Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2020-04-01 | 116 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Социально-педагогические подходы к формированию эстетических норм у подростков старшего школьного возраставсё глубже и основательнее затрагивает образовательные учреждения всех видов. Это связано в первую очередь с тем, что приоритет воспитания провозглашён в сфере государственной политики, и аспект всестороннего развития я личности выделен в особую сферу социально-педагогической работы с подростками.
В связи с этим важно, чтобы эстетическое воспитание в образовательных учреждений приобрело ведущее значение, что дало бы возможность опереться на прекрасное, разумное и нравственное в душе подростка, помочь каждому подростку определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство солидарности с другими людьми и разделить ответственность за сохранение моральных основ общества.
В наши дни эстетическое воспитание в массовой практике базируется в основном на традиционных формах просвещения, укоренившихся в образовательных учреждениях ещё в семидесятые годы. Основной метод этих форм – беседа с оживляющими её построение различными методическими приёмами: рассматривание картин, включение художественных текстов, пословиц, жизненных ситуаций, декламации.
Используется также и эстетическое воспитание через общение с природой. Например: экскурсия в парк, в лес (с использованием рисунка, увиденного во время экскурсии, написания сочинения), экологические игры и развлечения.
Происходит и формирование эстетических чувств через искусство. Например: поход в музей, в театр. Обсуждение литературных героев, встреча с писателями, актерами, музыкальные вечера, детские утренники, конкурсы, викторины.
|
Эстетическое восприятие мира формируется и через физическую культуру. Например: спортивные праздники, конкурсы, которые связанные с физкультурой, эстетическая беседа.
Эстетическое воспитание происходит и в труде. Например: работа в помещении, оформление рабочего места, инвентарь класса.
В то же время в творческих педагогических коллективах, в индивидуальном опыте нестандартно думающих педагогов всё ярче проступает в воспитательной работе мотив формирования эстетики общения, как фундаментальной категории, определяющей положение подростка в коллективе, его возможности к межличностной коммуникации и социализации в обществе.
Современная социально-педагогическая теория исходит из того, что каждый человек - это целый мир и каждый субъект общения с ним может обнаружить в нем собственного мира, и, возможно, испытывает желание изменить свой Мир, дополнить его тем, что понравилось в мире другого. Это для очень важно с точки зрения эстетики. Самое поразительное, что влияние мира другого человека на мир людей, общающихся с ним, происходит на подсознательном уровне, т.е. независимо от желания людей. Если в процессе общения с другим человеком всем понравятся его доброта, благородство и другие положительные качества, значит, и в вашем мире, появятся эти качества [23, с. 89].
Такое благотворное взаимодействие людей возможно лишь при доверительном общении, в процессе которого человек раскрывает свою душу, все богатство своего внутреннего мира. Но существует и формальное общение, про котором человек вынужден соблюдать определенные правила, не переходя грань дозволенного и недозволенного, в которых нередко невозможно разобраться. Формальное общение, увы, может наблюдаться и в семье, если ее раздирают постоянные противоречия, распри, неурядицы, если между членами семьи отсутствуют взаимоуважение и взаимопонимание. Юному поколению свойственны естественные и закономерные потребности и желания, которые иногда не понятны их родителям или которые нередко не возможно удовлетворить в силу объективных причин таких ситуациях могут "замкнуться в себе", и добиться доверительного общения, сколь бы ни стремились к этому та или иная сторона, будет очень трудно. Может быть, так начинается процесс формирования нелюдимых, скрытых, всецело погруженных в себя личностей? У подобных детей почти невозможно раскрыть природные задатки и сформировать на их основе творческие способности, поскольку творческое отношение к жизни подразумевает открытость миру и людям.
|
Существует много способов установления доверительного общения. Прежде всего, это эмоциональная отзывчивость на красоту души другого человека, на его благородные стремления и желания, добродетельные дела и поступки. Если в делах и поступках человека проявляются его доброта, благожелательность, к нему непременно возникнет интерес, а потом симпатия, которая рождает теплоту отношений, подталкивает к открытости и потом желанию поделиться с человеком радостями и горестями, достижениями и ошибками.
При этом совпадение или близость характеров не является обязательным условием. Иногда доверительное общение возникает и между людьми противоположных характеров, которые как бы дополняют друг друга. Главное в этом общении – интерес друг к другу, теплота отношений и душевная открытость, а значит и постоянное взаимообогащение чувствами, роскошь человеческого общения - не делового, формального, а общения, основанного на внутреннем влечении, не так уж часто выпадает на долю каждого человека.
Чем прочнее узы симпатии, дружбы и любви, тем интенсивнее взаимообмен лучшими качествами, присущими общающимся. Впрочем, иногда происходит взаимообмен и отрицательными качествами - особенно это свойственно ребятам в подростковом возрасте, которые, демонстрируя грубость, которая зачастую маскирует их робость, стремятся самоутвердиться, «быть таким, как все», не осознавая, что лучший способ самоутверждения – это стремление к самосовершенствованию. Из столкновения грубости с грубостью никогда не высечь искру доброты. Взаимное пресечение грубости всегда лучше, чем взаимное ее разжигание. Демонстрируя грубость человек не преодолевает робость и не вызывает интерес к себе. Спешите, ребята, делать добро - ведь, к сожалению, жизнь человеческая не бесконечна, и ваши близкие могут не успеть почувствовать вашу заботу и любовь, тем более, если вы тщательно скрываете эти чувства, считая их ненужной сентиментальностью [51, с. 125].
|
В процессе доверительного и заинтересованного общения обогащается язык, оттачивается владение символами, метафорами, сравнениями и т.д., наиболее часто употребляющимися при обмене мнениями о произведениях искусства и литературы, что имеет существенное значение для формирования эстетического отношения к жизни.
Таким образом, наличие в образовательных учреждениях эстетической системы воспитания, направленной на формирование навыков общения у подростков во многом определяет успешность иных средств и форм социально-педагогического воздействия.
Именно поэтому возникает необходимость включения в социально-педагогическую систему эстетического воспитания социально-педагогических программ формирования норм эстетического поведения и общения у подростков, основанных на системе социально-педагогических тренингов. В данном случае под системой тренингов мы понимаем неформальное социально-педагогическое мероприятие, направленное на получение подростками эстетических знаний, приобретение навыков позитивного общения, а также воспитание классного коллектива, способного решать учебные, творческие и иные задачи.
Жизненность такой системы - в её готовности взаимодействовать со всеми составными компонентами образовательного учреждения: разнообразными занятиями в сфере дополнительного образования или уроками в школе, промежуточным пространством между занятиями, досуговой или внеурочной деятельностью детей.
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!