Инструментарий денежно- кредитной политики — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Инструментарий денежно- кредитной политики

2020-04-01 133
Инструментарий денежно- кредитной политики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................... 3

1. РЕЗЕРВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ......... 6

1.1Сущность, значение, исторический экскурс возникновения резервных требований.................... 6

1.2 Инструментарий денежно- кредитной политики........................................................................ 9

1.3 Методы определения величины резервных требований............................................................ 13

1.4 Выполнение обязательных резервов зарубежными коммерческими банками........................... 15

2.ПОРЯДОК РАСЧЕТА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ...................................................... 20

2.1Основные положения по резервированию................................................................................ 20

2.2 Расчет суммы обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России............... 24

2.3 Порядок учёта операций по формированию обязательных резервов....................................... 34

3.Контроль Банка России за выполнением кредитными организациями обязательных требований. 44

3.1 Проведение проверки правильности составления расчетов обязательных резервных требований. 44

3.2 Порядок начисления и взыскания штрафов за допущенные нарушения резервирования......... 48

3.3. Право внутримесячного снижения нормативов обязательных резервов.................................. 53

4. Функции Территориальных Учреждений Банка России по регулированию фонда обязательных резервов в регионе........................................................................................................................ 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................... 65

Литература......................................................................................................... 66

Приложение………………………………………………………………………

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Резервные требования в отношении обязательств коммерческих банков являются одним из основных инструментов денежно-кредитного регулирования центральных банков.

    Они предоставляют собой часть кредитных ресурсов банков и иных кредитных учреждений, содержащуюся по требованию Центрального банка на открытом в нем беспроцентном (как правило) счете.

    Резервная политика как часть современной монетарной политики центральных банков основана на изменении их требований к обязательным (минимальным) резервам коммерческих банков и других кредитных институтов.

    Минимальные резервные требования наряду с учетной политикой Центрального банка и операциями на открытом рынке являются основным инструментом денежно- кредитной политики государства, важнейшей политики, реализуемой в значительной мере посредством регулирования деятельности кредитных институтов. Обязательные резервы призваны регулировать ликвидность банковской системы, и устанавливаются для контроля денежных агрегатов и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

    В современной практике минимальные резервные требования используются преимущественно в инструментарии денежно- кредитного регулирования для решения долгосрочных проблем стабилизации денежного обращения и антиинфляционной борьбы. Резервные требования применяются для ограничения роста денежной массы и регулирования спроса на банковские резервы. Для высокоразвитой банковской системы характерно первостепенное применение резервных требований не как гаранта и фонда ликвидности кредитной системы, а как инструмента регулирования деятельности банков.

    Актуальность данной темы обусловлена еще и тем, что в России минимальные резервные требования применяются как источник погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами при отзыве лицензии на совершение банковских операций, хотя это и характеризует российскую банковскую систему как далеко не высокоразвитую, но в условиях экономической и банковской кризисной ситуации в нашей стране это крайне важно.

    Последствия экономического кризиса в России на какое-то время отодвигают, но какое-то время отодвигают, но отнюдь не снимают вопросы достижения банковским сектором качественно нового уровня, в частности уровня аккумулятора средств для и собственно инвестора, без чего стабилизация и подъем экономики страны предоставляются проблематичными. Тем более, что ресурсы для оживления инвестиций имеются внутри банковской системы. Это- средства в обязательных резервах кредитной системы, депонируемых в Банке России, которые при уменьшении резервных норм могут быть использованы для расширения активных операций, в частности, для оживления инвестиций, причем практически без инфляционного эффекта- как отчисления в основном от обеспеченных реальным движением товаров и услуг денежных средств, поступивших на расчетные счета и во вклады (выручка, зарплата и т.п.).

Корректировка норм резервирования, являющиеся одним из административных методов денежно- кредитной политики, представляется вполне реалистичной: ресурсная база банков второго уровня изменяется достаточно быстро: за недоначисление средств в обязательные резервы в России предусмотрены жесткие санкции; на избыток средств в обязательных резервах процентный доход не --выплачивается, как и по обязательным резервам в целом.

Благоприятный инвестиционный климат в стране способствует стабилизации экономики и банковской системы, а средства обязательных резервов помимо уже известных направлений использования имеют массу нереализованных возможностей, также как и сама политика резервных требований.

    Поэтому целями данной работы являются:

- Изучение порядка формирования обязательных резервов на основании законодательного и инструктивного материала Банка России, особенностей политики резервных требований как в России, так и за рубежом, динамики изменения нормативов обязательного резервирования, а также контроля Банка России за выполнением кредитными организациями обязательных резервов.

- Доказательство того, что в процессе формирования и использования обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке России, произошли немалые изменения, но все же такой инструмент денежно-кредитной политики как резервные требования в нашей стране используется недостаточно эффективно.        

 


РЕЗЕРВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ.

1.1Сущность, значение, исторический экскурс возникновения резервных требований.

Необходимость формирования резервов на случай непредвиденного оттока наличности учитывали в своей деятельности еще предшественники современных кредитных институтов: менялы, ростовщики, часовых дел мастера, банкирские дома. И в более позднее время, когда появились классические коммерческие банки, но государственное регулирование было в зачаточном состоянии, особенности банковского производства (например, необходимость страхования ликвидности кредитных институтов) требовали от банкира наличия определенного количества резервов, прежде всего кассовых. Величина таких резервов определялась интуицией банкира, и хранились резервы непосредственно в кассе кредитного учреждения. По свидетельству американского экономиста Э. Рида до введения обязательных минимальных резервов и системы страхования депозитов (1933-1934 гг.) резервы кредитных институтов в среднем составляли 20-25%.

С появлением Центральных банков и развитием банковского регулирования на государственном уровне создается фонд обязательных резервов коммерческих банков и кредитных учреждений в Центральном Банке. Минимальные резервные требования к коммерческим банкам как инструмент денежно- кредитного регулирования впервые появился в США в 1913 г. и стали важнейшим составляющим элементом учрежденной Федеральной резервной системы.

В настоящие время минимальные резервные требования к кредитным институтам применяются практически во всех странах с рыночной экономикой, за исключением Канады и Люксембурга. Эффективность этого инструмента денежно- кредитного регулирования подтверждается как фундаментальными исследованиями денег и кредита (в частности, в трудах Пигу, Фишера, Фридмена, которые подчеркивают зависимость минимальных резервов, механизма банковского мультипликатора и объема и структуры денежной массы), так и мировой практикой.

В России минимальные резервные требования применяются также как источник погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами при отзыве лицензии на совершение банковских операций (статья 38 закона «О Центральном Банке России»). Тем не менее на практике процедура возврата денежных средств кредиторами из резервного фонда банка в Центральном Банке четко регламентирована. Возможно, было бы целесообразным передать часть суммы резервных отчислений для формирования резерва Корпорации по гарантированию вкладов (этот институт вводится в России в случае принятия Закона «О гарантировании вкладов граждан в банках», что, возможно, произойдет в начале 1997г.).

В Современной практике минимальные резервные требования используются преимущественно в инструментарии денежно-кредитного регулирования для решения долгосрочных проблем стабилизации денежного обращения и антиинфляционной борьбы. Резервные требования применяются для ограничения темпов роста денежной массы и регулирования спроса на банковские резервы. Для высокоразвитой банковской системы характерно применение минимальных резервных требований не как гаранта и фонда ликвидности кредитной системы, а как инструмента регулирования деятельности банков.

По общепризнанному мнению, минимальные резервы являются не только эффективным, но и сильнодействующим «экономическим лекарством»(П. Самуэльсон), поэтому применять его в денежно-кредитном регулировании и необходимо крайне осторожно, постоянно держа руку на пульсе экономики. Особенно опасны резкие перепады в дозировке этого «лекарства», что, к сожалению, стало постоянным явлением в банковской системе России.

Минимальные резервные требования к коммерческим банкам стала применяться в России с конца 80-хгг., когда происходило бурное развитие коммерческих банков. Государственным Банком СССР была установлена норма резервов в размере пяти процентов от суммы привлеченных средств. Однако даже такая скромная норма резервирования (по сравнению с действующими в настоящие время) считалось непомерно завышенной в газах политиков и банкиров. Центральный Банк Российской Федерации в 1991 г. издал известную Инструкцию №1 «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков», которой устанавливалась норма резервирования в размере двух процентов. В определенной мере это был политический шаг, так как в это время (1990-1991гг.) линия фронта в войне Центра и республик проходила в банковской системе. Спустя всего год, в 1992 г., норма резервирования всего за четыре месяца увеличилась до двадцати процентов. Правительство Гайдара быстро отбросило в сторону популизм и иллюзии, и стало проводить жесткую монетарную политику. Высокие нормы резервирования в условиях инфляции- краеугольный камень монетаристской политики.

Позднее нормы обязательных резервных требований были дифференцированы в зависимости от сроков ресурсов, привлекаемых коммерческими банками: по счетам до востребования- двадцать процентов; по срочным обязательствам коммерческого банка и кредитного учреждения – пятнадцать процентов.

Это изменения в резервной политике Центрального Банка можно рассматривать, безусловно, как прогрессивное явление. Мировая практика показывает, что дифференцированные нормы резервирования (в зависимости от видов кредитных учреждений, видов, величины и сроков пассивов) действует не только эффективно вследствие «более избирательного удара», нежели единые номы, но и более разумны в социальном аспекте.

С 1995г. Центральный Банк России стал более активно использовать резервные требования как инструмент денежно- кредитной политики. В правовую инфраструктуру России были внесены серьезные изменения.

В апреле 1995 г. Федеральным Собранием после парламентских дискуссий, длившихся почти год, был окончательно одобрен Закон «О Центральном Банке Российской Федерации». Вступивший в силу Федеральный Закон содержит достаточно много статей, регулирующих деятельность коммерческих банков.

Положения, относящиеся к регулированию, в новом Законе «О Центральном Банке» достаточно конкретны и нередко даже содержат числовые параметры, что, несомненно, является прогрессивным изменениям в банковском законодательстве России.

Таким образом, политика минимальных обязательных резервов становится одним из главных инструментов регулировании деятельности коммерческих банков в России.

Динамика обязательных резервов за последние годы свидетельствует о постоянном увеличении обязательных резервов как в абсолютном выражении, так и в удельном весе в денежном выражении. Таким образом, влияние резервных требований на состоянии банковской системы и всего народного хозяйства постоянно возрастает.

Многие экономисты и банкиры считают существующие в настоящее время в России нормы резервирования чрезмерно завышенными и даже вредными для экономического развития. Тем не менее этот вопрос достаточно дискуссионен.

Функции Территориальных Учреждений Банка России по регулированию фонда обязательных резервов в регионе

   При проведении ежемесячного регулирования размера обязательных резервов кредитной организации, подлежащих депонированию в Банке России, территориальное учреждение (расчетно-кассовый центр) Банка России со своей стороны заполняет строки:3. «Фактически внесено обязательных резервов на дату, установленную для предоставления Расчета-ВСЕГО», 4. «Подлежит дополнительному перечислению в обязательные резервы- ВСЕГО», 5. «Подлежит возврату излишне перечисленные средства обязательных резервов –ВСЕГО» (в том числе по соответствующим строкам «по обязательствам в рублях», «по обязательствам в иностранной валюте»,6. “ ВСЕГО по результатам зачета подлежит дополнительному перечислению в обязательные резервы», 7. «ВСЕГО по результатам зачета подлежит возврату излишне перечисленные средства обязательных резервов» графы «по данным территориального учреждения (расчетно-кассового центра) Банка России» приложения 1 к Положению на дату фактического проведения регулирования по Расчету. При их соответствии требования считаются выполненными кредитной организацией, и ей передается 2-йзкземпляр проверенного Расчета.

   В случае их несоответствия территориальное учреждение (расчетно-кассовый центр) Банка России в течение двух рабочих дней, не считая дня, установленного для предоставления Расчета, производит соответствующий перерасчет с кредитной организацией. При этом не позднее первого дна периода, установленного для перерасчета с кредитной организацией, территориальное учреждение (расчетно-кассовый центр) Банка России передает кредитной организации 2-й экземпляр исправленного Расчета, на основании которого кредитная организация не позднее последнего дня периода, установленного для перерасчета с территориальным учреждением (расчетно-кассовым центром)Банка России, обязана предоставить новое платежное поручение с отметкой «перечисление недовзноса в обязательные резервы» взамен ранее предоставленного либо платежное поручение на перечисление суммы недовзноса обязательных резервов в дополнение к ранее предоставленному платежному поручению.        

 В случае перевзноса средств в обязательные резервы, установленного по Расчету, либо по другим причинам территориальное учреждение (расчетно - кассовый центр) Банка России вправе в установленные сроки (п. 2.5 Положения 30 марта 1996 г. N 37 ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВАХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ДЕПОНИРУЕМЫХ В ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) для перерасчета обязательных резервов, провести проверку правильности составления Расчета и соответствия представленных в нем сведений данным бухгалтерского баланса и счетам синтетического и аналитического учета с выходом в кредитную организацию, результаты которой оформляются актом проверки.

В случае, если проверка не может быть проведена в сроки, установленные (п. 2.5 Положения 30 марта 1996 г. N 37 ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВАХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ДЕПОНИРУЕМЫХ В ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)для перерасчета обязательных резервов, руководитель территориального учреждения Банка России либо руководящий работник территориального учреждения (расчетно - кассового центра) Банка России, уполномоченный на это руководителем территориального учреждения Банка России, вправе продлить срок проверки, но не более чем на 2 рабочих дня.

При подтверждении проведенной проверкой суммы перевзноса средств в обязательные резервы, указанной в Расчете, территориальное учреждение (расчетно - кассовый центр) Банка России возвращает на корреспондентский счет кредитной организации сумму перевзноса не позднее двух рабочих дней после установленного срока представления расчета, а при продлении срока проверки - не позднее рабочего дня, следующего за днем ее окончания.

Возврат перевзноса средств в обязательные резервы на корреспондентский счет кредитной организации, открытый в подразделении расчетной сети Банка России, осуществляется территориальным учреждением (расчетно - кассовым центром) Банка России платежным поручением, выписываемым на основании распоряжения (форма произвольная), подписанного руководителем территориального учреждения Банка России либо руководящим работником территориального учреждения (расчетно - кассового центра) Банка России, уполномоченным на это руководителем территориального учреждения Банка России.

При не подтверждении проведенной проверкой суммы перевзноса средств в обязательные резервы, указанной в Расчете, кредитная организация представляет в территориальное учреждение (расчетно - кассовый центр) Банка России исправленный Расчет (в 2 экземплярах) и другие необходимые приложения.

В случае, если в течение периода, установленного для перерасчета, проверка не проводилась, территориальное учреждение (расчетно - кассовый центр) Банка России возвращает на корреспондентский счет кредитной организации излишне внесенную сумму обязательных резервов не позднее последнего рабочего дня, установленного для перерасчета.

При проведении регулирования размера обязательных резервов территориальное учреждение (расчетно - кассовый центр) Банка России в целях проведения перерасчета с кредитной организацией по обязательным резервам производит зачет между причитающимися по результатам регулирования платежами по балансовым счетам N 30201 и N 30203 (N 30202 и N 30204).

При проведении зачета делаются следующие внутренние бухгалтерские проводки в РКЦ Банка России и кредитной организации:

- в расчетно - кассовом центре Банка России:

Д-т сч. 30201

К-т сч. 30203

или

Д-т сч. 30203

К-т сч. 30201;

- в кредитной организации:

Д-т сч. 30204

К-т сч. 30202

или

Д-т сч. 30202

К-т сч. 30204

 

   Проведение проверки Расчетно-кассовым центром правильности составления расчетов обязательных резервных требований.

   В соответствии с п6.1 Положения Банка России «Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации» от 30 марта 1996 года №37, на основании поручения Главного территориального управления и поручения руководителя подразделения работниками отдела денежно обращения и экономического контроля производятся проверки правильности отражения на счетах бухгалтерского баланса обязательств, участвующих в расчете обязательных резервов. Для этого устанавливается период проверки согласно утвержденного плана.

   Проверки производятся сплошным и выборочным методами.

   Выборочная проверка производится с использованием ежедневных балансов банка (филиала), Расчетов регулирования размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Центральном Банке Российской Федерации по состоянию на 1 числа месяца(устанавливается планом), расшифровок к ним, журнала регистрации выпущенных банком ценных бумаг и других бухгалтерские документы.

   При проведении проверки рассматриваются следующие вопросы:

1) Обособленность исключения из Расчета пассивных остатков отдельных лицевых счетов балансовых счетов, предусмотренных в п. 2.2 Положения Банка России «Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном Банке Российской Федерации» от 30марта 1996 года№ 37 (далее Положение Банка России№37-У) на все даты проверяемого периода.

За проверяемый период остатки отдельных лицевых счетов, исключаемых из пассивных остатков балансовых счетов, перечисленных в п 2.2. Положения Банка России №37-У, должны быть равны 0.

2) Принадлежность денежных средств, учитываемых на счетах, перечисленных в п. 2.2.8 Положения Банка России№37-У к категории физических или юридических лиц в зависимости от получателя, исходя из реквизитов расчетных или иных документов (выборочно).Выборочно на даты проверки правильность отнесения денежных средств к категории привлеченных о т физических или юридических лиц в зависимости от получателя по балансовым счетам №№ 30223, 40911, 47422, 52301, 52303, 52304.

3) Достоверность расшифровок, представляемых филиалом в головную кредитную организацию, используемых при составлении расчета по обязательным резервам.

4) Своевременность списания и зачисления средств по счетам клиентов(выборочно). Проверка сроков нахождения сумм на балансовом счете №47416. Сроки нахождения сумм на данном счете должны не превышать 5 рабочих дней.

5) Правильность отражения денежных средств на отдельных счетах бухгалтерского учета, пассивные остатки которых не включаются в расчет обязательных резервов (№№ 315, 30222, 60311, 60322)

Наличие за проверяемый период данные балансового счета в ежедневных балансах банка и денежных средств, принятые от банка- доверительного управляющего.

6) Своевременность и полнота отражения номинальной стоимости собственных векселей в балансе филиала банка.        

    Результаты контроля за формированием кредитными организациями обязательных резервов, депонируемых в Банке России за 3 квартал 2002года. (по региону).

В третьем квартале 2002 года в кредитных организациях произведено 35 проверок правильности и достоверности составления Расчета обязательных резервов и 117 проверок отражения филиалами кредитных организаций обязательств на счетах бухгалтерского баланса, участвующих в расчете обязательных резервов. Проверено соответственно 57 и 160 Расчетов.

    Количество кредитных организаций, допустивших нарушения в Расчете обязательных резервов, в третьем квартале по сравнению со вторым кварталом снизилось с 18 до 11.

    Качественно, в соответствии с Методическими указаниями Банка России от 07.03.2001г. № 40-Т, проведены проверки в кредитных организациях по вопросу правильности и достоверности составления Расчетов обязательных резервов расчетно-кассовыми центрами, осуществляющими контроль за формированием обязательных резервов.

    Характер выявленных в третьем квартале нарушений сводится к следующему.

    Из общего количества банков, допустивших нарушения, 80% не соблюдали установленную методологическую расчета обязательных резервов, в частности допускали:

    - неправильное распределение общей суммы привлеченных средств на средства юридических и физических лиц, учитываемых на одних балансовых счетах №№ 30223, 40911, 47422;

    - неприменение порядка уменьшения пассивных остатков балансовых счетов на величину остатков счетов, подлежащих исключению из подсчета. Так, из пассивного остатка балансового счета№ 47422 "Обязательства банка по прочим операциям" не исключены пассивные остатки отдельных лицевых счетов по учету обязательств перед кредитными организациями, по счету № 47409 " Обязательства по аккредитивам по иностранным операциям" не исключены пассивные остатки отдельных лицевых счетов по учету импортных покрытых аккредитивов.

    Имели место факты несоответствия данных о ежедневных остатках привлеченных средств на балансовых счетах, включаемых в Расчет обязательных резервов, данным ежедневных балансов кредитной организации.  

  

          

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Минимальные резервные требования как инструмент денежно-кредитного регулирования выполнят две основные функции:

-создают условия для текущего регулирования банковской ликвидности, представляя собой инструмент «жесткого регулирования»;

-одновременно являются ограничителем кредитной эмиссии.

Причем значение второй функции постоянно возрастает, поскольку центральные банки все больше предпочтение отдают более гибким инструментам регулирования.

Банк России намерен в будущем году воздержаться от повышения нормативов обязательных резервов, имея в виду, то что эта мера может применяться лишь в исключительных случаях. Вместе с тем Банк России в 2003 году продолжит работу по совершенствованию действующего механизма обязательного резервирования и нормативной базы, применяемой при формировании кредитными организациями обязательных резервов, в рамках законодательства Российской Федерации.

Предполагается уточнить перечень резервируемых обязательств, порядок исключения из расчета обязательств кредитной организации перед другими организациями (в том числе по выпущенным ценным бумагам), порядок отнесения привлеченных средств кредитной организации к категории привлеченных средств юридических и физических лиц, установить период расчета обязательных резервов и расчета штрафа за нарушение порядка обязательного резервирования исходя из фактического количества календарных дней в месяце.   

 

Литература

1.Федеральный закон от 12.04.1995г. № 65-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями).

2.Федеральный закон от 03.02.1996г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями).

3.Указание о внесении изменений и дополнений в Положение Банка России «Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации от 30.03.96 №37» от 29 апреля 2002г №1143-У.

4. Инструкция Банка России от 01.10.1997г. №1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций» (с изменениями и дополнениями).

5. Правила ведения бухгалтерского учета в Центральном банке Российской Федерации (Банке России) от 18.09.1997г. №66 (с изменениями и дополнениями).

6. Годовой отчет Центрального банка Российской Федерации за 2001г.

7. Банковская система России. Настольная книга банкира. Кн.1.-М.: ТОО Инжинирингоколсантинговая компания «ДеКА»,1995Г.

8. Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт: Учебное пособие.-М.: ИНФРА-М,1996г.

9.Денежно-кредитная политика Центрального Банка.-М.:ЦПП Банка России,2000г.

10. Воронин Д.В. Минимальные резервные требования как инструмент регулирования деятельности коммерческих банков//Банковские услуги.//-1997г.-№1.

11. Крупнов Ю.С. Резервная политика коммерческих банков за рубежом // Банковское дело-1997г.-№3,4

12.Моисеев С.Б. Резервные отчисления как средства предотвращения кризиса // Финансист.-1999г.-№1.

13. Шустров А.А. Европейский центральный банк инструменты денежно-кредитной политики: Из мирового опыта-2000г.    

  

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................... 3

1. РЕЗЕРВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ......... 6

1.1Сущность, значение, исторический экскурс возникновения резервных требований.................... 6

1.2 Инструментарий денежно- кредитной политики........................................................................ 9

1.3 Методы определения величины резервных требований............................................................ 13

1.4 Выполнение обязательных резервов зарубежными коммерческими банками........................... 15

2.ПОРЯДОК РАСЧЕТА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ...................................................... 20

2.1Основные положения по резервированию................................................................................ 20

2.2 Расчет суммы обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России............... 24

2.3 Порядок учёта операций по формированию обязательных резервов....................................... 34

3.Контроль Банка России за выполнением кредитными организациями обязательных требований. 44

3.1 Проведение проверки правильности составления расчетов обязательных резервных требований. 44

3.2 Порядок начисления и взыскания штрафов за допущенные нарушения резервирования......... 48

3.3. Право внутримесячного снижения нормативов обязательных резервов.................................. 53

4. Функции Территориальных Учреждений Банка России по регулированию фонда обязательных резервов в регионе........................................................................................................................ 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................... 65

Литература......................................................................................................... 66

Приложение………………………………………………………………………

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Резервные требования в отношении обязательств коммерческих банков являются одним из основных инструментов денежно-кредитного регулирования центральных банков.

    Они предоставляют собой часть кредитных ресурсов банков и иных кредитных учреждений, содержащуюся по требованию Центрального банка на открытом в нем беспроцентном (как правило) счете.

    Резервная политика как часть современной монетарной политики центральных банков основана на изменении их требований к обязательным (минимальным) резервам коммерческих банков и других кредитных институтов.

    Минимальные резервные требования наряду с учетной политикой Центрального банка и операциями на открытом рынке являются основным инструментом денежно- кредитной политики государства, важнейшей политики, реализуемой в значительной мере посредством регулирования деятельности кредитных институтов. Обязательные резервы призваны регулировать ликвидность банковской системы, и устанавливаются для контроля денежных агрегатов и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

    В современной практике минимальные резервные требования используются преимущественно в инструментарии денежно- кредитного регулирования для решения долгосрочных проблем стабилизации денежного обращения и антиинфляционной борьбы. Резервные требования применяются для ограничения роста денежной массы и регулирования спроса на банковские резервы. Для высокоразвитой банковской системы характерно первостепенное применение резервных требований не как гаранта и фонда ликвидности кредитной системы, а как инструмента регулирования деятельности банков.

    Актуальность данной темы обусловлена еще и тем, что в России минимальные резервные требования применяются как источник погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами при отзыве лицензии на совершение банковских операций, хотя это и характеризует российскую банковскую систему как далеко не высокоразвитую, но в условиях экономической и банковской кризисной ситуации в нашей стране это крайне важно.

    Последствия экономического кризиса в России на какое-то время отодвигают, но какое-то время отодвигают, но отнюдь не снимают вопросы достижения банковским сектором качественно нового уровня, в частности уровня аккумулятора средств для и собственно инвестора, без чего стабилизация и подъем экономики страны предоставляются проблематичными. Тем более, что ресурсы для оживления инвестиций имеются внутри банковской системы. Это- средства в обязательных резервах кредитной системы, депонируемых в Банке России, которые при уменьшении резервных норм могут быть использованы для расширения активных операций, в частности, для оживления инвестиций, причем практически без инфляционного эффекта- как отчисления в основном от обеспеченных реальным движением товаров и услуг денежных средств, поступивших на расчетные счета и во вклады (выручка, зарплата и т.п.).

Корректировка норм резервирования, являющиеся одним из административных методов денежно- кредитной политики, представляется вполне реалистичной: ресурсная база банков второго уровня изменяется достаточно быстро: за недоначисление средств в обязательные резервы в России предусмотрены жесткие санкции; на избыток средств в обязательных резервах процентный доход не --выплачивается, как и по обязательным резервам в целом.

Благоприятный инвестиционный климат в стране способствует стабилизации экономики и банковской системы, а средства обязательных резервов помимо уже известных направлений использования имеют массу нереализованных возможностей, также как и сама политика резервных требований.

    Поэтому целями данной работы являются:

- Изучение порядка формирования обязательных резервов на основании законодательного и инструктивного материала Банка России, особенностей политики резервных требований как в России, так и за рубежом, динамики изменения нормативов обязательного резервирования, а также контроля Банка России за выполнением кредитными организациями обязательных резервов.

- Доказательство того, что в процессе формирования и использования обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке России, произошли немалые изменения, но все же такой инструмент денежно-кредитной политики как резервные требования в нашей стране используется недостаточно эффективно.        

 


РЕЗЕРВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ.

1.1Сущность, значение, исторический экскурс возникновения резервных требований.

Необходимость формирования резервов на случай непредвиденного оттока наличности учитывали в своей деятельности еще предшественники современных кредитных институтов: менялы, ростовщики, часовых дел мастера, банкирские дома. И в более позднее время, когда появились классические коммерческие банки, но государственное регулирование было в зачаточном состоянии, особенности банковского производства (например, необходимость страхования ликвидности кредитных институтов) требовали от банкира наличия определенного количества резервов, прежде всего кассовых. Величина таких резервов определялась интуицией банкира, и хранились резервы непосредственно в кассе кредитного учреждения. По свидетельству американского экономиста Э. Рида до введения обязательных минимальных резервов и системы страхования депозитов (1933-1934 гг.) резервы кредитных институтов в среднем составляли 20-25%.

С появлением Центральных банков и развитием банковского регулирования на государственном уровне создается фонд обязательных резервов коммерческих банков и кредитных учреждений в Центральном Банке. Минимальные резервные требования к коммерческим банкам как инструмент денежно- кредитного регулирования впервые появился в США в 1913 г. и стали важнейшим составляющим элементом учрежденной Федеральной резервной системы.

В настоящие время минимальные резервные требования к кредитным институтам применяются практически во всех странах с рыночной экономикой, за исключением Канады и Люксембурга. Эффективность этого инструмента денежно- кредитного регулирования подтверждается как фундаментальными исследованиями денег и кредита (в частности, в трудах Пигу, Фишера, Фридмена, которые подчеркивают зависимость минимальных резервов, механизма банковского мультипликатора и объема и структуры денежной массы), так и мировой практикой.

В России минимальные резервные требования применяются также как источник погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами при отзыве лицензии на совершение банковских операций (статья 38 закона «О Центральном Банке России»). Тем не менее на практике процедура возврата денежных средств кредитор


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.