Роль и место Сбербанка в банковской системе — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Роль и место Сбербанка в банковской системе

2020-04-01 192
Роль и место Сбербанка в банковской системе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

    Сберегательный Банк Российской Федерации — старейший банк страны и единственный банк, сохранивший свою структуру после распада СССР. Новые экономические реалии, рыночные реформы начала 90-х годов требовали серьезных изменений в работе банка, быстрого реагирования на изменяющуюся ситуацию. Главными задачами первых лет деятельности в новых условиях стали задачи сохранения целостности системы банка, удержания позиций на рынке розничных банковских услуг и вкладов населения, создания материально-технической базы, обеспечивающей необходимые условия для обслуживания клиентов. Решение этих задач стало возможным благодаря жесткой централизации структуры управления банком.

 Сбербанк России в полной мере выполнил принятую в 1996 году концепцию развития и стал универсальным коммерческим банком. За прошедшие шесть лет банк достиг самых высоких результатов среди российских финансовых институтов /13/.

 Принятие акционерным собранием концепции развития Сбербанка России до 2005 г. стало одним из главных событий в 2000 г. Поставленные новой концепцией задачи потребовали серьезной перестройки системы управления банком, расширения полномочий низовых звеньев при одновременном усилении централизации управления вопросами стратегического развития, структурной политики управления рисками. Крупномасштабная реорганизация всей системы управления была проведена в кратчайшие сроки без ущерба для интересов клиентов.

    Начиная с 01 января 2000 г. действуют 17 вновь образованных территориальных банков, наделенных качественно новыми полномочиями, обладающих значительной ресурсной базой и способных решать значимые задачи развития экономических регионов.

    Основные итоги 2001 года подтверждают правильность принятой концепции и проведенной перестройки управления. Чистая прибыль в истекшем году возросла в полтора раза. Весомым свидетельством является и увеличение доли корпоративных клиентов в структуре баланса до 25% /13,30/.

    Стратегической линией Сбербанка России является кредитование реального сектора экономики. Банк является одним из главных локомотивов российского экономического роста. Кредитный портфель банка составил на 01 октября 2002 года более 542 млрд. руб., в том числе объем инвестиционных кредитов, выданных Сбербанком России, превысил 100 млрд. руб., что сопоставимо с размером иностранных инвестиций в Россию за последние 6 лет. В 2002 г. Сбербанк России впервые получил от кредитных операций больше доходов, чем от других видов деятельности, в том числе и от операций с ценными бумагами.

    Собственный капитал Сбербанка России составил на 01 октября 2002 года 106,7 миллиарда рублей, а чистые активы достигли 1 триллиона. Сбербанк занимает первую строчку в рейтинге банков Центральной и Восточной Европы. Прибыль кредитного колосса составила 31,8 миллиарда, что вдвое выше аналогичного прошлогоднего показателя /19/.

Банк является абсолютным лидером среди российских банков по размерам валюты баланса, объемам привлечения средств населения и юридических лиц, объемам инвестиций в экономику России, объемам операций на фондовых и денежных рынках.

Банк обслуживает свыше 235 млн. счетов физических лиц и около 1,5 млн. счетов юридических лиц.

Рыночная доля банка возросла по всем основным направлениям деятельности:

- по привлечению вкладов населения — до 77%;

- по банковскому обслуживанию корпоративных клиентов — до 17%;

- по кредитованию юридических лиц — до 35%;

- по кредитованию физических лиц — до 45%.

Контрольный пакет акций в структуре акционерного капитала Сбербанка России принадлежит Банку России, общее количество акционеров превышает 235 тысячи физических и юридических лиц.

Структура акционеров Сбербанка России по состоянию на 01 января 2002 г. представлена на рисунке 1.

 

Рис.1 Структура акционеров Сбербанка России по состоянию на 01 января 2002 года

Сбербанк России предлагает своим клиентам следующие услуги:

- размещение денежных средств во вклады ;

- операции с ценными бумагами;

- кредитование ;

- покупка и продажа иностранной валюты;

- предоставление в аренду индивидуальных сейфов для хранения документов и ценностей;

- выдача и обслуживание международных банковских карт ;

- прием коммунальных платежей;

- осуществление денежных переводов;

- выдача заработной платы и пенсий;

- операции с драгоценными металлами /26/.

 

1.2 Основные стратегические цели и задачи

 

Стратегическая цель банка — выйти на качественно новый уровень обслуживания клиентов, сохранить позиции современного первоклассного конкурентоспособного крупнейшего банка Восточной Европы. Это предполагает создание системы, устойчивой к возможным экономическим потрясениям в России и за рубежом, путем оптимального распределения пропорций между тремя основными направлениями деятельности — работой с физическими лицами, юридическими лицами и государством.

    Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- внедрить новую идеологию работы с клиентом, основанную на сочетании стандартных технологий с индивидуальным подходом к каждому клиенту;

- обеспечить внедрение эффективных методов работы платежной системы путем использования передовых современных технологий;

-   сохранить лидирующую роль на розничном рынке страны. Увеличить долю на рынке кредитования населения до 30%, при этом объемы кредитования физических лиц должны вырасти не менее чем в 2 раза;

- усилить работу с корпоративными клиентами;

- привлечь в банк и закрепить на долгосрочную перспективу максимальное количество первоклассных клиентов;

- увеличить удельный вес средств корпоративных клиентов в привлеченных средствах до 25%, долю кредитов и долговых обязательств корпоративных клиентов в активах нетто до 45%;

- обеспечить максимальную помощь государству в реализации государственных инвестиционных программ и программ поддержки отечественного экспорта;

- опираясь на широкую клиентскую базу, обеспечить сбалансированное состояние структуры активов и пассивов, внедрить современные методы управления ими;

- диверсифицировать ресурсную базу банка, в том числе используя внешнее фондирование;

- повысить удельный вес непроцентных доходов в структуре общих доходов банка за счет развития услуг, предоставляемых клиентам. Обеспечить долю комиссионных доходов в чистом операционном доходе не менее 15%;

- достигнуть роста капитала, позволяющего расширить инвестиции банка в экономику России;

- обеспечить отношение прибыли к капиталу не менее 20%;

- внедрить в банке полнофункциональную систему управления рисками;

- создать гибкую, адекватную быстроменяющейся обстановке систему управления банком, основанную на экономических рычагах управления и оптимальной системе распределения полномочий;

- повысить управляемость банком путем расширения самостоятельности территориальных банков и совершенствования технологии принятия решений;

- оптимизировать филиальную сеть банка с учетом как экономических, так и социальных факторов /13/.

 

1.3 Организационная структура банка

 

    Сбербанк России является юридическим лицом и со своими филиалами (территориальные банки и отделения) и их внутренними структурными подразделениями составляет единую систему Сбербанка России.

    Сегодня действуют более 20 тысяч отделений, филиалов, внутренних структурных подразделений Сберегательного банка от Балтики до Тихого океана.

Филиалы Сбербанка России не наделены правами юридических лиц и действуют на основании Положений, утверждаемых Правлением Сбербанка России, имеют баланс, который входит в баланс Сбербанка России, имеют символику Сбербанка России /18/.

Структура Сбербанка России представлена на рисунке 2.

В 2000 году была осуществлена масштабная реорганизация: вместо 71 территориального банка создано 17. Это укрупнение позволило более оперативно учитывать запросы экономики регионов, оптимизировать руководство финансовыми потоками, снизить непроизводственные издержки и повысить инвестиционный потенциал. Существенно сократились административные расходы.

Поставленные стратегические цели и задачи требуют внесения изменений в организационную структуру и систему управления. Сбербанк стремиться к достижению оптимального баланса распределения функций и полномочий между структурными звеньями системы управления, что обеспечивает возможность выполнения поставленных задач с минимальными затратами и приемлемым уровнем риска.

 

 

  Сбербанк России

 

Управление Сбербанка России

 
Региональные банки

 


Территориальные банки

 

Отделения Сбербанка России

 

 

Валютный отдел
Отдел ценных бумаг
Экономический отдел
Юридический отдел
Бухгалтерия
Отдел кадров
Отдел пластиковых карточек
Отдел службы безопасности
Коммунальный отдел
Отдел вкладов
Отдел валютного контроля
Отдел расчетов и переводов

 

Филиалы Сбербанка России

 

Рис. 2 Структура Сбербанка России

                  

 Сохраняя единство централизованного управления вопросами стратегического развития, структурной политики, управления рисками, Сбербанк расширяет полномочия филиалов и подразделений, непосредственно работающих с клиентами. Организационная структура и филиальная сеть оптимизируются с учетом региональных особенностей и потребностей клиентов.

Разветвленная филиальная сеть банка определяет необходимость сохранения четырехзвенной структуры:

- центральный аппарат;

- территориальные банки;

- отделения;

- филиалы и агентства.

В настоящее время продолжается работа по оптимизации филиальной сети банка, получает дальнейшее развитие практика укрупнения территориальных банков, основанная на переходе от существующего административно-территориального деления к делению по сложившимся крупным экономико-географическим зонам. Укрупнение территориальных банков позволяет усилить их инвестиционный потенциал, добиться соответствия между уровнем развития территориального банка и экономическим потенциалом региона, дает новые возможности для совершенствования работы расчетной системы банка, внедрения современных технологий и средств автоматизации, повышения эффективности управления отделениями и филиалами, активами и пассивами, персоналом банка.

Результатом укрупнения территориальных банков становится расширение участия в значимых региональных инвестиционных проектах и программах экономического развития и, как следствие, создание новых рабочих мест в реальном секторе экономики. Обеспечиваются условия для более эффективного обслуживания крупных региональных клиентов. Неотъемлемыми функциями территориальных банков становится проведение исследований и оценок региональных рынков, формирование процентной и тарифной политики с учетом экономических и социальных условий развития региона, определение стратегических направлений развития операций банка в регионе.

Сбербанком пересматриваются дифференцированные стандарты административных затрат и количества филиалов на одно отделение, количества обслуживаемых в отделении клиентов. Продолжается политика сокращения административно-управленческого персонала отделений путем их объединения и укрупнения без сокращения точек обслуживания клиентов.

Сбербанк продолжает также работу по оптимизации расходов на содержание филиальной сети (внедрение стандартов обслуживания, замена нерентабельных филиалов и агентств на передвижные операционные кассы, изменение режима работы филиала и т.д.). Оптимизация сети филиалов и агенств проводиться с учетом как экономических, так и социальных факторов, включая оценку показателей плотности и численности населения в регионе, количества клиентов, обслуживающегося в одном филиале банка, потребности клиентов в получении отдельных банковских продуктов и услуг.

Целевая ориентация на потребности клиента требует расширения возможного спектра организационных форм на уровне “отделение – филиал”. Наряду с отделениями и филиалами, которые выполняют функции предложения стандартного набора услуг клиентам, выделяются специализированные филиалы, ориентированные как на комплексное и индивидуальное обслуживание клиентов, так и на развитие отдельных направлений бизнеса /21/.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.