщаемся к «прекрасному». Однако лишь бушующий океан или извержение вулкана мы постигаем как «возвышенное», которое человек сотворить не в силах.

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.

Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения.

Для воспитания физически здорового человека чрезвычайно важно соблюдение элементов повседневного режима: продолжительный сон, калорийное питание, продуманное сочетание различных видов деятельности.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В тоже время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира.

Экономическое воспитание - это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств - бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает последние.

Существует несколько подходов к отбору содержания образования. Однако в историческом развитии наибольшее распространение получили два: теория материального образования и теория формального образования. Сторонники первого направления разделяют точку зрения Я.А. Коменского, согласно которой главная цель обучения - передача учащимся как можно больше знаний из различных областей. Выпускник должен стать энциклопедически образованным.

Сторонники формального образования исходят из идеи о том, что задача образования не в овладении фактическими знаниями, а в развитии ума, т. е. анализа, синтеза, логического мышления (Д. Локк, И.Ф. Гербарт, И.Г. Песталоцци). Каковы же компоненты современного содержания целостного педагогического процесса? В последнее время к ним относят: информационный (знания), операционный (умения) и аксиологический (ценности) компоненты. Анализ элементов культуры с педагогической точки зрения, проведенный в последние годы, показал, что культура - это, прежде всего совокупность процессов материальной и духовной деятельности, выработанных человечеством, которая может быть усвоена личностью и стать ее достоянием. Но деятельность людей исключительно разнообразна и сложна, специфична для различных профессий, и невозможно сделать достоянием учащихся все ее виды. Поэтому перед дидактикой возникла сложная задача - в многообразии деятельности найти общие для всех видов элементы, независимые от характера будущего конкретного дела человека, усвоение которых обеспечит сохранение и дальнейшее развитие культуры.

При анализе культуры на любом этапе ее развития можно выделить четыре общих элемента:

а) уже добытые обществом знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование картины мира и вооружает методологическим подходом к познавательной и практической деятельности, иными словами, знания служат инструментом всякой деятельности;

б) опыт осуществления известных способов деятельности, который воплощается в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт и позволяет новым поколениям реализовать воспроизведение культуры и сохранить ее;

в) опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых, возникающих перед обществом проблем, усвоение которого обеспечивает дальнейшее развитие культуры, что без творческой деятельности невозможно;

г) нормы отношения к миру, друг к другу, т. е. система волевой, моральной, эстетической, эмоциональной воспитанности, которая обусловливает нравственные стимулы, эстетическую потребность, эмоциональную окрашенность, мотивы деятельности и т. д. - все проявления отношения к деятельности, ее продуктам, и людям.

Каждый элемент выполняет свою специфическую, незаменимую другими функцию. (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

На основании этого главными элементами содержания образования являются:

1 знания о природе, обществе, человеке;

2 опыт деятельности известными способами;

3 опыт творческой деятельности;

4 опыт эмоционально-ценностных отношении.

Виды знаний, которые должны быть предусмотрены в программах, учебниках и в самом учебном процессе:

1 основные понятия и термины, без которых нельзя понять ни один текст, ни одного элемента знаний. Это относится и к понятиям естественного языка, отражающего повседневную действительность, и к научным понятиям;

2 факты повседневной действительности и науки, без знания которых нельзя осознать законы науки, без них невозможны убеждения, без них нельзя доказывать и отстаивать свои идеи;

3 основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между объектами и явлениями действительности;

4 теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;

5 научные и социальные идеи, которые, став достоянием личности, обусловливают ее отношение к миру, идеалы и направленность деятельности;

6 знания о способах деятельности, методах познания и истории получения знания, науки;

7 оценочные знания, знания о нормах отношения к различным явлениям жизни.

Все виды знаний отличаются друг от друга тем, что они играют различную роль при выполнении своих функций в обучении и воспитании, требуют различной организации знаний и приемов обучения.

Содержание опыта творческой деятельности. Важной чертой творческой деятельности является самостоятельный перенос знаний и умении в новую ситуацию, состоящую в том, что, решая какую-либо новую для него проблему, ученик способен использовать ранее усвоенные знания и умения. Можно говорить и о такой черте творческой деятельности, как видение новой функции объекта, когда человек, привыкая к окружающим предметам и их назначению, умеет усматривать в них способность служить иной, неожиданной цели. Другая черта творческой деятельности - самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый. Эта черта хорошо известна каждому, кто решал математические задачи, но она необходима в любой области деятельности. К содержанию творческой деятельности можно отнести видение структуры объекта: человек, столкнувшись с ситуацией, проблемой, новым текстом, улавливает все элементы этого объекта, существенное и несущественное их соотношение. Альтернативное мышление, т.е. видение возможных решений данной проблемы, различных способов решения, наличия противоречивых доказательств, иными словами, разностороннее видение объекта (проблемы), построение принципиально нового способа решения (в отличие от других известных или не являющегося комбинацией известных способов решения) - также являются чертами творческой деятельности, все они проявляются не одновременно при решении каждой проблемы, а в различном сочетании с разной силой.

Нормы отношений к миру, т. е. воспитанность, - специфический компонент содержания, так как он состоит не в знаниях, не в умениях, хотя и предполагает их, а в оценочно-эмоциональном отношении к миру, к деятельности, сфера чувств человека не совпадает ни с содержанием его знаний об этой действительности, ни с его навыками и умениями, это особая сфера. «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования...» - писал К.Д. Ушинский. Эмоции всегда содержательны и являются особой формой отражения действительности в отличие, например, от мышления. И.Г. Песталоцци писал, что «прежде чем говорить о какой-либо добродетели, я вызываю в детях живые чувства ее». Именно эмоции более всего способны переходить в область бессознательного, не контролируемого разумом.

Вариантами сочетания этих основных подходов к определению содержания образования выступают и другие, имеющие место в современной теории и практике.

О.С. Газман на аксиологической и гуманистической основе ввел в структуру содержания целостного педагогического подхода такие блоки: социальная, психологическая и педагогическая защита ребенка, здоровье, нравственность, способности, досуг, которые и должны охватить те же сферы культуры: знания, умения, навыки, опыт деятельности, отношений и общения.

О. А. Абдуллина и другие авторы Предлагали компоненты содержания образования определять по необходимым для полноценного развития личности видам деятельности: интеллектуально-познавательная, ценностно-ориентировочная, деятельность нравственно-мировоззренческого содержания, трудовая, художественная, культурно-спортивная, деятельность по свободному общению.

По системе жизненных ценностей предлагают выстроить содержание образования и воспитания Н.Е. Щуркова и В.В. Краевский. Система ценностей, сформулированная Н.Е. Щурковой: ценностное отношение к природе как общему дому человечества, к нормам культуры, представление о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле, к общественному устройству человеческой жизни, формирование образа жизни, достойной человека, социальной жизненной позиции и развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути. Система ценностей в воспитательной системе В.В. Краевского такова: Земля - место обитания человека, отечество, Семья - естественная среда развития ребенка, Труд - основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующая сущность человека, Знания, имеющие характер субъективной ценности, культура - великое богатство человечества, Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами, как главное условие существования Земли и человечества, Человек как абсолютная ценность, «мера всех вещей».


Заключение

 

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Общественные нормы, требования, идеалы, ценности культуры воспринимаются и присваиваются личностью индивидуально и избирательно. Ценностные ориентации личности поэтому не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Общественные ценности становятся стимулами, побудителями к действию в том случае, если они осознаются и принимаются человеком, становясь его личностными ценностями, убеждениями, идеалами, целями.

Становление личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость. От его успешного решения во многом зависят перспективы гуманизации образования, смысл которой в том и состоит, чтобы обеспечить сознательный выбор личностью духовных ценностей и сформировать на их основе устойчивую, непротиворечивую, индивидуальную систему гуманистических ценностных ориентации, которые характеризуют ее мотивационно-ценностное отношение.

Воспитание, ограниченное предъявлением формальных требований, не учитывает, что их выполнение легко может оказаться внешним. С.Л.Рубинштейн отмечал, что целью воспитания должно быть не внешнее приспособление к ним, а формирование внутренних устремлений, отвечающих моральным требованиям, из которых в порядке внутренней закономерности вытекало бы нравственное поведение. Гуманистическое воспитание имеет в качестве внутреннего условия собственную нравственную работу воспитуемого. С достижением необходимого уровня развития мотивационно-ценностного отношения образуются механизмы саморегуляции и самоактуализации, которые создают новые возможности формирования гуманистической направленности личности.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.


Список использованной литературы

 

1. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. - М., 1970. - 362 с.

2. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избр. пед. труды / Сост. М.Ю. Бабанский. - М., 1989.

3. Бордовская Н. В., Peau А. А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 304 с.

4. Гельвеции К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. - М., 1938. - С. 10.

5. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века, 1998, с. 67.

6. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: «Школа-Пресс», 1995. - 360 с.

7. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Вып. 9. - Л., 1971. - 160 с.

8. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - СПб, 1992.

.   Ильина ТА. Педагогика. - М., 1984. - С. 374-378

10. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. / Под ред. А.М.Арсеньева. - М., 1989.

11. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М., 1993. - 216 с.

12. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 380 с.

.   Колесников Л.Ф., Турченко В.К, Борисова Д.Г. Эффективность образования. - М., 1991.

.   Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. - М., 1986. - 184 с.

.   Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. - Ростов н/Д, 1994. - 249 с.

.   Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М.: Педагогика. 1986. - 345 с.

.   Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций.- М.: Юрайт-Издат, 2003. - 607с.

.   Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. М., 1970. - Т. 5.

19. Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. - М., 1993.

20. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. -Пенза, 1994. - 348 с.

21. О человеческом в человеке / Под ред. И.Т.Фролова. - М., 1991. - 170 с.

.   Опыт разработки концепций воспитания / Под ред. Е.В. Бондаревской. Ч. 1,2.- Ростов н/Д, 1993. - 249 с.

23. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогика-Пресс, 1998. - С. - 145, 153.

24. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М, 1983.

25. Педагогика школы / Под ред. Г.И. Щукиной. - М., 1977.

.   Подласый И.П. Педагогика начальной школы. - М.: ВЛАДОС, 2000.

.   Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - Академия, 2002. - С. 214-245.

28. Философия образования для XX века. - М., 1992.

29. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов. - М. Гардарики, 2000. - 517с.

.   Шварцман К.А. Философия и воспитание. - М., 1989.

31. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. - Ростов н/Д, 1995.

32. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. - М., 1993.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.